I.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности | Приветствие. Проверьте свою готовность к уроку. На парте должны лежать: -учебник; -тетрадь; -пенал; -дневник. - Запишите сегодняшнее число. За индивидуальными карточками ко мне подходят… | Настраиваются на урок. Проверяют свою готовность к уроку. | М. Самоопределение, смыслообразование Целеполагание Планирование учебного сотрудничества |
II. Актуализация знаний. Целеполагание | Повторение. С какой группой глаголов мы познакомились на прошлом уроке? (с недостаточными или дефективными глаголами) Почему же они так названы? (не имеют форму 1-го лица единственного числа в настоящем или будущем времени) Приведите примеры таких глаголов. (победить, дудеть, шкодить, ощутить и др.) А как же правильно употреблять такие слова в речи? (форму слова не менять, а добавлять слова-помощники) Вывод: отсутствуют в системе языка формы 1 лица от глаголов победить, убедить, очутиться, ощутить, чудить, дерзить, дудеть, гудеть, обессмертить, ерундить, шкодить, так как, образуемые теоретически, эти формы не очень приятны для слуха. Если необходимо употребить их в речи, следует использовать описательную форму: смогу убедить, хочу очутиться и т. д. Сегодня мы рассмотри еще одну норму словоизменения глаголов. Они называются «изобилующие» (или избыточные). Как вы понимаете слово «избыточные»? В словаре русского языка С. И. Ожегова, есть такое определение_ избыточный – излишний, выходящий за пределы необходимого. Избыточная информация. Тема: … Какие задачи поставим перед собой? Я хочу понять… Я хочу научиться… Теперь можем приступить к работе. | Отвечают по домашнему заданию. Определяют тему урока. Составляют плана на урок. | К. Умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме; оценивать высказывание товарища; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей. |
III. Основная часть | Выясним, какие глаголы называются изобилующими (избыточными), и почему. Рассмотрим некоторые слова: полоскать кудахтать мурлыкать плескаться рыскать колыхаться брызгать В какой форме употреблены эти глаголы? (инфинитив) Попробуем образовать от данных слов глаголы настоящего времени: полоскать: полощет – поласкает кудахтать: кудахчет – кудахтает мурлыкать: мурлычет – мурлыкает капать: плещется - плескается рыскать: рыщет – рыскает колыхаться: колышется – колыхается брызгать: брызжет - брызгает Напомните, какое время мы образовывали? (настоящее) Что видим, после образования этого времени? (у данных глаголов есть две формы настоящего времени) Теперь объясните, почему же глаголы имеют такое название – «изобилующие»? (у всех глаголов по одной форме времен, а в данных словах есть две формы одного времени) Следует отметить, что вторая форма настоящего времени носит разговорный характер. А первая форма, колонка, записанная на доске, относится с литературному языку (книжной речи). Трудности возникают при образовании форм повелительного наклонения от глаголов ехать, поехать. Формы ехаай(те) и едь(те) имеют просторечный оттенок и не должны употребляться в литературном языке. В качестве замены следует использовать форму - поезжай(те), хотя самого глагола поезжать в системе языка уже нет. Глагол надеть (на кого-либо) обычно имеет при себе прелог на (или его можно подставить). Прямое дополнение при нем обычно выражается неодушевленным существительным: Он взял её руки и надел на палец кольцо. Слово одеть (кого) обычно сочетается с дополнением без предлога, выраженным одушевленным существительным. Одеть КОГО_ТО Надеть ЧТО_ТО | Отвечают на поставленные вопросы учителя. Выполняют физминутку. | М. Умение строить логическое рассуждение. |
IV. Первичное закрепление | Упр. 1. Подберите необходимое слово: 1) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра. 2) Пожалуй, не то что галоши, а охотничьи сапоги в пору одеть, чтобы перейти улицу. 3) Андрей приютил племянника, одел и обул его, помог найти интересную работу. Упр. 2. Выберите правильную глагольную форму. 1) Каждое утро ты (полощи, полоскай) рот. – А я и (полоскаю, полощу). 2) Лошадь стоит и (машет, махает) хвостом. 3) Пружина (двигает, движет) механизм. 4) В этом деле мною (двигает, движет) чувство сострадания. 5) С крыши (капает, каплет), и ночью образуются сосульки. 6) Мать (капает, каплет) валерьянку в стакан. Двигает — перемещает, толкая или таща (двигает мебель) или приводит/приходит в движение (машина двигается). Движет — побуждает, руководит (мною движет чувство справедливости) или находится в движении (машина движется). Слово «каплет» в разговорной речи используется в значении «протекает, пропускает влагу». 1) Каждое утро ты полоскай рот. – А я и полощу. 2) Лошадь стоит и машет хвостом. 3) Пружина двигает механизм. 4) В этом деле мною движет чувство сострадания. 5) С крыши каплет, и ночью образуются сосульки. 6) Мать каплет валерьянку в стакан. Самостоятельная работа. упр. 3. «Корректор». Если вы хочете использовать глагол, то спрягать его нужно правильно, а не как того захотит говорящий. Куда это все они бежат? Я бежу себе помочь. Вы хочете, чтобы я вам по мог? Мы хочем сжечь старые листья. | Выполнение задания. Делают выводы. | К. Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений. Оценивание усваиваемого содержания. Контроль, коррекция, оценка. |
V. Итог урока. Рефлексия | Итог. Рефлексия. Я понял… Я научился… Было интересно… Было трудно… Оценки… Открываем дневники, записываем домашнее задание: Учить правило; кроссворд по теме «Недостаточные и изобилующие глаголы» (10 вопросы) Спасибо за работу, урок окончен. | Анализируют проделанную работу на уроке. Оценивают свою деятельность. Записывают домашнее задание. | К.Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности Самооценка; Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений |