Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Метелевская средняя общеобразовательная школа
Купинского района Новосибирской области
« ИГРУШКА КАК ОБРАЗ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ И СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА»
2019 г. В духовно-нравственном становлении растущей личности ведущую роль играют родители, семья. Работа с родителями, проводимая в данном направлении, способствует формированию основ духовной культуры личности, отражающей основные признаки культуры мира, необходимой для полного развития человека, как гражданина будущего общества, что нашло свое отражение и в стандарте дошкольного образования в таком направлении, как социально-коммуникативное развитие.
Несомненно, одним из самых любимых праздников детства считается Новый год. Даже став взрослыми, в глубине души каждого из нас живёт крупинка того незабываемого ощущения волшебства, которое несёт в себе этот чудесный праздник. Стоит уловить щекочущий аромат мандаринов или достать с пыльных антресолей новогодние украшения, и в нас снова просыпается ребёнок.
К ёлочным же игрушкам в нашей стране особое отношение. Многие из них 20 и более лет назад вешали на ёлку наши родители, когда им было столько же лет, как и нам. А некоторые сохранившиеся игрушки будут вешать на ёлку наши дети и внуки через 20 и более лет. Возможно, будучи детьми, многие замечали на лицах родителей добрые улыбки воспоминаний, когда они доставали из коробок старые, потёртые временем, но такие красивые и дорогие сердцу игрушки. Почти у каждой была своя история, которую из раза в раз под Новый год рассказывали нам родители.
Многие помнят, как в детстве вместе с мамами, бабушками, а может со школьными учителями, мастерили к Новому году ёлочные игрушки и гирлянды. Как старательно разрисовывали и украшали их, а затем с неподдельным восторгом вешали их на семейную праздничную ель. Такие игрушки тщательно оберегались и хранились долго и аккуратно, и каждый Новый год старинный ритуал совместного украшения праздничной ёлки любимыми игрушками не переставал радовать всех членов семьи. Однако, если заглянуть намного глубже и рассмотреть данную новогоднюю традицию под другим углом, то получится, что она несёт в себе и другие ценности.
В последние годы особое значение стало уделяться духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. А как можно воспитать ребёнка добрым, внимательным к другим, духовно богатым? Через добрые семейные традиции. Чем больше времени ребёнок проводит не наедине с собой, а в кругу семьи, создавая и творя что-то своими руками наравне с взрослыми, тем крепче становятся семейные узы. Чтение сказок перед сном, воскресный поход всей семьей на каток, совместные просмотры мультфильмов, украшение ёлки к Новому году или изготовление игрушки вместе с мамой – это не просто совместные действия, это залог крепкой дружной семьи, добросовестного отношения к своим обязанностям и воспитание ответственного, честного, открытого, творческого и доброго ребёнка и взрослого!
Духовно-нравственное развитие и воспитание детей является первостепенной задачей современной образовательной системы. Оно представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
В целом духовно-нравственное развитие и воспитание личности является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.
Мир переменчив, вокруг нас постоянно новые веяния. Но есть ценности, которые вне времени. Традиции, культура – дело семейного хранения. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
Нет ничего сложного в создании новой традиции, которая только поможет укрепить духовное воспитание ребенка, сплотить семью, повысить престиж семейных ценностей. Например, ежегодная традиция изготовления новогодней игрушки с символом наступающего года, роспись этой игрушки и торжественное водружение её на новогоднюю ёлку. При этом необязательно обладать художественными навыками профессиональной росписи или покупать дорогостоящие краски. Новогодняя игрушка может быть изготовлена из бросового материала и расписана обычной гуашью, но для ребёнка, смастерившего её совместно с мамой, она может оказаться самой бесценной и возможно одной из любимейших новогодних украшений. Самое главное, не превращать семейную традицию, предполагающую совместное времяпрепровождение в ежегодную повинность.
Для каждого возраста ребёнка нужно подбирать определенный вид занятий, и если для младшего школьного и дошкольного возраста вполне можно изготовить игрушку из подручных материалов, то для более старших детей лучше подготовить что-то посложнее. Вдвойне интереснее будет проходить занятие, если взрослый расскажет ребёнку об истории возникновения новогодней игрушки, о традициях определённого исторического периода нашей страны, сопровождающего подготовку к Новому году. Но не стоит слишком увлекаться историческими справками и засыпать ребёнка датами и фактами, это может утомить его. Рассказ должен вызвать интерес, а для этого нужно как следует продумать и подготовиться к предстоящему творчеству. Не нужно превращать добрую новогоднюю традицию в рутину и школьный урок истории.
Подарите ребёнку возможность поучаствовать в создании волшебства вместе с вами и возможно став взрослым, ваш ребёнок сохранит эту добрую традицию уже для своих детей. И каждый Новый год на лицах взрослых дети вновь будут видеть добрые улыбки воспоминаний при виде затянутых в паутинки трещинок старых самодельных игрушек их детства.
В духовно-нравственном становлении растущей личности ведущую роль играют родители, семья. Работа с родителями, проводимая в данном направлении, способствует формированию основ духовной культуры личности, отражающей основные признаки культуры мира, необходимой для полного развития человека, как гражданина будущего общества, что нашло свое отражение и в стандарте дошкольного образования в таком направлении, как социально-коммуникативное развитие.
Одна из форм, которая прижилась в нашем коллективе – это «Семейная мастерская».
Цель «Семейной мастерской»: формировать устойчивый интерес к трудовой деятельности и готовности к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.
Для решения данной цели были определены задачи, формы и содержание «Семейной мастерской». Разработали тематические консультации для родителей, сценарии мастер-классов, оформили информационные стенды, подобрали и скомплектовали по темам материал для папки-передвижки, составили план работы по организации трудовой деятельности родителей с детьми, и перспективный план совместных праздников.
Одной из форм взаимодействия родителей, детей и педагогов является мастер-класс, на которых они получают много интересного познавательного материала в доступной для них форме, и в конце выполняют, какую-нибудь продуктивную деятельность. Например, историю создания игрушек, после чего родители и дети с удовольствием совместно изготовили игрушку из природного материала, соленого теста и т.д.
Результатом проведения мастер-классов были организованы выставки работ, такие как «Любимая игрушка», (поделки из природного материала), фото-выставка «Любимое блюдо семьи», «Пасхальная радость» и т.д.
В процессе работы «Семейной мастерской» разработали совместные проекты, такие как «Моя семья», , «Масленица» через данные проекты у детей и родителей воспитывали чувства гордости за свою семью и любовь к её членам, расширение знаний детей о своей семье: о членах семьи, традициях, профессиях, о жизни бабушек и дедушек.
Этапы реализации проекта:
Реализация проекта включает три этапа:
Первый этап – Подготовительный (сентябрь 2019 года)
Второй этап – Творческий (октябрь 2019г. – февраль 2020г.)
Третий этап – Результат (март –апрель 2020 год)
Первый этап: подготовка конспектов, технологических карт, пособий, образцов для проведения мастер – классов.
Второй этап: проведение мастер-классов.
Третий этап: подведение итогов совместной работы – родители – дети – педагог, анализ деятельности, проведение выставки.
Ожидаемые результаты:
для обучающихся:
развитие формы группового сотрудничества для реализации цели;
развитие коммуникативной компетентности обучающихся на основе организации совместно-продуктивной деятельности;
формирование общекультурной личности;
воспитание художественно-эстетического вкуса посредством самостоятельных дизайнерских разработок и проектной деятельности.
Для педагогов и родителей:
формирование качественно новых отношений педагогов и родителей;
занятость детей и родителей во время досуга;
установление эмоционального контакта между педагогами и родителями.
Мероприятия по реализации проекта в 2019 – 2020 учебном году
№п/п | Название мероприятия | Сроки |
1. | Мастер класс «Украсим себя сами» (изготовление броши «Роза» из лент) | сентябрь |
2. | Коллекция Мастер классов «Новогодняя игрушка» 1. Мастер класс Елка из лент 2.Мастер класс «Символ года» 3. Мастер класс «Фетровые фонарики» | декабрь |
3. | 1. фото-выставка «Любимое блюдо семьи», 2. «Пасхальная радость» 3. «Масленица» | март |
4 | Выставка творческих работ семей | март -апрель |
При организации трудовой деятельности родителей с детьми использовали следующие формы работы - облагораживание территории, изготовления подарков друг для друга, украшение фойе школы к праздникам.
Таким образом, анализируя результаты работы с семьей по воспитанию духовно – нравственной культуры у ребенка, пришли к выводу, что при условии постоянной и планомерной работы по привлечению родителей в образовательный процесс:
- изменились взаимоотношения детей;
- у детей появляется интерес к познанию истории родного края, культуре;
- дети стали более общительными, милосердными, активнее реагируют на различные социальные ситуации, оценивают поступки товарищей.
А у родителей в свою очередь повысилась активность в проведении разных мероприятий;
- удалось расположить родителей к школе, теперь это мои помощники, друзья, которые всегда приходят на помощь и с радостью помогают в воспитании детей. Ведь они уверенны, что их ребёнка в школе всегда ждут с радостью и любовью.
Л.Н. Толстой писал: «Из всех наук, которые человек может и должен знать, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».
И мы с родителями и детьми продолжаем идти дорогою добра в современном мире.
Список литературы:
Мастер-класс по росписи и декорированию новогодних игрушек [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.om-harmony.ru/master-klass-po-novogodnim-igrushkam;
Методическая разработка по теме: Роль семейных традиций в воспитании духовно-нравственных ценностей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/materialy-dlya-roditelei/library/2013/07/15/rol-semeynykh-traditsiy-v-vospitanii-dukhovno