СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нормы нравственности в притчах, пословицах и поговорках. Правила твоей жизни.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока ОРКСЭ ,4 класс "Нормы нравственности в притчах и поговорках. Правила твоей жизни" 

Просмотр содержимого документа
«Нормы нравственности в притчах, пословицах и поговорках. Правила твоей жизни.»

Предмет Основы религиозных культур и светской этики в 4 классе

Учебник М.Т.Студеникин «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс. Москва «Русское слово» 2012г.

Тема: Нормы нравственности в притчах, пословицах и поговорках. Правила твоей жизни.


Цель: -помочь в осмыслении притч; различать нравственную составляющую в поступках литературных героев и окружающих;

-оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников) с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

-формулировать адекватные суждения относительно природных и культурных явлений;


Планируемые результаты:

предметные: работать с текстом, отбирать опорные (ключевые) слова для доказательства своих умозаключений;

метапредметные: формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, анализировать притчи, отвечать на вопросы учителя на основе литературного текста;

личностные: осмысливать нравственно-этические ценности на основе совместного обсуждения проблем, с которыми люди сталкиваются в жизненных ситуациях;


Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, выставка книг по теме урока, карточки с заданиями, толковые словари В.И.Даля, презентация в PowerPoint.


Ход урока

1.Организационный момент. Настой на урок.

Читает учитель:

Не груби, не задавайся —

Чаще людям улыбайся,

Помогай, когда сумеешь,

Быть внимательным старайся!

Помни: добрые поступки

Обязательно вернутся,

И к тебе другие люди

С добротою отнесутся!


2. Формулирование темы и цели урока.

Учитель: Чему нас учит это стихотворение? О чем пойдет речь на уроке?

Добрыми могут быть не только поступки, дела человека , но и …..

соберите из рассыпавшихся букв слова.


Ученики собирают в группах слова :мысли, советы.


Прочитайте вслух, что у вас получилось.

МУДРЫЕ МЫСЛИ И МУДРЫЕ СОВЕТЫ.

Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

Ученики предлагают свои варианты

Мы с детства знакомы с вами с такими кладезями словесной мудрости. Что это?


Пословицы и поговорки.


Верно.

Назовите пословицы и поговорки, которыми вы бы хотели поделиться с одноклассниками сейчас.


Ученики называют поговорки и пословицы.


3. Актуализация знаний.

А я вам хочу предложить еще один словесный источник мудрости. Откройте толковый словарь В.И.Даля по закладке и прочитайте словарную статью.

Ученики читают вслух: Притча — это короткая история, поучительный рассказ на какую-нибудь нравственную тему.


В притче заключена мудрость наших предков. Зачастую притчи писали для детей. Раньше они использовались как один из способов воспитания детей, поскольку понятны каждому ребенку, легко запоминаются и максимально приближены к реальности. Тем самым притчи и отличаются от басен, которые весьма аллегоричны и не всегда понятны юным слушателям.

4. Изучение нового

Учитель читает притчу о двух волках.


Беседа по содержанию. (Какое чувство вызвала у вас притча? Какой смысл заключен в ней? Выясняется, понятен ли детям смысл притчи.) Приведите ситуацию из жизни, к которой уместно применить вывод из этой притчи.

Ученики приводят свои примеры.

5.Физическая минутка


6. Работа в группах

Сейчас вы поработаете в группах:

Каждая группа знакомится со своей притчей: ученики читают, обсуждают, знакомят с ней весь класс (инсценировка, чтение по ролям).

Притча «О труде и лени»

Умер старик и оставил сыновьям наследство: старшему — дом, среднему — корову, младшему — рукавицы и топор.

Стал старший жить своим домом, средний — молоком торговать, а младший, — топором хлеб да соль разделывать.

Много ли мало ли лет прошло, только покосилась у нерадивого хозяина изба, убавила молока корова у ленивого коровника, а рукавицы и топор — хоть вёсла тесать, хоть рамы вязать. Города возводят, мосты наводят, плотины строят, мельницы ставят. Вот уж младший сын свой дом срубил, свою корову купил.

Подумали братья, что топор заколдованный, и решили утащить его. А топор не работает. Видно, не в одном топоре сила. Утащили они и рукавицы. Опять ничего.

А младший брат, мастер, новый топор и рукавицы купил и снова стал работать. Поняли братья, что дело не в топоре и рукавицах, а в умении. Тоже мастерами стали.

Притча «О лжи»

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой и боятся: «Попадёт нам дома!»

Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

— Я скажу, — говорит первый, — будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.

— Я скажу, — говорит второй, — что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.

— А я правду скажу, — говорит третий. — Правду всегда легче сказать, потому что это правда и придумывать ничего не надо.

Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка, глядь — лесник идёт.

— Нет, — говорит, — в этих местах волков.

Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь — вдвое.

Второй про деда рассказал, а дед тут как тут — в гости идёт. Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь — вдвое.

А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Пожурила его мама, да и простила.


Притча «Чей труд легче»

Показалось однажды венику, что у совка более лёгкая работа. Ну что в ней такого: лежи, да жди, пока в тебя сор наметут!

А совок сам давно уже мысль затаил, что его доля тяжелее. То ли дело у веника: знай, мети себе в удовольствие!

И решили они однажды своими работами поменяться.

Веник назвался совком.

Совок назвал себя веником.

И что тут началось!..

Совок стал по полу скрести, да и углы не забывал. А веник мусор, что на него сыпали, в ведро относить.

Пришли хозяева и ужаснулись. Весь пол исцарапан, обои ободраны, всюду сор, а в центре комнаты совок и веник без сил лежат.


Притча « О мелочах жизни»

Однажды старец гулял по морскому  берегу и вдруг заметил  мальчика, поднимавшего что-то с песка и  бросавшего  в море. 
Когда он подошел поближе то увидел, что тот берет  с песка морские звезды, выкинутые на берег недавним штормом и бросает их обратно. Морские звезды  окружали его со всех сторон, весь берег был буквально усеян ими на несколько сотен метров.— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? - спросил он мальчика, подходя ближе.— Прилив начнется только завтра утром, но  если  они останутся на берегу до завтрашнего утра, то скорее всего  погибнут, - ответил малыш, не прерывая  своего занятия. 
— Но оглянись и посмотри вокруг, на берег выкинуты тысячи  морских звезд, неужели ты полагаешь, что можешь что-то изменить своими действиями? Мальчик поднял следующую морскую звезду и бросив ее в море произнес:— Да, я смогу изменить очень многое ... для этой звезды! 
 Старец  ничего не сказал в ответ, отошел в сторону и подумал. Ведь наша жизнь состоит из мелочей, и очень редко появляется возможность сделать сразу очень много хорошего. Тот, кто ждет  возможности совершить сразу многое, никогда ничего не сделает. 


7.Обсуждение услышанных притч.

Приведите ситуацию из жизни, к которой уместно применить вывод из этих притч.

Варианты ответов

8.Итог

Соотнесите притчи, услышанные на уроке, с пословицами или поговорками, предложенными мною.


Не суди о человеке по словам ,а суди по делам

Больше дела-меньше слов

В чужом саду малина слаще

Кто чужого пожелает, тот свое потеряет

У лжи длинные уши-ото всюду видать

Одной рукой собирай, другой-сей


9. Рефлексия

Выберите и продолжите любое предложение.

На сегодняшнем уроке я узнал...

После урока мне захотелось...

Сегодня я сумел...

  • Притчи научили меня…

10.Домашнее задание

Для стенда в классе принести на листе А4 записанную и проиллюстрированную притчу, мудростью которой вы бы хотели поделиться с одноклассниками.