Новые подходы в реализации коррекционно-воспитательного процесса в обучении детей с ОВЗ
Любой ребенок, глубоко умственно отсталый или с нервно-психическими расстройствами, с комплексными нарушениями, не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи, человечества в целом – он должен стать оптимально развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду на каждом этапе возрастного становления.
Нормализация и обогащение отношений с окружающим миром, прежде всего с педагогами и детским коллективом, через психокоррекционные приемы, средства, методы работы.
Социально-бытовая ориентация и профессионально-трудовая подготовка посредством развивающих занятий.
Компенсация пробелов
и недостатков в духовном мире, усиление деятельности в той области, в которой ребенок может добиться хороших результатов (компенсация в области спорта, техники, музыки) посредством разработки и апробации авторских программ дополнительного образования.
Корректирующее воздействие на ребенка средовыми факторами (природными, социальными), поскольку они являются не компонентным элементом, а окружающей сферой.
Коррекционно-воспитательная деятельность в учреждениях
Учет основных мотивов деятельности, характерных для каждой возрастной группы, и ведущих видов деятельности, предопределяющих формирование и развитие личности ребенка.
Трудовое воспитание
Личностное развитие
Основы социализации и общения
Охрана здоровья и физическое развитие
Основы гражданского самосознания
Основы жизнеобеспечения
Профессиональная ориентация
Детское самоуправление.
Пути реализации
- Наличие образовательного пространства для воспитания и трудового обучения детей, благоприятной бытовой сферы для их проживания.
- Уровень профессиональной подготовки воспитателей.
- Наличие медико-психолого-педагогического сопровождения.
- Обеспечение коррекционно-развивающего пространства.
Условия реализации
- Соответствие уровня воспитанности детей существующим критериям.
- Овладение воспитанниками старших классов навыками и умениями в соответствии с «моделью выпускника».
Прогнозируемый результат
Коррекции нарушений эмоционального развития, присущих учащимся с ОВЗ, должно уделяться особое внимание.
- Психолого-педагогические технологии прямого воздействия на эмоциональное развитие обучающихся.
- Технологии косвенного воздействия на коррекцию эмоционально-волевой сферы обучающихся.
Пути реализации
- Методическое обеспечение.
- Благоприятная психологическая среда взаимодействия педагогов с воспитанниками.
- Согласованность действий педагогического состава.
Условия реализации
- Усиление влияния различных видов педагогической деятельности на эмоциональное развитие воспитанников.
- Осознание воспитателями важности коррекционного воздействия на эмоционально-волевую сферу детей и необходимости систематической работы над его осуществлением в воспитательной работе.
- Сочетание технологий прямого и косвенного воздействия.
- Внедрение эффективных форм, методов и приемов социальной адаптации воспитанников через совершенствование межличностных отношений и коммуникативного поведения.
Прогнозируемый результат
Каждый воспитанник имеет индивидуальные специфические особенности.
- Внедрение инновационных технологий в воспитательный процесс.
- Исследовательская работа по диагностике коррекции эмоционального развития.
- Единство диагностического и коррекционно-развивающего этапов работы.
Пути реализации
- Наличие консультативной помощи учителям и воспитателям.
- Повышение профессионального мастерства педагогов.
Условия реализации
- Повышение интеллектуальной регуляции эмоций воспитанниками школы.
Прогнозируемый результат
Развитие и закрепление у воспитанников навыков саморегуляции, что позволит им компенсировать отсутствие опыта межличностного общения среди людей.
- Воспитание социального поведения (навыков межличностного общения, умения изъявлять свое желание и проявлять инициативу).
- Воспитание свободы в выборе стиля жизни, системы ценностей и приоритетов.
- Подготовка к самостоятельной жизни.
- Ликвидации дефицита общения с окружающим социумом.
Пути реализации
- Наличие атмосферы относительного психологического комфорта.
- Помощь воспитаннику в формировании стиля социального поведения.
Условия реализации
- Снижение тенденции воспитанников к внутренней зажатости, тревоге, неуверенности в себе.
- Овладение навыками культуры поведения, бытового труда, коммуникативной деятельности.
Прогнозируемый результат
Моделирование различных вариантов воспитательно-образовательной среды с учетом психофизических особенностей обучающихся.
- Проекты программ: здоровьесберегающего направления, духовно-нравственного развития, физического развития.
- Мониторинг уровня социализации детей по диагностике, разработанной непосредственно для воспитанников школы.
Пути реализации
- Наличие психолого-педагогической, логопедической и вспомогательных служб.
- Наличие авторских программ для всех возрастных групп.
Условия реализации
- Положительная динамика личностного роста обучающихся.
- Овладение обучающимися навыками ненасильственного действия, демократичного и толерантного поведения, навыками самоорганизации партнерских отношений и групповой кооперации.
Прогнозируемый результат:
Стимулирование познавательно-мотивационной основы личности, коммуникативно-рефлексивных процессов, создание условий для формирований у детей интеллектуальных и личностных предпосылок успешного обучения.
- Формирование у детей коммуникативной компетентности.
- Диагностирование и оказание помощи детям в умении осознавать свои психические процессы, анализировать свои поступки, ошибки, затруднения.
- Психолого-педагогическое сопровождение процесса обучения и воспитания.
Пути реализации
- Наличие гуманистических технологий воспитания как основы авторских программ и проектов программ по различным направлениям образовательно-воспитательной работы.
- Наличие индивидуальных диагностик.
Условия реализации
- Повышение уровня произвольности психических процессов, развития мышления и сформированности учебных действий, а также уровня учебной мотивации.
- Повышение уровня взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Прогнозируемый результат
Развитие способности обучающихся к мобилизации жизненного опыта в нужный момент, воспитание волевых качеств, способности к формированию познавательной и социальной активности.
- Воспитание свободы в выборе стиля своей жизни, системы ценностей и приоритетов.
- Подготовка детей к самостоятельной жизни.
- Ликвидация дефицита общения с дальним социумом.
Пути реализации
- Наличие передового педагогического опыта работы по «модели выпускника» и необходимого методического обеспечения.
- Систематическое повышение профессионального мастерства педагогов
Условия реализации
- Положительная динамика в формировании социальной позиции воспитанников.
- Предупреждение затруднений и преодоление дезадаптации в условиях проживания в современном обществе.
- Психологическое сопровождение трудоустройства выпускников.
Прогнозируемый результат
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО
- Спортивные кружки
- Профилактика вредных привычек
- Прогулки на свежем воздухе
- Спортивные часы
- Инструктажи по ТБ
- Участие в фестивалях, конкурсах и т.д.
- Коллективно-творческие дела
- Работа кружков по интересам
- Познавательные экскурсии
- Тематические месячники и недели
Направления воспитательной работы
- Мониторинг уровня воспитанности
- Дневники педагогических наблюдений
- Мониторинг профессиональных компетенций
- Совершенствование научно-методического обеспечения
- Повышение профессионального мастерства педагогов
Психологические и социальные службы
- Работа с обучающимися , входящими в группу риска
- Открытые занятия
- Самообразование педагогов
- Факультативы для воспитанников
- Практикумы для педагогов
- Рекомендации по индивидуальной работе с обучающимися
- Диагностика обучающихся
- Взаимопосещение занятий
Школа для ребенка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации.
Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, прогулками, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь обучающегося нравственным содержанием.
ИСТОЧНИКИ:
1.
https://infourok.ru/pedsovet-na-temu-novie-podhodi-v-realizacii-korrekcionnovospitatelnogo-processa-v-vospitanii-detey-s-ovz-1459659.html
2. http://5fan.ru/wievjob.php?id=9127
3.https://infourok.ru/soobschenie_na_temu_primenenie__novyh_obrazovatelnyh__tehnologiy_na_urokah_biologii_v-153312.htm