Новые ФГОС:
к к аким изменениям готовиться школе
в 2022 году?
Подготовила руководитель МО учителей русского языка и литературы МКОУ «Лицей№15 г.Черкесска» Кармова С.М.
«Не дай вам Бог жить в эпоху перемен,
… если вы не сможете воспользоваться
ПРЕИМУЩЕСТВАМИ
этих перемен»
Китайская
народная
м у др о с т ь
Ф Г О С
Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к
профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Основная задача ФГОС-
создание единого образовательного пространства по всей России.
Считается, что оно обеспечит комфортные условия обучения для детей при переезде в другой город или, к примеру, при переходе на семейное обучение.
ФГОС обеспечивает
преемственность образовательных программ.
Предполагается, что каждый ученик на предыдущей ступени обучения получает все знания, необходимые для перехода на следующую. Иначе говоря, нельзя перейти в пятый класс, не владея знаниями и
умениями начальной школы.
Какие бывают ФГОС
- На каждой ступени образования — свои стандарты.
Школьникам необходимо руководствоваться следующими документами:
- ФГОС начального общего образования
- ФГОС основного общего образования (5-9 классы),
- ФГОС среднего общего образования (10-11 классы),
- ФГОС образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Три поколения стандартов
- три поколения — в зависимости от того, в каких годах они применялись.
Первое поколение ФГОС
- Были приняты в 2004 году и назывались государственными образовательными
стандартами. Аббревиатура ФГОС ещё не использовалась. Основной целью Стандарта
2004 года был не личностный, а предметный результат, ввиду чего Стандарт быстро
устарел. Во главу ставился набор информации,
обязательной для изучения. Подробно описывалось содержание образование: темы, дидактические единицы.
Второе поколение образовательных стандартов
- ФГОС второго поколения разрабатывались с 2009 по 2012 год. Акцент в них сделан на развитие универсальных учебных умений, то есть
способности самостоятельно добывать
информацию с использованием технологий и коммуникации с людьми. Фокус сместили на личность ребёнка. Много внимания уделено проектной и внеурочной деятельности.
Предполагается, что обучающиеся по федеральным
государственным стандартам второго поколения должны любить Родину, уважать закон, быть толерантными и стремиться к здоровому образу жизни.
Третье поколение ФГОС
- Переход на новые образовательные стандарты третьего поколения будет осуществлён в сентябре 2022 года. Обсуждение новых ФГОС началось ещё весной 2018, и с тех пор прорабатывается их внедрение.
Внедрение ФГОС НОО и ФГОС ООО с 01.09.2022 г.
- Министерством просвещения утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего и основного общего образования (далее –
НОО и ООО соответственно). Обновлённая редакция ФГОС
сохраняет принципы вариативности в формировании школами
основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их
учеников. Именно с 1 сентября 2022 года начнут действовать ФГОС в каждой школе, а обучающиеся, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться уже по обновленным ФГОС.
Для несовершеннолетних обучающихся, зачисленных на
обучение до вступления в силу настоящих приказов, возможно обучение по новым ФГОС с согласия их родителей (законных представителей).
ФГОС третьего поколения
- Главной задачей ФГОС третьего поколения заявлена конкретизация требований к обучающимся. Дело в том, что в предыдущей редакции Стандарт включал только общие установки на формирование определённых
компетенций. Учебные учреждения сами решали, что именно и в каком классе изучать, поэтому образовательные программы разных школ
отличались, а результаты обучения не были
детализированы. Предполагается, что новые ФГОС определяют чёткие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине.
Как перейт и н а о б н овлен н ые ФГО С Н О О и О О О:
до р ож н а я к а рта
Дорожная карта понадобится, чтобы поэтапно подготовить документы
к пе р е ход у на о б н о в ленн ы е Ф ГОС НОО и ОО О .
ЗАЧЕМ?
1 Определите период, на который будете составлять дорожную карту
Обучени е п о ФГ ОС по р е ш е ни ю ш к олы
П р одо л ж е ние обучения по
ФГОС
Обязательно е введение ФГОС
Учебный
2021/2022
Кла сс ы, п е ре х одящ и е н а Ф Г ОС
год
2022/2023
1
1
2023/2024
2
2024/2025
1
2025/2026
2
1
2026/2027
1
3
2
5
2
1
3
5
4
3
2
6
5
4
3
5
6
4
5
6
7
6
5
7
8
7
6
8
7
8
9
9
Основные изменения, внесенные в обновленный ФГОС 2021
1) Впервые вводится ФГОС НО и ООО (5-9 классы) одновременно.
2) Четко прописаны обязательства образовательного учреждения (в частности, школы) перед учениками и родителями.
3) Сделан акцент на развитие метапредметных и личностных навыков.
4) Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи).
Основные изменения, внесенные в обновленный ФГОС 2021
5) Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков (проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности и т.д.).
6) Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников (сочинение на 300 слов, словарный запас из 70 новых слов ежегодно и т.п.).
7) Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определенный год обучения. 8) Содержание тем по новым ФГОС не рекомендовано менять местами (ранее это допускалось).
Основные изменения, внесенные в обновленный ФГОС 2021
9) Вводится предмет «Функциональная грамотность» как одна из составляющих на уроках географии, математики, информатики, окружающего мира.
10) Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов. Главное, чтобы ребята не были перегружены. Кроме того, уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ.
11) Расширяются возможности для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания.
12) Школы имеют право обучать детей на родном языке, то есть на любом языке Российской Федерации.
Основные изменения, внесенные в обновленный ФГОС 2021
13) Прописана процедура оценки качества образования (ВПР, РДР и т.д.)
14) Прописана возможность реализации системы образования через семейное обучение, когда семьи могут самостоятельно выбрать для своего ребенка образовательный маршрут.
15) Обеспечение доступа к информационно-образовательной среде образовательной организации, в том числе электронной.
16) Введены единые требования к составлению рабочих программ, в том числе и программ внеурочной деятельности.
17) Определено базовое содержание программы воспитания.
18) Уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
Изменения в обновленных ФГОС НОО и ООО
Т реб о вания к раб о ч им п р огр а м м а м
Критерий
Ст а рый Ф Г ОС
Раб о ч ие пр о гр а ммы учебн ы х пр е дмет о в и курс о в, в т о м чи сл е и вн еур о чной деятельности
Новый Ф Г ОС
Ви д ы пр о гр а мм
Раб о ч ие пр о гр а ммы учебн ы х пр е дмет о в, учебн ы х курс о в, в т о м чи сл е и внеу рочной деят е льности, у чебн ы х модул е й
Ст р уктур а ра бочих пр о гр а мм
Различа етс я дл я ра бочих пр о гр а мм учебн ы х пр е дмет о в, курс о в и курс о в вн еур о чно й деят е льности
Т е матическое планир о в а ние ра бочих пр о гр а мм у чебн ы х пр е дмет о в, курс о в
Т е матическое планир о в а ние ра бочих пр о гр а мм к урс о в
Один аков а я дл я всех р а бочих пр о гр а мм, в то м ч и сл е и пр о гр а мм вн еур о чной деятельности
С учет о м ра боч е й пр о гр а ммы в осп и тания с указ а ни е м количеств а час о в, отводимых на освое ние к аждо й т е мы
Учет ра боч е й пр о гр а ммы воспитания
вн еур о чно й деят е льности
С указа ни е м количеств а ак а демических часов, отводимых на освоение каждой темы, возможности использования по это й т е ме Э ОР и ЦОР
С учет о м ра боч е й пр о гр а ммы в осп и тания
Т ольк о в раздел е « Т е матическое планирование»
Особ е нн о ст и ра б о ч е й
Во вс е х раздел а х ра боч е й пр о гр а ммы
пр о гр а ммы курса
В сод е р ж а нии п ро г ра ммы дол ж ны б ы ть указ а ны фо р мы организаци и и ви ды деятельности
вн еур о чно й деят е льности
В п рогр а мме должны быть указ а ны фо р мы п ро в едени я занят ий
Темат и че с ко е план и рование
В этом разделе учителя должны отразить три обязательных элемента:
- пе р е ч ен ь т ем, п л ани р у емы х дл я о сво е ния у ч е ника ми;
- к о л ич е ств о а к а д ем и ч е с к и х ч а с ов , отв о д имы х на о с вое ние к а ж д о й т е мы;
- информацию об электронных учебно-методических материалах, которые можно и с по л ьз о ва т ь пр и из у ч е нии к а ж д о й темы
В качестве электронных учебно-методических материалов учителя могут указать:
э л е к т р онны е у ч е б ники и задачники
му л ьт и ме д и й ные пр о г р аммы
э л е к т р онны е б и б л и о т е ки
к о лл е кц и и ц иф р овых
образо ват е ль н ы х р е с у р с ов
иг ровы е про г р а ммы
вирт у ал ьн ы е ла б о р ат о рии
Электронные учебно-методические материалы должны позволять использовать дидактические возможности ИКТ, а их содержание – соответствовать законодательству об образовании.
№ п/п
Колич ес т в о час ов, отводи м ых на о с во ени е т е мы
Тема/раздел
Элект ро н н ы е у ч ебн о - методические
Дата
материалы
По плану
Фактич.
Учесть раб о чу ю п р огр а м му воспитания
Рабочие программы предметов, модулей и курсов, в том числе внеурочной деятельности, формируются с учетом рабочей программы воспитания ( п. 31.1 ФГОС НОО , п. 32.1 ФГОС ООО ).
Педагог м ож е т в ы б р ать од и н и л и нес ко л ь к о и з с п особ о в, кото р ые
определит школа в положении о рабочей программе., НАПРИМЕР:
- указать формы учета рабочей программы воспитания в пояснительной
з а пи с к е к ра б оч е й пр о гр а м м е ;
- оформить приложение к рабочей программе «Формы учета рабочей прог р амм ы вос пи тан и я » ;
- указать информацию об учете рабочей программы воспитания в разделе
«Содержание учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности)/учебного модуля» в описании разделов/тем или отдельным блоком;
- отразить воспитательный компонент содержания программы в отдельной колонке таблицы тематического планирования.
ГЛАВНЫЕ ОТЛИЧИЯ
Сегодняшние ФГОС содержат общие, размытые формулировки. Главным отличием обновленных
стандартов станет следующее: весь учебный процесс будет описан очень подробно. В документе будут
максимально точно сформулированы требования к предметам всей школьной программы, по каждому учебному предмету даны четкие требования к
образовательным результатам, конкретизировано, какой минимум знаний и умений должен освоить ученик.
Также упор сделан на применении знаний на практике.
ПОЗИТИВНЫЕ МОМЕНТЫ:
-повышается прозрачность системы образования; -любой родитель сможет ознакомиться с документом и понимать, чему именно учат в школе их ребенка, а значит, повышается вероятность включения в процесс образования родителей ;
- качество образования повысится за счет единства содержания;
- достижение личностных результатов , которые также
детализированы и конкретизированы в обновленном документе , будет направлено на реализацию программы воспитания;
- определена система требований к тому, как должна реализовываться образовательная программа, что позволит
создать равные возможности для того, чтобы ребята получили качественное образование.
Основные изменения, внесённые в проекты современных ФГОС:
- · Чётко прописаны обязательства образовательного учреждения (в частности,
школы) перед учениками и родителями.
- · Сделан акцент на развитие «мягких» навыков — метапредметных и личностных.
- · Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи).
- · Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков
(проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности и так далее).
- · Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников (сочинение на 300 слов, словарный запас из 70 новых слов ежегодно и тому подобное).
- · Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определённый год обучения. Содержание тем по новому ФГОС не рекомендовано менять местами (ранее это допускалось).
- · Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов. Главное, чтобы ребята не были перегружены. Кроме того, в последнем образовательном стандарте уточнено минимальное и максимальное количество
часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ. Определено базовое содержание программы воспитания, уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В АЖНО
- ФГОС важны как для педагогов, так и для школьников. На государственных стандартах строится весь учебный процесс. Они помогают обеспечивать единство образования на территории России: выдвигают
требования к содержанию программ, условиям
реализации и ожидаемым результатам учеников.
- Стандарты нового поколения унифицируют темы и подходы преподавания. Благодаря этому школьник
сможет получить все необходимые знания и навыки в любом образовательном учреждении каждого региона страны. А педагог может быть уверен, что его учебная программа подойдёт даже для ученика, который только перешёл из другой школы.
В АЖНО
- В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-
нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.
- Обновлённые ФГОС описывают систему требований к условиям реализации общеобразовательных программ, соблюдение которых обеспечивает равенство возможностей получения качественного образования для всех детей независимо от места жительства и дохода семьи. Благодаря обновлённым
стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование.
- Все учебные заведения ориентируются на образовательные стандарты,
которые разрабатывает государство.
Деление учеников на группы.
Раньше таких норм ФГОС не устанавливал. Новые стандарты НОО и ООО разрешают организовать образовательную деятельность при помощи деления на группы. Обучение в группах можно строить по-разному: с учетом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, целей. Это позволит учителям реализовывать дифференцированный подход.
Информационно-образовательная среда
Согласно старым ФГОС у учеников в школьной библиотеке должен быть доступ к информационным интернет-ресурсам, коллекциям медиаресурсов. Сейчас новые ФГОС определяют, что доступ к информационнообразовательной среде должен быть у каждого ученика и родителя или законного представителя в течение всего периода обучения.
Оснащение кабинетов
Старые ФГОС предъявляли общие требования к оснащению кабинетов. Новые ФГОС ООО установили требования к оснащению кабинетов по отдельным предметным областям. Например, в кабинетах естественно-научного цикла должны быть комплекты специального лабораторного оборудования.
Психолого-педагогические условия
В новых ФГОС требований к психолого-педагогическим условиям стало больше. При этом акцент сделан на социально-психологической адаптации к школе. Также описали порядок, по которому следует проводить психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений.
Повышение квалификации педагогов
Старые ФГОС четко определяли, что повышать квалификацию педагоги должны не реже чем раз в три года. Новые ФГОС эту норму исключили. В Законе об образовании по-прежнему закреплено, что педагог может проходить дополнительное профессиональное образование раз в три года и обязан систематически повышать квалификацию. Но указания, как часто он должен это делать, теперь нет.
Спасибо за внимание