СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Новые технологии обучения истории как способ повышения качества знаний

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изменения в системе последипломного образования в условиях современной цифровой трансформации общества – это не только ответ на вызов  времени,  которое  требует  от выпускников такие  качества, как конструктивность, инициативность и мобильность, но и формирование у будущего компетентного специалиста умения принимать самостоятельные решения, использовать новейшие технологии и стремиться к постоянному самообразованию. Учебная программа по истории в рамках ФГОС с каждым годом приобретает новые особенности. Определяя свои основные задачи при подготовке выпускника, современное образование предполагает переход к современным технологиям обучения, где поиск нового содержания и методологии преподавания истории направлен уже не на формирование стандартного набора необходимых знаний, умений и навыков, а на умение применять данный набор в жизненных ситуациях. А это значит, уметь нестандартно мыслить, анализировать и аргументировать свою точку зрения. Для реализации поставленных задач необходимы эффективные формы организации образовательного процесса, такие как новые педагогические технологии и активные методы обучения. Поэтому в современной системе образования полное изучение материала невозможно без применения новых технологий.

Просмотр содержимого документа
«Новые технологии обучения истории как способ повышения качества знаний»

УДК 372.893

Хмыз Ольга Александровна,

преподаватель ГБОУ ПО г. Севастополя «Севастопольский торгово-экономический техникум»


НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ

КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ


NEW TECHNOLOGIES FOR TEACHING HISTORY AS A WAY TO IMPROVE THE QUALITY OF KNOWLEDGE


Аннотация. Изменения в системе последипломного образования в условиях современной цифровой трансформации общества – это не только ответ на вызов времени, которое требует от выпускников такие качества, как конструктивность, инициативность и мобильность, но и формирование у будущего компетентного специалиста умения принимать самостоятельные решения, использовать новейшие технологии и стремиться к постоянному самообразованию. Учебная программа по истории в рамках ФГОС с каждым годом приобретает новые особенности. Определяя свои основные задачи при подготовке выпускника, современное образование предполагает переход к современным технологиям обучения, где поиск нового содержания и методологии преподавания истории направлен уже не на формирование стандартного набора необходимых знаний, умений и навыков, а на умение применять данный набор в жизненных ситуациях. А это значит, уметь нестандартно мыслить, анализировать и аргументировать свою точку зрения. Для реализации поставленных задач необходимы эффективные формы организации образовательного процесса, такие как новые педагогические технологии и активные методы обучения. Поэтому в современной системе образования полное изучение материала невозможно без применения новых технологий.

Annotation. Changes in the system of postgraduate education in the conditions of modern digital transformation of society are not only a response to the challenge of the time, which requires such qualities as constructiveness, initiative and mobility from graduates, but also the formation of the ability of a future competent specialist to make independent decisions, use the latest technologies and strive for continuous self–education. The history curriculum within the framework of the Federal State Educational Standard acquires new features every year. Defining its main tasks in the preparation of graduates, modern education involves the transition to modern teaching technologies, where the search for new content and methodology of teaching history is no longer aimed at forming a standard set of necessary knowledge, skills and abilities, but at the ability to apply this set in life situations. And this means being able to think outside the box, analyze and argue your point of view. Effective forms of organization of the educational process, such as new pedagogical technologies and active teaching methods, are necessary for the implementation of the tasks set. Therefore, in the modern education system, a complete study of the material is impossible without the use of new technologies.

Ключевые слова: педагогические технологии; методы обучения; приёмы обучения; технология проблемного обучения; критическое мышление.


Keywords: pedagogical technologies; teaching methods; teaching techniques; technology of problem-based learning; critical thinking.


«Учитель всегда невольно стремится к тому,

чтобы выбрать самый для себя удобный

способ преподавания. Чем способ преподавания

удобнее для учителя, тем он неудобнее для

учеников. Только тот образ преподавания верен,

которым довольны ученики. Будем же искать,

и примерять те способы обучения,

которыми будут довольны ученики».

Л.Н. Толстой


В условиях модернизации общества, ни одна конкурентоспособная сфера жизни человека, и в частности образование, не может обходиться без технологического прогресса.

Изменения в системе последипломного образования в условиях современной цифровой трансформации общества – это не только ответ на вызов времени, которое требует от выпускников такие качества, как конструктивность, инициативность и мобильность, но и формирование у будущего компетентного специалиста умения принимать самостоятельные решения, использовать новейшие технологии и стремиться к постоянному самообразованию. Процесс приобретения компетенций специалиста XXI в. становится успешным только при активной самостоятельной деятельности, которая требует от современного выпускника умения работать в команде, быть готовым к стрессовым и нестандартным ситуациям, и обладать навыками адаптации в будущей профессиональной среде.

Исходя из вышеуказанных условий, преподавание истории становится предметом постоянных обсуждений и дискуссий. Как учебная дисциплина гуманитарного цикла, курс истории среднего профессионального образования является неотъемлемой частью общеобразовательной подготовки студентов. Его основной целью является формирование системного мышления, выработке навыков восприятия, анализа и обобщения сведений, полученных из прошлого.

Учебная программа по истории в рамках ФГОС с каждым годом приобретает новые особенности. Определяя свои основные задачи при подготовке выпускника, современное образование предполагает переход к современным технологиям обучения, где поиск нового содержания и методологии преподавания истории направлен уже не на формирование стандартного набора необходимых знаний, умений и навыков, а на умение применять данный набор в жизненных ситуациях. А это значит, уметь нестандартно мыслить, анализировать и аргументировать свою точку зрения. Всё это становится возможным только при наличии мотивации студентов на всех этапах обучения.

Для реализации поставленных задач необходимы эффективные формы организации образовательного процесса, такие как новые педагогические технологии и активные методы обучения.

Исходя из определения академика В. М. Монахова, где педагогическая технология значится как «продуманная во всех деталях МОДЕЛЬ совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся и преподавателя»1.

Таким образом, технология обучения является совокупностью методов и средств работы с учебной информацией и состоит из множества структурных компонентов, таких как цели обучения, содержание обучения, организация учебного процесса, взаимосвязь преподавателя и студента, наличие результатов деятельности.

Говоря о современных образовательных технологиях, следует обратить внимание на присущие им характеристики. Такие как: гуманность, результативность, наличие научного обоснования, универсальность (возможность широкого применения), интегрированность (взаимосвязь).

Основная деятельность педагога заключается в развитии, воспитании и обучении и осуществляется с помощью методов и приёмов обучения.

Методы обучения можно условно подразделить на три обобщенные группы:

1. Пассивные методы. Здесь связь преподавателя со студентами осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. При такой форме взаимодействия преподаватель, будучи основным действующим, управляет ходом образовательного процесса, в то время как обучающиеся играют роль пассивных слушателей. К основным приёмам пассивного метода можно отнести такие приёмы работы как лекции.

2. Интерактивные методы обучения ориентированы на более широкое взаимодействие (не только с преподавателем, но и друг с другом). Процесс взаимодействия проходит в режиме беседы, диалога…

3. Активные методы. Такая форма взаимодействия предполагает позицию студента не как пассивного слушателя, а как активного участника образовательного процесса. Здесь существенно меняется роль обучающегося, его деятельность приобретает продуктивный, творческо-поисковый характер. При организации образовательного процесса с использованием активных методов обучения предполагается использование ряда принципов. Например:

  • принцип индивидуализации предполагает создание системы многоуровневой подготовки, учёт индивидуальных особенностей, возможность максимального раскрытия способностей;

  • принцип гибкости предполагает вариативность обучения в соответствии с запросами и пожеланиями обучающихся;

  • принципу сотрудничества присуще развитие отношений доверия, взаимопомощи и ответственности, уважения и индивидуальной ответственности за результат, как со стороны студента, так и педагога.

В процессе реализации активного метода обучения, обучающиеся самостоятельно формируют новые знания, основываясь личном и чужом жизненном опыте. Этому способствует коллективная деятельность, дискуссионные формы обсуждения, учёт индивидуальных способностей и возможностей обучающихся, механизмы самоконтроля и самообучения. Преподавателю же отводится роль помощника в процессе взаимодействия обучающихся с учебным материалом, где он при помощи мотивационных средств поддерживает активную деятельность.

Современным образованием предлагается достаточно большое количество технологий обучения. Многообразие инновационных подходов в решении образовательных задач предполагает знание преподавателем образовательных возможностей каждой технологии, ее достоинств и недостатков.

Наиболее достойными, на мой взгляд, среди всего многообразия, в практической профессиональной деятельности, являются следующие современные образовательные технологии и методики:

  • информационно-коммуникативные технологии;

  • методы и приёмы технологии проблемного обучения;

  • технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).

Конечно же, вышеуказанные технологии не новы для современного образования, но, тем не менее, с процессом развития общества, с новыми аспектами человеческой жизни они постепенно обрастают новыми гранями. И в итоге, мы приходим к парадигме где «новое, является хорошо забытым старым».

Например, технология проблемного обучения, которая достаточно популярна в современном сообществе преподавателей, отнюдь не нова. Родившись в советской и зарубежной школе 20-30-х годов, сегодня она является детищем М.М. Махмутова, Н.Г. Мошкина и называется проблемно-развивающей. Основной целью проблемного обучения является развитие интеллектуального потенциала учащихся, их способностей к творческому мышлению, расширение знаний по предмету. Реализация данной цели предполагает самостоятельное полное или частичное решение посильных для обучающихся проблем, путём создания ситуаций побуждающих к разрешению поставленных проблем.

Сегодня, реализация технологии проблемного обучения возможна при условии знания учителем основных теоретических вопросов и умении их применять на практике.

К проблемным ситуациям, которые возможно применить на практике, можно отнести:

  1. проблемные вопросы, допускающие различные варианты ответов. Перед обучающимися стоит задача высказать разные взгляды и позиции на исторический материал.

Например: Почему Наполеон Бонапарт не смог захватить Россию в 1812 году? или Кто виноват в развязывании «холодной войны» США или СССР?

  1. решение проблемных задач по истории, перед обучающимися стоит задача не только проанализировать исторический период, но и найти ответ на вопрос.

Например: С середины 80-х гг. М. С. Горбачев хотел начать строить социализм «с человеческим лицом» на основе «перестройки», оставляя при этом руководящую роль за коммунистической партией. Как известно, из этого ничего не вышло. Дэн Сяопин начал проводить экономические реформы еще раньше М. С. Горбачева и тоже при руководящей роли коммунистической партии. Тем не менее, Китай добился поразительных успехов.

Почему в СССР при коммунистах реформы не пошли, а в Китае при коммунистах они продолжаются, и довольно успешно?

В качестве проблемной ситуации в процессе изучения материала можно применять:

  • Проблемные задачи с недостающими, избыточными противоречивыми данными.

  • Различные точки зрения на один и тот же вопрос.

  • Проблемные задачи с заведомо допущенными ошибками.

  • Поиск истины (способа, приёма, правила решения).

  • Пути подведения учащихся к проблемной ситуации.

  • Подводящий диалог - логически выстроенная цепочка заданий и вопросов.

  • Применение мотивирующих приёмов. Например, «Яркое пятно» - сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд и т.п.).

Технология развития критического мышления (РКМЧП) – также является одной из современных технологий, способных решить задачи современного образования.

К данной технологии применимы такие приемы критического мышления как: «Кластер», «Синквейн», «Мозговой штурм», «Корзина идей», «Фишбоун» («Рыбная кость»), «Тонкий и толстый вопрос», «Дискуссия».

Данные приёмы применяются в процессе выполнения самостоятельной учебной и домашней работы. Они позволяют проявлять свое творчество, устанавливать максимальное количество признаков изучаемого понятия, развивать критическое мышление.

В результате систематического применения данных приёмов учащиеся овладевают навыками грамотно задавать вопросы и осознают уровень их сложности, развивают творческое мышление и речь, обогащают словарный запас, учатся синтезировать изучаемый материал и устанавливать причинно-следственные связи, выделять смысловые единицы из текста.

К технологии развития критического мышления (РКМ) можно отнести и технологию эффективного чтения. Например, при работе с документами помогают приемы инсерта (технология развития критического мышления через чтение и письмо, используемая при работе с текстом, с новой информацией), лингвистического анализа, шифрования и кластера. Эту методику часто называют технологией эффективного чтения. В основе данного приёма лежит маркировка текста значками во время чтения по принципу: известная информация, новая информация, непонятная информация. Данный приём является эффективным при работе с текстами исторических источников, так как помогает читать текст источника более внимательно и способствует лучшему запоминанию материала. При использовании данного приёма появляется возможность выявить свои представления или более конкретные знания по изучаемой теме, что помогает им прийти к новому знанию. Противоречивые варианты подталкивают студентов преодолеть противоречия, собрать больше информации, найти аргументы в доказательство своей точки зрения.

Использование технологии РКМЧП способствует формированию умений: работать в группе; графически оформить текстовый материал; творчески интерпретировать имеющуюся информацию; распределить информацию по степени новизны и значимости; обобщать полученные знания.

Встречаясь с новой информацией, обучающиеся должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.

Информационно-коммуникационные технологии, стремительно вошедшие в процесс обучения, ещё 7-10 лет назад были чем-то инновационным. Сегодня же без таких инноваций трудно представить работу современного преподавателя.

В  условиях личностно-ориентированного подхода в обучении современному ученику уже недостаточно и неинтересно, когда единственными источниками информации являются преподаватель и учебник. Использование ИКТ легко позволяет решить эту задачу. Помимо этого, владение ИКТ-технологиями, является одной из ключевых компетенций современного педагога.

Применение компьютерных технологий возможно не только при подготовке и проведении лекций по истории, но и в процессе проведения внеклассных мероприятий, в методической и воспитательной работе, а также для повышения профессионального уровня и представления своих педагогических находок.

Повышение эффективности образовательного процесса и создание оптимальных условий для саморазвития и самосовершенствования как обучающихся, так и самого педагога является целью использования информационных компьютерных технологий.

В процессе такой деятельности возможно использование таких ресурсов как: стандартные программы МS Office (Word, Excel, Power Point); конструкторы тестов (в моём случае – Online Test Pad); демонстрация мультимедийных уроков или их отдельных частей; использование интерактивных карт и электронных учебных пособий.

Например, использование конструктора тестов Online Test Pad, даёт возможность:

  • Создавать проверочные работы и домашние задания, как для всей группы студентов, так и для индивидуально взятого, обучающегося. 

  • Сэкономить много времени в работе со следующими обучающимися:

  • Неуспевающие. Обучающиеся знают, что двойки можно исправить и знают где и как это сделать.

  • Желающие улучшить оценку.

  • Находящиеся на длительном лечении и нуждающиеся в организации дистанционного обучения.

При этом, при проверке выполненные задания, видно, кто из обучающихся выполнил работу, в каком объеме, сколько времени потратил, какие задания решил полностью, а какие частично или не решил вовсе.

Применение в преподавании ИКТ отличается высокой эффективностью, так как помогает активизировать познавательную деятельность обучающихся. Благодаря использованию информационных технологий на уроке можно визуализировать при объяснении новый материал, представлять опорные конспекты, слушать аудиозаписи, посмотреть портреты исторических личностей, ознакомиться с историческими документами (даже теми, которые хранятся в архивах), обратиться к интерактивным лекциям.

В процессе использования ИКТ повышается эффективность изучения истории, более качественно проходит изучение и закрепление пройденного материала.

Технология опорных конспектов представляет систему опорных сигналов в виде краткого условного конспекта. Такая наглядная конструкция замещает систему фактов, понятий и элементов целой части учебного материала. Центром такого конспекта становится опорный сигнал – символ в виде знака, слова, схемы, рисунка, цифры, буквы, условных картографических знаков.

Преподавателю истории на каждой лекции приходится излагать новый материал, оперируя огромным количеством сведений, фактов, имен, дат и библиографических ссылок. При этом обычно уделяется большое внимание развитию понятийного и словесно-логического мышления. Это создает большие трудности, так как обучающиеся усваивают историю формально, в виде словесных выражений, за которыми не стоят реальных образы. Использование же опорных схем и конспектов делает усвоение учебного материала осознанным, доступным и результативным.

Одним из элементов данной системы являются блок-схемы и интеллект-карты, при работе с которыми появляется возможность самостоятельно расшифровать данный опорный конспект. При завершении изучения темы формируется целостная картина по изучаемому периоду истории, так как обычно к такому виду опорных конспектов прилагается пояснительная записка и блок контроля.

Опорные конспекты позволяют регулировать темпы изучения материала и его структуру, способствуют наиболее осмысленному усвоению понятий, формированию глубоких знаний, их систематизации. Кроме того, использование опор предполагает управление познавательной деятельностью учащихся, развитие у них умений самостоятельной работы, самоконтроля.

В заключение хотелось бы сказать, что внедрение новых образовательных технологий не означает, что современное общество отказывается от использования традиционных методик в образовательном процессе, скорее всего они будут являться составной частью. Ведь педагогическая технология — это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты.

Обучение – это поиск истины. В настоящее время довольно трудно вызвать интерес и изумление. Именно это заставляет искать технологии, приемы, методы, которые позволили бы организовать обучение на высоком уровне.

Также, следует учесть, что результативность педагогической деятельности во многом зависит не от количества используемых методов и приемов, а от их правильного выбора и уместного, адекватного применения в педагогическом процессе.

Ведь, как показывает практика, более эффективным обучение становится тогда, когда:

  • студенты могут связать новый материал с предыдущим;

  • четко знают, что должны делать и понимают, зачем это нужно;

  • имеют доступ к необходимым ресурсам (документам, справочному материалу);

  • обеспечены разными видами деятельности;

  • имеют необходимую поддержку со стороны преподавателя;

  • работают в подходящем для них темпе;

  • понимают когда и как будут оценены;

  • могут оценить собственные успехи.


Список источников

  1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М.,1995.

  2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 384 с.

  3. Корнеев И. К. Информационные технологии: учебник / И.К. Корнеев, Г.Н. Ксандопуло, В.А. Машурцев. – М.: Проспект, 2009. – 224 с.

  4. Лазарев В.С. Управление инновациями в школе: учебное пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2008. – С. 109, 110.

  5. Монахов В.М. Технологические основы проектирования учебного процесса: Монография. Волгоград: Перемена, 1995. 152 с.

  6. Монахов В.М. Методология проектирования педагогической технологии (аксиоматический подход) // Школьные технологии. № 3. 2000.

  7. Монахов, В.М., Смыковская, Т.К. Методическая система учителя инновационной школы: функционирование, развитие, ориентация на формирование творчества учащихся. – Волгоград: Бланк, 2000.

  8. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей /Под общей редакцией В.С. Кукушина. – Серия Педагогическое образование. – Ростов-на-Дону: МАРТ, 2002. – 456 с.

  9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: ПОСТМЕТОДИКА, 1998. - С.37-43.



1 Монахов В.М. Технологические основы проектирования учебного процесса: Монография. Волгоград: Перемена, 1995. 152 с.