МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1» г. Смоленск
Тема выступления на заседании городского методического объединения учителей физико-математического цикла:
«Новые формы работы с обучающимися для учителей физико-математического цикла»
Подготовила:
Учитель физики
Светлана Александровна Беляева
2020-2021 уч. год
Мы живем в особое время – время перемен. Общество заинтересовано в людях высокого профессионального уровня и деловых качеств, способных принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
Сегодня время диктует, чтобы выпускники школы были в будущем конкурентоспособными на рынке труда. Для этого школе необходимо не просто вооружить выпускника набором знаний, но и сформировать такие качества личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика.
Одной из главных особенностей ФГОС является переход от формирования у обучающихся знаний, умений, навыков к развитию универсальных учебных действий, включающих формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Перед учителем стоит задача не только «дать» знания, но и показать «путь приобретения» этих знаний, т.е. к дидактической роли учителя прирастает ещё одна – управленческая (учитель управляет образовательным процессом по своему предмету). И современные условия дают возможность каждому учителю творчески подходить к выбору формы и методов обучения.
Но пандемия вирусной инфекции (COVID-19) самым неожиданным образом всколыхнула педагогическое сообщество, поставив перед учителями задачу быстрой перестройки всего учебного процесса. Традиционные методы контактного обучения стали недоступны.
В период пандемии короновирусной инфекции на первое место выступает дистанционный формат обучения.
В средней школе под дистанционным обучением понимают образовательную систему, построенную с применением компьютерных телекоммуникаций и использованием современных информационных и педагогических технологий.
Главная особенность дистанционного обучения – возможность получения образовательных услуг без посещения учебного заведения, так как все изучение предметов и общение с преподавателями осуществляется посредством интернета и обмена электронными письмами.
Дистанционная работа возможна в различных формах:
1. Онлайн занятия (первичные или поддерживающие для тех детей, которые уже занимались очно)
2. Готовые уроки в режиме автоматического воспроизведения (учебные фильмы, мультфильмы и т.п.)
3. Видеолекции, для проведения которых обычно используется программа Skype.
4. Видеоконференции, различные форумы и дискуссии.
5. Чат – учебные занятия, которые предполагают использование чат-технологий (такие занятия проводятся синхронно, то есть всем участникам одновременно предоставляется доступ к чату.
6. Вебинары (под ними понимаются деловые игры, семинары, конференции, лабораторные работы и другие мероприятия, которые проводятся с применением средств телекоммуникаций и других возможностей сети интернет. Вебинары отличаются от чат-занятий большей продолжительностью работы.
Как организуется дистанционное обучение?!
При дистанционном обучении учитель даёт задания, дети их выполняют, фотографируют и отправляют на платформу или электронный адрес учителя. В этом случае после выхода с карантина учителя проверяют тетради, затем проводят самостоятельные и контрольные работы, чтобы выяснить, как ученики усвоили пройденный материал.
Достоинства такого обучения в том, что изучать школьный материал можно не выходя из дома, для лучшего усвоения могут использоваться онлайн-лекции в Ютубе и на других сайтах.
Недостаток дистанционного обучения в том, что многое ложится на плечи родителей. То есть, мамам и папам нужно вспоминать школьную программу и одновременно замещать до 10 учителей, объясняя непонятный материал чадам. У некоторых родителей нервы не выдерживают уже через неделю такого обучения. При этом очень начинает цениться труд учителя!
Онлайн-обучение подразумевает проведение уроков при помощи мессенджеров, таких как Вайбер, Вацап, Скайп или специальные учебные платформы. Уроки проводятся по расписанию в определённое время, между ними есть перемены, как и в школе. Для проведения уроков в режиме онлайн нужно, чтобы у каждого ученика был компьютер, планшет или смартфон с камерой, а также доступ в интернет.
Достоинством онлайн-обучения является то, что учёба продолжается с участием школьных педагогов, при этом поддерживается и контакт с одноклассниками.
Одним из недостатков онлайн-обучения является то, что у кого-то может в самый неподходящий момент отключиться микрофон, а кто-то просто не может подключиться. Если урок проходит слишком оживлённо, и отвечают одновременно сразу 20 учеников, то связь может зависнуть.
При дистанционном обучении уроки можно выполнять в любое удобное время. При онлайн-обучении учёба проходит в режиме реального времени.
Несмотря на различные минусы дистанционного обучения, о необходимости использования такого метода обучения говорят следующие факторы:
- возможность организации работы с часто болеющими детьми и детьми-инвалидами;
- проведение дополнительных занятий с одаренными детьми;
- возможность внести разнообразие в систему обучения за счет включения различных нестандартных заданий (ребусы, кроссворды и т.д.);
- обеспечение свободного графика обучения.
С помощью дистанционного обучения удается решать такие педагогические задачи, как:
- формирование у учеников познавательной самостоятельности и активности;
- создание эффективного образовательного пространства;
- развитие у детей критического мышления и способности конструктивно обсуждать различные точки зрения.
Одним из минусов дистанционного обучения является то, что не все педагоги владеют дистанционным инструментарием, алгоритмом работы онлайн. Именно поэтому в поддержке и научно-методическом сопровождении нуждаются не только дети и родители, впервые столкнувшиеся с такой формой обучения, но и педагоги, большинству из которых также не хватает опыта организации обучения в дистанционном формате.
За месяцы карантина и период летних каникул в интернете появилось много методических рекомендаций, курсов повышения квалификации, обучающих роликов, которые помогают педагогам трансформировать профессиональные знания с учетом новых средств коммуникации с обучающимися. Дистанционное обучение теперь рассматривается не как проблема, а как задача, у которой есть решение.
Дистанционные образовательные технологии – технологии, реализация которых преимущественно осуществляется с применением информационно-телекоммуникационных сетей при удаленном взаимодействии учеников и педагогов.
Образовательная технология – это комплекс, который включает в себя:
- средства диагностики;
- планирование результатов обучения;
- критерии выбора оптимальной модели для определенных условий;
- набор моделей обучения.
Обучение с применением дистанционных образовательных технологий считается одной из форм электронного обучения, при котором ученик:
1. самостоятельно определяет для себя время и форму обучения;
2. самостоятельно выбирает последовательность изучения материала.
При этом ученик должен:
- достичь запланированных результатов обучения;
- изучить весь материал в соответствии с образовательной программой.
Задачи учителя:
1. организация образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий;
2. разработка системы и проведение итогового оценивания ученика;
3. оказание консультационной поддержки.
Кроме того, учитель является ответственным за достижение его учениками запланированных результатов обучения.
Применение дистанционных образовательных технологий может быть организовано для изучения всего учебного курса или же отдельных разделов. Изучение отдельных тем курса рекомендуется проводить по отдельности для «слабых» и «сильных» учеников.
В целях реализации дистанционных образовательных технологий необходимо иметь в распоряжении следующие средства:
- система управления (обычно для этого используется сайт школы, где ведется отдельный электронный дневник и журнал);
- разработанный и утвержденный обучающий контент;
- обеспечение возможности совместного хранения и редактирования документов;
- блог либо сайт учителя;
- сетевые интерактивные доски, ресурсы для создания карт знаний.
Все формы дистанционного обучения можно задействовать для реализации различных образовательных программ:
- участие (онлайн, офлайн) в разнообразных интернет-мероприятиях (интернет-фестивали, олимпиады, конкурсы, викторины и т.д.);
- подготовка к экзаменам;
- участие в разнообразных школьных телекоммуникационных мероприятиях;
- осуществление проектной и исследовательской деятельности, а также ведение сетевых проектов;
- организация дополнительного обучения по «интересам».
Существует множество порталов, на которых выложены все уроки по школьной программе.
Чаще всего для дистанционного обучения используется «Российская электронная школа» (РЭШ). На сегодняшний день образовательный портал все еще находится в стадии разработки, но на нем уже достаточно интересных материалов, отснятых в компактной и содержательной интерактивной форме, при участии лучших учителей России — победителей профессиональных конкурсов и просто опытных педагогов. На этом портале есть интерактивные уроки по школьной программе с 1 по 11 класс. Здесь собрано множество задач, есть видеолекции, тематические курсы, а также каталог обучающих фильмов и онлайн-экскурсии по музеям.
Полезным будет сайт «Учи.ру», благодаря которому перевод на дистанционное обучение пройдёт максимально безболезненно. Тут есть интерактивные уроки по всем основным предметам. Сервис позволяет обеспечить каждому ученику индивидуальный подход. В личном кабинете есть специальный чат.
На портале «ЯКласс» существует огромнейшая база заданий по многим предметам, преподаваемым в школе. Учитель создает домашние, проверочные и даже контрольные работы в виде тестов из имеющихся заданий портала. У него есть возможность задать работу индивидуально учащемуся или для всего класса. Также, преподаватель самостоятельно корректирует параметры работы: указывает время проведения, количество попыток выполнения работы (что дает возможность ученику выполнить работу на «хорошо» и «отлично»). Одновременно с тестовыми заданиями, учитель также может предложить и теоретическую часть. Для этого в каждом разделе существует блок теоретического материала, предназначенный для освоения данной темы и успешного выполнения практических заданий. Кроме того, учитель имеет возможность не проверять самостоятельно выполненную учащимися работу, а получить отчет о ее выполнении и выставить ученику отметку в соответствии с предложенными критериями оценивания. На портале есть возможность учителю самому создавать собственные задания и публиковать их ученикам. Создание собственных заданий – это увлекательное, творческое мероприятие, безусловно, требующее определенного количества затраченного времени, но, увлеченный, творческий учитель не считается со временем.
Использовать возможности образовательного портала можно и во время урока. Для этого существует режим «Презентация». Урок можно провести с использованием интерактивной доски увлекательно и с огромной пользой. «ЯКласс» позволяет преподавателю автоматизировать процесс подготовки и проверки заданий, внедрить индивидуальные траектории обучения, реализовать эффективный мониторинг успеваемости и мгновенно создавать отчёты.
Для осуществления образовательного процесса в классах с ОВЗ также разработаны различные образовательные порталы. Так, например, Минпросвещения России совместно с Институтом коррекционной педагогики РАО выпустили методические рекомендации по работе с детьми с ОВЗ (https://ikp-rao.ru/distancionnoe-obuchenie-detej-s-ovz/).
На сайте ИКП РАО создан специальный раздел, где размещаются обучающие материалы для педагогов и родителей. Здесь родители детей с особыми образовательными потребностями могут задать вопросы ведущим специалистам в области коррекционной педагогики и психологии, получить консультацию.
В настоящее время востребованность дистанционной формы обучения неуклонного растёт. Это объясняется тем, что она гибка, удобна и доступна, предполагает широкую вариативность и дифференциацию в выборе и содержания, и форм получения образования.
Дистанционное обучение школьников при выполнении определённых условий, таких как наличие качественных интерактивных средств коммуникации (компьютеров, скоростного интернета и т.п.), ответственность и самомотивация обучающихся, осуществление жёсткого контроля со стороны родителей, является средством обеспечения доступного качественного образования.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что востребованность дистанционного обучения, в том числе и в начальной школе, в ближайшее время будет возрастать. С каждым годом интерактивных методов коммуникации появляется все больше и, следовательно, будет наблюдаться и прогресс данного способа, что позволить минимизировать его недостатки и развить положительные стороны.