СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Новые формы оценки школьной успешности в рамках реализации ФГОС"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на школьном методическом объединении

Просмотр содержимого документа
«"Новые формы оценки школьной успешности в рамках реализации ФГОС"»

МОАУ СОШ №2 ЩМР МО













«Новые

формы оценки школьной успешности в рамках реализации ФГОС»













Учитель:

Аверина Светлана Евгеньевна

Ежегодно  увеличивается число детей, которые имеют проблемы в обучении. Передо мной, как  учителем , встаёт такая проблема: как сделать так, чтобы и ученик чувствовал свой рост, и родители ощущали продвижение (или задержку) в обучении и развитии ребенка?   Ответ на этот вопрос помогают дать новые формы оценивания результатов обучения младших школьников.

(слайд 2) Перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков на общеучебные универсальные  умения, развитие самостоятельности учебных действий привёл к изменению  форм и методов оценки учебных достижений.             

        (слайд 3) Методологическую основу опыта по построению системы оценивания составили идеи Т.Г.Ананьева, А.Б.Воронцова, Г.А.Цукерман, Ш.А.Амонашвили.

(слайд 4) Система оценивания направлена на получение информации, которая позволяет:

  • Учащимся - Обрести уверенность в своих познавательных возможностях

  • Родителям - Отслеживать процесс и результат обучения и развития своего ребёнка

  • Учителям - Судить об успешности собственной педагогической деятельности

(слайд 5) Учебное действие оценки


  • должно опережать формирование других учебных действий;

  • осуществляется на всём протяжении учебной деятельности;

  • помогает учащимся определить усвоен или не усвоен общий способ решения учебной задачи, соответствует или нет результат учебных действий их конечной цели, есть ли возможности для решения общеучебной задачи.

(слайд 6) Задачи оценки:

  • содержательное, качественное рассмотрение результата усвоения;

  • сопоставление результата усвоения с его цель;

  • сообщение школьнику о решении или нерешении учебной задачи.

Главная цель оценки – стимулировать и направлять учебную деятельность школьника.

(слайд 7) Особенности учебного действия оценки:

  • Учебное действие оценки – это действие самого ученика,

  • Предметом работы ребёнка, который осуществляет учебное действие оценки, являются другие учебные действия;

  • Учебное действие оценки не возникает само по себе, а нуждается в «выращивании».








          Работу по формированию оценочной системы строю  в несколько этапов. (слайд 8) На первой этапе, считаю необходимым  ввести ребёнка в мир оценивания. С этой целью  знакомлю  первоклассников с критериями оценивания и самооценивания, стараюсь вызвать потребность в оценивании своих учебных действий. Причём строю систему оценивания таким образом, чтобы гарантировать каждому ученику ситуацию успеха. 
          (слайд 9) В первом классе учащиеся учатся оценивать своё настроение на уроке. Для этого они в конце урока в «Личном еженедельнике школьника» рисуют смайлик, передающий настроение, или обозначают своё настроение цветом.  Кроме оценки своего настроения провожу работу  по формированию умения оценивать свою деятельность. Для этого использую в работе следующие приёмы:

  • «волшебные  линеечеки»  наглядно показывают ребёнку его прирост на уроке;

    • совместная выработка критериев оценки, которые проговариваются и принимаются  ребятами до выполнения работы. Таким образом, критерий становится ориентиром, к которому стремится ученик.

  • «лесенка знаний» помогает ребёнку представить на какой ступеньке в изучении предмета  он находится. Лесенку знаний вычерчиваю каждому ученику по каждому предмету, затем совместно отмечаем процесс продвижения в овладении учебным предметом;

  • для создания ситуации успеха  использую  словесную эмоционально – окрашенную  оценку: «Молодец!», «Здорово!», «Великолепно!», «Умница!», «Мне нравится твоя работа»,  «Отлично!», «У тебя все получилось»,  «Тебя приятно было слушать», «Ты отлично справился!»  и т.д.; замена словесной оценки в тетрадях картинками;

  • также использую тактильную похвалу: поглаживание по головке, пожатие руки и т.д.;

(слайд 10) самооценка каждого задания в работе: поставьте напротив задания «+» если вам было всё понятно, при работе не возникало трудностей;  « ˫»  если были небольшие трудности, для выполнения требовалась подсказка;  «-» было трудно, непонятно, сам не справился.

Оценивание достижения цели урока в дневнике:    

- цель достигнута, материал усвоен;       

- цель достигнута не полностью, материал надо прорабатывать;

- цель не достигнута, много непонятного, требуется повторное изучение материала.

      (слайд 11) На втором этапе ребята учатся оценивать не только себя, но и своих товарищей. Причём при взаимооценке дети мотивируют своё мнение, указывают товарищу на его недостатки и хвалят за успехи. Такой вид деятельности очень нравится детям: во- первых, потому что они видят интерес ребят к своей работе, во­-вторых, им приятно быть в роли «учителя», высказывать своё мнение и чувствовать внимание ребят к своим суждениям; в-третьих, школьники учатся критически и адекватно оценивать свою работу, что снимает непонимание между учителем и учеником. Дети теперь понимают, почему педагог ставит ту или иную отметку.

В условиях внедрения новых способов оценивания возникает проблема выбора форм учета учебных достижений младших школьников. Какие «инструменты» помогут мне, педагогу, простроить индивидуальные траектории развития учеников?

(слайд 12) Таким инструментом, на мой взгляд, является «Рабочий журнал учителя». В нём фиксирую  все данные по итогам самостоятельных и поверочных работ по всем предметам, начиная с о стартовой диагностики. На листе указывается вид работы, предмет, дата; указываются выполняемые задания, и напротив фамилии каждого ученика ставится знак, показывающий, как ребёнок справился с заданием. Таким образом, можно наблюдать успехи  и трудности каждого ученика в классе, так и оценивать работу в целом по классу. Анализируя  полученные данные, строится работа в дальнейшем.

 

        Чтобы наглядно представить результаты обучения по каждому учебному предмету, веду  листы   учебных достижений учащихся (технологические карты) В 1 классе оценивание  ведёт  учитель, во 2 классе -  совместная оценка учеником и учителем. Начиная  с 3 класса,  такая работа практически всеми учениками выполняется самостоятельно, по необходимости учителе оказывается необходимая помощь.  

           В практике пользуюсь  ещё одной  формой оценивания, где  ученики (сначала совместно с учителем, потом самостоятельно)  отмечают свое продвижение, является лист-диаграмма «Я  учусь читать». Смайликами ребенок отмечает скорость своего чтения и совместно с учителем заносит характеристики чтения в оценочный лист. Так он наглядно может пронаблюдать динамику развития такого компонента как темп чтения. Это способствует развитию самоконтроля за данным видом деятельности.

         Для того,  чтобы у учащихся формировался собственный «инструмент» для контроля и оценки своих знаний и умений, учениками заполняются  страницы дневника «Главное, чему я научился в 1 классе» (Личный еженедельник первоклассника, «Школа 2100»), где один раз в два месяца ученик оценивает свои умения по предметам и организации учебного процесса.  
      Таким образом, ребенок учится не только  оценивать свои действия, но и планировать их, осознавать свое понимание или непонимание, свое продвижение вперед. Что  способствует развитию рефлексивной способности оценивать себя.
      Для фиксирования и накопления индивидуальных достижений в разнообразных видах деятельности у каждого ученика есть Портфель достижений или «Портфолио».  Это специальная папка, куда собираются самые важные работы ученика с 1 класса: прописи, контрольные работы, творческие работы, рисунки, грамоты, благодарности. Дети сами решают, что положить в эту папку. В один из разделов «Портфолио»  учитель вкладывает листы   учебных достижений учащихся, лист-диаграмму «Я  учусь читать», листы с «лесенками знаний». Они заполняются в течение года.  В школе разработан локальный акт, на основе которого ведётся работа с «Портфолио».

       Кроме того, все результаты участия классного коллектива в жизни школы и внутри класса  мы собираем в « Классный портфель достижений». В него входят лучшие коллективные работы, творческие проекты, дипломы, грамоты, полученные за участие в школьных мероприятиях.  

  

       Считаю необходимым при переходе на ФГОС вовлекать родителей в процесс обучения, предоставлять им полную информацию об успехах и проблемах в обучении. 

       (слайд 13) Работа с новыми формами оценивания достаточно трудоёмка, но я считаю её необходимой, так как она позволяет мне видеть уровень развития как класса в целом, так и каждого ученика в частности, корректировать свою педагогическую деятельность. Эта работа даёт толчок для профессионального роста, так как есть необходимость в изучении новых технологий, применении их в практике.  




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!