СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Новорожденный ребенок

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Новорожденный ребенок»

Лекция № 3__ Здоровый ребенок.


Тема: «Новорожденный ребенок»

Новорожденный – это ребенок в возрастном периоде с момента рождения, первого вдоха и перевязки пуповины до окончания адаптации организма к новым условиям внеутробной жизни (4 недели или 28 дней).

Доношенным считается ребенок, родившийся при сроке беременности 38-41 неделя. В случае уменьшения этого срока ребенка рассматривают как недоношенного, а при увеличении срока – переношенным.

Масса доношенного ребенка в среднем 3400-3500 для мальчика, 3200-3400 для девочек, длина тела 48-52 см, о.г. 34-36 см, о.гр. 32-34 см.

Для доношенного характерны: громкий крик, активные движения, хорошо развитая подкожная основа, бархатистая розовая кожа, покрытая первородной смазкой. Пушковые волосы – лануго сохранены только на плечевом поясе и верхнем отделе спины.

Место отхождения пуповины располагается примерно посередине тела. Яички у мальчиков опущены в мошонку, у девочек малые полове губы прикрыты большими.

Хрящи ушных раковин плотные. Волосы на голове имеют длину 2-3 см. Мышечный тонус выражен. Преобладает тонус сгибателей.

Для первичной оценки состояния новорожденного используют шкалу Апгар. Оценка по шкале Апгар проводится через 1 мин., 5 мин. и 30 минут после рождения. Оценка складывается из суммы показателей 5 признаков. Каждый признак оценивается в 0,1,2 балла. Здоровый новорожденный имеет сумму 8-10 баллов.






Шкала Апгар

Симптомы

Баллы

0

1

2

1. ЧСС (удары/мин)

отсутствует

менее 100

более 100

2. Дыхание

отсутствует

редкое, нерегулярное

регулярное, громкий крик

3. Мышечный тонус

слабый

легкая степень сгибания конечностей

активные движения

4. Рефлекторная реакция на введение носового катетера

отсутствует

гримасы

кашель, чихание

5. Цвет кожи

бледность, цианоз

туловище розовое, акроцианоз

розовый



Организация ухода за новорожденным в родильном зале.

S зала= 24 м2 на 1 кровать для роженицы. Потолок, стены и пол покрыты легко моющимися материалами, температура воздуха 24˚. Генеральная уборка род.зала проводится после каждых родов. Для каждого ребенка в род.зале имеется индивидуальный комплект стерильного белья, который хранится в термостате и стерильный комплект для первичной обработки неврожденного.

1. Перед родами акушерка моет руки, как для хирургической операции, надевает стерильную одежду и перчатки.

2. После рождения головы ребенка проводится отсасывание содержимого ротовой полости, верхней части глотки и носовых ходов резиновым баллончиком или с помощью электроотсоса.

3. Ребенка принимают в теплые стерильные пеленки и помещают на столик с обогревом у ног матери.

4. Далее проводится оценка состояния ребенка по шкале Апгар.

5. Профилактика гонобленнореи проводится до отделения от матери. Веки малыши протирают сухими, стерильными ватными тампонами, затем на коньюктиву нижнего века каждого глаза закапывается по 1 капле 30% р-ра сульфацила натрия.

6. Перевязка и обработка пуповины.

Техника перевязки пуповины:

Цель манипуляции: отделение ребенка от матери.

Оборудование:

1. Стерильные зажимы Кохера — 3.

2. Стерильные ножницы — 2.

3. Стерильные пинцеты.

4. Металлические скобки Роговина или одноразовые пла­стиковые зажимы, шелковые лигатуры.

5. Раствор йодоната 1% или раствор йодопирона.

6. Стерильный перевязочный материал (ватные тампоны, салфетки,

4-слойные треугольные салфетки).

Манипуляция осуществляется в два этапа:

Первый этап — отделение ребенка от матери (производит­ся на специальном столике под источником лучистого тепла):

1. Обработать руки одним из способов обработки рук хи­рурга.

2. Обтереть пуповину сухой стерильной салфеткой и об­работать 95% этиловым спиртом.

3. Наложить три зажима Кохера на пуповину: первый за­жим — на расстоянии 10 см от пупочного кольца, второй — на расстоянии 8 см от пупочного кольца и третий зажим Кохера— как можно ближе к наружным половым органам женщины.

4. Участок пуповины между первым и вторым зажимами Кохера протереть стерильным ватным тампоном, смоченным 95% этиловым спиртом.

5. Стерильными ножницами перерезать пуповину между зажимами.

6. Срез детской культи обработать раствором йодопирона или 1% раствором йодоната и закрыть стерильной салфеткой.

7. Ребенка перенести на пеленальный стол под лучистое тепло.



Второй этап — собственно перевязка пуповины:

1. Обработать руки и надеть стерильные перчатки.

2. Пуповину от пупочного кольца до зажима Кохера об­работать стерильным ватным тампоном, смоченным 95% эти­ловым спиртом или 0,5% спиртовым раствором хлоргексидина.

3. Стерильной марлевой салфеткой отжать кровь от пупочного кольца к периферии, держа остаток пуповины между указательным и большим пальцами.

4. Отступя 4—10 мм от пупочного кольца, наложить шелковую лигатуру (такой метод рекомендуется только для вре­менной перевязки пуповины) или скобку Роговина или одно­разовый пластиковый зажим, который является наиболее бе­зопасным.

5. Обработать пуповину стерильным ватным тампоном, смоченным в 95% этиловом спирте.

6. Остаток пуповины отрезать стерильными ножницами, отступя 1—3 см от лигатуры, скобки или пластикового зажи­ма.

7. Место разреза и пуповинную культю обработать раство­ром йодопирона или 1% раствором йодоната.

8. На пуповинную культю наложить грушевидную повязку по Чистяковой. При применении пластикового зажима на­ложение марлевой повязки и повторная обработка пуповинного остатка сразу после наложения зажима необязательны.

9. При необходимости снятия зажима следует использо­вать специальные щипцы.

Уход за пупочной ранкой:

1). Выбрать необходимый материал и инструментарий: ват­ные шарики пинцет, пипетки, 3% раствор перекиси водорода, 1% раствор бриллиантового зеленого (96% спирт).

2). Придать нужное положение ребенку: ребенка уложить на пеленальный столик и освободить от пеленок.

3). Обработка рук персонала: тщательно вымыть руки с мы­лом, кончики пальцев протереть спиртом. Надеть стерильные перчатки.

4). Освободить пупочную ранку от корочек: растянуть паль­цами края пупочной ранки, капнуть из пипетки 1—2 капли све­жеприготовленного 3% раствора перекиси водорода и ватным тампоном удалить корочки от центра пупочной ранки к пери­ферии.

5). Осушить пупочную ранку: новым ватным тампоном осу­шить дно пупочной ранки.

6). Обработать пупочную ранку: раздвинуть края пупочной ранки пальцами и закапать несколько капель бриллиантового зеленого.

7). Завершение манипуляции: завернуть ребенка в пелен­ки и уложить в кроватку.


7. Удаление первородной смазки. Для этого используют стерильную марлевую салфетку, смоченную стерильным вазелиновым маслом из индивидуальной упаковки.

8. Антропометрия: новорожденных взвешивают в стерильной пеленке. Длину тела, окружность головы и грудь определяют с помощью стерильной бумажной ленты.

9. Первичный осмотр врача с целью выявления ВПР, наследственных заболеваний, степени зрелости, признаков травматизма и л.др.

10. Ребенка показывают матери, обращая внимание на пол и если имеются негрубые пороки развития.

11. На запястье ребенка прикрепляют с помощью марлевых завязок браслеты из стерильной клеёнки с указанием ФИО матери, даты и часа рождения, пола, массы и длины тела младенца, номера истории родов и номера кровати.

12. Новорожденного пеленают в стерильные пеленки, поверх которых прикрепляют медальон с теми же обозначениями, что и на ручных браслетах.

13. После окончания первичного туалета ребенка прикладывают к груди матери. Это необходимо для стимуляции лактации, сокращения матки, отделения плаценты, для заселения кишечника ребенка микрофлорой матери и формирования психологической связи.

14. Оформление документации (история развития новорожденного).

15. Перевод в отделение новорожденных или в палату совместного пребывания через 2 часа после рождения.


Физиологическая перестройка жизнедеятельности органов и систем, происходящая в п-оде новорожденности, может проявляться состояниями, называемыми физиологическими (или переходными, или пограничными). Они появляются после рождения и сравнительно быстро проходят без лечения. Пограничными называются потому, что происходят на границе 2-х периодов жизни.

Физиологическая убыль массы.

Происходит в первые 3-4 дня жизни. Это связано в первую очередь с недостаточным количеством грудного молока у матери. Кроме того, у ребенка происходит выделение первичной мочи, мекония, из-за потери воды через кожу и легкие.

Физиологическая убыль массы составляет около 6-8%, восстановление массы при хорошей лактации и при отсутствии заболеваний у ребенка происходит к 6-10 дню жизни. Снижение массы тела более 10% от массы при рождении свидетельствует о заболевании или о нарушении в уходе.

Физиологическая эритема обусловлена реакцией сосудов кожи на внешнюю среду. В первые 1-2 дня жизни у детей возникает гиперемия кожи, как реакция на удаление первородной смазки, после ее исчезновение может быть мелкое отрубевидное шелушение в течение 4-6 дней.

Физиологическая желтуха.

У новорожденных детей на 2-3 дне жизни происходит физиологический эритролиз (распад избыточного количества эритроцитов). Из разрушенных эритроцитов образуется непрямой билирубин, а так как ферментные системы печени еще не совершенны, то процесс превращения непрямого билирубина в прямой задерживается. Непрямой билирубин накапливается в крови и обуславливает прокрашивание кожи и слизистых в желтый цвет.

При физиологической желтухе общее состояние ребенка не нарушено, печень и селезенка не увеличены. Возникает она в основном у детей недоношенных, либо незрелых или при наличии инфекционной патологии у матери во время беременности.

Если желтуха появляется в первые 2 дня жизни, надо исключить ГБН, врожденный гепатит, при затянувшейся желтухе и обесцвеченном кале – врожденную атрезию желчных путей. К 7-10 дню желтуха исчезает.

Половой криз (или гормональный криз) наблюдается примерно у 2/3 новорожденных, чаще у девочек.

Проявляется увеличением молочных желез независимо от пола на 3-4 день после рождения, на 5-8 день жизни у 5-10% девочек могут быть сукровичные выделения из половой щели. Продолжительность 1-3 дня. Лечения не требуется, но принимаются меры профилактики инфицирования. Развитие полового криза объясняется реакцией организма ребенка на освобождение от материнских эстрогенов.

Вульвовагинит - обильные слизистые выделения серовато-белого цвета из половой щели, появляющиеся у 60-70% девочек в первые 3 дня жизни. Сохраняются 1-3 дня и исчезают без лечения.

Мочекислый инфаркт – отложение мочевой кислоты в виде кристаллов наблюдается на 7-10 день жизни. После мочеиспускания на пеленках остаются коричневые пятна, при подсыхании ссыпается песочек. Это мочекислые соли.

Причины – распад лейкоцитов, из нуклеиновых кислот ядер которых образуется мочевая кислота.

Лечение не требуется. Необходим более тщательный уход и дополнительное питье (кипяченая вода).

Транзисторная протеинурия.

У новорожденных на 1-3 сутки жизни могут наблюдаться отеки на конечностях, при исследовании ОАМ обнаруживают белок. Это состояние обусловлено несовершенством строения почек. Лечение не требуется, нужно дополнительное питье и наблюдение в динамике.

Транзисторная лихорадка (гипертермия).

На 3-5 сутки может быть кратковременное повышение температуры до фибрильных цифр (37,5-37). Это обусловлено интенсивностью обменных процессов, потерей жидкости и недостаточным ее поступлением.

Лечение: если температура повышается до 39˚С – физические методы охлаждения (раздеть, обтереть водой +34˚С), если нет эффекта – парацетамол в возрастной дозе или литическую смесь, в/в 10% р-р глюкозы.

Обязательно наблюдение в динамике, чтобы не пропустить начало какого-то заболевания.

Развитию транзисторной гипертермии способствуют температура воздуха в палате больше 24˚С, расположение кроватки рядом с батареей отопления или на солнце и т.д.

Меконий

Первородный кал темно-зеленого или черного цвета, липкий, густой без запаха. Практически меконий – это смесь концентрированной желчи и слущенного эпителия кишечника (так как ЖКТ пустой, а печень и желчный пузырь уже начали функционировать).







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!