СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Новая миссия классного руководителя

Нажмите, чтобы узнать подробности

В донном материале проводится анализ работы классного руководителя в условиях новых требований ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Новая миссия классного руководителя»

Новая миссия классного руководителя.

Воспитание – это обучение нравственной жизни. Воспитывая детей, мы учим их добиваться своих целей за свой счёт, пользуясь лишь нравственными средствами. Нравственность указывает нижнюю границу возможных для человека действий и поступков; через требования нравственности и переступить невозможно. Нравственность – граница дозволяемого совестью. А верхней границы нет, верх – духовность, а она бесконечна…

В течение этого учебного года наше школьное методическое объединение классных руководителей работало над несколькими методическими вопросами, один из которых – Новая миссия классного руководителя и Применение инновационных педагогических технологий в формировании духовно- нравственного здоровья учащихся в образовательном процессе.

Но в начале своего выступления хочу вернуться в прошлое…

С отменой коммунистических организаций в 90-ые как-то незаметно исчезла высокая, но единственно человеколюбивая задача школы – воспитание всесторонне развитой личности. Исчезли сразу все детские общественные организации и отлаженная работа с первичными коллективами классов. Образовалась пустота, вакуум осмысленного взаимодействия наставников и детей для решения совсем недетских проблем – адаптации и интеграции и вместе с ними – самоопределения и индивидуализации.

В результате этого многие молодые люди оказались предоставлены сами себе. Возник кризис и в педагогическом сообществе. А последствие этого – просто ужасные!

Конечно, школьная жизнь не остановилась: учителя ведут уроки, педагоги-организаторы проводят общешкольные традиционные мероприятия. Колёса у мельницы крутятся, жернова скрипят, но муки нет, и ничего продуктивного не «выпекается»: ни в головах, ни в душах молодых.

Жизнь в школах стала подчиняться известному закону физики: «Любое тело стремится к покою, если ему не придавать ускорение»…В классах стало скучно, ибо нельзя детскую жизнь сводить только к урочной повинности. Этот развал также сказался и на учебных результатах.

И вот, почувствовав неладное, президент выступил с идеей построения «Нашей новой школы». После этого документа Министерством Образования был разработан Федеральный образовательный стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина Российской Федерации и Профессиональный стандарт педагога. Эти документы мы с вами подробно изучали.

Но вернемся к постоянной константе образования – классному руководителю, наставнику, духовнику, «второй маме», без которого отечественная школа с размытыми семейными традициями воспитания обойтись еще долго не сможет. Детей в современных семьях мало, часто – один, инстинкты заботы о другом в младенчестве не разбужены, традиции социального воспитания забыты, о формировании трудовых навыков в нужном возрасте молодым родителям невдомек.

Но еще хуже – и школа сегодня буквально помешалась на ОБЖ, на защите молодого человека от самого себя, «создавая комфортные условия» для развития школьников, не осознавая, что комфорт – враг детского развития. Перестали ходить в походы, в парк, в лес – опасно! Да и хлопот много. Появилось выражение – «дети, укутанные в вату»: инфантильные, ленивые, не способные переносить малейшие трудности, совершать над собой усилия и получать высшее наслаждение от победы над собой.

Где, как ни в школе, должна быть создана атмосфера достойной, трудовой и справедливой жизни, кто, как ни классный руководитель, раскроет глаза слепому дитяте на ценности мнимые и подлинные, сделает прививку перед соблазнами современной больной и запутавшейся действительности?

Педагогическое преступление – готовить ребенка к ленивому комфорту!

Непосредственным организатором, мотиватором интегрированной деятельности школьников, как одаренных, так и «трудных» является именно классный руководитель. Ядром школьной детской жизни, где будут концентрироваться усилия всех субъектов деятельностей, будет сплоченный коллектив класса. По давней привычке родители, отдавая свое чадо в школу, отдают его именно классному руководителю, как защитнику, духовному наставнику, организатору интересной классной жизни, и надеются по окончании школы получить в свои руки молодого человека – приличного, окультуренного, способного жить среди людей и вести себя по-человечески. И если надежды оправдаются, то родители до конца жизни благодарны своему наставнику и судьбе за то, что его ребенку сильно повезло в самом начале жизни. Сознание именно этой миссии станет мотивом для классного руководителя вновь взвалить на себя новую-старую обязанность подготовки к выпуску из школы жизнеспособной личности выпускника.

Для осуществления духовно-нравственного воспитания в современной школе необходимы новые методы и приёмы – например интерактивные классные часы. В рамках этого вопросы был проведён семинар классных руководителей по теме: «Применение инновационных педагогических технологий в формировании духовно-нравственного здоровья учащихся в образовательном процессе», на котором мы познакомились с новыми современными формами проведения классных часов и мероприятий для осуществления воспитательного процесса в школе. После теоретической части была проведена методическая неделя по данной теме, на которой были применены элементы новых технологий. Например:

Неженцева С.В. провела классный час по теме: «Духовность – мерило нравственности»

Киселева И.Н. кл.час – «Мат – не наш формат»

Набатова Е.В. – « Я люблю тебя, Природа, Матушка-Земля!»

Царькова Е.П. – «Марафон общения»

Практика показала, что интерактивные классные часы развивают следующие качества ученика:

1. Готовность к планированию (упорядоченность мыслей - признак уверенности в знаниях);

2. Гибкость (восприятие идей других);

3. Настойчивость (достижение цели);

4. Готовность исправлять свои ошибки (воспользоваться ошибкой для продолжения обучения);

5. Осознание (отслеживание хода рассуждений);

6. Способсвуют воспитанию духовно – нравственной личности.

Это конечно только один из методов нравственного воспитания, который может применить классный руководитель в своей работе.

Вообще существует три подхода к воспитанию:

  1. Воспитание собой

  2. Насильственное воспитание

  3. Безразличие как ведущий принцип пассивного воспитания.



Когда закончив школу, выпускники не назовут любимого учителя, когда в их памяти осталась только традиционно обязательная рутина, когда школа мало или никак не повлияла на выбор жизненного пути, когда была мечта прийти 1 сентября, увидеть ребят, поговорить с ними и уйти навсегда, когда только неуспех, случайность, нудные уроки, и грустный взгляд любящих родителей, заставляют молчать и таить свои чувства, мысли, поступки, тогда мы с уверенностью можем сказать, что в школе всё победил второй и третий подход к воспитанию.

В конце своего выступления хочу озвучить несколько советов классным руководителям, чтобы их работа по воспитанию нравственной личности приносила только положительные результаты:

  1. Классный руководитель сообщает детям свой телефон и адрес, разрешив звонить и приходить, когда ребёнку плохо, требуется совет или помощь.

  2. Необходимо научиться ругать ребёнка весело и парадоксально.

  3. Показывать пример своим поведением, одеждой, лицом.

  4. Надо уметь менять роли и позиции, чтобы не поучать, не быть над детьми, а делать многое вместе.

  5. Уметь хранить детские тайны.

  6. Стараться поддерживать детей, уметь прощать, быть терпеливым.

  7. Уметь понять, организовать деятельность ребёнка, научить его и помочь важнее, чем постоянно поучать «как надо».

  8. У плохого педагога терпение видно на лице, у хорошего оно спрятано за доброй улыбкой.

  9. Надо уметь продвигать мысли, идеи, предложения и делать это так, чтобы им хотелось участвовать в этом.

  10. С детьми надо не просто общаться, с ними надо дружить, а это требует душевны усилий!

Таким образом: Педагог, который
не сковывает, а освобождает,
не подавляет, а возносит,
не комкает, а формирует,
не диктует, а учит,
не требует, а спрашивает,
переживёт вместе с ребёнком много вдохновляющих минут!





УДАЧИ НАМ ВСЕМ И ТЕРПЕНИЯ!
Спасибо за внимание!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!