Урок окружающего мира. 4 класс.
Тема: «Земля – кормилица»
Цель урока:
раскрыть понятие «Земля-кормилица», через коллективную, индивидуальную работу, используя различные виды деятельности на уроке.
Задачи урока:
познакомить детей с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека; показать значение почвы для растений и живых организмов.
Формируемые УУД:
Познавательные: самостоятельно находить необходимую информацию в материалах учебников, выполнять учебно- познавательные действия, делать обобщения, выводы. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Регулятивные: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения, учиться высказывать свое предположение; учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других; доносить свою позицию до других, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно- познавательных задач.
Личностные: применять правила делового сотрудничества.
Тип урока: изучение нового материала.
Метод обучения: исследовательский, проблемный, словесный, наглядный.
Технология : кейс – метод. составление интеллект – карты, «Я - концепция»
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, тест для индивидуального опроса, презентация, карточки со схемами, цитата, раздаточный материал (маршрутные листы), атлас Оренбургская область. Интернетресурс: Юбилей, юбилей и еще раз юбилей... В Оренбуржье отметили 60-летие целины.
youtube.com 8 июня 2014 В Оренбуржье отметили 60-летие целины - YouTube. http://gtrk-orenburg.ru ..
Ход урока.
Организация начала урока.
Прозвенел сейчас звонок, начинаем наш урок.
Актуализация ранее изученного. Проверка домашнего задания.
Тест «Наши полезные богатства» В 1.
Месторождения полезных ископаемых отыскивают:
А.- археологи;
М. - геологи;
В. - строители.
2. К полезным ископаемым относятся:
А. - кирпич, бетон, бензин;
Б. станки, вазы, ножницы,
О. - нефть, газ, глина.
3. В строительстве используют:
А. - торф, железную руду, самоцветы;
Л. - песок, глина, гранит;
В. - мрамор, каменный уголь, малахит.
4. Металлы получают из:
А. - каменного угля, янтаря, мела;
И. - жемчуга, торфа;
О. - железной руды, медной руды.
5. При помощи буровых установок добывают:
Д. – нефть, природный газ;
Г. – соль, алмазы;
В. – мрамор, гранит.
6. В шахтах добывают:
И. – известняк, ракушник, гранит;
Е. – каменный уголь, железную руду;
У. – поваренную соль, жемчуг, графит.
7. В карьерах добывают:
Ц. – известняк, песок, глину;
Ч. – золото, малахит, мрамор;
Э. нефть, торф, бурый уголь.
- Выпишите слово, которое получилось.
(Ключ: молодец.)
В2
Разгадать полезное ископаемое?
1. Лёгкий, впитывает влагу, хорошо горит, служит подстилкой для скота.______________________
\Торф.
2. Добывается в шахтах, тяжёлая, прочная, ковкая, состоит из мелких, плотно соединённых зёрен.______________________________
\ Железная руда.
3.Чёрный, с заметным блеском, твёрдый, тонет в воде, горюч.______________
\ Каменный уголь.
4.Прочная, тяжёлая порода, бывает серого, розового, красного цветов. Состоит из зёрен нескольких минералов: полевого шпата, кварца и слюды.___________________
\ Гранит.
Обычно белый или серый камень, образовался из остатков живых организмов._________________________
\ Известняк.
6. Тёмная маслянистая жидкость, горит, из неё получают бензин, керосин, мазут.____________________________
\Нефть.
Образовался при разрушении гранита, используется в строительстве и при производстве стекла._______________________
\ Песок.
Обладает пластичностью, используется в строительстве и гончарном деле.________________________
\ Глина.
Ключ: Торф, железная руда, каменный уголь, гранит, известняк, нефть, песок, глина.
Микроитог ребята обменяйтесь тестами и проверьте знания соседа по ключам и оцените друг друга. Выставьте оценки в дневник.
3.Сообщение темы урока. Определение целей.
–Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
- «Наши подземные богатства».
- Что мы называем подземными богатствами?
- Полезные ископаемые.
Что означает слово «ископаемые»?
Откуда их выкапывают?
-Из земли. И почвы.
Стихи о Земле-кормилице.
Читает подготовленный ученик
Автор стихотворения: Ирис Ревю
Чудесная наша родная земля,
Дубравы, чащобы, леса и поля.
Мне милы дороги, луга, берега,
И каждому сердцу земля дорога.
Родная земля всех накормит, вспоит,
Обует, оденет, тепло подарит.
Она не разделит: кто мал, кто велик,
Ведь каждый к родимой сторонке привык.
Бескрайняя ты, сложно всю обойти,
Но как хорошо — есть дороги, пути.
Для русского пахаря – в сердце одна.
А всем ты на добрую участь дана.
Учитель открывает доску
2017 – год экологии в России.
5 декабря – Всемирный день почвы.
Вот так нам сегодня повезло. Как сошлись сегодня эти события. О чем мы поговорим сегодня?
- О почве и её охране.
4 Изучение новой темы.
Организация работы учащихся по технологии «кейс - метод».
Рассказ учителя об Оренбургском крае. Наш край расположен в лесостепной и степной зоне.
На востоке области около 60 лет назад были распаханы нетронутые степные земли. Был получен небывало богатый урожай пшеницы. который помог стране накормить жителей и на вырученные от продажи зерна деньги продолжать восстанавливать страну из послевоенной разрухи.
Видеоматериал к уроку. Юбилей, юбилей и еще раз юбилей... В Оренбуржье отметили 60-летие целины
youtube.com 8 июня 2014 В Оренбуржье отметили 60-летие целины - YouTube. http://gtrk-orenburg.ru Использование материалов..
.
-Что нового узнали из видеоматериала? (ответы детей)
Просмотрите повторно отрывок (с2мин.54с Александр Чибилев)
- Какие проблемы возникли в степи восточного Оренбуржья?
-Как экологическую проблему решили в соседнем Казахстане? (Ответы детей)
Физминутка.
-Ребята, предлагаю вам изучить нашу тему чуть поподробней и составить небольшой отчет.
Организация исследовательских групп. Задания группам.
Схема почвы. Основное свойство почвы.учебник 3 кл с 66. | Земля – кормилица. Составь несколько цепей питания в степной зоне. Учебник 4 кл с 114. |
Охрана почвы в быту(костры стекло пластик) учебник 4класс с 44 | Охрана почвы при добыче и при переработке в промышленности. Учебник 4кл с 140,143. |
Охрана почвы в сельском хозяйстве учебник 4 класс. с115,116,141,162,163 учебник 3 класс с 68 | Почвы Оренбуржья Атлас с17,Родной край с15-16 |
Дети работают в своих группах по заданию в маршрутном листе.
5. Формирование (портфеля) кейса.
Самостоятельное оформление интеллект – карты.( положительные и отрицательные – действия человека в быту на производстве и в сельском хозяйстве в отношении почвы) А4
Микроитог: Что нового вы сегодня узнали на нашем уроке? Что повторили?
- Состав почвы, виды охраны в селе, городе, на производстве и в быту. Узнали типы почвы в России и в Оренбургской области.
6. Рефлексия. карточки. -Обведите верное для вас утверждение.
Обводят кружочком цифру с высказыванием.
Я |
1. Доволен собой. |
2. Не совсем доволен своей работой. |
3Не доволен своей работ |
Итог. Дело |
1. Изучил тему полностью . |
2.Изучил свой вопрос в теме. |
3. Наблюдал за действиями других |
Группа |
Принимал активное участие в работе группы. |
2. Не совсем доволен своей работой в группе. |
3. Ко мне не прислушивались. |
Ребята – вы новое поколение нашей страны – вам жить дальше, вам нужно будет оставить планету своим детям и внукам. Начинайте охранять природу уже сейчас.
Я хочу прочесть вам эти строки:
Любите родную природу-
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней родились мы с тобою,
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей!
Дом задание: С 160-163. +задание в РТ, выучите виды почв России.
Приложение. |
Схема почвы. Основное свойство почвы.учебник 3 кл с 66. | Земля – кормилица. Составь несколько цепей питания в степной зоне. Учебник 4 кл с 114. |
Охрана почвы в быту(костры стекло пластик) учебник 4класс с 44 | Охрана почвы при добыче и при переработке в промышленности. Учебник 4 с 140,143. |
Охрана почвы в сельском хозяйстве учебник 4 класс. с115,116,141,162,163 учебник3 класс с 68 | Почвы Оренбуржья Атлас с17,Родной край с15-16 |
ФИ_______________ Обведи цифру кружочком Я |
1. Доволен собой. |
2. Не совсем доволен своей работой. |
3. Не доволен своей работой. |
Дело |
1. Изучил тему полностью . |
2.Изучил свой вопрос в теме. |
3. Наблюдал за действиями других. |
Группа |
1. Принимал активное участие в работе группы. |
2. Не совсем доволен своей работой в группе. |
3. Ко мне не прислушивались. |
ФИ_______________
Обведи цифру кружочком
Я |
1. Доволен собой. |
2. Не совсем доволен своей работой. |
3. Не доволен своей работой. |
Дело |
1. Изучил тему полностью . |
2.Изучил свой вопрос в теме. |
3. Наблюдал за действиями других. |
Группа |
1. Принимал активное участие в работе группы. |
2. Не совсем доволен своей работой в группе. |
3. Ко мне не прислушивались. |
ФИ_______________
Обведи цифру кружочком
Я |
1. Доволен собой. |
2. Не совсем доволен своей работой. |
3. Не доволен своей работой. |
Дело |
1. Изучил тему полностью . |
2.Изучил свой вопрос в теме. |
3. Наблюдал за действиями других. |
Группа |
1. Принимал активное участие в работе группы. |
2. Не совсем доволен своей работой в группе. |
3. Ко мне не прислушивались. |
ФИ_______________
Обведи цифру кружочком
Я |
1. Доволен собой. |
2. Не совсем доволен своей работой. |
3. Не доволен своей работой. |
Дело |
1. Изучил тему полностью . |
2.Изучил свой вопрос в теме. |
3. Наблюдал за действиями других. |
Группа |
1. Принимал активное участие в работе группы. |
2. Не совсем доволен своей работой в группе. |
3. Ко мне не прислушивались. |
В 1.________________________________________________
Месторождения полезных ископаемых отыскивают:
А.- археологи;
М. - геологи;
В. - строители.
2. К полезным ископаемым относятся:
А. - кирпич, бетон, бензин;
Б. станки, вазы, ножницы,
О. - нефть, газ, глина.
3. В строительстве используют:
А. - торф, железную руду, самоцветы;
Л. - песок, глина, гранит;
В. - мрамор, каменный уголь, малахит.
4. Металлы получают из:
А. - каменного угля, янтаря, мела;
И. - жемчуга, торфа;
О. - железной руды, медной руды.
5. При помощи буровых установок добывают:
Д. – нефть, природный газ;
Г. – соль, алмазы;
В. – мрамор, гранит.
6. В шахтах добывают:
И. – известняк, ракушник, гранит;
Е. – каменный уголь, железную руду;
У. – поваренную соль, жемчуг, графит.
7. В карьерах добывают:
Ц. – известняк, песок, глину;
Ч. – золото, малахит, мрамор;
Э. нефть, торф, бурый уголь.
- Выпишите слово, которое получилось.
В2_________________________________________________
Разгадать полезное ископаемое?
1. Лёгкий, впитывает влагу, хорошо горит, служит подстилкой для скота.______________________
2. Добывается в шахтах, тяжёлая, прочная, ковкая, состоит из мелких, плотно соединённых зёрен.______________________________
3.Чёрный, с заметным блеском, твёрдый, тонет в воде, горюч.______________
4.Прочная, тяжёлая порода, бывает серого, розового, красного цветов. Состоит из зёрен нескольких минералов: полевого шпата, кварца и слюды.__________________
5.Обычно белый или серый камень, образовался из остатков живых организмов.__________________
6.Тёмная маслянистая жидкость, горит, из неё получают бензин, керосин, мазут.________________________
7.Образовался при разрушении гранита, используется в строительстве и при производстве стекла.____________________
8.Обладает пластичностью, используется в строительстве и гончарном деле.________________________