Проблема нравственного выбора. П. Мериме «Маттео Фальконе» 6 класс
Задача урока: анализ поведения главного героя новеллы в ситуации нравственного выбора, определение причины его поступка.
Цели урока
Воспитательная: формирование личности имеющей свою точку зрения и способной ее доказать.
Образовательная: обучение анализу проблемных ситуаций в произведениях литературы.
Развивающая: формирование навыков монологического высказывания.
Планируемые результаты
Предметные: характеризовать отличительные особенности жанра новеллы, строить устное монологическое высказывание, анализировать причины поступков литературных героев, опираясь на текст произведения.
Метапредметные
Личностные УУД: вырабатывать, высказывать свое мнение и аргументировать его.
Регулятивные УУД: уметь организовать свое рабочее место, определять и формулировать задачу урока, осуществлять самоконтроль.
Познавательные УУД: уметь работать с текстом художественного произведения, находить в нем ответы на поставленные вопросы.
Коммуникативные УУД: владеть диалогической формой речи
План урока
I.Организация урока.
II. Вступительное слово учителя о жизни и творчестве писателя.
Проспер Мериме – представитель французской литературы XIX века.
Родился он в Париже в 1803 г. Родители его были художниками. Мальчик рос в семье, где преклонялись перед искусством. Став юношей, он поступил в Парижский университет на юридический факультет. Однако юридические науки не заинтересовали студента, и его настоящим призванием стали литература, история языков,археология. Позже П. Мериме был избран членом Французской академии.
Творческий путь писателя начался в 1825 году с издания сборника пьес под названием «Театр Клары Гасуль». В период до 1829 года было написано большое количество баллад,поэм,роман «Хроника царствования Карла IX». Дальнейшее творчество Мериме связано с жанром малой повествовательной формы- новеллой.Герои Мериме всегда необыкновенные,исключительные люди, с нелегкой судьбой.Достаточно вспомнить Кармен – имя этой героини известно всему миру. Знаменитая опера Бизе написана по мотивам новеллы Мериме.Шедевром новеллистического искусства стала его новелла «Маттео Фальконе»,где трагическая история героя – маленького Фортунатто – потрясает читателя.
Новелла «Маттео Фальконе» была написана в 1829 году и тогда же переведена на русский язык.Одним из переводчиков был Н.В. Гоголь. В этом произведении писателя интересуют преимущественно проблемы нравственные и эстетические,он глубже проникает во внутренний мир своих героев, исследует связь их поступков с действительностью, с обстоятельствами жизни.
Мериме знал русский язык,русскую литературу. Он перёвел на французский язык новеллу «Пиковая дама» и поэму «Цыганы»Пушкина,ряд произведений Гоголя и роман «Дым» Тургенева, с которым был знаком и переписывался.
Творчество Мериме – историка,создателя ярких, незабываемых характеров – интересно для читателя. Это писатель, который развивает взыскательный литературный вкус, помогает читателям оценить достоинства прозы.
III.Работа над понятие новеллы.
Новелла-небольшое эпическое произведение,сопоставимое с рассказом и отличающееся острым, быстро развивающимся сюжетом и отсутствием описательности. В центре внимания новеллы обычно лежит случай, влияющий на жизнь героя, раскрывающий его характер. (запись определения в тетради)
IV Словарная работа.
Порто Веккьо – городок на острове Корсика. Маки – густая поросль молодых побегов, часто непроходимых даже для животных. Муфлон – дикий баран. Корсика – остров в Средиземном море. Пастух-кочевник – пастух, пасущий и перегоняющий стадо на новые пастбища много дней подряд. Корт – небольшое селение. Прогалина – место свободное от зарослей. Caporale – на Корсике по традиции капралами называли одно из сословий. Бандит – (здесь) скрывающийся от погони. Вольтижеры – отряды стрелков-помощников полиции. Carchera – сумка для патронов. «Отче наш», «Верую», «Богородица», литания – молитвы. Панихида – поминальная молитва.
V. Задания по прочитанному (задание подразумевает знание сюжета и основано на материале, пройденном на уроке)
маки | лесные заросли, чаща |
желтые воротники | солдаты, жандармы |
вольтижёры | отряд стрелков, с некоторых пор набираемый правительством для того, чтобы наряду с жандармами они помогали полиции. |
стилет | небольшой кинжал с тонким трехгранным клинком. |
копна | способ хранения сена в большой куче |
Сержант предлагает мальчику часы за предательство
Маттео ведет сына из дому
Маттео заставляет сына помолиться
Солдаты уводят бандита из дома Фальконе
Бандит встречает Фортунато
Прибегает мать Фортунато
Фортунато укрывает беглеца в стоге сена
Фальконе убивает мальчика
VI. Составление характеристик героев.
1. Место, занимаемое героем в произведении 2. Общественное и семейное положение героя; обстановка, в которой живет герой. 3. Манера держаться, внешность, особенности костюма. 4. Речь героя. 5. Поступки, особенности поведения, деятельности, влияние на окружающих. 6. Понимание героем целей жизни, его основные интересы. 7. Чувства героя, его отношение к другим действующим лицам. 8. Отношение других действующих лиц к герою. 9. Отношение автора к герою и значение героя в раскрытии идеи произведения.
VII. Анализирующие вопросы .
1. Расскажите о семье Фальконе. Кто является надеждой и продолжателем рода Фальконе?
2. Вспомните, что произошло в доме в момент, когда «…Маттео с женой отправились в маки поглядеть свои стада…»
3. Чтение диалога Фортунато и Санпьеро от слов «Он подошел к Фортунато и спросил…» до слов «– Не бойся ничего». Каким вы увидели Фортунато? Расскажите, как дальше развивались события.
4. «Мой отец – Маттео Фальконе!» – что этим хочет подчеркнуть Фортунато? Почему эту фразу он повторяет два раза?
5. Что заставляет мальчика все же потянуться к часам?
6. Страшен ли для Фортунато момент предательства Санпьеро, момент предательства?
7. Что заставляет отца так жестко поступить с сыном? Правильно ли поступил Фортунато, выдав преступника? Что бы я сделал на месте Маттео? Что бы я сделал на месте Фортунато? Актуальны ли проблемы, поднимаемые в произведении, для нас сейчас?
8. Как вы думаете, почему все вопросы (или большинство) сосредоточены именно на этих двух героях?
9. Как бы вы охарактеризовали эти ситуации, что в них общего? (Оба героя ставятся перед сложным выбором: Фортунато надо решить, предавать ли преступника, которого он укрыл, или остаться верным обычаю и собственному слову; Маттео – как поступить с сыном, который нарушил законы его дома и стал предателем).
10. Как называется такой тип проблем? (Проблема нравственного выбора).
11.Почему этот выбор – нравственный? (Затрагивает вопросы морали, заставляет задуматься, как правильно поступить в ситуации, зачастую возникает конфликт между собственными желаниями и долгом).
VIII.Рефлексия.