СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Новые подходы к мотивации учеников на уроках русского языка и литературы. Обобщение опыта работы".

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педагогическом совете по теме: "Новые подходы к мотивации учеников на уроках  русского языка и литературы. Обобщение опыта работы". Мотивации учеников к обучению способствуют нетрадиционные, необычные подходы, использование различных инновационных технологий. В своей работе  использую следующие педагогические  технологии: ИКТ, технологию проектов,  технологию проблемного диалога, опорных схем-конспектов, РКМЧП (применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы), КСО (коллективный способ обучения). Выбор данных технологий способствует актуализации знаний, повышению мотивации к учению; позитивно влияет на формирование таких качеств, как уверенность в себе, самостоятельность, активность, логику, творчество,  умение взять на себя ответственность за действие команды.

Просмотр содержимого документа
«"Новые подходы к мотивации учеников на уроках русского языка и литературы. Обобщение опыта работы".»

МОУ Львовская школа № 4













Новые подходы к мотивации учеников на уроках

русского языка и литературы

(Обобщение опыта работы. Выступление на педагогическом совете образовательной организации.)











Карасева Светлана Аркадьевна –

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории















Г.о.Подольск

25.10.2019г.

«Страшная это опасность – безделье за партой; 
безделье шесть часов ежедневно, безделье 
месяцы и годы. Это развращает». 
В.А. Сухомлинский 

«Я думаю, что учиться нужно для того, чтобы стать необходимым людям. Ведь с умным и грамотным человеком все хотят общаться, дружить, проводить интересно время. А я считаю, что это счастье, когда рядом с тобой всегда есть люди.      А кому интересен неуч? Ни говорить красиво, ни рассуждать, не знает ни одного стихотворения, не может правильно и понятно выразиться… Разве можно с таким человеком дружить? С ним неинтересно, такой ученик подводит всех: и класс, и учителя, и родителей. У него не будет интересной профессии, так как он не сможет учиться дальше, не сдаст экзамены в старших классах»     

«Учиться нужно для себя. Мы сами себя лепим, как скульпторы, создаём свою судьбу. Важно работать над каждой областью знаний, чтобы быть в гармонии с собой и окружающим миром»

Так понимают свою необходимость получать полноценные знания наши школьники. Жаль, конечно, что не все. Для одного ученика, процесс обучения является важным, он мотивирован к обучению, хотя мотивы могут быть разными, для другого учащегося, учёба – это тяжелая ноша, которую он вынужден нести, и он не скрывает свою скуку, зевает и с нетерпение ждет окончания урока. Каждый учитель сталкивается с подобной ситуацией и, откровенно говоря, часто намерен обвинить школьника в неверном поведении или нежелании учиться.

Данная ситуация может быть воспринята абсолютно по-другому учителем, который мыслит критически и задаётся вопросом: «Являются ли мои методы и подходы эффективными и действенными и соответствуют ли потребностям обучающихся?» Не принуждать к учению, а пробуждать интерес, тягу к постоянному получению знаний, осуществлять свою педагогическую деятельность так, чтобы процесс обучения стал важен для каждого, чтобы обучающийся был мотивирован к изучению всех школьных предметов и к русскому языку и литературе в частности – вот задача учителя. 

Познавательная мотивация к учебной деятельности является одним из важнейших факторов при изучении русского языка и литературы. Именно такая мотивация побуждает учащихся к упорной, систематической учебной работе. По выражению Ирины Алексеевны Зимней, мотивация является как бы «запускным механизмом», источником активности и направленности личности на предметы и явления действительности, в результате чего и возникает активность. В основе познавательной мотивации лежит бескорыстная жажда познания, неудержимое стремление познавать все новое и новое. При такой мотивации учащиеся с большой легкостью воспринимают учебный материал и справляются с трудностями.

Существует много способов стимулирования учащихся к изучению русского языка и литературы. Расскажу о тех, которые применяю в своей деятельности.

В основе всего лежит смена деятельности и посильная сложность.

Иногда стоит разрушать сложившийся порядок и помещать детей в ситуацию, в которой они ещё не оказывались. А полученные знания помогут им найти решение сложной задачи. И этому способствуют необычные, нетрадиционные, новые подходы к мотивации учеников, использование различных инновационных технологий.

Результативность педагогической деятельности обусловлена целостностью методической системы каждого отдельного учителя. За 42 года практической деятельности сформировала для себя педагогические приоритеты. В своей работе использую следующие педагогические технологии: ИКТ, технологию проектов, технологию проблемного диалога, опорных схем-конспектов, РКМЧП, КСО (коллективный способ обучения).
Выбор данных технологий способствует актуализации знаний, повышению мотивации к учению; позитивно влияет на формирование таких качеств, как уверенность в себе, самостоятельность, активность, логику, творчество, умение взять на себя ответственность за действие команды.

Уроки с использованием ИКТ являются одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Это позволяет сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Широко использую возможности компьютера в учебном процессе: мультимедийные презентации, тренажёры, интернет уроки и видеоресурсы Интернета, ЭОР. Использование информационных технологий позволяет осуществить задуманное, сделать урок современным. Кроме того, использование ИКТ влияет на рост профессиональной компетентности учителя и способствует значительному повышению качества образования.

Одним из способов повышения мотивации является использование методов, которые формировали бы активную и самостоятельную позицию учащихся в учении и были направлены на развитие познавательной активности. Я глубоко убеждена, что, для того чтобы учение было интересным, обучение должно содержать элементы исследовательского поиска. Ученик из обучаемого должен превратиться в обучающегося. Создание мотивационной среды, развитие познавательной активности через проектную и исследовательскую деятельность учащихся осуществляется и в учебной, и во внеурочной деятельности, предполагает работу по использованию ИКТ, способствует самореализации школьников и их социализации. Учение только тогда станет для ребят привлекательным, когда они сами будут учиться проектировать, конструировать, исследовать, открывать для себя новое.

Технология КСО (коллективный способ обучения) по своей структуре является коллективно-группо-парно-индивидуальной, то есть на первое место выдвигается коллективная форма как ведущая, основная и системообразующая. Основной принцип данной технологии – принцип сотрудничества. Коллективная форма обучения дает возможность трудиться на уроке всем обучающимся. Эффективность урока возрастает за счет того, что увеличивается время для активной работы учеников.

При коллективном способе обучения усвоение материала осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого. Класс делится на подвижные по составу небольшие группы, каждая из которых по-своему овладевает учебным материалом. В этой ситуации ученики:

  • Отмечают успехи друг друга;

  • Поддерживают друг друга в стремлении завершить предложенную работу;

  • Обсуждают изучаемый материал совместно;

  • Помогают друг другу анализировать задачи и определять их виды, преобразовывать информацию в другие формы - свои слова, рисунок, диаграмму, отыскивать связь изучаемого материала с ранее изученным;

  • Стимулируются положительным опытом совместной работы;

  • Учатся сотрудничать, невзирая на индивидуальные различия.



Преимущество технологии КСО

Ученики

Учитель – «вагоновожатый»

- учиться вместе веселее, легче

- есть возможность каждого вовлечь в процесс познания

- на таких уроках интереснее

- сотрудничество – основа обучения

- ученики активны

- обеспечивает приобретение навыков самостоятельного обучения

- свободная атмосфера сотрудничества

- высокая эффективность урока

- высокая результативность

- формирует УУД разных видов







Особенности методики КСО

 

КСО (коллективные способы обучения)

Организационные

-отсутствует четкость, упорядоченность

-говорят все, все общаются

-рабочий шум

-смена постоянного рабочего места

Дидактические

-обучают ученики

-разные темпы и материал

- весь материал - сразу и для всех

-полная самостоятельность

-сотрудничество - основа обучения

-максимально приближены усвоение и применение материала

Развивающие

- ученик - субъект + объект

- в соответствии с индивидуальными особенностями

- спонтанный характер

-учатся выступать, рассуждают, доказывают

- развитие педагогических способностей (умеют объяснять материал товарищам)

Воспитательные

-каждый работает на себя и на других

-отношения ответственной зависимости: коллективистские

 

У значительной части школьников отмечается неуверенность в себе, страх неудачи, уныние. Это свидетельствует в целом об эмоциональном дискомфорте индивида на уроке. Хаотичность и неэквивалентность элементов педагогического процесса создает многократное превышение предельно допустимых норм, относительно психологических и физиологических законов и закономерностей по механизмам работы памяти, внимания, мышления и деятельности. Следствием являются неудовлетворительные конечные результаты, повышенная утомляемость и заболеваемость учащихся (и учителей), значительные и малоэффективные затраты времени, не достигающие поставленной цели. Внедрение в практику КСО позволяет модернизировать традиционные способы обучения.

Технологию коллективного способа обучения совмещаю с технологией опорных схем-конспектов. Обучающиеся с опорой на теоретический материал самостоятельно и/или коллективно составляют логические схемы, таблицы, алгоритмы применения различных правил. Целью создания опорных конспектов является развитие самостоятельного мышления, воображения обучающихся, формирование навыков восприятия информации через схемы, кластеры, конспекты, образы. Развиваются и работают три вида памяти: слуховая, зрительная, моторная. Конспекты в рисунках (образах) более эффективны в этом отношении. Обучающиеся, создавая собственный конспект, прибегают к творчеству, фантазии. В этом реализуется ещё и проектный метод.

Есть уроки традиционные. Бесконечного монолога учителя: я говорю – ты молчишь. А есть уроки проблемного диалога. Совместного открытия знаний: я – словечко, ты – словечко! На уроках использую технологию проблемно-диалогического обучения, где удачно соседствуют обучение и творчество. Педагогическим кредо учителя, работающего по технологии проблемного обучения, могут стать слова: «Не давать детям информацию в готовом виде, а работать так, чтобы ребята сами открывали новые знания».

При данной технологии создаётся проблемная ситуация, задаются проблемные вопросы. Они вызывают у ученика определенные творческие усилия, заставляют излагать собственное мнение, формулировать выводы, строить гипотезы и проверять их в диалоге с оппонентами. Такая "коллективно-распределительная мыслительная деятельность" дает двойной результат: помогает решить учебную задачу и существенно развивает умения учащихся формулировать вопросы и ответы, искать аргументацию и источники решений, строить гипотезы и проверять их критическим рассудком, рефлектировать свои действия, а также способствует деловому общению. Таким образом, дети самостоятельно открывают знания.

Примеры вопросов проблемного характера при изучении романа Булгакова «Мастер и Маргарита»:

- Почему Воланд наказал Берлиоза и не наказал Ивана Бездомного?

- Каким должен быть настоящий писатель? Какими проблемами озабочены писатели в романе Булгакова?

- Может ли сумасшествие стать прозрением?

- В чем сходство судьбы Мастера с судьбой Булгакова?

- Почему и как Иван Бездомный стал преемником и духовным наследником Мастера?

При изучении драмы А.Островского «Гроза» перед учениками ставлю вопрос: «Представим, что Катерина уехала с Борисом. Как могла сложиться их жизнь?». Или предлагаю учащимся  предложить свои версии развития сюжета, отличные от авторской.

- Почему Борис тот же Тихон, только образованный?

- Как бы поступила Катерина, если бы жила в наши дни?

Или:

- Две Катерины: в «Грозе» Островского и в «Леди Макбет Мценского уезда» Лескова. Что из объединяет и чем они отличаются? и т.д.

Такие уроки провожу, когда вижу, что у учеников остались вопросы, на которые в ходе урока они ответов не получили, а вопросы эти их волнуют.  Ученики высказывают свои версии, подкрепляя своя мнения примерами из литературных произведений (Лесков «Очарованный странник», рассказы И.Бунина, Куприн «Олеся») или из жизни.

Изучая какое-либо художественное произведение, пытаюсь связать его с современностью, обсуждаю на уроках не только вопросы, раскрывающие основную идею данного произведения, но и вопросы, волнующие каким-то образом моих учеников.

- Почему Евгений Базаров не очень вежлив со своими родителями, плохо к ним относится?   А плохо ли? Почему они не понимают друг друга? А вас всегда понимают родители? Вы их?  Как вы думаете, почему так происходит? А как это объясняет автор романа?  (К уроку «Образ Базарова»).     

- Кто из героев Л.Н.Толстого вам нравится больше, Андрей Болконский или Пьер Безухов? Обоснуйте свое мнение. А кого из вас поддержал бы сам Толстой? (К уроку «Сравнительная характеристика Андрея Болконского и Пьера Безухова»).

- Как вы считаете, Раскольников – положительный герой или отрицательный? А как считает Достоевский? Как вы относитесь к теории Раскольникова? Свое мнение обоснуйте.  

  Используя проблемные вопросы, стремлюсь поставить учеников перед нравственным выбором, научить формировать собственное мнение, учу защищать его. 

Использование технологии проблемного обучения на уроке позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, контролировать деятельность каждого, активизировать творческие и познавательные способности учащихся, оптимизировать учебный процесс, значительно увеличить темп работы. Это приводит к росту успеваемости и сохраняет устойчивый интерес к русскому языку и литературе на протяжении всех лет их изучения.



На уроках русского языка предлагаю классу практическое задание на новый материал, т.е. в буквальном смысле предъявляется требование «сделайте то, что только сегодня будем изучать». Так, например, учеников прошу написать слова, словосочетания или предложения на новое правило. Например, болеть душ…й, болеть сердц…м.

Далее разворачиваю с классом подводящий к теме диалог:

Учитель: В какой части речи пропущена орфограмма? В какой морфеме?

Ученики: В окончаниях существительных.

Учитель: За какими согласными следует неизвестная гласная?

Ученики: За шипящими и ц

Учитель: А какая это может быть гласная?

Ученики: о или е

Заканчивается диалог одной из двух возможных фраз:

«Какой возникает вопрос?» или «Какая будет тема урока?».

Ученики: Правописание о – е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц

Затем учитель организует поиск решения. Ученики выдвигают самые разнообразные гипотезы, но только одна из них выдерживает строгую проверку и превращается в решение. Это гарантирует подлинное понимание материала. Нельзя не понимать то, до чего ты додумался сам.

Например:

Учитель: Ребята, а вывести новое правило нам помогут слова:

Дворцом, товарищем, шалашом, задачей, межой, репортажем, бойцов, юношей.

Учитель: Что вы заметили? Есть догадки о правописании гласных?

Выделите окончание, поставьте ударение.

Сделайте вывод: От чего же зависит правописание о – е в окончаниях имен существительных? Сформулируйте правило.

Ученики: Под ударением пишем о, а без ударения- е

Сегодня каждому учителю следует принять как аксиому следующий тезис: «Человека нельзя научить, развить, воспитать; он может только научить себя сам, т.е. научитьСЯ, развиватьСЯ, воспитатьСЯ» А чтобы это произошло, я как учитель, должна выступать не как источник информации, а как организатор учебной деятельности.

Важный этап - эмоциональное вхождение в урок. Учитель начинает урок с "настройки".

         Например, знакомлю с планом урока. Это лучше делать в полушу­точной манере. Например, так: "Сначала мы вместе восхитимся глубо­кими знаниями — а для этого проведем маленький устный блиц-опрос. По­том попробуем ответить на вопрос... (звучит тема урока в вопросной форме). Затем потренируем мозги — выполним упражнения. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что ценное... (называется тема повторения)".

         Если есть техническая возможность, хорошей настройкой на урок будет короткая музыкальная фраза. Она может быть мажорно-возбуж­дающей, как "Танец с саблями" Хачатуряна или "Болеро" Равеля, или минорно-успокаивающей, как романс Глинки, произведения Шопена. Можно начать с традици­онного разбора домашнего задания. С интеллек­туальной разминки — два-три не слишком слож­ных вопроса на размышление. С традиционного устного или короткого письменного опроса — простого опроса, ибо основная его цель — на­строить ребенка на работу, а не устроить ему стресс с головомойкой. Могут быть и другие варианты входа в урок.

         Когда класс слабый, труд­но настраивается, то начинаем урок всегда (или почти всегда) опреде­ленным образом. Но если класс слажен, проблем с управлением нет, то вход в урок можно разнообразить.

 

Воспитанию положительной мотивации учения способствуют:

​ ·общая атмосфера в школе, классе (спокойный тон, установка на успех, физминутки);

​ ·участие ученика в коллективистических формах организации разных видов деятельности (взаимопроверка, взаимопомощь, групповая работа, игровая деятельность);

​ ·отношения сотрудничества учителя и учащегося, помогаю не в виде прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде советов (индивидуальная и дифференцированная работа);

​ ·привлекаю школьников к оценочной деятельности и формированию у них адекватной самооценки (оценить ответ свой и товарища).

​ ·занимательное изложение, необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у учащихся (уроки-игры, кроссворды, применение мультимедийного сопровождения);

​ ·эмоциональность речи;

​ ·познавательные игры, ситуация спора и дискуссии;

​ ·анализ жизненных ситуаций (изучение любого произведения по литературе соотносить с современностью);

​ ·умело применять поощрения и порицания (особо для детей с неустойчивой психикой, здесь помогают психологические исследования).

Задачи, стоящие перед учителем-словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. По большому счёту, наша главная цель - это душа ребёнка, проблемы нравственности, развитие творческой личности, а также проблема формирования языковой компетентности ученика, обучение грамотности. Учебная мотивация формируется успешно, если процесс изучения родного языка и литературы строится с учетом основных требований.


Нестандартные уроки.

Десять тысяч уроков – вот сколько приходится на долю школьников за годы учёбы. И если все они будут проведены в одной и той же форме, то это будет утомительно, однообразно и для ученика, и для учителя, а значит, уроки будут нерезультативны. Положительно изменить многое в отношении детей к учению может творческий подход учителей к подготовке и проведению уроков. В целях активизации учащихся, развития интереса, побуждения их к приобретению знаний учителю необходимо вводить в практику занимательные разновидности уроков, создавая в итоге авторские – нетрадиционные уроки. По определению С.В.Кульневич, нетрадиционный (нестандартный) урок – это "импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру”.
Нестандартный урок не только может, но и должен быть использован на уроках русского языка и литературы. Для того чтобы поддерживать в течение урока внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. Провожу уроки пресс-конференции, уроки-КВН, уроки-путешествия, уроки- концерты, уроки-соревнования, уроки-викторины, интегрированные уроки и др. При подготовке к таким урокам обращаюсь за помощью к ученикам. Они предлагают свои вопросы для викторин, придумывают задания, готовят презентации. Детям среднего звена, конечно, нравятся уроки игрового характера. А в старших классах удачно проходят интегрированные уроки. Такие уроки требуют много знаний, сил и времени от учителя. Но они дают колоссальный стимул к обучению и саморазвитию.

Упражнения и педагогические приёмы для развития мотивации на уроках русского языка

Мотивация-это самая сложная проблема, с которой приходится работать, но и самая интересная. На уроках русского языка я использую ряд упражнений и педагогических приёмов, позволяющих формировать и развивать мотивацию. Некоторые из них я предлагаю вашему вниманию. Эти упражнения могут быть использованы и на других предметах.

1. Создание ситуации успеха также позволяет замотивировать ребят на активную работу во время урока. Приучаю во время фронтального опроса отвечать, начиная словами: “Я знаю, что…”. Порой наблюдаю, как растёт на глазах уверенность учеников в своей лингвистической компетенции.

2. Кредит доверия.

В некоторых случаях ставлю отметку “в кредит”. Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность. Для меня важно дать понять, что я верю в него, есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше.

3. Закрепление правил в игре с мячом.

Закрепление происходит быстрее (когда бросают мяч, возникает состояние конфузного транса, т.е. сознание занято контролем за движениями и ловлей мячика). Сразу понятно, кто как освоил тему.

4. “Оратор”.

За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

5. “Автор”.

… Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?

… Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?

… Если бы вы были художником-иллюстратором, как бы вы проиллюстрировали эту тему? И т.д.

6. “Фантазёр”.

На доске записана тема урока.

– Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни. …………

– Вот видите, как важно…..

7. Очень важно не только записать на доске тему урока, но и вызвать у детей эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Я это делаю через признание личности подростка, опираюсь на его жизненный опыт.

– Что вы уже знаете об этой теме?

– Подберите слова об этом или на эту тему…….

–Вот видите! В вашей памяти уже это хранится! Значит, это нужно!

(Не правда ли, звучит, как открытие!)

8. “Профи”.

Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

Названные пути повышения мотивации представляют собой в известном смысле "скрытые силы, тонизирующие учение". Будут ли они "разбужены", превратятся ли они в реальную движущую силу процесса обучения на всем его протяжении, зависит от учителя. В его функцию, следовательно, входит воспитание мотивов учения, то есть создание средствами данного предмета оснований для вызова соответствующих мотивов.

В своё время Л.Н.Толстой сказал: "Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, … чем больше вызывать на вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученик".

Личность учителя

Думаю, что немаловажную роль в повышении мотивации обучения играет творческая личность педагога. Чтобы развить творческий потенциал каждого учащегося, каждому педагогу важно самому быть творческой личностью. Учитель-исследователь ставит перед собой сложные психолого-педагогические и методические задачи, связанные с подготовкой обучающихся к творческому труду, обладает гибким педагогическим мышлением, создает собственные исследовательские проекты, умело руководит учебно-исследовательской работой школьников.

Нужно отметить, что работа современного учителя с детьми основывается на принципах гуманизма, т.е уважения к личности ребенка. Учитель друг по отношению к детям, советник и союзник. Без интереса к личности учителя нет интереса к предмету.  Это бесспорно, и часто определяет одно другое: интерес к предмету может угаснуть, если педагог сам неинтересен, необразован, не может сформировать положительное отношение к данной области знаний. 
Таким образом, интерес к личности учителя – средство активизации интереса к предмету. Именно ученики поддерживают педагогическую энергию учителя, а педагог открывает перед школьниками «новые горизонты». Поэтому, как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества.


Ученики желают, чтобы их учили такие учителя:

«Учитель понимает своего ученика, уважает его мнение, умеет слушать и слышать»;

«Заинтересовывает своим предметом, хорошо его знает и хорошо, доступно объясняет»;

«Любит детей, добрый, доброжелательный, гуманный, общительный, хороший друг, открытый, искренний»;

«Изобретательный, творческий, находчивый, сообразительный, владеет собой, умеет сдерживать эмоции»;

«Всесторонне развит, умный, умеет поговорить по душам со школьником»;

«Обладает чувством юмора, незлой иронией» и т.д.

Завершить своё выступление хочется стихотворением Семёна Рувимовича Богуславского, заслуженно учителя Российской Федерации, директора одной из московских школ (школа № 1274). Свой принцип воспитания он изложил в стихах:

Не надо воевать с ребятами,

Смешливыми и плутоватыми,

Самолюбивыми, лохматыми,

Застенчивыми, угловатыми,

Надменными акселератами,

Трусливыми и хамоватыми,

Пустыми, скрытными, пассивными,

Красивыми и некрасивыми,

Прямыми, вспыльчивыми, дерзкими

Со всеми их словами детскими,

Которые запоминать

И после им припоминать

Не надо…

Как же, их простить?!

Да так вот...

И не надо мстить.

Не надо воевать с ребятами –

Во всем, конечно, виноватыми…

Да как же с нашими детьми нам быть?..

Да просто надо с ними жить!

12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!