Новое в аттестации педагогических работников
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 ст. 49 Аттестация педагогических работников проводится в целях: 1) подтверждения соответствия занимаемой должности; 2) установления квалификационной категории.
Сравнительный анализ Порядка-2011 и Проекта Порядка-2014
Структура документа
Документ состоит из четырех разделов:
I. Общие положения.
Документ состоит из трех разделов:
I. Общие положения.
II. Формирование аттестационных комиссий, их состав и порядок работы.
II. Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности.
III. Порядок аттестации педагогических работни-ков с целью подтверждения соответствия занимаемой должности.
III. Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории.
IV. Порядок аттестации педагогических работников для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей)
Отсутствие раздела, посвященного формирова-нию аттестационных комиссий, объясняется тем, что согласно ч. 2 и 3 ст. 49 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» аттестационная комиссия для проведения аттестации на соответствие должности формируется образовательной организацией, а для проведения аттестации в целях установления квалификационной категории – либо федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся, либо уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ
Порядок-2011 Проект Порядка-2014
Требования к представлению
Требования к заявлению отсутствуют.
Такие требования содержатся в Разъяснениях по применению порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (приложение к Письму № 03-52/46)
Заявление подается непосредственно в аттестационную комиссию либо направляется в ее адрес по почте письмом с уведомлением о вручении или с уведомлением в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в т. ч. сети Интернет.
В заявлении педагогические работники указывают квалификационные категории и должности, по которым они желают пройти аттестацию.
Заявления подаются педагогическими работниками независимо от продолжительности работы в организации, в т. ч. в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком.
Порядок-2011 Проект Порядка-2014
Уведомление о дате, месте и времени проведения аттестации
Информация о дате, месте и времени проведения аттестации письменно доводится работодателем до сведения педагогических работников, подлежащих аттестации, не позднее чем за месяц до ее начала
Письменное уведомление педагогических работников о сроке и месте проведения их аттестации осуществляется аттестационной комиссией
Порядок-2011 Проект Порядка-2014
Решение, принимаемое аттестационной комиссией по результатам аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности
По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:
По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:
- соответствует занимаемой должности
(указывается должность работника);
- соответствует занимаемой должности (указывается должность педагогического работника);
- несоответствует занимаемой должности (указывается должность педагогического работника)
- несоответствует занимаемой должности
(указывается должность работника)
Порядок-2011 Проект Порядка-2014
Оформление результатов аттестации
Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом и заносится в аттестационный лист педагогического работника
Результаты аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности оформляются выпиской из протокола , которая хранится в личном деле работника.
На основании решений аттестационных комиссий о результатах аттестации педагогических работников в целях установления квалификационных категорий соответствующие федеральные органы исполнительной власти или уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ издают распорядительные акты об установлении педагогическим работникам первой или высшей квалификационной категории, которые размещаются на официальных сайтах указанных органов в сети Интернет
Порядок-2011 Проект Порядка-2014
Лица не подлежащие аттестации в целях
подтверждения соответствия занимаемой должности
Аттестации не подлежат:
Аттестации не подлежат следующие педагогические работники:
- педагогические работники, проработавшие в
- имеющие квалификационные категории;
занимаемой должности менее двух лет;
- проработавшие в занимаемой должности менее
двух лет в организации, в которой проводится
аттестация;
- женщины, находящиеся в отпуске по
беременности и родам;
- педагогические работники, находящиеся в
- женщины, находящиеся в отпуске по
отпуске по уходу за ребенком достижения им
беременности и родам;
возраста трех лет
- женщины, находящиеся в отпуске по уходу за
ребенком до достижения им возраста трех лет;
- отсутствовавшие на рабочем месте более
четырех месяцев подряд в связи с заболеванием
Порядок-2011 Проект Порядка-2014
Критерии для определения уровня соответствия педагогических работников квалификационным категориям
Первая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые:
Первая квалификационная категория педаго-гическим работникам устанавливается на основе:
- владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;
- стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
- вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания;
- стабильных положительных результатов осво-ения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном поста- новлением Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» (далее - Постановление № 662);
- имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте РФ.
- выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), твор- ческой, физкультурно-спортив ной деятельности;
- личного вклада в повышение качества обра-зования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педа- гогических работников организации.
Порядок-2011 Проект Порядка-2014
Критерии для определения уровня соответствия педагогических работников квалификационным категориям
Высшая квалификационная категория
может быть установлена педагогическим работникам, которые:
Высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:
имеют установленную первую квалификационную категорию;
достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном Постановлением № 662;
владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;
имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте РФ, в т. ч. с учетом результатов участия обучающихся, воспитан-ников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;
вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активно распространяют собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания
личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в т. ч. экспериментальной и инновационной;
активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образователь-ного процесса, профессиональных конкурсах
Порядок-2011 Проект Порядка-2014
Право педагогического работника на аттестацию в случае истечения срока действия
высшей квалификационной категории
Не закреплено.
Реализация указанного права регулируется отраслевыми соглашениями, заключаемыми на федеральном и региональном уровнях социаль-ного партнерства
Истечение срока действия высшей квалифи-кационной категории не ограничивает право педагогического работника впоследствии обращаться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по той же должности
Порядок-2011 Проект Порядка-2014
Порядок повторного прохождения аттестации
Отсутствует.
Такой порядок содержится в Разъяснениях по применению порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (приложение к Письму № 03-52/46)
Педагогические работники, которым при проведении аттестации отказано в установлении квалификационной категории, обращаются по их желанию в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации на ту же квалификационную категорию не ранее чем через год со дня принятия аттестационной комиссии соответствующего решения
Порядок-2011 Проект Порядка-2014
Возможность назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц,
не имеющих специальной подготовки или стажа работы
Не предусмотрена.
Такая возможность предусмотрена п. 9 разд. «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761 н
Аттестационные комиссии организаций дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих спе- циальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и (или) профессиональными стандартами, но обладаю- щих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности