Новые технологии на уроках информатики
Часто во время проведения уроков возникает потребность в сжатом представлении учебной информации, когда значительный объём материала нужно уложить в рамки схемы-опоры. И тут учитель может использовать различные педагогические приёмы: «Своя опора», «Инвентаризация знаний», «Сжатая информация», «Ключевые слова» и другие.
Однако, с более широким внедрением в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий, перед учителем возникает задача совместить известные педагогические приёмы с современным уровнем развития компьютерных технологий.
Если ещё каких-то десять лет назад главным помощником учителя на уроке были доска, мел и набор плакатов, то теперь предпочтение отдаётся интерактивным комплексам. Их правильное использование улучшает темп урока, делает занятия интересными благодаря разнообразному использованию ресурсов, усиливает подачу материала, позволяя учителю эффективно работать с веб-сайтами и другими ресурсами. В результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала обучающиеся начинают понимать сложные идеи.
Не секрет, что составление диаграмм связей, причинно-следственных блоков, схем, опорных сигналов, – все эти приёмы способствуют визуализации мышления. Тем боле, если научиться реализовывать их с использованием компьютерных технологий. Наряду с популярными программами, которые традиционно используются для создания мультимедийных приложений, следует обратить внимание на программы для создания, так называемых, ментальных карт.
В условиях введения новых стандартов перед каждым педагогом встаёт вопрос о выборе современных форм и методик для реализации системно-деятельностного подхода. Ментальные карты являются технологией визуализации, могут использоваться как на этапе введения в проблему, так и на этапе завершения темы, как итоговый завершающий проект; наглядно позволяют реализовать принцип метапредметности на уроках информатики.
Как показали исследования ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем, и лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.
Поисками способов структурирования информации и оптимизации мышления занимались многие исследователи. В основу метода ментальных карт положена разработка английского психолога Тони Бьюзена.
Ментальные карты (Mind Mapping) – это способ систематизации знаний с помощью схем. Уникальность этого способа в том, что он одновременно включает в работу левое и правое полушарие головного мозга, тем самым, позволяя использовать в полной мере наш потенциал.
Суть их заключается в том, что здесь используется радиальная запись, то есть основная тема располагается в центре листа, становясь фокусом внимания. Пишутся не фразы, а ключевые слова, которые передадут смысл всей фразы, некие слова-ассоциации. Эти слова размещают на ветвях, расходящихся от центральной темы. Связи (ветки) должны быть скорее ассоциативными, чем иерархическими. Для лучшего запоминания могут использоваться рисунки.
Составление ментальных карт — необычный, почти игровой вид деятельности, стимулирующий творчество, нахождение неординарных решений. Т. Бьюзен подчеркивал, что нет строгих правил построения ментальных карт, как нет и неправильных карт: вырабатывая свой стиль, менять можно всё, лишь бы мышление становилось продуктивнее.
Работая над ментальной картой, учащийся обрабатывает большой объем информации, а это способствует развитию мыслительных умений:
-
умения осмысленно изучить материал, выделяя в нем главное и отбрасывая второстепенное;
-
умения анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и т.д.;
-
умения формулировать выводы, умозаключения; умения выстраивать план действий, и самостоятельно принимать решения и т.д.
Создавая ментальную карту, учащийся отражает связи смысловые, ассоциативные, причинно-следственные между понятиями, частями, составляющими предметную область, которую изучает.
Ментальная карта средство реализации системно-деятельного подхода, позволяет представить изучаемую тему целиком, наглядно и понятно, что обеспечивает повышение мотивация учащихся.
Использование карт на уроках может проходить в разных формах: использовать готовые карты ума, изображенные в учебниках или на плакатах; приготовить к уроку собственные ментальные карты в виде презентаций или опорных конспектов; по ходу изложения материала строить ментальные карты на уроке; организовать различные виды индивидуальной и групповой деятельности учащихся по использованию готовых ментальных карт. Педагогический опыт показывает, что ментальные карты вызывают большой интерес у обучаемых. Считаю, что наиболее целесообразно эта технология может быть использована на этапе обобщения и систематизации крупных блоков изученного материала.
Существует различные компьютерные программы (FreeMind FreeMind, The Personal Brain, XMind) и сетевые сервисы (Bubbl.us, Mindomo.com, MindMeister.com, Mind42.com) для создания карт памяти. Созданную схему в любой сетевой программе можно сохранить в формате jpg ,png, gif, и использовать в дальнейшей работе как рисунок, разместить на сайте или блоге. Сетевые сервисы позволяют совместно редактировать графическую схему, что открывает новые возможности для организации коллективной деятельности в сети.
В своей работе я использую сетевой сервис создания ментальных карт http://www.spiderscribe.net. Англоязычный интерфейс можно быстро освоить, используя следующую подсказку.
Пример составления карты по теме «Компьютерные сети» в 8 классе можно посмотреть по ссылке: http://www.spiderscribe.net/app/?72d5d70f0c00c43651c8c3ecff53eee7
Примечание: если не удается загрузить карту из текстового файла, то скопируйте ссылку и вставьте ее в адресную строку.
Источники информации:
-
Инструкции по созданию карт памяти http://www.nachalka.com/book/export/html/30
-
О картах ума http://www.mind-map.ru/old/about.phtml
-
Иванов П.П., «Информатика и образование»/ Использование интеллект-карт в учебном процессе, № 2, 2012.
-
Сивак О.Г. «Использование ментальных карт на уроках информатики» http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98680607
-
Плинк Е.Н. Презентация «Создание ментальных карт» http://easyen.ru/load/informatika/mp/sozdanie_mentalnykh_kart/257-1-0-18282