СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Новокрестьянская поэзия.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Новокрестьянская поэзия.»

Поэзия Серебряного века чрезвычайно неоднородна и разнообразна по направлениям, формам, эстетическим устремлениям, по читательскому кругу. Ярким явлением, времени была новокрестьянская поэзия, задавшая песенный настрой поэзии многих последующих десятилетий.

Крестьянская тема в русской литературе имеет глубокие, еще фольклорные традиции. Всплеск интереса к этой теме в свое время вызвал к жизни поэзию Некрасова, талантливые произведения «народных» поэтов Кольцова, Никитина, Сурикова. В центре творчества «крестьянских» поэтов в основном был рассказ о горькой доле народа, тяжком непосильном труде и безрадостном житье.

Новокрестьянские поэты, выходцы из деревни: Николай Клюев (1884—1937), Сергей Есенин (1885—1925), Сергей Клычков (1889—1937), Александр Ширяевец (1887—1924), Петр Орешин (1887—1938) — пришли в поэзию совсем с другими темами, идеями, интонациями, мелодиями. Лейтмотивом их творчества была гордость за многовековую богатую национальную культуру, хранителем которой является крестьянство. Эти поэты пришли в литературу примерно в одно и то же время и быстро услышали друг друга, сдружились. Однако совместных манифестов, деклараций, как у поэтов других направлений, они не выпустили. Сергей Городецкий (акмеист) предпринял попытку создать группу «Краса», в которую должны были войти Есенин, Клюев, Клычков, Ширяевец, писатель Алексей Ремизов и художник Николай Рерих. Группа быстро распалась, но сам факт попытки такого объединения говорит о серьезном и внимательном отношении современников к новокрестьянской поэзии.

Большинство новокрестьянских поэтов после революции оказались на периферии литературы и жизни, со своей поэтизацией неразрывной связи человека с миром живой природы, стали свидетелями ломки традиционных крестьянских устоев. Клюев, Клычков, Орешин были уничтожены как кулацкие поэты и на долгие годы вычеркнуты из истории литературы.
— Самобытным явлением в литературе стала так называемая «новокрестьянская поэзия». Литературное направление, представленное творчеством Н. Я. Клюева, С. А. Есенина, С. А. Клычкова, П. И. Карпова, А. В. Ширяевца, сложилось и утвердилось в середине 1910-х.
Понятие «новокрестьянская поэзия 1910-х годов», вошедшее в историко-литературный обиход, объединяет названных поэтов условно и отражает только некоторые общие черты, присущие их миропониманию и поэтической манере.
Отношение крестьянских поэтов к национальным истокам было сложным, противоречивым, во многом обусловленным сложными обстоятельствами русской социальной жизни и идейной борьбой предреволюционного десятилетия. Единой творческой школы с единой идейной и поэтической программой они не образовали.
Новокрестьянских поэтов объединяли — при всех различиях творческого почерка и меры таланта — истовая любовь к деревенской России (в противовес России «железной»), желание высветить исконные ценности её верований и морали, труда, обихода. Кровная связь с миром природы и устного творчества, приверженность мифу, сказке определили смысл и «звук» новокрестьянской лирики и эпики; вместе с тем их создателям оказались внятны и стилевые устремления «русского модерна». Синтез древнего образного слова и новой поэтики обусловил художественное своеобразие их лучших произведений, а общение с Блоком, Брюсовым, другими символистами помогло творческому росту.
Философия «избяного космоса», всечеловеческий пафос, любовь к родине, культ трудовой нравственности, кровная связь с родной природой, благословение родному их душе миру красоты и гармонии — вот главные общие устои, объединявшие поэтов новокрестьянской плеяды.
До революции поэты-новокрестьяне делали попытки организационно объединиться, то создавая литературное общество «Краса», которое провело осенью 1915 г. поэтический вечер, получивший большую и далеко не благожелательную прессу, то принимая участие в создании литературно-художественного общества «Страда». Но эти общества просуществовали недолго и связь поэтов друг с другом всегда оставалась больше духовной, чем организационной.
Революцию они принимали с «крестьянским уклоном»: как осуществление народной мечты о мировой справедливости, совпадавшей для них со справедливостью социальной. Это не только установление справедливости на просторах России, но и братство народов всей земли.
Другая тема в их поэзии — тема крестьянского труда, глубинных связей его с бытом, с народным творчеством, с трудовой нравственностью. Исторически сложившуюся связь «природы», «куска хлеба» и, наконец, «слова» по-своему, в меру своего дарования, отразил каждый из поэтов.
Сготовить деду круп, помочь развесить сети,
Лучину засветить и, слушая пургу,
Как в сказке, задремать на тридевять столетий,
В Садко оборотясь иль в вещего Вольгу.
Эти стихи Клюева воплощают в себе мысль о труде как о творческом акте, освящённом тысячелетней традицией, созидающем одновременно с материальными и духовные ценности, связующем человека, землю и космос в единое целое.
Ещё одна тема, объединяющая поэтов новокрестьянской плеяды,— тема Востока, крайне существенная для русской поэзии, ибо Восток в ней понимался не как географическое, а как социально-философское понятие, противоположное буржуазному Западу.
Со сменой власти для поэтов-новокрестьян ничто не изменилось в лучшую сторону — их продолжали гнать и травить с ещё большим ожесточением. После гибели Есенина в конце 1920-х гг. Н. А. Клюев, С. А. Клычков, П. В. Орешин и их более молодые сотоварищи и последователи В. Наседкин, Иван Приблудный были объявлены идеологами подлежащего слому «кулачества» и выразителями «кулацкой морали мироедов». Судьбы новокрестьянских поэтов после Октября (в пору их наибольших достижений) сложились трагически: идеализацию ими деревенской старины сочли «кулацкой».
В 1930-е годы они были вытеснены из литературы, стали жертвами репрессий.

Между крестьянской и новокрестьянской поэзией нет принципиальных различий. Существование двух терминов объясняется тем, что данное направление в литературе происходило в два этапа: первый этап — 1903-1905 гг., появляются первые поэты, вышедшие из крестьянской среды (Леонов, Шкуле, Дрожжин). Второй этап — 1910-е гг., представителем новой волны крестьянской поэзии стали Есенин, Клюев, Ширяев, Клычков. Основное отличие поэтов разных этапов состоит в том, что представители новокрестьянской поэзии обновляли и развивали традиции и мотивы крестьянской поэзии, а не замыкались в них, они были своего рода модернистами, так как их творчество складывалось под влиянием акмеизма и символизма.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!