Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Пивкинская средняя общеобразовательная школа»
641028, Курганская область Щучанский район с. Пивкино, ул. Ленина, д.22
Рассмотрена на заседании Утверждена
методического совета Приказ № 5 от «31» августа 2018
протокол № 1 от «30» 08. 2018г Директор школы ________Л.В.Ботова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА, ИЗУЧАЕМОГО НА БАЗОВОМ УРОВНЕ
астрономия
10-11 класс
|
|
Учитель физики и информатики Шапкин Михаил Юрьевич |
|
с. Пивкино, 2018 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу астрономии 10-11 класса составлена на основе следующих документов:
1) ФЗ от 29.12.2012г. №273 «Об образовании в РФ»;
2) Федеральный компонент государственного стандарта общего образования и федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений, реализующих программы общего образования (Приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089);
3) Федеральный базисный учебный план (Приказ МО и Н РФ от 09.03.2004г. №13/2);
4) Примерная программа учебного предмета АСТРОНОМИЯ 11 кл. (авторы программы Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут, М.: Дрофа, 2017г
5) Положение о рабочей программе педагога по предмету основного общего и среднего общего образования ОУ;
6) Федеральный перечень учебников (Приказ МО и Н РФ от 31.03.2014 №253);
Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной.
Цели и задачи изучения астрономии.
При изучении основ современной астрономической науки перед учащимися ставятся следующие цели:
понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений;
познакомиться с научными методами и историей изучения Вселенной;
получить представление о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях, и единстве мегамира и микромира;
осознать свое место в Солнечной системе и Галактике;
ощутить связь своего существования со всей историей эволюции Метагалактики;
выработать сознательное отношение к активно внедряемой в нашу жизнь астрологии и другим оккультным (эзотерическим) наукам.
Главная задача курса — дать учащимся целостное представление о строении и эволюции Вселенной, раскрыть перед ними астрономическую картину мира XX в. Отсюда следует, что основной упор при изучении астрономии должен быть сделан на вопросы астрофизики, внегалактической астрономии, космогонии и космологии.
Изучение учащимися курса астрономии в 10-11 классах способствует:
• развитию познавательной мотивации;
• становлению у учащихся ключевых компетентностей;
• развитию способности к самообучению и самопознанию;
• созданию ситуации успеха, радости от познания.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют:
• приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;
• овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности;
• освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенции
На основании учебного плана предусмотрено 17 часов в год на 10 -11 классы, 1 час в неделю. Уровень обучения – базовый.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов;
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий;
формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации;
формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.
находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;
анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;
на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;
готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников.
Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности должен системно-деятельностный подход. В соответствии с этим подходом именно активность обучающихся признается основой достижения развивающих целей образования — знания
не передаются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе познавательной деятельности.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, которая имеет следующие особенности:
цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;
учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей т. д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.
Учащиеся должны знать:
смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро;
определения физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;
смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера,
Ньютона, Леверье, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, , Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна.
Учащиеся должны уметь:
использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;
решать задачи на применение изученных астрономических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации
стественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах;
владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смылопоисковой, и профессионально-трудового выбора.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Лабораторные и практические | Контрольные и диагностические мероприятия |
1. | Астрономия, ее значение, связь с другими науками | 2 | 0 | 1 |
2. | Практические основы астрономии | 5 | 1 | 1 |
3. | Строение Солнечной системы | 7 | 1 | 1 |
4. | Природа тел Солнечной системы | 8 | 1 | 1 |
5 | Солнце и звёзды | 6 | 0 | 2 |
6 | Строение и эволюция Вселенной | 5 | 0 | 2 |
7. | Жизнь и разум во Вселенной | 1 | 0 | 0 |
8 | итого | 34 | 3 | 8 |
Содержание учебного предмета
(17 часов в год на 10 -11 классы, 1 час в неделю)
Астрономия, ее значение и связь с другими науками
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности
астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.
Демонстрации.
1. портреты выдающихся астрономов;
2. изображения объектов исследования в астрономии.
Предметные результаты освоения темы позволяют:
• воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и математикой;
• использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа.
Практические основы астрономии
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
Предметные результаты изучения данной темы позволяют:
• воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);
• объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;
• объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;
• применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.
Демонстрации.
1. географический глобус Земли;
2. глобус звездного неба;
3. звездные карты;
4. звездные каталоги и карты;
5. карта часовых поясов;
6. модель небесной сферы;
7. разные виды часов (их изображения);
8. теллурий.
Строение Солнечной системы
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный
параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Предметные результаты освоения данной темы позволяют:
— воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической
системы мира;
— воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и
сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры
объекта, астрономическая единица);
— вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры — по
угловым размерам и расстоянию;
— формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего
уточненного) закона Кеплера;
— описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения
по орбитам с различным эксцентриситетом;
— объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел
Солнечной системы;
— характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы.
Демонстрации.
1. динамическая модель Солнечной системы;
2. изображения видимого движения планет, планетных конфигураций;
3. портреты Птолемея, Коперника, Кеплера, Ньютона;
4. схема Солнечной системы;
5. фотоизображения Солнца и Луны во время затмений.
Природа тел Солнечной системы
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды и метеориты.
Предметные результаты освоения данной темы позволяют:
— формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о
формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;
— определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты
земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики,
кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты);
— описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;
— перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их
возникновения;
— проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и
составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;
— объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения
уникальной природы Земли;
— описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;
— характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их
значительных различий;
— описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при
движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;
— описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;
— объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения.
Демонстрации.
глобус Луны;
динамическая модель Солнечной системы;
изображения межпланетных космических аппаратов;
изображения объектов Солнечной системы;
космические снимки малих тел Солнечной системы;
космические снимки планет Солнечной системы;
таблицы физических и орбитальных характеристик планет Солнечной системы;
фотография поверхности Луны.
Солнце и звезды
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр — светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.
Предметные результаты освоения данной темы позволяют:
— определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);
— характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;
— описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к
поверхности;
— объяснять механизм возникновения на Солнце
грануляции и пятен;
— описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;
— вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;
— называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на
диаграмме «спектр — светимость»;
— сравнивать модели различных типов звезд ,с моделью Солнца;
— объяснять причины изменения светимости переменных звезд;
— описывать механизм вспышек новых и сверхновых;
— оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;
— описывать этапы формирования и эволюции звезды;
— характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.
Демонстрации.
диаграмма Герцшпрунга – Рассела;
схема внутреннего строения звезд;
схема внутреннего строения Солнца;
схема эволюционных стадий развития звезд на диаграмме Герцшпрунга – Рассела;
фотографии активных образований на Солнце, атмосферы и короны Солнца;
фотоизображения взрывов новых и сверхновых звезд;
фотоизображения Солнца и известных звезд.
Строение и эволюция Вселенной
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.
Предметные результаты освоения данной темы позволяют:
— объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв,
реликтовое излучение);
— характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и
кинематика);
— определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе
зависимости «период — светимость»;
— распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);
— сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;
— обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного
смещения» в спектрах галактик;
— формулировать закон Хаббла;
— определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости сверхновых;
— оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;
— интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу
гипотезы горячей Вселенной;
— классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее
расширения —Большого взрыва;
— интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна.
Демонстрации.
изображения радиотелескопов и космических аппаратов, использованных для поиска жизни во Вселенной;
схема строения Галактики;
схемы моделей Вселенной;
таблица - схема основных этапов развития Вселенной;
фотографии звездных скоплений и туманностей;
фотографии Млечного Пути;
фотографии разных типов галактик.
Жизнь и разум во Вселенной
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни.
Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радио-астрономии для связи с другими цивилизациями.
Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.
Предметные результаты освоения данной темы позволяют:
— систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной.
Календарно-тематическое планирование
№ урока п\п | № урока в разделе | Тема урока | контроль | Домашнее задание | Дата проведения |
По плану | По факту |
10 класс |
Астрономия, её значение и связь с другими науками. 2 часа. |
1 | 1 | Что изучает астрономия. | | § 1 | 1 Неделя | |
2 | 2 | Наблюдения – основа астрономии | Тест «Введение в астрономию» | § 2, пов. § 1 | 2 Неделя | |
Практические основы астрономии. 5 часов. |
3 | 1 | Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты | | §§ 3,4 | 3 Неделя | |
4 | 2 | Видимое движение звезд на различных географических широтах | | § 5 | 4 Неделя | |
5 | 3 | Годичное движение Солнца. Эклиптика | Самостоятельная работа по теме «Практические основы астрономии» | § 6 | 5 Неделя | |
6 | 4 | Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. | | § 7 – 8, готовиться к КР | 6 Неделя | |
7 | 5 | Время и календарь. | Контрольная работа №1 «Практические основы астрономии» | § 9, итоги 1 гл. | 7 Неделя | |
Строение Солнечной системы. 7 часов. | | |
8 | 1 | Развитие представлений о строении мира | | § 10 | 8 Неделя | |
9 | 2 | Конфигурации планет. Синодический период | | § 11 | 9 Неделя | |
10 | 3 | Законы движения планет Солнечной системы | | § 12 | 10 Неделя | |
11 | 4 | Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе | | § 13 | 11 Неделя | |
12 | 5 | Практическая работа с планом Солнечной системы | Практическая работа с планом Солнечной системы | Пов. §§ 10-13 | 12 Неделя | |
13 | 6 | Открытие и применение закона всемирного тяготения. | | § 14 (1) | 13 Неделя | |
14 | 7 | Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА) в Солнечной системе | Контрольная работа №2 «Строение Солнечной системы» | § 14 (2) Итоги 2 гл. | 14 Неделя | |
Природа тел Солнечной системы. 8 часов. | | |
15 | 1 | Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение | | §15-16 | 15 Неделя | |
16 | 2 | Земля и Луна - двойная планета | | § 17 | 16 Неделя | |
17 | 3 | Две группы планет | | Анализ табличных данных | 17 Неделя | |
11 класс | | |
18 | 4 | Природа планет земной группы | | § 18, сообщения | 18 Неделя | |
19 | 5 | Урок-дискуссия «Парниковый эффект - польза или вред?» | | Презентация | 19 Неделя | |
20 | 6 | Планеты-гиганты, их спутники и кольца | | §19 | 20 Неделя | |
21 | 7 | Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы). Метеоры, болиды, метеориты | Практикум «Природа тел Солнечной системы» | §20 | 21 Неделя | |
22 | 8 | Тест «Природа тел Солнечной системы» | Тест «Природа тел Солнечной системы» | Итоги 3 гл. | 22 Неделя | |
Солнце и звёзды. 6 часов. | | |
23 | 1 | Солнце, состав и внутреннее строение | | § 21 (1-3) | 23 Неделя | |
24 | 2 | Солнечная активность и ее влияние на Землю | | § 21(4) | 24 Неделя | |
25 | 3 | Физическая природа звезд | | §§ 22-23 | 25 Неделя | |
26 | 4 | Переменные и нестационарные звезды. Эволюция звезд | | § 24§ | 26 Неделя | |
27 | 5 | Тест «Солнце и Солнечная система» | Тест «Солнце и Солнечная система» | Итоги 5 гл. | 27 Неделя | |
28 | 6 | Контрольная работа №3 «Солнце и звезды» | Контрольная работа №3 | | 28 Неделя | |
Строение и эволюция Вселенной. 5 часов. | | |
29 | 1 | Наша Галактика | | § 25 (1-2) | 29 Неделя | |
30 | 2 | Наша Галактика | | § 25 (3-4) | 30 Неделя | |
31 | 3 | Другие звездные системы — галактики | Самостоятельная работа по теме «Наша Галактика» | § 26 | 31 Неделя | |
32 | 4 | Космология начала ХХ в. | | § 27 | 32 Неделя | |
33 | 5 | Основы современной космологии | Тест «Строение и эволюция Вселенной» | § 28 | 33 Неделя | |
Жизнь и разум во Вселенной. 1 час. | | |
34 | 1 | Урок - конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?» | | § 29 | 34 Неделя | |