СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Новые направления и технологии современного образовательного процесса обучения в СПО, дуальное обучение»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дуальное обучение — это такой вид обучения в СПО, при   котором теоретическая часть подготовки студентов  проходит на   базе образовательной организации, а практическая — на рабочем месте. Предприятия делают заказ образовательным  учреждениям на конкретное количество специалистов,    работодатели   принимают участие в составлении        учебной программы. Студенты проходят практику на     предприятии без отрыва от учебы.   

Просмотр содержимого документа
««Новые направления и технологии современного образовательного процесса обучения в СПО, дуальное обучение»»

Семинар  на тему: « Новые направления и технологии современного образовательного  процесса обучения  в СПО, дуальное обучение » Докладчик Заведующая технологическим отделением Глазкова Оксана Анатольевна

Семинар

на тему:

« Новые

направления

и технологии

современного

образовательного

процесса обучения

в СПО,

дуальное обучение »

Докладчик

Заведующая технологическим отделением Глазкова Оксана Анатольевна

Технология обучения - это системная категория, ориентированная на дидак тическое применение научного знания, научные подходы к анализу и органи зации учебного процесса с учетом эмпирических инноваций преподавателей и направленности на достижение высоких показателей в обучении.   Структурными составляющими такой системы являются: • цели обучения и диагностически заданные планируемые результаты обучения; • содержание обучения; • средства диагностики и контроля состояния результатов обучения; • методы обучения; • организация учебного процесса; • средства обучения; • обучаемые (студенты); • преподаватель; • результат деятельности.  

Технология обучения - это системная категория, ориентированная на дидак

тическое применение научного знания, научные подходы к анализу и органи зации учебного процесса с учетом эмпирических инноваций преподавателей и направленности на достижение высоких показателей в обучении.

Структурными составляющими такой системы являются:

• цели обучения и диагностически заданные планируемые результаты обучения;

• содержание обучения;

• средства диагностики и контроля состояния результатов обучения;

• методы обучения;

• организация учебного процесса;

• средства обучения;

• обучаемые (студенты);

• преподаватель;

• результат деятельности.

 

Технология развития критического мышления Игровые технологии: Деловые игры (имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо – и социодрама Технология Дебаты Технология проектного обучения Технологии проблемного обучения Кейс-технология (метод конкретных ситуаций) Контроль знаний студентов с помощью ПК Мультимедийные средства в виде сетевых электронных библиотек   ВЫВОД Мы рассмотрели на теоретическом уровне современные педагогические технологии, применение которых повышают эффективность обучения студентов, содержательно и методически обогащают учебный процесс , способствуют более эффективному освоению профессиональных и общих компетенций, достижению нового качества образования.  

Технология развития критического мышления

Игровые технологии:

  • Деловые игры (имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо – и социодрама
  • Технология Дебаты
  • Технология проектного обучения
  • Технологии проблемного обучения
  • Кейс-технология (метод конкретных ситуаций)
  • Контроль знаний студентов с помощью ПК
  • Мультимедийные средства в виде сетевых электронных библиотек ВЫВОД

Мы рассмотрели на теоретическом уровне современные педагогические технологии, применение которых повышают эффективность обучения студентов, содержательно и

методически обогащают учебный процесс , способствуют более эффективному освоению профессиональных и общих компетенций, достижению нового качества образования.

 

Дуальное обучение — это такой вид обучения в СПО, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая — на рабочем месте. Предприятия делают заказ образовательным учреждениям на конкретное количество специалистов, работодатели принимают участие в составлении учебной программы. Студенты проходят практику на предприятии без отрыва от учебы.    В дуальной системе обучения усиливается и качественно меняется роль работодателя. На территории предприятия создаются учебные рабочие места для студентов, которые могут отличаться от обычного рабочего места наличием виртуального симуляционного оборудования. Важнейший компонент — наличие подготовленных кадров, которые выступают в качестве наставников. (Материал из Википедии —  свободной энциклопедии)

Дуальное обучение — это такой вид обучения в СПО, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая —

на рабочем месте.

Предприятия делают заказ образовательным учреждениям на конкретное количество специалистов, работодатели принимают участие в составлении учебной программы. Студенты проходят практику на предприятии без отрыва от учебы. В дуальной системе обучения усиливается и качественно меняется роль работодателя. На территории предприятия создаются учебные рабочие места для студентов, которые могут отличаться от обычного рабочего места наличием виртуального симуляционного оборудования. Важнейший компонент — наличие подготовленных кадров, которые выступают в качестве наставников.

(Материал из Википедии —

свободной энциклопедии)

Идея дуального обучения приобретает свои реальные практические контуры. Взаимодействие образования с бизнесом, субъектами рынка труда – это одна из составляющих современной модели, которая востребована обществом. Поэтому именно сейчас нужна всемерная поддержка программы дуального образования и должна быть продолжена работа по её реализации в тесном сотрудничестве с работодателями и социальными партнерами, заинтересованными в развитии дуального образования.

Идея дуального обучения приобретает свои реальные практические контуры. Взаимодействие образования с бизнесом, субъектами рынка труда – это одна из составляющих современной модели, которая востребована обществом. Поэтому именно сейчас нужна всемерная поддержка программы дуального образования и должна быть продолжена работа по её реализации в тесном сотрудничестве с работодателями и социальными партнерами, заинтересованными в развитии дуального образования.

Родоначальником системы дуального образования считается Германия. Опыт этой страны служит образцом для всего Европейского Союза. Немецкая система профессионального образования отличается развитым институтом наставничества, практикоориентированным обучением и активным участием бизнеса в подготовке кадров. Дуальное обучение в Германии введено в строгие законодательные рамки и осуществляется с помощью торгово-промышленных и ремесленных палат. (Материал из Википедии — свободной энциклопедии) Высокая жизнеспособность и надежность дуальной системы, видимо, объясняется тем, что она отвечает кровным интересам всех участвующих в ней сторон – предпрятий, работников, государства. Для молодых людей Германии дуальное обучение - это отличный шанс рано приобрести самостоятельность и безболезненно адаптироваться к взрослой жизни. Уже во время обучения они получают за свои труды денежные вознаграждения, а после его окончания работу, к которой хорошо подготовлены.      

Родоначальником системы дуального образования считается Германия. Опыт этой страны служит образцом для всего Европейского Союза. Немецкая система профессионального образования отличается развитым институтом наставничества, практикоориентированным обучением и активным участием бизнеса в подготовке кадров. Дуальное обучение в Германии введено в строгие законодательные рамки и осуществляется с помощью торгово-промышленных и ремесленных палат.

(Материал из Википедии — свободной энциклопедии)

Высокая жизнеспособность и надежность дуальной системы, видимо, объясняется тем, что она отвечает кровным интересам всех участвующих в ней сторон – предпрятий, работников, государства. Для молодых людей Германии дуальное обучение - это отличный шанс рано приобрести самостоятельность и безболезненно адаптироваться к взрослой жизни. Уже во время обучения они получают за свои труды денежные вознаграждения, а после его окончания работу, к которой хорошо подготовлены.

 

 

 

     Цели: Данная система обучения специалистов направлена на совершенст вование модели подготовки профессиональных кадров с учётом экономических нужд в специалистах для увеличения инвестиционной заинтересованности регионов.  Развитие профессионального образования путем создания высокоэффективной и конкурентноспособной системы подготовки и переподготовки кадров рабочих и специалистов. Внедрение в учебный процесс организаций профессионального образования новых технологий обучения. Стимулирование разработки, переработки и усовершенствования профессиональных стандартов .

     Цели:

Данная система обучения специалистов направлена на совершенст вование модели подготовки профессиональных кадров с учётом экономических нужд в специалистах для увеличения инвестиционной заинтересованности регионов. 

  • Развитие профессионального образования путем создания высокоэффективной и конкурентноспособной системы подготовки и переподготовки кадров рабочих и специалистов.
  • Внедрение в учебный процесс организаций профессионального образования новых технологий обучения.
  • Стимулирование разработки, переработки и усовершенствования профессиональных стандартов .
Задачи: Создание моделей, обращённых на финансовое участие предприятий в выполнении программ обучения кадров, разработка форматов, моделей сетевого взаимодействия ОО и предприятий в подготовке кадров; Создание, утверждение на основе проверок, внедрение и популяризация моделей дуального образования.  Развитие многопрофидльной и многофункциональной сети учебных заведений профессиональной подготовки и переподготовки рабочих кадров, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения и рынка труда. Качественное обновление содержания учебных образовательных программ для системы подготовки и переподготовки кадров, обеспечивающих высокий профессионализм и мобильность. Создание благоприятных условий для кадрового и материально-технического оснащения организаций образования профессиональной подготовки и перепод готовки.

Задачи:

  • Создание моделей, обращённых на финансовое участие предприятий в выполнении программ обучения кадров, разработка форматов, моделей сетевого взаимодействия ОО и предприятий в подготовке кадров;
  • Создание, утверждение на основе проверок, внедрение и популяризация моделей дуального образования. 
  • Развитие многопрофидльной и многофункциональной сети учебных заведений профессиональной подготовки и переподготовки рабочих кадров, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения и рынка труда.
  • Качественное обновление содержания учебных образовательных программ для системы подготовки и переподготовки кадров, обеспечивающих высокий профессионализм и мобильность.
  • Создание благоприятных условий для кадрового и материально-технического оснащения организаций образования профессиональной подготовки и перепод готовки.
   Набор студентов проходит в несколько этапов: Презентация проекта для студентов и их родителей Экскурсия в цеха собственного производства и знакомство с руководителями отделов «Глобус» Прием заявок на участие в программе Отбор по прозрачным и заранее известным студентам критериям Потребность гипермаркета в специалисте конкретного профиля, Успеваемость Мотивация Личные характеристики Заключение ученического договора с отобранными студентами

   Набор студентов проходит в несколько этапов:

  • Презентация проекта для студентов и их родителей
  • Экскурсия в цеха собственного производства и знакомство с руководителями отделов «Глобус»
  • Прием заявок на участие в программе
  • Отбор по прозрачным и заранее известным студентам критериям
  • Потребность гипермаркета в специалисте конкретного профиля,
  • Успеваемость
  • Мотивация
  • Личные характеристики
  • Заключение ученического договора с отобранными студентами
    Результаты: Обучение, сориентированное на существующее производство. Повышение заинтересованности предприятий в финансировании. Улучшение системы прогнозирования необходимости в специалистах. Вариабельность индивидуальных образовательных программ. Улучшение квалификации. Рост престижа профессий.  

    Результаты:

  • Обучение, сориентированное на существующее производство.
  • Повышение заинтересованности предприятий в финансировании.
  • Улучшение системы прогнозирования необходимости в специалистах.
  • Вариабельность индивидуальных образовательных программ.
  • Улучшение квалификации. Рост престижа профессий.

 

ОСНОВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

  • обеспечивается высокий процент трудоустройства выпускников, т.к. они полностью отвечают требованиям работодателя, обучение максимально приближенно к запросам производства;
  • дуальные образовательные программы способствуют более разностороннему профессиональному развитию обучающихся, работает принцип «от практики к теории», обучающийся больше работает не с текстами и знаковыми системами, а с производственными ситуациями. Сложные теории легче осваиваются через практику и решение реальных профессиональных задач;
  • достигается высокая мотивация в получении знаний. Формируется новая психология будущего работника. Обучающиеся, сначала закрепившись на предприятии в качестве потенциальных работников, учатся совершенно по – другому, более осознанно и заинтересовано. Позиция пассивного потребителя учебной информации сменяется инициативной позицией специалиста на производстве, которому надо принимать решения и нести за них ответственность;
  • способствует освоению обучающимся профессиональными компетенциями;
  • способствует формированию активной жизненной позиции;
  • способствует становлению ответственной личности, способной к продуктивному труду;
  • использование в обучающем процессе современного оборудования в условиях реальных производственных площадок;
  • привлечение к образовательному процессу в качестве специалистов профессионального обучения высококвалифицированного персонала преприятия;
  • работодателям, в конечном счете, экономически целесообразно инвестировать в профессиональное образование, поскольку «на выходе» они получают готового специалиста, знакомого с особенностями работы именно этого предприятия, работодатели получают возможность оценить уровень подготовленности будущих специалистов в производственных условиях;
  • подготовленные кадры по окончании обучения сразу же могут быть задействованы в производстве, необходимость профессиональной адаптации отпадает.

 

 ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 1 этап - Установление договорных отношений между колледжем и предприятием: Соотнесение ФГОС и требований работодателя, зафиксированных в профессиональных стандартах и должностных инструкциях –выделение дополнительных компетенций; Внесение (на уровне тематического планирования) изменений в содержание программ. 2 этап - Распределение зоны ответственности за реализацию дуального обучения между колледжем и предприятием: Составление графика чередования теории и практики; Согласование перечня видов работ, которые будут отрабатываться на предприятии; Создание нормативной базы по реализации индивидуальных учебных планов для обучающихся по дуальной модели. 3 этап - Апробация и корректировка: Организация процесса дуального обучения на основании разработанного комплекта документации; Выявление проблем, оперативное реагирование; Апробация педагогических технологий, ориентированных на эффективное обучение.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

1 этап - Установление договорных отношений между колледжем и предприятием:

Соотнесение ФГОС и требований работодателя, зафиксированных в профессиональных стандартах и должностных инструкциях –выделение дополнительных компетенций;

Внесение (на уровне тематического планирования) изменений в содержание программ.

2 этап - Распределение зоны ответственности за реализацию дуального обучения между колледжем и предприятием:

Составление графика чередования теории и практики;

Согласование перечня видов работ, которые будут отрабатываться на предприятии;

Создание нормативной базы по реализации индивидуальных учебных планов для обучающихся по дуальной модели.

3 этап - Апробация и корректировка:

Организация процесса дуального обучения на основании разработанного комплекта документации;

Выявление проблем, оперативное реагирование;

Апробация педагогических технологий, ориентированных на эффективное обучение.

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Ответственность колледжа Ответственность предприятия Разработка учебного плана, графика, рабочих программ УД и ПМ, программ практики Согласование рабочих программ УД И ПМ, программ практики Создание ФОС Утверждение (согласование ФОС ) Разработка программы ГИА, организация процедуры ГИА Координация взаимодействия по реализации дуального обучения Согласование программы ГИА, участие представителя работодателя в ГИА в качестве председателя Предоставление мест практики Разработка нормативных документов по организации дуального обучения Предоставление рабочих мест для организации стажировки преподавателей и мастеров производственного обучения колледжа Оформление договоров   Разработка программ и подготовка наставников, обучение работников предприятия.   Обновление материально-технической базы  

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Ответственность колледжа

Ответственность предприятия

Разработка учебного плана, графика, рабочих программ УД и ПМ, программ практики

Согласование рабочих программ УД И ПМ, программ практики

Создание ФОС

Утверждение (согласование ФОС )

Разработка программы ГИА, организация процедуры ГИА

Координация взаимодействия по реализации дуального обучения

Согласование программы ГИА, участие представителя работодателя в ГИА в качестве председателя

Предоставление мест практики

Разработка нормативных документов по организации дуального обучения

Предоставление рабочих мест для организации стажировки преподавателей и мастеров производственного обучения колледжа

Оформление договоров

 

Разработка программ и подготовка наставников, обучение работников предприятия.

 

Обновление материально-технической базы

 

 ОСНОВА ФГОС – практико-ориентированное обучение Особое внимание уделено формированию деятельностно-компетентностного подхода через внедрение практико-ориентированных задач. Дисциплины профессионального цикла выстраиваются на примерах реального производства, практическая часть максимально приближена к производственной деятельности. Обучение на прямую связано с практическим обучением студентов, с их «погружением» в профессиональную деятельность в период прохождения учебной, производственной практики. Пределы рекомендуемого распределения часов теоретического и практического обучения примерно 30% к 70%.

ОСНОВА ФГОС – практико-ориентированное обучение

Особое внимание уделено формированию деятельностно-компетентностного подхода через внедрение практико-ориентированных задач.

Дисциплины профессионального цикла выстраиваются на примерах реального производства, практическая часть максимально приближена к производственной деятельности.

Обучение на прямую связано с практическим обучением студентов, с их «погружением» в профессиональную деятельность в период прохождения учебной, производственной практики.

Пределы рекомендуемого распределения часов теоретического и практического обучения примерно 30% к 70%.

Стипендия и социальный пакет

Все студенты – независимо от успеваемости, больничных и каникул – получают фиксированную ежемесячную стипендию в размере МРОТ. «Глобус» обеспечивает учащихся формой и бесплатными обедами.

Экзамены

По завершении практики студенты сдают экзамены. Они получают задание, за выполнением которого наблюдают наставники, а также санитарный врач гипермаркета, если «испытание» проходят будущие производственники.

Трудоустройство

Согласно ученическому договору, у студента есть возможность трудоустройства в компанию – как в гипермаркет , где ученик проходил стажировку, так и в любой магазин сети.

Сложности

Торговая сеть «Глобус» в числе первых решилась на внедрение дуального образования. «Да, был немецкий опыт, но его не всегда можно применить в России, поэтому многое пришлось адаптировать, перенастраивать под себя. Руководство «Глобуса» столкнулось со сложностями оформления документов, учебных программ, рядом согласований, требовавшихся для запуска проекта такого уровня. Плюс не каждый колледж готов менять программу, поэтому поиски образовательного учреждения порой затягиваются».

Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015года № 349-р, предусматривает «последовательное внедрение в среднем профессиональном образовании практико-ориентированной (дуальной) модели обучения».

 

 

Для предприятия дуальное образование – это возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, экономя на расходах на поиске и подборе работников, их переучивания и адаптации. К тому же есть возможность отобрать самых лучших, ведь за три года все их сильные и слабые стороны становятся очевидными. В свою очередь такой подход мотивирует обучающихся учиться не для галочки.  Дуальная форма обучения предоставляет прекрасные возможности для управления собственной карьерой. Уровень обучения в её рамках постоянно повышается. Ни одна из применяемых в практике колледжа форма образования не способна дать такое знание производства изнутри, как дуальное обучение, что делает его важной ступенькой на пути к успешной карьере.  

Для предприятия дуальное образование – это возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, экономя на расходах на поиске и подборе работников, их переучивания и адаптации. К тому же есть возможность отобрать самых лучших, ведь за три года все их сильные и слабые стороны становятся очевидными. В свою очередь такой подход мотивирует обучающихся учиться не для галочки.

Дуальная форма обучения предоставляет прекрасные возможности для управления собственной карьерой. Уровень обучения в её рамках постоянно повышается. Ни одна из применяемых в практике колледжа форма образования не способна дать такое знание производства изнутри, как дуальное обучение, что делает его важной ступенькой на пути к успешной карьере.

 

Предварительные итоги дуальной формы обучения:  Значительно укрепилась практическая составляющая учебного процесса, сохраняя при этом уровень теоретической подготовки, обеспечивающей реализацию требований ФГОС профессии СПО, так как дуальное обучение – это форма подготовки кадров, которая комбинирует теоретическое обучение в учебном заведении и практическое обучение на производственном предприятии. Помогает решить задачу подготовки специалистов, полностью готовых к выполнению конкретных трудовых функций и повышает профессиональную мобильность и конкурентоспособность выпускников на рынке труда. Процент трудоустройства выпускников планируется повысить практически до максимального уровня.

Предварительные итоги дуальной формы обучения:

Значительно укрепилась практическая составляющая учебного процесса, сохраняя при этом уровень теоретической подготовки, обеспечивающей реализацию требований ФГОС профессии СПО, так как дуальное обучение – это форма подготовки кадров, которая комбинирует теоретическое обучение в учебном заведении и практическое обучение на производственном предприятии.

Помогает решить задачу подготовки специалистов, полностью готовых к выполнению конкретных трудовых функций и повышает профессиональную мобильность и конкурентоспособность выпускников на рынке труда.

Процент трудоустройства выпускников планируется повысить практически до максимального уровня.