Просмотр содержимого документа
«НОВАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС 1 класс»
НОВАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС 1 класс
Безотметочная система оценивания
- Правила безопасного оценивания (не скупиться на похвалу, хвалить исполнителя, не критиковать исполнение, ставить перед ребенком только конкретные цели, не ставить перед первоклассником несколько целей одновременно и т.д.)
- Развернутая словесная оценка учителя, иногда письменная, а раз в четверть – письмо ученику и родителям о том, каковы достижения и где следует постараться еще.
- Родительские собрания, где на фоне общего сообщения о результатах движения класса родители по лежащим перед ними работам ребенка могут увидеть его движение по сравнению со всем классом; здесь могут быть представлены и анонимные рейтинги контрольных работ.
- Индивидуальные беседы с родителями.
- Выставки всех продуктов учебной работы детей.
- Система портфолио (накопление продуктов детской учебной работы, начало которой связано с индивидуальным интересом учащегося, в портфолио фиксируются интересы ребенка и их динамика).
- Задания, не требующие оценки со стороны, они сами демонстрируют ученику уровень его достижений.
- Шкалы, отражающие динамику результатов.
- Шкалы, позволяющие видеть перспективу.
- Рейтинговая контрольная работа, где баллы определяются совместно с детьми, а затем каждый сам может определить результат выполнения.
- Система внеурочных образовательных событий (предметные игры, конкурсы, праздники, творческие экзамены, детские проекты и т.д.)
Какие нужны новые формы и методы оценки?
Помимо привычных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий
Главная задача учителя - научить
учеников самостоятельно оценивать свой труд, так как формирование самооценки, а именно адекватной – залог успешности ученика.
Алгоритм самооценки:
- Чему научился?
- За что себя можешь похвалить?
- Над чем ещё надо поработать?
- Какие задания тебе понравились, оказались трудными?
- Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)
- Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)
- Задание выполнено самостоятельно или с чьей-то помощью, верно или не совсем верно? (Учимся находить и признавать ошибки.)
Новые формы оценивания учебных достижений школьников
- Словесные поощрения ученика
- Приёмы оценивания планируемых предметных результатов ученика
- «Лист достижения ученика»
- «Лист самооценки ученика»
- «Портфель» ученика
Приёмы оценивания планируемых предметных результатов обучения
- Лесенка
- Волшебная линеечка
- Светофор, цветовые сигналы
- Знаковая символика (+, - )
«Лесенка достижений»
- Ученики на ступеньках лесенки отмечают, как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька- требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.
«Волшебные линеечки»
- На полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше
2
3
4
1
Цветовые сигналы «Светофор»
- Оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: зелёный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, красный – нужна помощь.
Лист индивидуальных достижений по литературному чтению учени___ 1 «Г» кл.
«Карта успеха» ученика (письмо)
Навыки письма
I четверть
Копирование слов
сентябрь
II четверть
октябрь
Размер букв
ноябрь
Наклон букв
III четверть
декабрь
Формы букв
Пробелы
февраль
IV четверть
март
Соединения
апрель
май
«Карта успеха» ученика (математика)
Умения и навыки
I четверть
Письмо цифр
сентябрь
II четверть
Нумерация до 100:
октябрь
ноябрь
запись
III четверть
декабрь
последовательность
февраль
сравнение чисел
IV четверть
Сложение и вычитание круглых десятков
март
Сложение двузначного числа с однозначным (без перехода через разряд)
апрель
май
Распознавание геометрических фигур на чертеже
Измерение длин с помощью линейки
Портфолио
Когда вам трудно жить без друга
И вы не видите успех,
Научит собирать заслуги
Порт-Филя, - это мой портрет.
Родился во Франции в городе Портфолио.
Задачи портфолио.
Систематическая работа с портфолио помогает учителям и родителям совместно с младшим школьником решать важные задачи:
своевременно отмечать успехи ученика;
- поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
- формировать умение учиться- ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
- содействовать дальнейшей успешной социализации школьников.
Структура портфолио
В состав портфолио могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, коммуникативной, физкультурно- оздоровительной, трудовой деятельности.
Цель формирования портфолио:
- Портфолио вводится с целью объективного фиксирования индивидуальных достижений школьников.
- Портфолио – коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
- Индивидуальная накопительная оценка (портфолио) - комплект документов, оценка предметных, метапредметных и личностных результатов, индивидуальных достижений, являющаяся основой для определения образовательного рейтинга выпускника начальной школы.
Организация накопительной системы оценки.
- Система оценки личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – «Портфель достижений» (Портфолио)
- «Портфель достижений» позволяет решить целый ряд задач:
- - сохранять результаты всех достижений ученика – учебных и внеучебных за все 4 года начальной школы. В течение года схожую задачу решают таблицы результатов, а «Портфель достижений» может собирать и накапливать её;
- - сохранить информацию о процессе решения задач учеником, о динамике его достижения и ошибок;
- - развивать у ученика умение учиться: самостоятельно обдумывать мотивы своих действий, ставить цель, планировать и организовывать её достижения, самостоятельно оценивать результат;
- - подтверждать эффективность труда учителя при аттестации, когда материалы «Портфеля достижений» могут пройти внешнюю оценку, фиксирующую прогресс ученика через сравнение исходных и конечных результатов.
Портфель достижений ученика
- творческие работы
- работы, отражающие
прогресс ученика в какой-либо области,
- продукты учебно-познавательной деятельности ученика
- доклады, сообщения
Правила оценочной безопасности
- 1. Не скупись на похвалу (не обязательно словесную: часто бывает достаточно улыбки, одобрительного кивка головой и т. п.)
- 2. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение.
- 3.»На бочку дёгтя – ложку мёда». Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нём.
- 4. Ставить перед ребёнком только конкретные цели.
- 5. «За двумя зайцами…» Не надо ставить перед первоклассниками несколько задач одновременно. Если вы сегодня ставите задачу не забыть про точки в конце предложения, простите ему, если он забыл как пишется заглавная буква Д.
- 6. Формула «Опять ты не…» - верный способ вырастить Неудачника.
- 7. Учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки.