ВАРИАНТ 2023
Прочитайте текст и выполните задания 1-3
В данной исследовательской работе проведено сопоставление языка сказки «Белоснежка» братьев Гримм и «Сказки о мёртвой царевне...» А. С. Пушкина: найдены общие праиндоевропейские корни в словах, обозначающих основы человеческой жизни, например семейные связи; обнаружены историзмы — слова, называющие предметы или явления, помогающие реконструировать старину; проанализированы эпитеты, метафоры, сравнения, сказочные формулы, ярко выражающие авторское отношение к героям и их поступкам. Сделаны выводы о том, что языковые средства передают как общность, так и различие народов в восприятии окружающей действительности. Поэтическая форма сказок рисует народный идеал, обличает зло, определяет нравственные ориентиры народов.
Сопоставление языкового материала позволило рассмотреть проблему значения общих древних корней в немецком и русском языках, отражения в лексике исторической эпохи и народного сознания для выявления одинаковых и отличительных черт языковой картины мира обоих народов. Анализ историзмов позволил сделать вывод о том, что в Германии приоритетными являлись труд, торговля, а в России большое внимание уделялось защите от внешних врагов: строились в непроходимых лесах дороги, а на них выставлялись богатырские заставы, охранявшие от набегов кочевых племён. Очевидно, поэтому в немецкой сказке проявляется больше прагматизма, а в русской сильнее ощущается романтика душевного подвига.
1. Самостоятельно подберите уточняющую частицу, которая должно стоять на месте пропуска в последнем предложении текста. Запишите эту частицу.
2.В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) КОРЕНЬ. Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя. Покраснеть до корней волос (очень сильно).
2) СВЯЗЬ. Отношения взаимной зависимости, обусловленности, общности между чем-нибудь. Причинная связь. Связь теории и практики.
3) СРЕДСТВО. Приём, способ действия для достижения чего-нибудь. Художественные средства. Простое средство.
4) ЭПОХА. Длительный промежуток времени, выделяемый по какому-нибудь характерному явлению, событию. Героические эпохи русской истории.
5) АНАЛИЗ. Определение состава вещества. Химический анализ крови.
3.Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Стандартизованность языка, которым написан текст, проявляется в широком использовании единиц особой лексической группы — канцеляризмов.
2) Текст посвящён лингвистическим проблемам. Помимо терминов (язык, праиндоевропейские корни, эпитеты, метафоры, сравнения, историзмы и др.), используется общенаучная лексика (проблема, сопоставление, основы, выводы и др.). Разговорная лексика, жаргонизмы в тексте отсутствуют.
3) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых ряды однородных членов предложения, вводные слова.
4) Текст представляет собой фрагмент очерка, так как сообщает о наблюдениях автора, который даёт оценку описываемым явлениям.
5) Текст обращён к злободневным политическим проблемам общества. Автор анализирует эти проблемы.
4.Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1. гнАла
2. грАжданство
3. лЕкторов
4. сОгнутый
5. зАсветло
5. Исправьте ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Это совершенно невоспитанный молодой человек, грубый, абсолютный НЕВЕЖА.
Я был наказан за ПРОСТУПОК, совершённый неделю назад.
ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ горный пейзаж вызывал восхищение.
БЛАГОДАРНОЕ письмо было торжественно вручено директору школы.
Сергей был из породы УДАЧЛИВЫХ людей, которым всё давалось легко.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите это слово.
Забот и тревог у Марьям стало невпроворот, когда дети, получив аттестат зрелости, начали карабкаться по крутому склону жизни и в институте кусать гранит науки.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
пять ПИХТ
задача более ЛЁГКАЯ
более ДВЕ тысяч человек
ИСПЕЧЁМ пирог
рота СОЛДАТ
8. Установите соответствие между ошибками и предложениями.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами
В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Г) ошибка в построении сложноподчинённого предложения
Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Установив после тщательного изучения материалов, что причиной ДТП стало злостное нарушение ПДД, дело было передано из ГИБДД в суд.
2) Так он и живёт с тех пор, не замечая ни окружающего пространства, ни протёкшего времени и боясь потерять обретённое им великое, но такое опасное знание.
3) Сквозь воображаемые картинки они видели подлетевшую к кусту шиповника жёлтую бабочку, которая пыталась опуститься на цветок, растущий на обдуваемую ветром верхушке куста.
4) Согласно распоряжения руководства, выход на работу в случае, если у сотрудника наблюдается даже незначительное повышение температуры, запрещён.
5) Тут навстречу затарахтел извозчик, доставивший домой Георгия Афанасьевича и уже ехавший назад в город; сильно задумавшись, но вдруг спохватившись, стегнул он лошадь и просвистал мимо, затянув протяжную песню.
6) Сотрудник банка поинтересовался, что почему я решил закрыть счёт, которым пользовался на протяжении нескольких лет.
7) Когда рабочий день подошёл к концу, я с удивлением обнаружил, что чувствовал себя не только совершенно неуставшим, но и был полон новых идей.
8) А в это время километрах в десяти от квартиры Ольги к только что построенной и пущенной в эксплуатацию бензоколонке, мигая фиолетовыми огнями и визжа сиренами, неслись с разных сторон пожарные машины.
9) По возвращении в бухту мы всей семьёй ещё погуляли несколько часов по пляжу, а после отправились в отель и уже оттуда любовались закатом, морем, парусниками.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:
9.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) осл..пительный, арт..ллерия, вер..ница
2) м..лчание, выск..чка, р..скошный
3) фраз..ологический, соед..нение, разв..ваться (благодаря чтению)
4) предназн..чение, сокр..щать, ср..щение
5) предпол..жительно, д..лина, к..рмить
10. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) сверх.. нициативный, вз..мать, трёх..мпульсный;
2) и..коверкать, бе..жизненный, чере..чур;
3) меж..языковой, п..еса, двух..этажный;
4) пр..образовать, пр..слушиваться, пр..клеить;
5) д..красна, не..тснятый (кадр), п..драмник.
11. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) никел..вый, навьюч..вать
2) сращ..вать, трещ..нка
3) рассказ..ц, уродл..вый
4) собач..нка, морж..вый (клык)
5) облиц..вать, сирен..ватый
12. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) хохоч..щий, слыш..вший
2) поджар..нный, независ..мый
3) несдерж..нный, (огни) блещ..т
4) прицел..шься, (он) переч..т (родителям)
5) расходу..шь, (он) брызж..т (водой)
13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Этот населённый пункт (не)обозначен ни на одной карте.
Но искали они эту правду совсем (не)там, где их идейные противники.
Софья Николаевна (не)очень постарела за это время.
(Не)легко было читателю в то время разбираться в противоречивых оценках.
Куплена (не)дорогая, а дешёвая мебель.
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(И)ТАК, подытожим всё сказанное: лес — наш целитель, наше богатство и, (НА)КОНЕЦ, лучший наряд земли.
Надо было дождаться Семёнова во ЧТО(БЫ) то ни стало, (ПО)ТОМУ что его приезд решал многое.
Небо хмурилось ТАК(ЖЕ), как и вчера, море штормило, (ПО)ЭТОМУ прогулку на катере пришлось отложить.
Николай (В)ТЕЧЕНИЕ всего спора молчал и только однажды В(ПОЛ)ГОЛОСА попросил Марину убрать самовар.
(В)ДАЛЕКЕ огни то скрывались , то показывались опять, а потом вдруг исчезли, словно их КТО(ТО) накрыл платком.
15. Укажите цифры, на месте которых пишется НН.
Делавшие замаскирова(1)ый под грабёж обыск забрали только то, что находилось в столе, прочие бумаги оставле(2)ы соверше(3)о нетронутыми.
16. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Первые тополиные листочки сильно и терпко пахли и аромат их перебивал все остальные запахи.
2) Пушкин часто упоминает о тех или иных периодах своей жизни.
3) Своими пьесами и рассказами Чехов создал самобытный и совершенно автономный мир.
4) Крайние домики уже спали и слепо таращились темными окнами на путника.
5) Литература сострадает обиженным судьбой людям и через это сострадание читатель находит в книге свою связь с другими людьми.
17. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Сейчас (1) смущённый (2) он стоял перед нами (3) теребя платок (4) и (5) что-то рассматривая под ногами.
18. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
По тропке, опершись на подожок,
Идет старик, сметая пыль с бурьяна.
"Прохожий!
Укажи (1)дружок(2)
Где тут живет (3) Есенина Татьяна?"
"Татьяна... Гм...
Да (4)вон (5) за той избой.
А ты ей что?
Сродни?
Аль(6)может(7) сын пропащий?"
"Да, сын.
Но что(8) старик(9) с тобой?
Скажи мне,
Отчего ты так глядишь скорбяще?"
(Сергей Есенин)
19. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Когда к Пьеру подъехала карета Ростовых (1) он оглянулся на Наташу (2) сияющий, радостный взгляд (3) которой (4) обдавал его своей прелестью.
20. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Гусаков подумал (1) что (2) надо было фельдшера, а не старшину послать в деревню (3) потому что (4) хотя (5) старшина и назвался разведчиком (6) но в разведку он пошёл впервые.
21.
Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Под Владимиром, в посёлке Муромцево, стоит необычный замок в неоготическом стиле. (2)Ныне замок заброшен, но даже развалины восхищают красотой и вызывают уважение к мастерству талантливого архитектора-стилизатора П. С. Бойцова. (3)Этот замок был построен когда-то в вотчине полковника Владимира Семёновича Храповицкого, который в 1884 году получил усадьбу в наследство и с душой и любовью приступил к её обустройству. (4)3а пять лет были построены два усадебных дома, летний театр, купальня, дом управляющего, изящный конный двор и необычный охотничий дворик. (5)На территории усадьбы разбит дендрарий, на птичьем дворе собрано невиданное разнообразие редких птиц и животных. (6)Необычные для русской архитектуры сооружения в неоготическом стиле окружали сказочные ухоженные сады, в искусственных прудах плавали белые лебеди, многочисленные фонтаны били ввысь струями сверкающих брызг, с насыпного пригорка низвергался бурлящий водопад.
Прочитайте текст и выполните задания 22-27.
(1)Когда при Берге произносили слово «родина», он усмехался. (2)Не замечал красоты природы вокруг, не понимал, когда бойцы говорили: «(3)Вот отобьём родную землю и напоим коней из родной реки».
- (4)Трепотня! - мрачно говорил Берг. - (5)У таких, как мы, нет и не может быть родины.
- (6)Эх, Берг, сухарная душа! - с тяжёлым укором отвечали бойцы. - (7)Ты землю не любишь, чудак. (8)А ещё художник!
(9) Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи.
(10) Через несколько лет ранней осенью Берг отправился в муромские леса, на озеро, где проводил лето его друг художник Ярцев, и прожил там около месяца. (11)Он не собирался работать и не взял с собой масляных красок, а привёз только маленькую коробку с акварелью.
(12)Целые дни он лежал на ещё зелёных полянах и рассматривал цветы и травы, собирал ярко-красные ягоды шиповника и пахучий можжевельник, длинную хвою, листья осин, где по лимонному полю были разбросаны чёрные и синие пятна, хрупкие лишаи нежного пепельного оттенка и вянущую гвоздику. (13)Он тщательно разглядывал осенние листья с изнанки, где желтизна была чуть тронута свинцовой изморозью.
(14)На закатах журавлиные стаи с курлыканьем летели над озером на юг, и Ваня Зотов, сын лесника, каждый раз говорил Бергу:
- (15)Кажись, кидают нас птицы, летят к тёплым морям.
(16)Берг впервые почувствовал глупую обиду: журавли показались ему предателями. (17)Они бросали без сожаления этот лесной и торжественный край, полный безымянных озёр, непролазных зарослей, сухой листвы, мерного гула сосен и воздуха, пахнущего смолой и сырыми болотными мхами.
(18)Как-то Берг проснулся со странным чувством. (19)Лёгкие тени ветвей дрожали на чистом полу, а за дверью сияла тихая синева. (20)Слово «сияние» Берг встречал только в книгах поэтов, считал его выспренним и лишённым ясного смысла. (21)Но теперь он понял, как точно это слово передаёт тот особый свет, какой исходит от сентябрьского неба и солнца.
(22)Берг взял краски, бумагу и, не напившись даже чаю, пошёл на озеро. (23)Ваня перевёз его на дальний берег.
(24)Берг торопился. (25)Берг хотел всю силу красок, всё умение своих рук, всё то, что дрожало где-то на сердце, отдать этой бумаге, чтобы хоть в сотой доле изобразить великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто. (26)Берг работал как одержимый, пел и кричал.
...(27)Через два месяца в дом Берга принесли извещение о выставке, в которой тот должен был участвовать: просили сообщить, сколько своих работ художник выставит на этот раз. (28)Берг сел к столу и быстро написал: «Выставляю только один этюд акварелью, сделанный этим летом, - мой первый пейзаж».
(29)Спустя время Берг сидел и думал. (30)Он хотел проследить, какими неуловимыми путями появилось у него ясное и радостное чувство родины. (31)Оно зрело неделями, годами, десятилетиями, но последний толчок дал лесной край, осень, крики журавлей и Ваня Зотов.
- (32)Эх, Берг, сухарная душа! - вспомнил он слова бойцов.
(33)Бойцы тогда были правы. (34)Берг знал, что теперь он связан со
своей страной не только разумом, но и всем сердцем, как художник, и что любовь к родине сделала его умную, но сухую жизнь тёплой, весёлой и во сто крат более прекрасной, чем раньше.
(по К. Г. Паустовскому*) *
* Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) — русский советский писатель, классик русской литературы.
22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Улетающие журавли родили в сердце Берга обиду: они, как предатели, покидали этот чудесный край.
2) Слова бойцов, которые Берг вспомнил, находясь на озере, побудили его написать пейзаж.
3) Сын лесника Ваня Зотов помог Бергу: перевёз его на дальний берег озера.
4) Сентябрьская природа поразила Берга, вдохновила на создание первого в его жизни пейзажа.
5) Отправляясь к другу Ярцеву, Берг взял с собой масляные краски и акварель.
23. Какие из утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 1-4 представлено описание.
2) Предложение 11 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 9.
3) В предложениях 12-13 содержится описание.
4) Предложение 21 подтверждает то, о чём говорится в предложении 20.
5) В предложениях 27-28 содержится повествование.
24. Из предложений 18—21 выпишите слово со значением «высокопарный, напыщенный».
25. Среди предложений 22—27 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
26. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Рассказ К. Г. Паустовского "Акварельные краски" совмещает в себе простоту формы и глубину художественного содержания. В синтаксисе текста следует отметить использование автором такого приёма, как (А)_______ ("неделями, годами, десятилетиями" в предложении 31). А синтаксическое средство — (Б)_______ (предложения 4, 6, 8) — добавляет тексту живых человеческих эмоций. Ещё один приём — (В)_______ ("Берг" в предложениях 24-26, "всё" в предложении 25) — играет подчёркивающую, усилительную роль. А такой троп, как (Г) (предложения 19, 25), в очередной раз показывает нам мастерство Паустовского как художника слова».
Список терминов:
1) метафора
2) метонимия
3) парцелляция
4) восклицательные предложения
5) градация
6) эпифора
7) сравнительный оборот
8) просторечие
9) лексические повторы
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Дайте пояснение к каждому примеру - иллюстрации.
Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком
Ответы:
1 | | | именно |
2 | | | 234 |
3 | | | 23 |
4 | | | 345 |
5 | | | благодарственное |
6 | | | грызть |
7 | | | двух |
8 | | | 37164 |
9 | | | 245 |
10 | | | 15 |
11 | | | 245 |
12 | | | 45 |
13 | | | нелегко |
14 | | | итакнаконец |
15 | | | 13 |
16 | | | 15 |
17 | | | 123 |
18 | | | 126789 |
19 | | | 12 |
20 | | | 136 |
21 | | | 56 |
22 | | | 25 |
23 | | | 35 |
24 | | | выспренним |
25 | | | 23 |
26 | | | 5491 |