СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Новая экономическая политика

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Новая экономическая политика»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«БАРАБИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»



Рассмотрено на заседании ЦМК


Протокол № ____от________________

Председатель Хританкова Н.Ю.

(Ф.И.О)













МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

КОМБИНИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Специальность 34.02.01 Сестринское дело (с базовой подготовкой)



Дисциплина: «История»

Тема 2.24. Новая экономическая политика

Разработчик – Петрова Ирина Сергеевна













2019



СОДЕРЖАНИЕ


МЕТОДИЧЕСКИЙ ЛИСТ 3

МОТИВАЦИЯ 4

ВЫПИСКА ИЗ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ» 5

ПРИМЕРНАЯ ХРОНОКАРТА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ 6

КОНТРОЛЬ ПО ПРЕДЫДУЩЕЙ ТЕМЕ 7

ИСХОДНЫЙ МАТЕРИАЛ 10

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО НОВОЙ ТЕМЕ 16

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 19





МЕТОДИЧЕСКИЙ ЛИСТ

Вид занятия – объяснение с демонстрацией наглядных пособий

Продолжительность – 90 мин.

Тип занятия – изучение нового материала


ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

1. В соответствии с ФГОС среднего (полного) общего образования определены учебные цели:

- Формировать знания об истории России и человечества в целом, представления об общем и особенном в мировом историческом процессе;

2. Развивающие цели:

- развивать понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1);

3. Воспитательные цели:

- воспитывать бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия (ОК 10).

Методы обучения – объяснительно-иллюстративный, репродуктивный с использованием мультимедийной презентации.

Место проведения занятия – аудитория колледжа.





МОТИВАЦИЯ

Период Новой экономической политики – важный период в развитии Советского государства. Именно в этот период, благодаря переходу на новую экономическую политику, страна вышла из экономического и политического кризиса после гражданской войны.

Данное занятие позволит познакомиться с Новой экономической политикой, ее целями и принципами, рассмотреть первые итоги НЭПа, а также способствует формированию бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, уважения социальных, культурных и религиозных различий (ОК 10)




ВЫПИСКА ИЗ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ»



Тема 2.24.

Новая

экономическая

политика.

Содержание учебного материала:

2

1,2

Переход к новой экономической политике. Новая экономическая политика: цели и принципы. Первые итоги.

Поиск исторической информации в источниках разного типа

Лабораторные работы

-


Практическое занятие

-


Контрольные работы

-


Самостоятельная работа обучающихся:

- чтение текста учебника [2, с.144-151 ] , ответы на вопросы.

- составление сравнительной таблицы

1







ПРИМЕРНАЯ ХРОНОКАРТА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

п/№

Наименование этапа

Время

Цель этапа

Деятельность

Оснащение

преподавателя

студентов

-1-

-2-

-3-

-4-

-5-

-6-

-7-

Организационный этап

3 мин.

Организация начала занятия, подготовка рабочего места студентов

Отмечает отсутствующих студентов в журнале

Староста называет отсутствующих студентов. Студенты организуют собственную деятельность: приводят в соответствие внешний вид, готовят рабочие места -тетради для составления конспектов.

Журнал, дневники оценки и самооценки


Контроль по предыдущей теме: «Политика «военного коммунизма»

25 мин.

Формирование знания об истории России человечества в целом, представления об общем и особенном в мировом историческом процессе

Инструктирует и организовывает опрос

Выполняют задания

Приложение №1

Мотивационный этап, целеполагание

2 мин

Формирование знания об истории России человечества в целом, представления об общем и особенном в мировом историческом процессе

Объясняет студентам цели занятия, важность изучения данной темы.

Слушают, задают вопросы,

Методическая разработка комбинированного занятия

Изучение нового материала

43 мин.

Формирование знания об истории России человечества в целом, представления об общем и особенном в мировом историческом процессе

Излагает конспект занятия, акцентируя внимание студентов на ключевых моментах. Координирует деятельность студентов при выполнении заданий, контролирует, вносит коррективы

Слушают, задают вопросы, конспектируют


Тетрадь для конспектов, опорный конспект


Выполнение заданий по изучаемой теме

15 мин

Проверка и закрепление знаний по изучаемой теме;

Формирование знания об истории России человечества в целом, представления об общем и особенном в мировом историческом процессе

Инструктирует и проводит устный фронтальный опрос

Дают устные ответы на контрольные вопросы

Приложение №2

Задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов

2 мин.

Формирование и закрепление знаний, развитие бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, уважения социальных, культурных и религиозных различий (ОК 10)

Устно проговаривает:

задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов,

озвучивает оценки.

Записывают задание, задают вопросы.


Приложение № 3



Приложение 1

КОНТРОЛЬ ПО ПРЕДЫДУЩЕЙ ТЕМЕ

«ПОЛИТИКА ВОЕННОГО КОММУНИЗМА»

Студенты письменно отвечают на 5 вопросов

1. Запишите термин, о котором идет речь

Экономическая политика советского государства в условиях разрухи и гражданской войны называется…

2. Запишите термин, о котором идет речь

Обязательная сдача крестьянами государству по твердым ценам всех излишков хлеба и других продуктов, введенная по всей стране декретом Совнаркома от 11.01.1919 года называется…

3. Запишите термин, о котором идет речь

Принудительное лишение частной собственности, изъятие части собственности от имени и по поручению государства, уполномоченными представителями в интересах конкретного адресата (Красная армия, беднота) называется…

4. Ответьте на вопрос

Военный коммунизм был направлен:

А) Подчинение экономике потребностям войны, максимальную мобилизацию всех ресурсов;

Б) Обеспечение технического превосходства России над странами Антанты;

В) Развитие рыночной экономики;

Г) Сращивание государственного и частного капиталов

5. Ответьте на вопрос

Какой из перечисленных терминов связан с политикой «военного коммунизма»:

А) Продразверстка;

Б) Социализация земли;

В) Аннексия;

Г) Директория


ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ ПО ПРЕДЫДУЩЕЙ ТЕМЕ

«ПОЛИТИКА ВОЕННОГО КОММУНИЗМА»

1. Военный коммунизм

2. Продразверстка

3. Интервенция

4. А

5. А



КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РАБОТЫ

«5» - работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, практическое умение и навыки.

«4» - работа выполнена в полном объеме самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Работа показывает знание теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работ.

«3» - работа выполняется при помощи преподавателя. Обучающиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают серьезные затруднения при самостоятельной работе.

«2» - выставляется в том случае, когда обучающиеся не подготовлены к выполнению работы. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.




ИСХОДНЫЙ МАТЕРИАЛ

НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Переход к новой экономической политике. Новая экономическая политика: цели и принципы. Первые итоги.

Вступительное слово преподавателя

Преподаватель: Население сократилось на 11 млн. человек. Сократились посевные площади, понизились урожаи. Понизились связи между городом и деревней. Объем промышленного производства составлял 12% от довоенного уровня, производительность труда упала на 80%. Топливный и энергетический кризис. 80% поступлений в казну шло за счет продразверстки, план которой выполнять было все сложнее. Недовольство населения экономической политикой большевиков породило крестьянские волнения, малую гражданскую войну и восстание в Кронштадте, все это вынудило большевиков отказаться от политики военного коммунизма. В начале 20-х годов в России был очевиден экономический и политический кризис.

Преподаватель: Опираясь на пройденный материал, давайте попробуем сформулировать основные причины перехода к НЭПу.

Причины и необходимость перехода к НЭП

  1. Последствия Гражданской войны.

  2. Выпуск бумажных денег и расстройство финансов.

  3. Необходимость восстановления разрушенного хозяйства.

  4. Массовые восстания крестьян, рабочих и армии.

  5. Крушение экономической системы военного коммунизма.

  6. Спад революционного движения на Западе.

Преподаватель: Среди населения происходит рост недовольств политикой большевиков. Тому подтверждением являются выдержки из исторических документов тех лет и народные волнения:

- крестьянские отряды Антонова, Махно – «Малая гражданская война». Лозунги – «Долой продразверстку», «Даешь свободу торговли», «Советы без коммунистов». «Крестьянская контрреволюция – опаснее, чем Деникин и Колчак вместе взятые» В.И.Ленин

- массовые выступления, митинги и забастовки рабочих в Москве и Петербурге. Требовали отмены спецпайков, выступали против политики большевиков

- Кронштадтское выступление матросов – последняя капля в недовольстве большевиками.

Кронштадтское восстание, его значение и итоги

Преподаватель: Выступление матросов в Кронштадте февраль – март 1921 года. Требования восставших:

Политические – предоставить свободу слова, печати, собраний, объединений для всех левых политических партий и объединений, освободить всех советских политических заключенных в связи с рабочими и крестьянскими выступлениями, провести перевыборы в Советы на основе многопартийности. «Советы без коммунистов»

Экономические – уравнение пайков для населения, предоставить право крестьянам распоряжаться своей землей и результатами своего труда .

Лидеры большевиков пытались уговорить восставших прекратить выступление, но не добились результата. В ночь с 17 на 18 марта начинается штурм крепости. Много погибших.

Результаты:

- часть восставших моряков ушла в Финляндию

- более 2100 человек было расстреляно

- 6500 человек отправлено в лагеря

- восстание показало необходимость перемен в политике и экономике

Х съезд ВКП(б)8-16 марта 1921 г.

Вопросы съезда:

О профсоюзах: спор между «рабочей оппозицией» (Шляпников, Колонтай), которые считали, что вся власть в экономике должна принадлежать профсоюзам и «платформой десяти» (Ленин, Троцкий, Зиновьев, Каменев и др.), главная идея – народным хозяйством может управлять только партия.

О единстве партии: «Резолюция о единстве партии» - запрет создания фракций внутри ВКП(б). Все фракции, платформы и группы внутри партии должны были быть распущены. Нарушение этих требований влекло исключение из партии. Запрет инакомыслия и свободы мнений внутри партии.

О замене продразверстки продналогом: после долгих споров продразверстка была заменена продналогом, который был почти в два раза меньше. На Х съезде был провозглашен курс на переход от политики военного коммунизма к Новой Экономической политике.

Точки зрения на НЭП

Ленин – сначала видел в НЭПе временную меру, но затем заявил, что НЭП – это всерьез и надолго, а коммунисты должны научиться торговать. После его смерти усилились противники НЭПа.

Часть рабочих и коммунистов воспринимали НЭП как отступление от завоеваний революции и стремились к его уничтожению.

После смерти Ленина большинство членов партии выступило против НЭПа

Мероприятия НЭП

  1. Замена продразверстки продналогом. Объявлялся весной и не мог быть увеличен.

  2. Излишки крестьяне могли продавать на рынке

  3. Разрешалась посредническая торговля

  4. Мелкие и средние предприятия возвращались прежним владельцам

  5. Отмена карточек, оплата по качеству и количеству труда

  6. 1922 г. – денежная реформа. Вводится золотой червонец 60 тыс. старых рублей, 5 долларам 15 центам США и был выше английского фунта-стерлинга

  7. Отмена трудовой повинности, устройство на работу через биржу труда

  8. Прекращение бесплатных услуг населению

  9. Перевод государственных предприятий на хозрасчет

  10. Возможность аренды предприятий, помещений, земли, техники кооперативам, частным лицам

  11. Возможность открыть одному владельцу кустарное или промышленное производство ( до 20 наемных рабочих).

  12. Развитие кооперации (сельскохозяйственной, кредитной, потребительской)

  13. Заключение договоров с зарубежными предпринимателями и создание совместных предприятий; привлечение иностранного капитала в экономику (концессия)

  14. Налаживание экономического сотрудничества с капиталистическими странами

Достижения НЭП

Во-первых, посевная площадь достигла довоенного уровня, в 1925 г. валовый сбор зерновых на 20% превысил среднегодовой сбор 1909 – 1913 гг., через год на уровень тех лет вышло животноводство;

Во-вторых, к 1925 г. удалось достичь 75% выпуска продукции тяжелой промышленности; в 1,5 раза выросла производительность труда; начался выпуск новой техники; было построено 200 электростанций; резко поднялась мелкая и кустарная промышленность;

В-третьих, конвертируемый рубль получил международное признание;

В-четвертых, плодотворно развивалась культура

Проблемы НЭПа

Преподаватель: Разные темпы развития промышленности и сельского хозяйства породили «ножницы цен» между городом и деревне 3 к 1. Сложился кризис перепроизводства сельскохозяйственных товаров в условиях дефицита товаров промышленности. В результате – кризисы НЭПа.

Преподаватель: Для систематизации сведений о проблемах НЭПа, давайте составим в тетрадях следующую таблицу:




Годы

Причины кризисов

Сущность

Последствия

1923

Политика большевиков, отдавших приоритет развитию промышленности. Неспособность промышленности обеспечить на достаточно качественном уровне потребности сельского хозяйства

«Кризис сбыта». Появление в народном хозяйстве «ножниц цен» - высоких цен на промышленные товары и низких на сельскохозяйственные продукты. Это затрудняло товарооборот между городом и деревней

Товарный голод на промышленные товары в деревне. Ликвидация кризиса путем сближения ценовых параметров.

1925

Отсутствие продуманной экономической политики развития НЭП

Кризис хлебозаготовок

Сохранение государственных заготовок хлеба и уменьшение его экспорта

1927-1928

Противоречия между рыночными и административно-социалистическими началами в экономике


Кризис хлебозаготовок

Ликвидация кризиса при помощи административно-правовых мер, свертывание НЭП



Преподаватель: Давайте рассмотрим различные точки зрения на проблемы выхода из кризиса политических деятелей:

1.Троцкий – давление на крестьянство, увеличить налоги на частников

2. Бухарин – за развитие НЭП, предоставить льготы крестьянам, скупать у них продукцию по более высоким ценам.

3. Сталин – предлагал совместить обе точки зрения

Преподаватель: В апреле 1925 года был взят курс на развитие НЭП – «Новый курс в НЭП». Предполагалось развитие товарности, строительство социализма в рамках НЭПа. Но фактически новый курс был сорван после принятия на 14 съезде партии в 1925 курс на индустриализацию, в 1926 г. – фактическое завершение НЭПа.

Преподаватель: Причины свертывания НЭП

Недовольство крестьянской бедноты и рабочих, которые имея небольшую зарплату, выступали за твердые цены;

Принятие программы строительства 300 новых предприятий требовало перекачки средств из сельского хозяйства в промышленность, что привело к давлению на крестьянство;

Партийное руководство и члены партии боялись угрозы реставрации капитализма;

Поводом для полного отказа от НЭП стал кризис хлебозаготовок 1927-1928гг.



Приложение 2

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО НОВОЙ ТЕМЕ

Опираясь на опорный конспект, а также на сеть-интернет, устно ответьте на вопросы (не оценивается)

1. Назовите основные причины перехода к НЭПу.

2. Какие социальные группы выступили против политики большевиков?

3. Назовите главные вопросы Х съезда партии.



ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ НА ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО НОВОЙ ТЕМЕ

1. Назовите основные причины перехода к НЭПу.

Причины и необходимость перехода к НЭП

  1. Последствия Гражданской войны.

  2. Выпуск бумажных денег и расстройство финансов.

  3. Необходимость восстановления разрушенного хозяйства.

  4. Массовые восстания крестьян, рабочих и армии.

  5. Крушение экономической системы военного коммунизма.

  6. Спад революционного движения на Западе.

2. Какие социальные группы выступили против политики большевиков?

Крестьяне, рабочие, матросы

3. Назовите главные вопросы Х съезда партии.

О профсоюзах, о единстве партии, о замене продразверстки продналогом



Приложение 3

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

чтение текста учебника [2, с.144-151 ] , ответы на вопросы.




СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Загладин Н.В., Симония Н.А. История России и мира в XX – начале XXI века. 11 класс / Н.В. Загладин, Н.А.Симония. – 9-е изд. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2011. – 480 с.

  2. Жукова Л.В. Справочник. История России с древнейших времен: для школьников и выпускников. ФГОС/Л.В.Жукова.- 11-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2018.- 527,[1]с.

  3. Самыгин П.С. История: учебное пособие для студентов средних профессиональных заведений [Текст]: / Самыгин П.С. – 17-е изд. – Ростов-на-Дону: «Феникс» - учебное пособие, 2012.- 474с.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!