Разработка урока для 8 класса. 2час.
ТЕМА: Новогодние композиции.
Изготовление сувениров.
Задачи:
Ознакомить с национальными традициями празднования нового года.
Закрепление в деятельности учащихся алгоритма проектирования.
Развивать творческую фантазию.
Учить комбинировать в работе различные декоративные элементы.
Воспитывать любовь к народным традициям, коммуникативность, самостоятельность и предприимчивость.
I. Вводная часть.
Организационный момент
II. Урок хотелось бы начать с детского стишка, чтобы….
Есть одна игра для вас!
Я начну стихи сейчас
Я начну, а вы кончайте!
Хором дружно отвечайте!
На дворе снежок идет
Скоро праздник….
Мягко светятся иголки
Хвойный дух идет…
Ветви славно шелестят
Бусы яркие…
И качаются игрушки
Флаги, звездочки…
Скажите, а с чем у вас ассоциируется Новый год?
Новый год- это праздник, который начинается задолго до 31 декабря и продолжается еще после 1 января. Нам хочется подольше удержать в комнате то хвойное, радостное настроение счастья, надежд, семейное тепло, которое несет с собой этот всеми любимый праздник.
Откуда же пришел к нам обычай празднования Нового года?
С 10 века Новый год на Руси отмечался 1 марта, когда начинались сельскохозяйственные работы, а спустя 5 веков он был перенесен на 1 сентября, к моменту окончания уборки.
И лишь в 1700 году указом Петра I праздник был назначен на 1 января, и в специальном указе говорилось, что встречать его надо торжеством, жечь на улицах костры, украшать дома. Первая елка также была привезена в Россию Петром I из Голландии.
Нововведения Петра I в празднование нового года
В 1699 году Петр I издал указ, согласно которому началом года стали считать 1 января. Проведение в жизнь этой реформы Великого Царя, имевшей столь важное значение, началось с того, что запрещено было праздновать каким бы то ни было образом 1 сентября, а 15 декабря 1699 года барабанный бой возвестил о чём-то важном народу, который толпами хлынул на Красную площадь. Здесь устроен был высокий помост, на котором царский дьяк громко читал указ, что Петр Васильевич повелевает "впредь лета счисляти в приказах и во всех делах и крепостях писать с 1 января от Рождества Христова".
Царь неуклонно следил за тем, чтобы новогодний праздник был у нас не хуже и не беднее, чем в других европейских странах.
В Петровском указе писалось:
В указе речь шла не конкретно о ёлке, а о деревьях вообще. Вначале их украшали орехами, конфетами, фруктами и даже овощами, а наряжать елку стали намного позднее, с середины прошлого века.
Первый день Нового 1700 года начался парадом на Красной площади в Москве. А вечером небо озарилось яркими огнями праздничного фейерверка. Именно с 1 января 1700 года народные новогодние забавы и веселья получили свое признание, а празднование Нового года стало носить светский (не церковный) характер. В знак всенародного праздника палили из пушек, а вечером, в темном небе вспыхивали разноцветные невиданные прежде огни фейерверка. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки.
И теперь встреча Нового года превратилась в нашей стране в веселый и всеми любимый праздник.
А как же отмечают этот праздник в других странах мира? Сейчас мы совершим с вами маленькое путешествие по новогодней планете.
МАЛЕНЬКОЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ» ПО НОВОГОДНЕЙ ПЛАНЕТЕ.
Первая наша «остановка»- Польша
Столица Польши - Варшава в новогодние праздники превращается в настоящий балаган, день и ночь проходят карнавальные шествия, мужчины переодеваются в женские костюмы, дети расписывают красками лица, а улицу украшают огромными букетами из воздушных шаров. В 12 часов ночи, когда бьют куранты, жители Варшавы прокалывают воздушные шары, те лопаются, и получается такой своеобразный праздничный салют.
Другая «остановка»- Италия.
В Италии в новогоднюю ночь выбрасывают из окон старую посуду, мебель, предметы быта. Существует такая примета, чем больше выбросишь вещей, тем больше богатства принесёт Новый год. Так что «зевать» в Италии опасно! На вас запросто может упасть стул или даже див.
«Остановка» на острове Крит.
Здесь так же существует обычай связанный с Новым годом. Первый человек, вошедший в дом после наступившего нового года, приносит с собой большой камень, садится на него и произносит: «Пусть богатства хозяев будут так же тяжелы, как этот камень».
«Остановка» в Болгарии.
С
последним ударов часов во всех домах этой страны на несколько минут гаснет свет. Это время новогодних поцелуев.
«Остановка» в Испании.
В
этой стране существует такая традиция: пока часы бьют 12 раз, каждый человек съедает двенадцать виноградин.
Вот мы и до Кубы добрались.
Кубинцы перед наступлением нового года наполняют все свои кувшины водой и, когда часовая стрелка подходит к цифре «12», вы вливают воду из окна в знак того, что старый год счастливо окончен, а Новому году они желают светлого, как прозрачная вода, пути.
Наше путешествие подошло к концу. По-разному и даже в разное время отмечается этот чудесный праздник - Новый год, но есть во всех странах, на всех континентах одно общее: везде люди живут в ожидании чуда, новых надежд и, конечно, все ждут новых подарков.
Давайте вместе вами сформулируем проблему:
Приближается Новый год. Это самый-самый любимый праздник, которого мы все ждём с большим нетерпением. Мы хотим поздравить с этим праздником всех своих близких людей, сказать, как мы их любим, пожелать им счастья. В праздник принять дарить подарки и сувениры. Конечно, их можно купить в магазинах. Но сувенир, выполненный своими руками – это самый лучший подарок.
Новогодний сувенир
Что же нужно учесть при изготовлении Новогоднего сувенира?
ЁЛОЧКА-ИССЛЕДОВАНИЕ
Д
авайте вместе с вами выработаем требования к новогоднему сувениру.
Сейчас вы проведёте экспертизу предложенных вам сувениров и вы должны дать им оценку.
Сувенир для I творческой Сувенир для II творческой
Группы Группы
Практическая работа: работа в творческих группах (10 мин)
Выступление творческих групп, где даётся заключение о качестве сувениров и рекомендации по совершенствованию.
Творческое задание (Метод штормового штурма)
-Я вам предлагаю два предмета (бросовый материал: ведёрко из-под майонеза и старая тарелка) вы должны найти им применение (идеи могут быть самые фантастические)
Практическое задание: разработать способы применения двух предметов
Работа в творческих группах. (5 мин)
Выступление групп.
- Вы предложили огромное количество способов применения этих предметов, а теперь давайте вместе с вами проанализируем варианты.
Аналитический этап
Творческое задание: Придумать способы декоративного оформления этих двух предметов.
Демонстрация результатов
- эти два изделия можно будет использовать для ваших бедующих новогодних композиций.
- чтобы сувениры получились интересными и оригинальными то нам не обойтись без фантазеров и критикрв.
-фантазёры- это ГЕНЕРАТОРЫ идей
-критики- это АНАЛИТИКИ
1 задание. Придумать как можно способов применения шишки (на выявление генераторов идей.)
2сзадание. Задать как можно больше вопросов о празднование нового года (на выявление аналитиков)
-Теперь в каждой творческой группе есть и генератор идей и аналитик
- Для создания новогодних сувениров у вас уже есть основание.
- А что же не хватает? (материалов для композиций)
У меня есть короб, в который я складываю, казалось бы, ненужные вещи: пуговицы, ракушки, бусинки, веревочки и многое другое.
Что все талантливые и творческие я не сомневаюсь и вам не стоит особого труда придумать и изготовить новогодний сувенир, используя материал из короба.
Давайте посмотрим, что же там находится? Для изготовления сувениров нам необходимы инструменты и приспособления. (Инструктаж по ТБ).
В каждой группе есть, и Аналитик и Генератор идей можно приступать к самому интересному этапу: разработка идей новогодних сувениров. Их должно быть не менее 3-х, чтобы сравнить и выбрать главную самую лучшую. Всю проделанную работу фиксируем в дневник.
(заставка снег идёт)
Работа в творческих группах (20мин)
Заполнение дневника и изготовление сувениров (выполнение творческого задания для защиты проектов
Защита проекта I творческой группы
Вторая группа оценивает (5 мин)
Защита проекта II творческой группы
Первая группа оценивает (5 мин)
Подведение итогов урока.
-Отвечаю на вопросы о празднование нового года.
Заключительное слово учителя.
Бык – это домашнее животное, поэтому лучше всего встречать Новый 2009 год в семейном кругу.
Дизайн – анализ спецификация
I.Эстетические характеристики
Критерии показатели
Художественная образная выразительность
выразительность
1 оригинальность художественного замысла Информационная
выразительность 2 выразительность стилевого решения
3 соблюдение требований моды
1 выявленность в форме назначения изделия
Рациональность 2 рациональная красота конструкции
формы
3 соответствие эстетически значемой формы
1 организованность
объемно- пространственной структуры :
-соподчиненность частей и целого
композиционная -гармоническая организованность
целостность (пропорциональность, масштабность…)
- пластичность и силуэт
-упорядоченность графических
и изобразительных элементов
2 колорит и декоративность:
-цвет
-фактура
-орнамент
1 тщательность исполнения
2 чистота выполнения Конторов и сопряжений
Совершенство
производственного 3 чёткость исполнения знаков и
исполнения и сопроводительной документации
стабильность
товарного вида 4 устойчивость к повреждениям и сохранность
первоначального внешнего вида
Дизайн – анализ спецификация
II. Социальное характеристики
Критерии показатели
Оптимальность степень соответствия общественным потребностям,
номенклатуры характеризующих их общественную полезность
изделия
1 местные и национальные традиции
Культурные
запросы 2 требования престижа и моды
3 социально- психологические установки
Социально потребность в изделиях
экономические различного потребительского класса
факторы
Дизайн – анализ спецификация
III. Функциональные характеристики
Критерии показатели
1 внешняя:
-природная
-городская
Среда потребления -сельская
2 жилая:
-квартира
-дача
-зона жилища
1 носильные
Мобильность 2 переносные
использования 3 стационарные
4 транспортируемые
1 напольные
Местоположение 2 настольные
3 настенные
4 встроенные
Соответствие выполняемые функции
Назначению
Надёжность износостойкость
Дизайн – анализ спецификация
IV. Агрономические характеристики
Критерии показатели
Удобство потребность в усовершенствовании
Пользования
Безопасность безопасность использования
использования
1 освещение
2 микроклимат
3 пожарная безопасность
Безопасность 4 электрическая безопасность
Изготовления 5 механическая безопасность
6 непредвиденные факторы
Дизайн – анализ спецификация
V. Экологические характеристики
Критерии показатели
Выбор способа как изделие может быть изготовлено:
производства -в школе
-в промышленности
использование:
Технология изготовления -красителей
-синтетических моющих средств
-химических соединений
1 натуральный
Используемый 2 синтетический
Материал 3 смешанный
4 достоинства и недостатки
Размещение 1 утилизация
После использования 2 переработка
3 использование отходов
Дизайн – анализ спецификация
VI. Экономические характеристики
Критерии показатели
1 сырьё
2 материалы
Затраты
3 комплектующие
4 работа по изготовлению (3П)
Прибыль прибыль
Социальный предполагаемый рынок
Статус потребителя