Тема: Новое время – торжество Европы
Ход урока:
1 Организационный момент, сообщение темы и целей урока
Начинается урок,
Он пройдет ребятам впрок,
Постарайся все понять,
Интересное узнать.
2 Проверка домашнего задания.
Повторение материала о Древнем мире и Средних веках
- Рассмотрите иллюстрации изобретений и памятников культуры. К какому веку их можно отнести.
1 группа /даются иллюстрации Древнего мира/ слайды
Колесо, календарь, топор, цифры, Египетские пирамиды, Китайская стена, Колизей (Рим)
2 группа /даются иллюстрации Среднего века/
Бумага, компас, порох, Успенский собор во Владимире, Собор Нотр-Дам /Париж/
Фронтальный опрос
- Сколько лет продолжались средние века? (1000)
- Какие современные города возникли в средневековье? (Берлин, Копенгаген, Амстердам, Москва)
- Какие религии возникли в средние века? (Ислам, буддизм)
- Назовите здания для молитв у христиан? (Христианские церкви и соборы)
- У мусульман? (Мусульманские мечети)
- Как называли воина на коне, закованного в латы, в шлеме, с мечом и щитом? (Рыцари)
- Где жили рыцари? (В замках)
- Какое место выбирали для строительство замков? (Высокий холм, обрывистый утес, остров посреди реки)
- Чем был окружен замок? ( Рвом с водой)
- Где можно было согреться в таком жилище? (У камина)
- Для чего проводились рыцарские турниры? (Для развлечения)
Мораль (древнего мира)
Настоящий человеком признаётся только человек своей цивилизации, своей культуры.
Мораль (средних веков)
Настоящим человеком, к которому можно относиться по заветам Бога, считается человек своей веры.
- Как вы понимаете слова морали Древнего мира и Средних веков?
III. Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации.
1.( на слайдах иллюстрации: лампочка, телефон, самолет, паровоз)
- Можно ли эти предметы отнести к эпохе Среднего века или Древнему миру? Почему?
- Пользуемся ли мы этими предметами сейчас?
-Эти предметы сейчас такого же вида?
-Как вы бы назвали тот период времени, в которое они были изобретены?
Почему Новое время назвали новым? (проблемный вопрос)
_Кто сформулирует тему урока? ( Новое время - ….торжество Европы)
Почему в Новое время страны западного мира стали сильнее других стран?
( Менялась техника европейцев и их знания о природе. В это время люди сделали много научных открытий.)
Задание в тетради с.47.
«Европейская колонизация» (работа в группах).
а) Поиск ответов на вопросы карточки.
1.Какие земли были открыты и заселены выходцами из Европы?
2.Какие страны Востока и Африки оказались покорёнными европейскими государствами?
3.Как вы понимаете выражение «покорённые государства»?
.Беседа.
- Каких путешественников вы знаете?
(Христофор Колумб, Фернан Маггелан, Фаддей Беллинсгаузен, Михаил Лазарев.)
- Зачем люди отправлялись в путешествия?
(Открывать новые земли, новые пути, материки, основали новые просторы)
- Какое открытие сделал Колумб?
(Открыл Америку)
- Что доказал своей экспедицией Фернан Маггелан?
(Доказал, что Земля имеет форму шара)
- А Беллинсгаузен и Лазарев какой след оставили в истории?
(Открыли Антарктиду)
VI. Итог урока.
-Почему в Новое время страны западного мира стали развиваться быстрее других стран?
-Почему тема нашего урока называлась Новое время – торжество Европы?
- Что оставило нам Новое время?
(Технические изобретения: пароход, паровоз, фотография, телеграф, электрическое освещение, автомобиль, радио, телефон, метро.)