СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Новогодняя игрушка как образ традиционной культуры и средство духовно-нравственного воспитания в семье"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Новогодняя игрушка как образ традиционной культуры и средство духовно-нравственного воспитания ребенка" Работа проведена с семьями по созданию игрушки. И участие в районном фестивале социально-значимых идей и инноваций.

Просмотр содержимого документа
«"Новогодняя игрушка как образ традиционной культуры и средство духовно-нравственного воспитания в семье"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Метелевская средняя общеобразовательная школа

Купинского района Новосибирской области




« ИГРУШКА КАК ОБРАЗ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ И СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА»






2019 г. В духовно-нравственном становлении растущей личности ведущую роль играют родители, семья. Работа с родителями, проводимая в данном направлении, способствует формированию основ духовной культуры личности, отражающей основные признаки культуры мира, необходимой для полного развития человека, как гражданина будущего общества, что нашло свое отражение и в стандарте дошкольного образования в таком направлении, как социально-коммуникативное развитие.

Несомненно, одним из самых любимых праздников детства считается Новый год. Даже став взрослыми, в глубине души каждого из нас живёт крупинка того незабываемого ощущения волшебства, которое несёт в себе этот чудесный праздник. Стоит уловить щекочущий аромат мандаринов или достать с пыльных антресолей новогодние украшения, и в нас снова просыпается ребёнок.

К ёлочным же игрушкам в нашей стране особое отношение. Многие из них 20 и более лет назад вешали на ёлку наши родители, когда им было столько же лет, как и нам. А некоторые сохранившиеся игрушки будут вешать на ёлку наши дети и внуки через 20 и более лет. Возможно, будучи детьми, многие замечали на лицах родителей добрые улыбки воспоминаний, когда они доставали из коробок старые, потёртые временем, но такие красивые и дорогие сердцу игрушки. Почти у каждой была своя история, которую из раза в раз под Новый год рассказывали нам родители.

Многие помнят, как в детстве вместе с мамами, бабушками, а может со школьными учителями, мастерили к Новому году ёлочные игрушки и гирлянды. Как старательно разрисовывали и украшали их, а затем с неподдельным восторгом вешали их на семейную праздничную ель. Такие игрушки тщательно оберегались и хранились долго и аккуратно, и каждый Новый год старинный ритуал совместного украшения праздничной ёлки любимыми игрушками не переставал радовать всех членов семьи. Однако, если заглянуть намного глубже и рассмотреть данную новогоднюю традицию под другим углом, то получится, что она несёт в себе и другие ценности.

В последние годы особое значение стало уделяться духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. А как можно воспитать ребёнка добрым, внимательным к другим, духовно богатым? Через добрые семейные традиции. Чем больше времени ребёнок проводит не наедине с собой, а в кругу семьи, создавая и творя что-то своими руками наравне с взрослыми, тем крепче становятся семейные узы. Чтение сказок перед сном, воскресный поход всей семьей на каток, совместные просмотры мультфильмов, украшение ёлки к Новому году или изготовление игрушки вместе с мамой – это не просто совместные действия, это залог крепкой дружной семьи, добросовестного отношения к своим обязанностям и воспитание ответственного, честного, открытого, творческого и доброго ребёнка и взрослого!

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей является первостепенной задачей современной образовательной системы. Оно представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

В целом духовно-нравственное развитие и воспитание личности является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.

Мир переменчив, вокруг нас постоянно новые веяния. Но есть ценности, которые вне времени. Традиции, культура – дело семейного хранения. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

Нет ничего сложного в создании новой традиции, которая только поможет укрепить духовное воспитание ребенка, сплотить семью, повысить престиж семейных ценностей. Например, ежегодная традиция изготовления новогодней игрушки с символом наступающего года, роспись этой игрушки и торжественное водружение её на новогоднюю ёлку. При этом необязательно обладать художественными навыками профессиональной росписи или покупать дорогостоящие краски. Новогодняя игрушка может быть изготовлена из бросового материала и расписана обычной гуашью, но для ребёнка, смастерившего её совместно с мамой, она может оказаться самой бесценной и возможно одной из любимейших новогодних украшений. Самое главное, не превращать семейную традицию, предполагающую совместное времяпрепровождение в ежегодную повинность.

Для каждого возраста ребёнка нужно подбирать определенный вид занятий, и если для младшего школьного и дошкольного возраста вполне можно изготовить игрушку из подручных материалов, то для более старших детей лучше подготовить что-то посложнее. Вдвойне интереснее будет проходить занятие, если взрослый расскажет ребёнку об истории возникновения новогодней игрушки, о традициях определённого исторического периода нашей страны, сопровождающего подготовку к Новому году. Но не стоит слишком увлекаться историческими справками и засыпать ребёнка датами и фактами, это может утомить его. Рассказ должен вызвать интерес, а для этого нужно как следует продумать и подготовиться к предстоящему творчеству. Не нужно превращать добрую новогоднюю традицию в рутину и школьный урок истории.

Подарите ребёнку возможность поучаствовать в создании волшебства вместе с вами и возможно став взрослым, ваш ребёнок сохранит эту добрую традицию уже для своих детей. И каждый Новый год на лицах взрослых дети вновь будут видеть добрые улыбки воспоминаний при виде затянутых в паутинки трещинок старых самодельных игрушек их детства.

В духовно-нравственном становлении растущей личности ведущую роль играют родители, семья. Работа с родителями, проводимая в данном направлении, способствует формированию основ духовной культуры личности, отражающей основные признаки культуры мира, необходимой для полного развития человека, как гражданина будущего общества, что нашло свое отражение и в стандарте дошкольного образования в таком направлении, как социально-коммуникативное развитие.





Одна из форм, которая прижилась в нашем коллективе – это «Семейная мастерская».

Цель «Семейной мастерской»: формировать устойчивый интерес к трудовой деятельности и готовности к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

Для решения данной цели были определены задачи, формы и содержание «Семейной мастерской». Разработали тематические консультации для родителей, сценарии мастер-классов, оформили информационные стенды, подобрали и скомплектовали по темам материал для папки-передвижки, составили план работы по организации трудовой деятельности родителей с детьми, и перспективный план совместных праздников.

Одной из форм взаимодействия родителей, детей и педагогов является мастер-класс, на которых они получают много интересного познавательного материала в доступной для них форме, и в конце выполняют, какую-нибудь продуктивную деятельность. Например, историю создания игрушек, после чего родители и дети с удовольствием совместно изготовили игрушку из природного материала, соленого теста и т.д.

Результатом проведения мастер-классов были организованы выставки работ, такие как «Любимая игрушка», (поделки из природного материала), фото-выставка «Любимое блюдо семьи», «Пасхальная радость» и т.д.

В процессе работы «Семейной мастерской» разработали совместные проекты, такие как «Моя семья», , «Масленица» через данные проекты у детей и родителей воспитывали чувства гордости за свою семью и любовь к её членам, расширение знаний детей о своей семье: о членах семьи, традициях, профессиях, о жизни бабушек и дедушек.



























Этапы реализации проекта:

Реализация проекта включает три этапа:

Первый этап – Подготовительный (сентябрь 2019 года)

Второй этап – Творческий (октябрь 2019г. – февраль 2020г.)

Третий этап – Результат (март –апрель 2020 год)




Первый этап: подготовка конспектов, технологических карт, пособий, образцов для проведения мастер – классов.

Второй этап: проведение мастер-классов.

Третий этап: подведение итогов совместной работы – родители – дети – педагог, анализ деятельности, проведение выставки.

Ожидаемые результаты:

для обучающихся:

  • развитие формы группового сотрудничества для реализации цели;

  • развитие коммуникативной компетентности обучающихся на основе организации совместно-продуктивной деятельности;

  • формирование общекультурной личности;

  • воспитание художественно-эстетического вкуса посредством самостоятельных дизайнерских разработок и проектной деятельности.

Для педагогов и родителей:

  • формирование качественно новых отношений педагогов и родителей;

  • занятость детей и родителей во время досуга;

  • установление эмоционального контакта между педагогами и родителями.

















Мероприятия по реализации проекта в 2019 – 2020 учебном году



п/п

Название мероприятия

Сроки

1.

  1. Мастер класс «Украсим себя сами» (изготовление броши «Роза» из лент)

сентябрь

2.

Коллекция Мастер классов «Новогодняя игрушка»

1. Мастер класс Елка из лент

2.Мастер класс «Символ года» 

3. Мастер класс «Фетровые фонарики»

декабрь

3.

1. фото-выставка «Любимое блюдо семьи»,

2. «Пасхальная радость»

3. «Масленица»

март



4

Выставка творческих работ семей

март -апрель



























При организации трудовой деятельности родителей с детьми использовали следующие формы работы - облагораживание территории, изготовления подарков друг для друга, украшение фойе школы к праздникам.

Таким образом, анализируя результаты работы с семьей по воспитанию духовно – нравственной культуры у ребенка, пришли к выводу, что при условии постоянной и планомерной работы по привлечению родителей в образовательный процесс:

- изменились взаимоотношения детей;

- у детей появляется интерес к познанию истории родного края, культуре;

- дети стали более общительными, милосердными, активнее реагируют на различные социальные ситуации, оценивают поступки товарищей.
А у родителей в свою очередь повысилась активность в проведении разных мероприятий;

- удалось расположить родителей к школе, теперь это мои помощники, друзья, которые всегда приходят на помощь и с радостью помогают в воспитании детей. Ведь они уверенны, что их ребёнка в школе всегда ждут с радостью и любовью.

Л.Н. Толстой писал: «Из всех наук, которые человек может и должен знать, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

И мы с родителями и детьми продолжаем идти дорогою добра в современном мире. 









Список литературы:


Мастер-класс по росписи и декорированию новогодних игрушек [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.om-harmony.ru/master-klass-po-novogodnim-igrushkam;

Методическая разработка по теме: Роль семейных традиций в воспитании духовно-нравственных ценностей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/materialy-dlya-roditelei/library/2013/07/15/rol-semeynykh-traditsiy-v-vospitanii-dukhovno