СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Новая рп астрономия 10-11 кл

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

РП на 34 часа (10 и 11 классы) с КТП по учебнику АСТРОНОМИЯ 11 кл. (авторы программы Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут, М.: Дрофа, 2017г)

Просмотр содержимого документа
«Новая рп астрономия 10-11 кл»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Пивкинская средняя общеобразовательная школа»

641028, Курганская область Щучанский район с. Пивкино, ул. Ленина, д.22


Рассмотрена на заседании Утверждена

методического совета Приказ № 5 от «31» августа 2018

протокол № 1 от «30» 08. 2018г Директор школы ________Л.В.Ботова



























РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО КУРСА, ИЗУЧАЕМОГО НА БАЗОВОМ УРОВНЕ


астрономия

10-11 класс










Учитель физики и информатики

Шапкин Михаил Юрьевич


 

 



 

    

с. Пивкино, 2018 год

Пояснительная записка.

Рабочая программа по курсу астрономии 10-11 класса составлена на основе следующих документов:

1) ФЗ от 29.12.2012г. №273 «Об образовании в РФ»;

2) Федеральный компонент государственного стандарта общего образования и федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений, реализующих программы общего образования (Приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089);

3) Федеральный базисный учебный план (Приказ МО и Н РФ от 09.03.2004г. №13/2);

4) Примерная программа учебного предмета АСТРОНОМИЯ 11 кл. (авторы программы Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут, М.: Дрофа, 2017г

5) Положение о рабочей программе педагога по предмету основного общего и среднего общего образования ОУ;

6) Федеральный перечень учебников (Приказ МО и Н РФ от 31.03.2014 №253);

Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной.

Цели и задачи изучения астрономии.

При изучении основ современной астрономической науки перед учащимися ставятся следующие цели:

  • понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений;

  • познакомиться с научными методами и историей изучения Вселенной;

  • получить представление о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях, и единстве мегамира и микромира;

  • осознать свое место в Солнечной системе и Галактике;

  • ощутить связь своего существования со всей историей эволюции Метагалактики;

  • выработать сознательное отношение к активно внедряемой в нашу жизнь астрологии и другим оккультным (эзотерическим) наукам.

Главная задача курса — дать учащимся целостное представление о строении и эволюции Вселенной, раскрыть перед ними астрономическую картину мира XX в. Отсюда следует, что основной упор при изучении астрономии должен быть сделан на вопросы астрофизики, внегалактической астрономии, космогонии и космологии.

Изучение учащимися курса астрономии в 10-11 классах способствует:

• развитию познавательной мотивации;

• становлению у учащихся ключевых компетентностей;

• развитию способности к самообучению и самопознанию;

• созданию ситуации успеха, радости от познания.

На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют:

• приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;

• овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности;

• освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенции

На основании учебного плана предусмотрено 17 часов в год на 10 -11 классы, 1 час в неделю. Уровень обучения – базовый.


Планируемые результаты изучения учебного предмета

  • формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов;

  • формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий;

  • формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации;

  • формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.

  • находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;

  • анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;

  • на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;

  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

  • извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;

  • готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников.

Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности должен системно-деятельностный подход. В соответствии с этим подходом именно активность обучающихся признается основой достижения развивающих целей образования — знания

не передаются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе познавательной деятельности.

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, которая имеет следующие особенности:

    1. цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;

    2. учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей т. д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;

    3. организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.

Учащиеся должны знать:

смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро;

определения физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;

смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, 

Ньютона, Леверье, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, , Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна.


Учащиеся должны уметь:

  • использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;

  • решать задачи на применение изученных астрономических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации 

  • стественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах;

  • владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смылопоисковой, и профессионально-трудового выбора.
















Календарно-тематическое планирование


п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Лабораторные и практические

Контрольные и диагностические мероприятия

1.

Астрономия, ее значение, связь с другими науками

2

0

1

2.

Практические основы астрономии

5

1

1

3.

Строение Солнечной системы

7

1

1

4.

Природа тел Солнечной системы

8

1

1

5

Солнце и звёзды

6

0

2

6

Строение и эволюция Вселенной

5

0

2

7.

Жизнь и разум во Вселенной

1

0

0

8

итого

34

3

8


















Содержание учебного предмета

(17 часов в год на 10 -11 классы, 1 час в неделю)


Астрономия, ее значение и связь с другими науками

Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности

астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.

Демонстрации.

1. портреты выдающихся астрономов;

2. изображения объектов исследования в астрономии.

Предметные результаты освоения темы позволяют:

• воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и математикой;

• использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа.

Практические основы астрономии

Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.

Предметные результаты изучения данной темы позволяют:

• воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);

• объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;

• объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;

• применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.

Демонстрации.

1. географический глобус Земли;

2. глобус звездного неба;

3. звездные карты;

4. звездные каталоги и карты;

5. карта часовых поясов;

6. модель небесной сферы;

7. разные виды часов (их изображения);

8. теллурий.




Строение Солнечной системы

Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный

параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.

Предметные результаты освоения данной темы позволяют:

— воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической

системы мира;

— воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и

сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры

объекта, астрономическая единица);

— вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры — по

угловым размерам и расстоянию;

— формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего

уточненного) закона Кеплера;

— описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения

по орбитам с различным эксцентриситетом;

— объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел

Солнечной системы;

— характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы.

Демонстрации.

1. динамическая модель Солнечной системы;

2. изображения видимого движения планет, планетных конфигураций;

3. портреты Птолемея, Коперника, Кеплера, Ньютона;

4. схема Солнечной системы;

5. фотоизображения Солнца и Луны во время затмений.


Природа тел Солнечной системы

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды и метеориты.

Предметные результаты освоения данной темы позволяют:

— формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о

формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;

— определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты

земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики,

кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты);

— описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;

— перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их

возникновения;

— проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и

составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;

— объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения

уникальной природы Земли;

— описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;

— характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их

значительных различий;

— описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при

движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;

— описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;

— объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения.

Демонстрации.

  1. глобус Луны;

  2. динамическая модель Солнечной системы;

  3. изображения межпланетных космических аппаратов;

  4. изображения объектов Солнечной системы;

  5. космические снимки малих тел Солнечной системы;

  6. космические снимки планет Солнечной системы;

  7. таблицы физических и орбитальных характеристик планет Солнечной системы;

  8. фотография поверхности Луны.


Солнце и звезды

Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр — светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.

Предметные результаты освоения данной темы позволяют:

— определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);

— характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;

— описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к

поверхности;

— объяснять механизм возникновения на Солнце

грануляции и пятен;

— описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;

— вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;

— называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на

диаграмме «спектр — светимость»;

— сравнивать модели различных типов звезд ,с моделью Солнца;

— объяснять причины изменения светимости переменных звезд;

— описывать механизм вспышек новых и сверхновых;

— оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;

— описывать этапы формирования и эволюции звезды;

— характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.


Демонстрации.

  1. диаграмма Герцшпрунга – Рассела;

  2. схема внутреннего строения звезд;

  3. схема внутреннего строения Солнца;

  4. схема эволюционных стадий развития звезд на диаграмме Герцшпрунга – Рассела;

  5. фотографии активных образований на Солнце, атмосферы и короны Солнца;

  6. фотоизображения взрывов новых и сверхновых звезд;

  7. фотоизображения Солнца и известных звезд.


Строение и эволюция Вселенной

Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А.  А.  Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.

Предметные результаты освоения данной темы позволяют:

— объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв,

реликтовое излучение);

— характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и

кинематика);

— определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе

зависимости «период — светимость»;

— распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);

— сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;

— обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного

смещения» в спектрах галактик;

— формулировать закон Хаббла;

— определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости сверхновых;

— оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;

— интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу

гипотезы горячей Вселенной;

— классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее

расширения —Большого взрыва;

— интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна.

Демонстрации.

  1. изображения радиотелескопов и космических аппаратов, использованных для поиска жизни во Вселенной;

  2. схема строения Галактики;

  3. схемы моделей Вселенной;

  4. таблица - схема основных этапов развития Вселенной;

  5. фотографии звездных скоплений и туманностей;

  6. фотографии Млечного Пути;

  7. фотографии разных типов галактик.


Жизнь и разум во Вселенной

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни.

Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радио-астрономии для связи с другими цивилизациями.

Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.


Предметные результаты освоения данной темы позволяют:

— систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной.












Календарно-тематическое планирование


№ урока п\п

№ урока в разделе

Тема урока

контроль

Домашнее задание

Дата проведения

По плану

По факту

10 класс

Астрономия, её значение и связь с другими науками. 2 часа.

1

1

Что изучает астрономия.


§ 1

1 Неделя


2

2

Наблюдения – основа астрономии

Тест «Введение в астрономию»

§ 2, пов. § 1

2 Неделя


Практические основы астрономии. 5 часов.

3

1

Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты


§§ 3,4

3 Неделя


4

2

Видимое движение звезд на различных географических широтах


§ 5

4 Неделя


5

3

Годичное движение Солнца. Эклиптика

Самостоятельная работа по теме «Практические основы астрономии»

§ 6

5 Неделя


6

4

Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны.


§ 7 – 8, готовиться к КР

6 Неделя


7

5

Время и календарь.

Контрольная работа №1 «Практические основы астрономии»

§ 9, итоги 1 гл.

7 Неделя


Строение Солнечной системы. 7 часов.



8

1

Развитие представлений о строении мира


§ 10

8 Неделя


9

2

Конфигурации планет. Синодический период


§ 11

9 Неделя


10

3

Законы движения планет Солнечной системы


§ 12

10 Неделя


11

4

Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе


§ 13

11 Неделя


12

5

Практическая работа с планом Солнечной системы

Практическая работа с планом Солнечной системы

Пов. §§ 10-13

12 Неделя


13

6

Открытие и применение закона всемирного тяготения.


§ 14 (1)

13 Неделя


14

7

Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА) в Солнечной системе

Контрольная работа №2 «Строение Солнечной системы»

§ 14 (2) Итоги 2 гл.

14 Неделя


Природа тел Солнечной системы. 8 часов.



15

1

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение


§15-16

15 Неделя


16

2

Земля и Луна - двойная планета


§ 17

16 Неделя


17

3

Две группы планет


Анализ табличных данных

17 Неделя


11 класс



18

4

Природа планет земной группы


§ 18, сообщения

18 Неделя


19

5

Урок-дискуссия «Парниковый эффект - польза или вред?»


Презентация

19 Неделя


20

6

Планеты-гиганты, их спутники и кольца


§19

20 Неделя


21

7

Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы). Метеоры, болиды, метеориты

Практикум «Природа тел Солнечной системы»

§20

21 Неделя


22

8

Тест «Природа тел Солнечной системы»

Тест «Природа тел Солнечной системы»

Итоги 3 гл.

22 Неделя


Солнце и звёзды. 6 часов.



23

1

Солнце, состав и внутреннее строение


§ 21 (1-3)

23 Неделя


24

2

Солнечная активность и ее влияние на Землю


§ 21(4)

24 Неделя


25

3

Физическая природа звезд


§§ 22-23

25 Неделя


26

4

Переменные и нестационарные звезды. Эволюция звезд


§ 24§

26 Неделя


27

5

Тест «Солнце и Солнечная система»

Тест «Солнце и Солнечная система»

Итоги 5 гл.

27 Неделя


28

6

Контрольная работа №3 «Солнце и звезды»

Контрольная работа №3


28 Неделя




Строение и эволюция Вселенной. 5 часов.




29

1

Наша Галактика


§ 25 (1-2)

29 Неделя


30

2

Наша Галактика


§ 25 (3-4)

30 Неделя


31

3

Другие звездные системы — галактики

Самостоятельная работа по теме «Наша Галактика»

§ 26

31 Неделя


32

4

Космология начала ХХ в.


§ 27

32 Неделя


33

5

Основы современной космологии

Тест «Строение и эволюция Вселенной»

§ 28

33 Неделя


Жизнь и разум во Вселенной. 1 час.




34

1

Урок - конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?»


§ 29

34 Неделя