СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе на тему: «А. С. Пушкин. Роман «Дубровский».Анализ 18 - 19 главы».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Развивающие и коррекционные:
    1. развивать мыслительно - речевую деятельность учащихся, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли;
    2. развивать умение учащихся  задавать вопросы и аргументировано отвечать на них;
    3. развивать умение работать в парах;
    4. развивать интеллектуально-образное  и эмоциональное восприятие художественного произведения;
    5. развитие логического мышления; 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе на тему: «А. С. Пушкин. Роман «Дубровский».Анализ 18 - 19 главы».»

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы, ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Конспект урока по литературе на тему: «А. С. Пушкин. Роман «Дубровский». Анализ 18 - 19 главы».

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений


Задачи:

  1. Образовательные:

    1. работать над содержанием романа;

    2. учить вчитываться в художественный текст и понимать авторский замысел;

    3. выяснить мотивировку поступков героев; осмыслить место и роль эпизода; повторить понятия: сюжет, кульминация, монолог.

    4. добиться понимания сюжета и проблематики романа;

    5. обучать умению  видеть основную мысль текста, погружаться в текст, вести самостоятельную поисковую деятельность;

    6. продолжить формирование навыка сопоставительного анализа.

  2. Развивающие и коррекционные:

    1. развивать мыслительно - речевую деятельность учащихся, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли;

    2. развивать умение учащихся задавать вопросы и аргументировано отвечать на них;

    3. развивать умение работать в парах;

    4. развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения;

    5. развитие логического мышления;

    6. развитие самостоятельности, чувств, эмоций.

  3. Воспитательные:

    1. способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;

    2. воспитывать бережное отношение к слову, интереса к знаниям, чувства ответственности за результаты своего труда, культуры общения;


Наглядность и оборудование: карточки со словами и словосочетаниями, альбом "А.С.Пушкин", компьютер, медиапроектор, презентация к уроку, учебник: Литература, 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2009 г


Ход урока


Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1.

Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность)

- Добрый день!

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность.


2.

Опрос домашнего задания.


- Что было задано на дом?




 Выборочный пересказ эпизода с кольцом.

Составление плана 17 главы.

  1. 1. Саша у заветного дерева.

  2. 2. «…Рыжий оборванный мальчишка запускает руку в дупло…»

  3. 3. Борьба мальчишек.

  4. 4. «…Сильная рука вцепилась в рыжую щетину волос…»

  5. 5. Пленник на барском дворе.

  6. 6. Допрос.

  7. 7. Наказание.


Прочитать 18-19 главы; озаглавить (учащиеся зачитывают названия)

3.

Сообщение темы урока


-Прочитайте тему урока

– Сформулируйте перед собой учебную задачу при изучении темы урока.


Мы будем работать над темой…

Мы будем анализировать…

Мы повторим…

Мы познакомимся с …

Введение нового материала. Работа над темой: «А. С. Пушкин. «Дубровский».

Работа над содержанием 18- 19 глав.






1.Словарная работа









2. Аналитическая беседа по прочитанным главам

Творческая работа.

Групповая работа по анализу 18 главы.
1.Проанализируйте настроение Марии Кириловны, ее отношение к тому, что происходит.







2.Раскроете характер князя Верейского.










3.Проследите, как раскрывается характер Дубровского в последней сцене произведения.



- Почему же, полюбив Дубровского, Маша медлит обратиться к нему за помощью, чтобы избежать брака с нелюбимым человеком? Что её останавливало?





- Успел ли Дубровский спасти Машу?
- Почему после венчания Маша отказывается от свободы, которую ей предлагает Дубровский?









- Почему Пушкин называет Владимира «маскированным разбойником»?



-Читаем последние строки этой главы. Как они характеризуют Дубровского?





Выводы на основе проанализированной главы.












Анализ 19 главы.

-Где жили разбойники?

-Кого мы узнали из окружения разбойников?

- В каких условиях жил В.Дубровский? Опишите землянку.

- О чём сообщил Стёпка?



Выборочный пересказ эпизода «Последний бой».













-Что мы узнаём о дальнейшей судьбе В.Дубровского?




- Почему Дубровский расстаётся со своими сообщниками?


&Работа со словарём:

Обращаю внимание на словарь:

Образ – здесь: икона.

Посаженая мать – женщина, заменяющая мать при свадебном обряде.

Алтарь – возвышение с приступками в глубине церкви.

Туалет – здесь: столик с зеркалом.


 Работа в группах.
1. Марья Кириловна сидела перед зеркалом бледная и неподвижная. Ей безразличен ее наряд. Марья Кириловна ничего не видела, ничего не слыхала, думала об одном, с самого утра она ждала Дубровского, надежда ни на минуту её не покидала, что свадьба не состоится.

2 Он был поражен бледностью невесты и странным видом. Он знал, какая она может быть веселая, знал, что она любит другого, но отказываться от красивой, молодой и богатой жены не желал, он нисколько не был тронут искренним признанием Марии Кириловны, и это выдает в нём человека черствого и бесчувственного.

3 Дубровский в это время со своими сообщниками спешил на выручку своей возлюбленной, но он опоздал.

Примерный вывод.  Дубровский — разбойник. Обратиться к нему за помощью — значит пойти против общества, против общепринятой морали, обесчестить своё имя. Побег с разбойником — бесчестие. Брак с Верейским — личная трагедия, но доброе имя сохранится.



«Я дала клятву». Чувство долга, чести берёт верх.

Маша дала клятву перед Богом, она — жена Верейского. Нарушить слово — отступить от строгой морали.

Маша жертвует своим счастьем и отказывается от помощи ради спокойствия своей души и совести, ради чистоты пред Богом и перед собой.

Он появляется перед Машей в полумаске, это ещё одна роль, роль благородного спасителя.

Дубровский сильно любит Марию Кириловну, но против ее воли он ничего не сделает и не смеет причинить зло не только ей, но и тем, с кем связана ее жизнь, даже если эти люди являются его врагами. В нем опять на первом месте благородство.

1. Любовь Владимира к Маше оказалась не всесильной, разница их положения, враждебное окружение и страх в душе Марии Кириловны не дали возможности им быть счастливыми.
2. Дубровский – благородный и добрый человек, человечность в нем победила ненависть к Троекурову.
3 Настоящая любовь становится выше обид и мести.

Стёпка, Егоровна


Солдаты в лесу, окружают разбойников.


Дубровский велел … ворота. Между разбойниками сделался … . Оружия … , человек … солдат устремились на … . Офицер бросился … , солдаты … и … в ров; разбойники … из ружей и … вал. Рукопашный бой … . Разбойники начали … , но Дубровский подошёл к … , приставил пистолет и выстрелил в него. Солдаты остановились. Разбойники смяли их, …, солдаты побежали. Победа была … .


Дубровского среди разбойников не было. Никто не знал, куда он девался. По другим известиям узнали, что Дубровский скрылся за границу.

Пушкинский герой мог выступать лишь в роли атамана разбойников, пока в этом был смысл: сначала – месть за оскорбление и гибель отца, затем – благородное служение всем несправедливо обиженным и обманутым (Анна Савишна Глобова), и конечно же – спасение любимой девушки от ненавистного брака.

5.

Физкультминутка

(проводится в середине урока)

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.



6.

Домашнее задание

Выборочный пересказ эпизода «Последний бой».

Готовиться к (тестовой) контрольной работе по роману.

Открывают дневники, записывают домашнее задание.

7.

Рефлексия.

Подведение итогов урока.

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Достигли ли мы поставленной цели?

Подведем итоги урока:

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа»

Закончите предложения

На уроке я узнал …

На уроке я научился …

Я сейчас думаю о …

Я сейчас чувствую …

Я могу себя похвалить за ...






 Заполняют бланк самооценки.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!