СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нормы словоизменения глаголов (поласкает – полощет, брызгает – брызжет и т.п.).

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Нормы словоизменения глаголов (поласкает – полощет, брызгает – брызжет и т.п.).»

Технологическая карта урока

Дата: ______________


Предмет: русский язык


Тема: 6 класс, № 187. Нормы словоизменения глаголов (поласкает – полощет, брызгает – брызжет и т.п.).

Тип: урок «открытия» новых знаний.

Цель: организация деятельности обучающихся для обучения правильно употреблять глаголы в речи; продолжать знакомство с языковыми нормами, лингвистическими словарями.

Планируемые результаты:

Предметные: характеризовать функции русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, приводить примеры использования русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения (в рамках изученного).Иметь представление о русском литературном языке.


Метапредметные:выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях.

Личностные: проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Русский язык». Установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.


Воспитательные: устранение имеющихся недостатков и пробелов в воспитании учащихся (нетактичность, недисциплинированность, необязательность, неаккуратность и т.д.); воспитание таких личностных качеств как умения преодолевать трудности, усидчивость, аккуратность при выполнении поручений и заданий, сила воли, упорство, настойчивость и т.д.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы, приемы организации учебной деятельности: словесный (рассказ, объяснение, беседа), наглядный (иллюстративный метод), практический (упражнения), метод проблемного обучения (исследовательский метод, частично-поисковый метод).

Межпредметные связи: связь с литературой.

Ресурсыурока: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2022/12/19/kultura-rechi-pravilnoe-upotreblenie-glagolov-tseli-uroka

Учебно-методический комплекс:учебник «Русский язык» 6 кл, 2 ч., Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов; наглядный материал, дидактический материал.





Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

Приветствие.


Проверьте свою готовность к уроку. На парте должны лежать:

-учебник;

-тетрадь;

-пенал;

-дневник.


- Запишите сегодняшнее число.


За индивидуальными карточками ко мне подходят…

Настраиваются на урок. Проверяют свою готовность к уроку.

М. Самоопределение, смыслообразование

Целеполагание Планирование учебного сотрудничества

II. Актуализация знаний. Целеполагание












Повторение.


С какой группой глаголов мы познакомились на прошлом уроке? (с недостаточными или дефективными глаголами)

Почему же они так названы? (не имеют форму 1-го лица единственного числа в настоящем или будущем времени)

Приведите примеры таких глаголов. (победить, дудеть, шкодить, ощутить и др.)

А как же правильно употреблять такие слова в речи? (форму слова не менять, а добавлять слова-помощники)


Вывод: отсутствуют в системе языка формы 1 лица от глаголов победить, убедить, очутиться, ощутить, чудить, дерзить, дудеть, гудеть, обессмертить, ерундить, шкодить, так как, образуемые теоретически, эти формы не очень приятны для слуха. Если необходимо употребить их в речи, следует использовать описательную форму: смогу убедить, хочу очутиться и т. д.

Сегодня мы рассмотри еще одну норму словоизменения глаголов. Они называются «изобилующие» (или избыточные).


Как вы понимаете слово «избыточные»?


В словаре русского языка С. И. Ожегова, есть такое определение_ избыточный – излишний, выходящий за пределы необходимого. Избыточная информация.


Тема: …


Какие задачи поставим перед собой?

Я хочу понять…

Я хочу научиться…



Теперь можем приступить к работе.

Отвечают по домашнему заданию. Определяют тему урока. Составляют плана на урок.


К. Умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме; оценивать высказывание товарища; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей.

III. Основная часть



Выясним, какие глаголы называются изобилующими (избыточными), и почему.

Рассмотрим некоторые слова:

полоскать

кудахтать

мурлыкать

плескаться

рыскать

колыхаться

брызгать


В какой форме употреблены эти глаголы? (инфинитив)


Попробуем образовать от данных слов глаголы настоящего времени:

полоскать: полощет – поласкает

кудахтать: кудахчет – кудахтает

мурлыкать: мурлычет – мурлыкает

капать: плещется - плескается

рыскать: рыщет – рыскает

колыхаться: колышется – колыхается

брызгать: брызжет - брызгает


Напомните, какое время мы образовывали? (настоящее)

Что видим, после образования этого времени? (у данных глаголов есть две формы настоящего времени)


Теперь объясните, почему же глаголы имеют такое название – «изобилующие»? (у всех глаголов по одной форме времен, а в данных словах есть две формы одного времени)


Следует отметить, что вторая форма настоящего времени носит разговорный характер.


А первая форма, колонка, записанная на доске, относится с литературному языку (книжной речи).

Трудности возникают при образовании форм повелительного наклонения от глаголов ехать, поехать. Формы ехаай(те) и едь(те) имеют просторечный оттенок и не должны употребляться в литературном языке. В качестве замены следует использовать форму - поезжай(те), хотя самого глагола поезжать в системе языка уже нет.

Глагол надеть (на кого-либо) обычно имеет при себе прелог на (или его можно подставить). Прямое дополнение при нем обычно выражается неодушевленным существительным: Он взял её руки и надел на палец кольцо.

Слово одеть (кого) обычно сочетается с дополнением без предлога, выраженным одушевленным существительным.

Одеть КОГО_ТО

Надеть ЧТО_ТО

Отвечают на поставленные вопросы учителя. Выполняют физминутку.

М. Умение строить логическое рассуждение.

IV. Первичное закрепление


Упр. 1. Подберите необходимое слово:

1) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.
2) Пожалуй, не то что галоши, а охотничьи сапоги в пору одеть, чтобы перейти улицу.
3) Андрей приютил племянника, одел и обул его, помог найти интересную работу.

Упр. 2. Выберите правильную глагольную форму.

1) Каждое утро ты (полощи, полоскай) рот. – А я и (полоскаю, полощу). 2) Лошадь стоит и (машет, махает) хвостом. 3) Пружина (двигает, движет) механизм. 4) В этом деле мною (двигает, движет) чувство сострадания. 5) С крыши (капает, каплет), и ночью образуются сосульки. 6) Мать (капает, каплет) валерьянку в стакан.

Двигаетперемещает, толкая или таща (двигает мебель) или приводит/приходит в движение (машина двигается). Движет — побуждает, руководит (мною движет чувство справедливости) или находится в движении (машина движется).

Слово «каплет» в разговорной речи используется в значении «протекает, пропускает влагу».

1) Каждое утро ты полоскай рот. – А я и полощу. 2) Лошадь стоит и машет хвостом. 3) Пружина двигает механизм. 4) В этом деле мною движет чувство сострадания. 5) С крыши каплет, и ночью образуются сосульки. 6) Мать каплет валерьянку в стакан.





Самостоятельная работа.

упр. 3. «Корректор».

Если вы хочете использовать глагол, то спрягать его нужно правильно, а не как того захотит говорящий. Куда это все они бежат? Я бежу себе помочь. Вы хочете, чтобы я вам по мог? Мы хочем сжечь старые листья.

Выполнение задания. Делают выводы.

К. Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений.

Оценивание усваиваемого содержания.

Контроль, коррекция, оценка.

V. Итог урока.

Рефлексия




Итог.

Рефлексия.

Я понял…

Я научился…

Было интересно…

Было трудно…

Оценки…

Открываем дневники, записываем домашнее задание:

Учить правило; кроссворд по теме «Недостаточные и изобилующие глаголы» (10 вопросы)



Спасибо за работу, урок окончен.

Анализируют проделанную работу на уроке. Оценивают свою деятельность. Записывают домашнее задание.

К.Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Самооценка;

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений


2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя