СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нормы русского литературного языка как основа речевой культуры

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элективный курс предназначен для старшеклассников, изучающих русский язык, как на профильном уровне, так и на базовом. Электив  представляет собой систему занятий, расширяющих и углубляющих содержание разделов стилистики и риторики, предполагает расширение знаний учащихся о речевых нормах с целью предостережения их от использования языковых средств, лежащих за пределами норм литературного языка.

    Данный курс  призван усилить внимание к проблеме культуры речи учеников,  восполнить недостающие знания, имеющие большое значение в дальнейшей жизни.

Просмотр содержимого документа
«Нормы русского литературного языка как основа речевой культуры»






Программа

элективного курса по русскому языку

для обучающихся 10 класса









Программа курса составлена на основе программы Остер Натальи Рафаиловны,

учителя русского языка и литературы г. Вольска.




Учитель русского языка и литературы

Галимова Венера Камоловна

















Элективный курс по русскому языку

«Нормы русского литературного языка как основа речевой культуры» для учащихся 10 класса.

Учебная программа составлена в соответствии с Законами Российской Федерации и Республики Башкортостан «Об образовании», «О языках народов Башкортостан» на основе базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РБ, утвержденных министерством РБ.


Пояснительная записка.


Язык имеет важнейшее значение в становлении личности. Язык народа – исторический аккумулятор его культуры, его интеллектуальных и духовных ценностей, поэтому независимо от профессиональной ориентации преподавание основ культуры речи необходимо в общеобразовательной школе. «Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутье родного языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием – самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности», - писал известный лингвист В.В.Виноградов.

Именно поэтому стоит изучать культуру речи как часть общечеловеческой культуры, позволяющую не только хорошо общаться, но и создавать уникальные образцы литературно-художественного творчества. Особенно важна культура речи для молодых людей, чья социально-психологическая адаптация в мире только начинается: насколько успешно подросток будет выстраивать свою коммуникативную деятельность, настолько успешным и комфортным будет его положение в обществе.

К сожалению, современное состояние русской речи оставляет желать лучшего. На фоне происходящих положительных процессов культурного роста наблюдаются и прямо противоположные процессы: культурный спад, проникновение жаргонных и сленговых выражений в стили русского литературного языка. Это побуждает учителей обращать особое внимание на культуру речи как на обязательную составляющую школьного образования.

Требования культуры речи высоки. Даже если вы абсолютно грамотны и можете выразить свою мысль на чистом литературном языке, вы должны самокритично признать, что ваша речь могла бы быть ярче, богаче, если бы вы знали все секреты истинно хорошего слога. Ведь говорить и писать правильно и говорить и писать хорошо не есть одно и то же.

Кроме правильности, культура речи предъявляет к нам требования простоты и ясности в выражении мысли, логичности и точности речи, ее информативной насыщенности и в то же время сжатости, богатства и разнообразия выразительных средств, образности и благозвучия.

Данный курс предназначен для учащихся 10 класса. Его значение в условиях современной школы определяется рядом факторов:

  • снижение речевой культуры общества в целом требует особого внимания к этой проблеме в школе;

  • на базовом уровне предпочтение отдается изучению орфографических и пунктуационных норм (правил) языка, поэтому представления учащихся о лексических, орфоэпических, грамматических, стилистических нормах нуждаются в систематизации;

  • совершенствование речевой культуры учащихся, углубление их знаний о законах правильной речи, воспитание интереса к истории родного языка создает предпосылки для выбора профильного предмета на следующем этапе обучения.

Целесообразность, актуальность и новизна курса.


Элективный курс предназначен для старшеклассников, изучающих русский язык, как на профильном уровне, так и на базовом. Электив  представляет собой систему занятий, расширяющих и углубляющих содержание разделов стилистики и риторики, предполагает расширение знаний учащихся о речевых нормах с целью предостережения их от использования языковых средств, лежащих за пределами норм литературного языка.

Данный курс призван усилить внимание к проблеме культуры речи учеников, восполнить недостающие знания, имеющие большое значение в дальнейшей жизни. Он направлен на формирование активной личности, способной жить и работать в соответствии с требованиями и реалиями современного мира.

Новизна данного курса заключается в его практической направленности (теоретические сведения, расширяющие и углубляющие языковые представления учащихся, реализуются в речевой деятельности, сочетающей устные и письменные формы работы), в преобладании аналитических, исследовательских приемов изучения материала.

Актуальность программы в том, что в ней рассматриваются типовые задания, которые чаще всего вызывают трудности в процессе выполнения тестов ЕГЭ. Задания на знание норм русского литературного языка предназначены не только для проверки подготовленности обучающихся по русскому языку, но и для оценки общей культуры обучающихся.


Характеристика учебного материала, методы и формы обучения


Учебный материал курса «Нормы русского литературного языка как основа речевой культуры» направлен на поддержание изучения профильного предмета, русского языка, предусматривает более глубокое овладение рядом специальных понятий, которые хотя и анализируются на уроках русского языка, но не рассматриваются в достаточно полном объеме и определенной системе.

Планирование занятий по данному курсу воспитывает стремление учащихся к самосовершенствованию, самообразованию, желанию реализовать свои творческие способности.


Цели курса:

расширение и углубление знаний учащихся о нормах языка как основе речевой культуры,

развитие их коммуникативных навыков, овладение правилами речевого поведения.




Задачи курса:

1) в рамках коммуникативной компетенции овладеть всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи в разных ситуациях общения, для чего:

  • углубить и расширить основные понятия науки о языковых стилях, культуре речи, о нормах русского языка;

  • научить различным приемам использования их выразительных средств.

2) в рамках языковой (лингвистической) компетенции обогатить словарный запас и грамматический строй речи, овладеть способностью к анализу и оценке языковых явлений и фактов в тексте, для чего:

  • познакомить учащихся с особенностями употребления той или иной стилистической конструкции (анализ образца) и использование ее в речи;

  • сформировать умение составлять собственные тексты различного стиля, применяя знания и умения в практике правописания, лексических норм современного русского языка, оценки своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

  • научить использовать в речи нормативные языковые факты, подготовить к выполнению заданий ЕГЭ

3) в рамках культуроведческой компетенции осознать язык как форму выражения национальной культуры, речевого этикета и культуры речи, для чего:

  • сформировать познавательный интерес учащихся к изучению русского языка;

  • выявить единицы языка, обеспечивающие формирование устной и письменной речи;

  • самостоятельно употреблять ту или иную стилистическую структуру предложения в собственной речи (как в отдельном высказывании, так и в связной речи);

  • пользоваться нормативными словарями и справочной литературой.


В результате изучения курса учащиеся должны:

  • знать основные аспекты культуры речи, требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в разных ситуациях общения,

  • соблюдать в практике речевого общения нормы литературного языка, фиксировать и исправлять нарушения норм,

  • анализировать языковые явления с точки зрения их соответствия нормам, редактировать текст, создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов,

  • интерпретировать тексты различной стилистической принадлежности,

  • соблюдать нормы речевого поведения, пользоваться словарями и справочниками.

Форма занятий: лекции с попутной беседой, эвристическая беседа, исследовательская работа в группах, тренинги, ролевые игры.

Методическое обеспечение программы.

В разработке занятий учитывались практическая направленность курса, ориентация на самостоятельную работу учащихся. Курс представлен  лекционными и  практическими занятиями.  На лекционных занятиях дается обзор системы языка,  классификация типичных речевых недочетов, повторяются нормы литературного языка. Каждое лекционное занятие завершается контрольными вопросами по теме. После каждой темы проводится практикум. На итоговом контрольном занятии учащиеся пишут тест по культуре речи и редактируют текст, предложенный учителем.

Практическая направленность курса:

Практическая направленность данного курса состоит в специальном отборе дидактического материала, часть которого представлена тестами ЕГЭ по русскому языку. Он призван научить стилистическому анализу текстов, помочь в определении типичных ошибок, допущенных из-за неправильного словоупотребления.  

Принципы, лежащие в основе курса:

  1. Научность: практические задания основаны на владении теоретической базой, знании основных законов языка, основополагающих понятий речевой культуры.

  2. Системность и последовательность: темы объединены в блоки, каждый из которых является частью общей структуры; последующий блок дополняет общую картину языкового явления.

  3. Культуросообразность: материал курса основан на русской культурно-языковой традиции. У учеников воспитывается отрицательное отношение к языковым явлениям, лежащим за пределами нормативной речи.

  4. Творческий характер заданий: например, интерпретировать языковые явления в тексте, ввести речевые элементы в готовый текст, создать свой текст в соответствии с речевой установкой и т. д.


Формы контроля и методы оценки компетенции учащихся:


промежуточныесамостоятельные работы; письменный и устный анализ текстов разной стилевой принадлежности; практические работы; самоконтроль и взаимоконтроль по вопросам, предложенным учителем и составленным самостоятельно; письменнае творческие работы;

итоговыеконтрольные работы, выполняемые с помощью электронных тренажеров; тесты.

Критерии оценки.


Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на следующих уровнях:

  • промежуточный после каждого раздела (проводится в форме теста или самостоятельной практической работы)

  • итоговый (в конце первого полугодия и по окончании курса) проводится в форме контрольных работ и защите творческих работ;

Особенность программы: успешность усвоения курса оценивается по пятибальной системе, определяется в процентном соотношении при выполнении контрольных работ: более 50 - 60% «3», от 60до 80% - «4», 80-100% - «5»), при защите проектных работ – ученик обладает основными знаниями материала, овладел основными навыками и приемами работы, проявляет творчество и инициативу.




Содержание и основные понятия курса.

Курс рассчитан на 35 часов



ПРОГРАММА КУРСА.


Тема 1 (3 часа)

1. Понятие о культуре речи. Речь устная и письменная. Три компонента культуры речи: нормативный, коммуникативный, этический.

2. Основные характеристики речи, условия культуры речи. Языковые нормы и критерии нормативности. Вариативность и норма.

Практикум.

Тема 2 (4 часа)

Нормы русского литературного языка.

1. Орфоэпические нормы современного русского языка.

  • Орфоэпия и фонетика. Динамичность орфоэпических норм, изменения в произношении слов. Два типа произношения. Произношение отдельных сочетаний звуков. Произношение иноязычных слов.

  • Русская акцентология. Особенности ударения в русском языке.

  • Благозвучие речи. Аллитерация и ассонанс как средства художественной выразительности. Звукопись. Звукообраз. Звукоподражание.

Практическая работа.

Тема 3 (7 часов)

2.Лексические нормы.

  • Лексика русского языка в процессе исторического развития и современное словоупотребление.

  • Исторические модификации лексики: историзмы и архаизмы, неологизмы, окказионализмы.

  • Заимствованные слова и их судьба. Стилистическая оценка заимствованных слов.

  • Лексическая сочетаемость. Тавтология, плеоназм, паронимия, омонимия, полисемия, синонимия.

  • Лексика ограниченного употребления (диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы). Диалектизмы и их стилистическая оценка. Жаргонизмы.

  • Экспрессивная лексика.

Практикум.

Тема 4 (5 часов)

Грамматическая правильность речи.

  1. Морфологические нормы

  • Род имен существительных. Склонение и род аббревиатур. Родительный падеж множественного числа. Специфика склонений географических названий.

  • Семантические оттенки кратких и полных форм прилагательных. Специфика образования форм степеней сравнения.

  • Глагол. Особенности употребления императива.

  • Грамматически правильное использование предлогов в речи. Синонимия союзов. Экспрессивный потенциал частиц. Роль междометий в речи.

Практикум.

Тема 5 (4 часа)

2. Синтаксические нормы

  • Особенности управления в русском языке. Трудные случаи согласования.

  • Грамматические нормы в предложениях с причастными и деепричастными оборотами.

  • Использование однородных членов как средства выразительности речи.

Практикум.

Тема 6 (4 часа)

3. Стилистические нормы (4часа).

  • Функциональные стили русского языка. Соотношение стилей и типов речи.

  • Стилистические ресурсы речи. Языковые средства книжного и разговорного стилей.

  • Тропы и стилистические фигуры.

Практикум.

Тема 7 (4 часа)

Речевой этикет (3 часа).

  • Культура речи и этические нормы общения.

  • Речевой этикет в представлении различных народов.

  • Из истории речевого этикета. Формулы речевого этикета.

Практикум.

Защита проектов (1 час).


Темы творческих работ (реферат, эссе, доклад, электронная презентация):

  1. Слово в художественном тексте.

  2. Не все ли равно, как мы говорим?

  3. Ораторами не рождаются. Некоторые приемы ораторского искусства.

  4. Игры со словом. Каламбуры уместные и неуместные.

  5. В творческом поиске. Как работали над словом классики русской литературы.

  6. Состав словаря профессиональной лексики.

  7. «Молодёжный жаргон. Какие мысли можно выразить средствами жаргона?»

  8. Причины появления просторечия в речи учащихся














Учебно-тематический план.

п/п

Тема

Кол-

во часов

Виды деятельности


Форма контроля

1

Введение. Понятие о культуре речи.

1

Лекция учителя. Составление опоры. Проблемная беседа.

Анализ отрывка из былины как произведения устного творчества

Составление таблицы, конспект.

2

Основные характеристики речи, условия культуры речи. Языковые нормы и критерии нормативности.

1

Лекция.

Наблюдение над текстом: определение граммати-ческих, стилистических, орфографических, этикет-ных норм русского языка.


Составление тезисного плана.

3

Практикум

1

Работа со словарями. Решение лингвистических задач.

Мини-проекты.

Нормы русского литературного языка.



Орфоэпические нормы современного русского языка.


4

Орфоэпия и фонетика. Динамичность орфоэпических норм, их вариативность, изменения в произношении слов.

1

Работа с орфоэпическим словарем.

Тренировочные упражнения. Маленькие секреты ораторского искусства (дыхательные упражнения, скороговорки)

Миниатюра

(рассуждение на основе предложенного тезиса).

5


Особенности ударения в русском языке.



1

Лекция.

Составление опоры. Работа с орфоэпическим словарем.

Тренировочные упражнения с помощью электронного тренажера.

Развернутый ответ по опоре «Причуды русского ударения»

6

Тайны звукописи. Благозвучность речи. Фонетические средства выразительности (аллитерация и ассонанс).

1

Работа в группах – интерпретация фонетических средств выразительности в стихах поэтов Серебряного века. Выразительное чтение стихов.

Миниатюра «Звучит слово».

7


Практикум

1

Орфоэпический практикум. Устранение отклонений от литературного произношения

Конкурс дикторов


Лексические нормы.


8

Лексика русского языка в процессе исторического развития и современное словоупотребление.

1

Лекция учителя. Составление опоры (схемы). Лексический анализ отрывков из произведений

Пушкина.

Устный развернутый ответ «Жизнь слова».

9

Исторические модификации лексики: историзмы и архаизмы, неологизмы, окказионализмы.

1

Работа с текстом с использованием словарей.

Составление словаря новой лексики

10

Заимствованные слова и их судьба.


1

Наблюдения над текстом. Работа со словарями.

Составление словаря заимствован-ных слов

11

Лексическая сочетаемость. Тавтология, плеоназм, паронимия, омонимия, полисемия, синонимия

1

Работа со словарем лингвистических терминов. Редактирование текстов.

Тест




12

Лексика ограниченного употребления (диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы).


1

Эвристическая беседа. Работа в группах - анализ отрывков из рассказов М. Шолохова («Родинка»), М. Пришвин («Синий лапоть», «Пиковая дама»)

Карточка самоанализа «Как я говорю»

13



Экспрессивная лексика.



1



Анализ текста.

Мини-исследование на тему «Эмоциональ-но-экспрессив-ные возмож-ности частей речи».

14


Практикум


1


Работа с текстом.

Работа с таблицей «Виды нарушений точности речи».

15

Контрольная работа.

1

Анализ текста, тестирование.

Тест по тексту.

Грамматическая правильность речи.



Морфологические нормы.


16

Род имен существительных. Склонение и род аббревиатур. Родительный падеж множественного числа. Специфика склонений географических названий.

1

Редактирование текста. Конструирование предложений,

анализ фрагментов текстов, создание «инструкции по применению»

Составление дидактического материала

17

Семантические оттенки кратких и полных форм прилагательных. Специфика образования форм степеней сравнения.

1

Выполнение упражнений на разграничение нормативных и ненормативных вариантов.

Составление дидактического материала

18

Особенности употребления неопределенной формы глагола

1

Редактирование текста. Анализ ошибок в морфологических формах.

Составление таблицы «очагов нарушений» и правильного употребления самостоятельных частей речи

19

Грамматически правильное использование предлогов в речи. Синонимия союзов. Экспрессивный потенциал частиц. Роль междометий в речи.

1

Создание опоры. Работа в группах (редактирование текстов).

Устное сообщение - обобщение на основе практической работы в группе.

20

Морфологический практикум.

1

Работа с текстами: разграничение нормативных и ненормативных вариантов.

Практические задания,

анализ текста.


Синтаксические нормы.



21

Особенности управления в русском языке. Трудные случаи согласования.

1

Наблюдения и выводы. Оформление выводов в виде опорной схемы. Работа в группах.

Составление дидактическо-го материала

22

Грамматические нормы в предложениях с причастными и деепричастными оборотами.

1

Упражнения на построение предложений с деепричастными и причастными оборотами.

Практические задания, конструирова-ние предложений.

23

Использование однородных членов как средства выразительности речи.

1

Конструирование предложений, анализ текста (роль однородных членов в отрывках из «Мертвых душ» Гоголя, «Евгения Онегина» Пушкина). Аналитический комментарий.

Введение однородных членов как средства выразительности в исходный текст

24

Практикум.

1

Наблюдения над текстом: определение характера нарушений синтаксических норм в предложениях.

Анализ синтаксического строя стихотворений


Стилистические нормы.




25

Функциональные стили русского языка. Соотношение стилей и типов речи.

1

Лекция учителя с элементами проблемной беседы. Составление опоры в виде схемы-таблицы. Работа в группах

Миниатюра. Передача информации в текстах разных стилей.

26

Стилистические ресурсы речи. Языковые средства делового и разговорного стилей.

1

Наблюдения над текстом. Разграничение нормативных и ненормативных вариантов.

Ролевая игра «Прием на работу»

27

Тропы и стилистические фигуры. Их использование в художественном и публицистическом стилях.

1

Интерпретация изобразительных средств в стихотворениях Цветаевой, Ахматовой, Бунина.

Анализ фрагментов произведений Паустовского, Солоухина, Астафьева

Анализ текста. Составление словарика лингвистичес-ких терминов.

28

Практикум. Анализ изобразительно-выразительных средств в текстах разных стилей.

1

Характеристика стилевых черт, выявление языковых средств, анализ их функций.

Сочинение-рассуждение – сравнительный анализ двух текстов.



Речевой этикет.



29

Речевой этикет. Культура речи и этические нормы общения.


1

Проблемная беседа. Ролевая игра.

Собирание материала для сообщения «Кто говорит шершавым языком?»

30

Речевой этикет в представлении различных народов.


1

Сообщения учащихся о речевом этикете. Классификация речевых формул

Разыгрывание различных речевых ситуаций.

31

Из истории речевого этикета. Формулы речевого этикета.

1

Лекция. Беседа.

Сообщения. Ролевая игра.

32

Практикум. Соблюдение правил речевого этикета в различных ситуациях общения.

1

Проблемная беседа. Редактирование текста.

Сообщение «Кто говорит шершавым языком?»

33

Контрольное тестирование.

1

Тестирование.

Тестирование на основе тестов ЕГЭ.

34

Защита исследовательских работ.

1

Презентация творческих проектов учащихся.

Защита проектов.

35

Обобщение изученного.


1


































Литература для учителя

  1. Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений русского языка. М., 1993

  2. Вартаньян Э. А. Путешествие в слово. М., Просвещение, 1982

  3. Васильева А.Н. Основы культуры речи. М., 1990.

  4. Голуб И.Б. Риторика: учебное пособие. М., Эксмо, 2005

  5. Горбачевич К. С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. СПб., 2000.

  6. Граник Г. Г. и др. Речь, язык и секреты пунктуации. М., Просвещение, 1996

  7. Григорян Л. Т. Язык мой – друг мой. Пособие для учителя. М., Просвещение, 1988

  8. Борунова С. Н. и др. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. Под ред. Аванесова Р. И. М., 1983

  9. Львова С.И. Уроки словесности. 5 - 9 классы. М., Дрофа, 2000.

  10. Мазнева О. А. Практикум по стилистике русского языка, учебное. пособие. М, Дрофа, 2006.

  11. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. М., Айрис, 2003

  12. Розенталь Д. Э., Словарь трудностей русского языка. 5-е изд. М., 2005


Литература для учащихся


1. Одинцов В.В., Иванов В.В., Смолицкая Г.П. и др. Школьный словарь иностранных слов. М., 1999.

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1992.

3. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. Под ред. Аванесова Р.И. М.,1989.

4. Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. М., 1991.

5. Подгаецкая И. М., Постникова И. И. Необъятный мир слова. Пособие для учащихся. М., Просвещение, 1995

6. Скворцов Л.И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. – М., 1996.

7. Шустрова Л. В. Лексическая стилистика русского языка. Экспериментальное учебное пособие для учащихся старших классов. М., 1995

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!