СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Новый подход к логопедическому сопровождению дошкольников с недостатками речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методический материал о возможностях применения нейрокоррекции в практике дошкольного логопеда 

Просмотр содержимого документа
«Новый подход к логопедическому сопровождению дошкольников с недостатками речи»

   Новый подход  к логопедическому сопровождению дошкольников с недостатками речи Петухова Ольга Ивановна Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №11 «Чебурашка »

Новый подход к логопедическому сопровождению дошкольников с недостатками речи

Петухова Ольга Ивановна

Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №11 «Чебурашка »

  Правильно организованное обучение ведет за собой развитие  Л.С.Выготский   Необходимо работать не просто над прямой «рецептурой» («нет речи – значит будем учить говорить»), но в первую очередь над базовыми процессами, которые участвуют в формировании более сложных функций.  Л.В. Семенович

Правильно организованное обучение ведет за собой развитие

Л.С.Выготский

Необходимо работать не просто над прямой «рецептурой» («нет речи – значит будем учить говорить»), но в первую очередь над базовыми процессами, которые участвуют в формировании более сложных функций.

Л.В. Семенович

 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования   3.2. Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.  3.2.1. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:  …2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);…

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

3.2. Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. 3.2.1. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия: …2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);…

Нейропсихологическая коррекция (нейрокоррекция)-   комплекс специальных психологических методик, которые направлены на переструктурирование нарушенных функций мозга и создание компенсирующих средств для того, чтобы ребенок мог в дальнейшем самостоятельно обучаться и контролировать свое поведение .

Нейропсихологическая коррекция (нейрокоррекция)-

комплекс специальных психологических методик, которые направлены на переструктурирование нарушенных функций мозга и создание компенсирующих средств для того, чтобы ребенок мог в дальнейшем самостоятельно обучаться и контролировать свое поведение .

Теоретические положения:   Базируется на современных (по А.Р. Лурии, Л.С. Выготского) представлениях о генезе и сложном системном строении высших психических функций.

Теоретические положения:

Базируется на современных (по А.Р. Лурии, Л.С. Выготского) представлениях о генезе и сложном системном строении высших психических функций.

 Нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития    Синдромы несформированности - Лобных отделов мозга: бедная речевая продукция, снижена обобщающая функция речи, речь примитивна по синтаксису и использованию изобразительных средств; включение в активную, в развернутую речевую деятельность затруднено, но базисные характеристики речи (сенсорная, моторная, повторение, понимание) сохранны. Основная трудность: недостаточность саморегуляции, программирования, целенаправленности и контроля собственной деятельности в связи со слабостью регулирующей функции речи.

Нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития

Синдромы несформированности

- Лобных отделов мозга: бедная речевая продукция, снижена обобщающая функция речи, речь примитивна по синтаксису и использованию изобразительных средств; включение в активную, в развернутую речевую деятельность затруднено, но базисные характеристики речи (сенсорная, моторная, повторение, понимание) сохранны. Основная трудность: недостаточность саморегуляции, программирования, целенаправленности и контроля собственной деятельности в связи со слабостью регулирующей функции речи.

- Левого полушария: нарушения сказываются на состоянии всех компонентов устной речи: дефекты звукопроизношения, искажение звуко-слоговой структуры сложных слов, трудности в звукоразличении («хвост» - «гвоздь», «кость» - «трость») и как следствие, понимание речи, воспринимаемой на слух, бедность словарного запаса. Письменная речь наиболее страдает, т.к. зависит от состояния фонематического слуха ребенка. Межполушарных взаимодействий: несформированности координации рук, обилие зеркальности; несформированность фонематического слуха; Правого полушария: трудности переработки зрительно-пространственной информации;недостаточность пространственных представлений; проблемы с памятью

- Левого полушария: нарушения сказываются на состоянии всех компонентов устной речи: дефекты звукопроизношения, искажение звуко-слоговой структуры сложных слов, трудности в звукоразличении («хвост» - «гвоздь», «кость» - «трость») и как следствие, понимание речи, воспринимаемой на слух, бедность словарного запаса. Письменная речь наиболее страдает, т.к. зависит от состояния фонематического слуха ребенка.

  • Межполушарных взаимодействий: несформированности координации рук, обилие зеркальности; несформированность фонематического слуха;
  • Правого полушария: трудности переработки зрительно-пространственной информации;недостаточность пространственных представлений; проблемы с памятью
Как можно развить способности полушарий? 1 способ: увеличение объема работы, на которой ориентировано полушарие. Например, для развития логики необходимо решать математические задачи, отгадывать кроссворды, а для развития воображения посещать художественную галерею и т.п. 2 способ: максимально задействовать сторону тела, контролируемую полушарием – для развития правого полушария необходимо работать левой частью тела, а для проработки левого полушарий - с правой.

Как можно развить способности полушарий?

1 способ:

увеличение объема работы, на которой ориентировано полушарие. Например, для развития логики необходимо решать математические задачи, отгадывать кроссворды, а для развития воображения посещать художественную галерею и т.п.

2 способ:

максимально задействовать сторону тела, контролируемую полушарием – для развития правого полушария необходимо работать левой частью тела, а для проработки левого полушарий - с правой.

Упражнение № 1 «Шаги».   Цель: Учить слухо–произносительной дифференциации звуков [С] и [З]; развивать фонематическое восприятие; тренировка внимания и памяти.   Проговаривание (чтение) слогов, слов на шаг (шепотом, вслух). ЗА – СА ЗЯ - СЯ ЗО – СО ЗЁ - СЁ ЗУ – СУ ЗЮ - СЮ ЗЫ – СИ ЗЕ – СЕ По мере усвоения детьми упражнения, оно усложняется добавлением подпрограмм: хлопнуть в ладоши, щелкнуть пальцами, топнуть ногой. ЗА – топнуть, СА - хлопнуть ЗО – топнуть, СО - хлопнуть ЗУ – топнуть, СУ - хлопнуть

Упражнение № 1 «Шаги».

Цель: Учить слухо–произносительной дифференциации звуков [С] и [З]; развивать фонематическое восприятие; тренировка внимания и памяти.

  • Проговаривание (чтение) слогов, слов на шаг (шепотом, вслух).

ЗА – СА ЗЯ - СЯ

ЗО – СО ЗЁ - СЁ

ЗУ – СУ ЗЮ - СЮ

ЗЫ – СИ ЗЕ – СЕ

  • По мере усвоения детьми упражнения, оно усложняется добавлением подпрограмм: хлопнуть в ладоши, щелкнуть пальцами, топнуть ногой.

ЗА – топнуть, СА - хлопнуть

ЗО – топнуть, СО - хлопнуть

ЗУ – топнуть, СУ - хлопнуть

 Упражнение № 2 «Слоговые ряды».   Цель: Закрепить правильное произношение  звуков [Б] и [Б’]; развивать фонематический слух, дифференцируя твердые и мягкие согласные; закрепить образ буквы Б; развивать зрительное восприятие, мелкую моторику, динамическую координацию рук в процессе выполнения одновременно организованных движений; развивать произвольное внимание, память, логическое мышление. Перед ребёнком выкладываются в ряд цветные карточки со слогами: Б А  Б Я  Б О  Б Ё  Б У  Б Ю  Б Ы  Б И  Б Э  Б Е   Ему предлагается поочерёдно правой и левой рукой по заданной программе двигать карточки вверх или вниз, произнося слог вслух.

Упражнение № 2 «Слоговые ряды».

Цель: Закрепить правильное произношение  звуков [Б] и [Б’]; развивать фонематический слух, дифференцируя твердые и мягкие согласные; закрепить образ буквы Б; развивать зрительное восприятие, мелкую моторику, динамическую координацию рук в процессе выполнения одновременно организованных движений; развивать произвольное внимание, память, логическое мышление.

  • Перед ребёнком выкладываются в ряд цветные карточки со слогами:

Б А Б Я Б О Б Ё Б У Б Ю Б Ы Б И Б Э Б Е

Ему предлагается поочерёдно правой и левой рукой по заданной программе двигать карточки вверх или вниз, произнося слог вслух.

Упражнение № 3 «Знаток слов». Цель: Вызвать у детей интерес к звуковому анализу слов; способствовать закреплению зрительного образа букв, профилактике дисграфии; развивать внимание, память, логическое мышление, самоконтроль. Из разрезных карточек – букв для ребёнка выкладывается слово. Задача, как можно больше составить новых слов, используя и передвигая карточки – буквы.

Упражнение № 3 «Знаток слов».

Цель: Вызвать у детей интерес к звуковому анализу слов; способствовать закреплению зрительного образа букв, профилактике дисграфии; развивать внимание, память, логическое мышление, самоконтроль.

  • Из разрезных карточек – букв для ребёнка выкладывается слово. Задача, как можно больше составить новых слов, используя и передвигая карточки – буквы.
Упражнение № 4 «Барабанщик»   Цель: Развивать слуховой анализ, произносительные умения; закреплять зрительно-двигательный образ каждого графического элемента (буквы); закреплять умение выполнять звукобуквенный анализ слов; развивать внимание, память, самоконтроль.  Ребёнку читаются слова с проблемными для него звуками, например со звуком Р. Только во время произнесения звука нужно стукнуть по столу карандашом. А ребёнок, должен правильно записать слово (выложить схему). (стук)АК, ПА(стук), (стук)ОЗА.

Упражнение № 4 «Барабанщик»

Цель: Развивать слуховой анализ, произносительные умения; закреплять зрительно-двигательный образ каждого графического элемента (буквы); закреплять умение выполнять звукобуквенный анализ слов; развивать внимание, память, самоконтроль.

  • Ребёнку читаются слова с проблемными для него звуками, например со звуком Р. Только во время произнесения звука нужно стукнуть по столу карандашом. А ребёнок, должен правильно записать слово (выложить схему).

(стук)АК, ПА(стук), (стук)ОЗА.

 Игровое упражнение № 5

Игровое упражнение № 5 "Рыба, птица, зверь" .

Цель: расширение кругозора, обогащение словарного запаса, развитие слухового внимания.

Логопед быстро произносит слова считалки: "Рыба, птица, зверь….", на ком остановилась считалка, должен быстро назвать рыбу, птицу, или зверя, в зависимости от того, что ему выпало.

Упражнение № 6

Упражнение № 6 "Зеркальное рисование".

Положите на стол чистый лист бумаги, возьмите по карандашу. Рисуйте одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы должны почувствовать расслабление глаз и рук, потому что при одновременной работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.

Упражнение № 7 «Художник» Цель: коррекция и нормализация лексико-грамматического строя речи, коррекция расстройств мелкой моторики и нервного напряжения, воспитание терпеливости и аккуратности, развитие произвольного поведения, стимуляция творческого потенциала. Раскрашивание мандалы имеет смысл, если ребенок выбрал мандалу сам. Выбор цвета также должен быть самостоятельным.

Упражнение № 7 «Художник»

Цель: коррекция и нормализация лексико-грамматического строя речи, коррекция расстройств мелкой моторики и нервного напряжения, воспитание терпеливости и аккуратности, развитие произвольного поведения, стимуляция творческого потенциала.

Раскрашивание мандалы имеет смысл, если ребенок выбрал мандалу сам. Выбор цвета также должен быть самостоятельным.

Упражнения для взрослых: Перед вами лежит листок с буквами алфавита, почти всеми. Под каждой буквой написаны буквы Л, П или В. Верхняя буква проговаривается, а нижняя обозначает движение руками. Л - левая рука поднимается в левую сторону, П - правая рука поднимается в правую сторону, В - обе руки поднимаются вверх. Всё очень просто, если бы не было так сложно всё это делать одновременно. Упражнение выполняется в последовательности от первой буквы к последней, затем от последней буквы к первой.  А Б В Г Д  Л П П В Л  Л М Н О П  Л П Л Л П  Р С Т У Ф  В П Л П В  Х Ц Ч Ш Я  Л В В П Л

Упражнения для взрослых:

  • Перед вами лежит листок с буквами алфавита, почти всеми. Под каждой буквой написаны буквы Л, П или В. Верхняя буква проговаривается, а нижняя обозначает движение руками. Л - левая рука поднимается в левую сторону, П - правая рука поднимается в правую сторону, В - обе руки поднимаются вверх. Всё очень просто, если бы не было так сложно всё это делать одновременно. Упражнение выполняется в последовательности от первой буквы к последней, затем от последней буквы к первой.

А Б В Г Д

Л П П В Л

Л М Н О П

Л П Л Л П

Р С Т У Ф

В П Л П В

Х Ц Ч Ш Я

Л В В П Л

Глядя на картинку, надо произнести вслух как можно быстрее цвета, которыми написаны слова.
  • Глядя на картинку, надо произнести вслух как можно быстрее цвета, которыми написаны слова.
Литература: Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / под ред. Л.С. Цветковой. М., 2001. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика. М., 2001. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. П., 2008. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. М., 2005. Воробьева В.А., Иванова Н.А., Сафронова Е.В., Семенович А.В., Серова Л.И. Комплексная нейропсихологическая коррекция когнитивных процессов в детском возрасте. М., 2001. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. - М: ТЦ Сфера, 2001. Соболева А.Е., Емельянова Е.Н. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом. П., 2008.

Литература:

  • Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / под ред. Л.С. Цветковой. М., 2001.
  • Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика. М., 2001.
  • Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. П., 2008.
  • Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. М., 2005.
  • Воробьева В.А., Иванова Н.А., Сафронова Е.В., Семенович А.В., Серова Л.И. Комплексная нейропсихологическая коррекция когнитивных процессов в детском возрасте. М., 2001.
  • Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. - М: ТЦ Сфера, 2001.
  • Соболева А.Е., Емельянова Е.Н. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом. П., 2008.
 Выводы: коррекционная работа с использованием нейропсихологических методов приводит к оптимизации ВПФ, изменению структуры речевого дефекта; в ходе коррекции обеспечивается повышение общей психической активности, работоспособности; нейропсихологические упражнения позволяют формировать внимание как целенаправленную избирательную активность, и как навык самоконтроля, улучшается регуляция деятельности; в результате коррекции значительные изменения происходят в сенсомоторной сфере, что приводит к положительной динамике в развитии познавательных функций; под влиянием коррекционного воздействия происходят улучшения аффективной организации психической деятельности, за счёт чего развиваются эмоционально- личностные качества детей. 

Выводы:

  • коррекционная работа с использованием нейропсихологических методов приводит к оптимизации ВПФ, изменению структуры речевого дефекта;
  • в ходе коррекции обеспечивается повышение общей психической активности, работоспособности;
  • нейропсихологические упражнения позволяют формировать внимание как целенаправленную избирательную активность, и как навык самоконтроля, улучшается регуляция деятельности;
  • в результате коррекции значительные изменения происходят в сенсомоторной сфере, что приводит к положительной динамике в развитии познавательных функций;
  • под влиянием коррекционного воздействия происходят улучшения аффективной организации психической деятельности, за счёт чего развиваются эмоционально- личностные качества детей. 
  Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!