Новый подход к логопедическому сопровождению дошкольников с недостатками речи
Петухова Ольга Ивановна
Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №11 «Чебурашка »
Правильно организованное обучение ведет за собой развитие
Л.С.Выготский
Необходимо работать не просто над прямой «рецептурой» («нет речи – значит будем учить говорить»), но в первую очередь над базовыми процессами, которые участвуют в формировании более сложных функций.
Л.В. Семенович
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
3.2. Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. 3.2.1. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия: …2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);…
Нейропсихологическая коррекция (нейрокоррекция)-
комплекс специальных психологических методик, которые направлены на переструктурирование нарушенных функций мозга и создание компенсирующих средств для того, чтобы ребенок мог в дальнейшем самостоятельно обучаться и контролировать свое поведение .
Теоретические положения:
Базируется на современных (по А.Р. Лурии, Л.С. Выготского) представлениях о генезе и сложном системном строении высших психических функций.
Нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития
Синдромы несформированности
- Лобных отделов мозга: бедная речевая продукция, снижена обобщающая функция речи, речь примитивна по синтаксису и использованию изобразительных средств; включение в активную, в развернутую речевую деятельность затруднено, но базисные характеристики речи (сенсорная, моторная, повторение, понимание) сохранны. Основная трудность: недостаточность саморегуляции, программирования, целенаправленности и контроля собственной деятельности в связи со слабостью регулирующей функции речи.
- Левого полушария: нарушения сказываются на состоянии всех компонентов устной речи: дефекты звукопроизношения, искажение звуко-слоговой структуры сложных слов, трудности в звукоразличении («хвост» - «гвоздь», «кость» - «трость») и как следствие, понимание речи, воспринимаемой на слух, бедность словарного запаса. Письменная речь наиболее страдает, т.к. зависит от состояния фонематического слуха ребенка.
- Межполушарных взаимодействий: несформированности координации рук, обилие зеркальности; несформированность фонематического слуха;
- Правого полушария: трудности переработки зрительно-пространственной информации;недостаточность пространственных представлений; проблемы с памятью
Как можно развить способности полушарий?
1 способ:
увеличение объема работы, на которой ориентировано полушарие. Например, для развития логики необходимо решать математические задачи, отгадывать кроссворды, а для развития воображения посещать художественную галерею и т.п.
2 способ:
максимально задействовать сторону тела, контролируемую полушарием – для развития правого полушария необходимо работать левой частью тела, а для проработки левого полушарий - с правой.
Упражнение № 1 «Шаги».
Цель: Учить слухо–произносительной дифференциации звуков [С] и [З]; развивать фонематическое восприятие; тренировка внимания и памяти.
- Проговаривание (чтение) слогов, слов на шаг (шепотом, вслух).
ЗА – СА ЗЯ - СЯ
ЗО – СО ЗЁ - СЁ
ЗУ – СУ ЗЮ - СЮ
ЗЫ – СИ ЗЕ – СЕ
- По мере усвоения детьми упражнения, оно усложняется добавлением подпрограмм: хлопнуть в ладоши, щелкнуть пальцами, топнуть ногой.
ЗА – топнуть, СА - хлопнуть
ЗО – топнуть, СО - хлопнуть
ЗУ – топнуть, СУ - хлопнуть
Упражнение № 2 «Слоговые ряды».
Цель: Закрепить правильное произношение звуков [Б] и [Б’]; развивать фонематический слух, дифференцируя твердые и мягкие согласные; закрепить образ буквы Б; развивать зрительное восприятие, мелкую моторику, динамическую координацию рук в процессе выполнения одновременно организованных движений; развивать произвольное внимание, память, логическое мышление.
- Перед ребёнком выкладываются в ряд цветные карточки со слогами:
Б А Б Я Б О Б Ё Б У Б Ю Б Ы Б И Б Э Б Е
Ему предлагается поочерёдно правой и левой рукой по заданной программе двигать карточки вверх или вниз, произнося слог вслух.
Упражнение № 3 «Знаток слов».
Цель: Вызвать у детей интерес к звуковому анализу слов; способствовать закреплению зрительного образа букв, профилактике дисграфии; развивать внимание, память, логическое мышление, самоконтроль.
- Из разрезных карточек – букв для ребёнка выкладывается слово. Задача, как можно больше составить новых слов, используя и передвигая карточки – буквы.
Упражнение № 4 «Барабанщик»
Цель: Развивать слуховой анализ, произносительные умения; закреплять зрительно-двигательный образ каждого графического элемента (буквы); закреплять умение выполнять звукобуквенный анализ слов; развивать внимание, память, самоконтроль.
- Ребёнку читаются слова с проблемными для него звуками, например со звуком Р. Только во время произнесения звука нужно стукнуть по столу карандашом. А ребёнок, должен правильно записать слово (выложить схему).
(стук)АК, ПА(стук), (стук)ОЗА.
Игровое упражнение № 5 "Рыба, птица, зверь" .
Цель: расширение кругозора, обогащение словарного запаса, развитие слухового внимания.
Логопед быстро произносит слова считалки: "Рыба, птица, зверь….", на ком остановилась считалка, должен быстро назвать рыбу, птицу, или зверя, в зависимости от того, что ему выпало.
Упражнение № 6 "Зеркальное рисование".
Положите на стол чистый лист бумаги, возьмите по карандашу. Рисуйте одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы должны почувствовать расслабление глаз и рук, потому что при одновременной работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.
Упражнение № 7 «Художник»
Цель: коррекция и нормализация лексико-грамматического строя речи, коррекция расстройств мелкой моторики и нервного напряжения, воспитание терпеливости и аккуратности, развитие произвольного поведения, стимуляция творческого потенциала.
Раскрашивание мандалы имеет смысл, если ребенок выбрал мандалу сам. Выбор цвета также должен быть самостоятельным.
Упражнения для взрослых:
- Перед вами лежит листок с буквами алфавита, почти всеми. Под каждой буквой написаны буквы Л, П или В. Верхняя буква проговаривается, а нижняя обозначает движение руками. Л - левая рука поднимается в левую сторону, П - правая рука поднимается в правую сторону, В - обе руки поднимаются вверх. Всё очень просто, если бы не было так сложно всё это делать одновременно. Упражнение выполняется в последовательности от первой буквы к последней, затем от последней буквы к первой.
А Б В Г Д
Л П П В Л
Л М Н О П
Л П Л Л П
Р С Т У Ф
В П Л П В
Х Ц Ч Ш Я
Л В В П Л
- Глядя на картинку, надо произнести вслух как можно быстрее цвета, которыми написаны слова.
Литература:
- Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / под ред. Л.С. Цветковой. М., 2001.
- Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика. М., 2001.
- Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. П., 2008.
- Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. М., 2005.
- Воробьева В.А., Иванова Н.А., Сафронова Е.В., Семенович А.В., Серова Л.И. Комплексная нейропсихологическая коррекция когнитивных процессов в детском возрасте. М., 2001.
- Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. - М: ТЦ Сфера, 2001.
- Соболева А.Е., Емельянова Е.Н. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом. П., 2008.
Выводы:
- коррекционная работа с использованием нейропсихологических методов приводит к оптимизации ВПФ, изменению структуры речевого дефекта;
- в ходе коррекции обеспечивается повышение общей психической активности, работоспособности;
- нейропсихологические упражнения позволяют формировать внимание как целенаправленную избирательную активность, и как навык самоконтроля, улучшается регуляция деятельности;
- в результате коррекции значительные изменения происходят в сенсомоторной сфере, что приводит к положительной динамике в развитии познавательных функций;
- под влиянием коррекционного воздействия происходят улучшения аффективной организации психической деятельности, за счёт чего развиваются эмоционально- личностные качества детей.
Спасибо за внимание!