1.Работа с таблицами: Морфологические нормы Им.п. мн.ч. имен существительных. 1) Двусложные слова с ударением на 1-м слоге, как правило, имеют окончание -а/-я: вечер - вечера, паспорт - паспорта, голос – голоса. Исключения: месяц - месяцы. 2) Многосложные слова с ударением на 2-м, 3-м и т.д. слоге обычно образуют формы на -ы/-и: аптекарь - аптекари, библиотекарь - библиотекари, компьютер - компьютеры, инженер - инженеры. 3) Слова с элементами -ер/-ёр имеют окончание -ы/-и: актёр - актёры, шофёр - шофёры, режиссёр - режиссёры, дирижёр - дирижёры и др. Это слова французского происхождения. 4) Слова латинского происхождения с элементом -тор - неодушевленные (предметы) имеют окончание -ы: рефлекторы, детекторы, рефрижераторы, конденсаторы. 5) Слова с -тор одушевленные (лица) имеют окончание -ы: авторы, лекторы, ректоры, конструкторы и окончание -а: доктора, директора,профессора.Почему же мы говорим лекторы, но профессора? Выбор объясняется традицией. 6) Различие в значение слов. В ряде случаев окончания -ы и -а служат для различения смысла слова: образы (художественные) - образа (иконы); проводы (при отъезде) - провода (электрические); цветы (растения) - цвета (окраска); пропуски (недосмотры) - пропуска (документы); поясы (географические) - пояса (одежды) и др. 2.Физминутка 3. Тренировочные упражнения. (синтаксический ,морфемный разборы) Врач прослушивает у ребенка тоны сердца. При написании картины художник использовал синие, белые, серые тона. |