Новый вид сказок – бытовая сказка. Русская народная сказка
«Каша из топора».
Цели урока: ознакомить детей с новым видом сказок - бытовой сказкой - на примере сказки «Каша из топора»; отрабатывать на выки выразительного чтения; обогащать речь учащихся; учить работать с текстом; развивать мышление, внимание, память.
Просмотр содержимого документа
«Новый вид сказок – бытовая сказка. Русская народная сказка «Каша из топора».»
Новый вид сказок – бытовая сказка. Русская народная сказка
«Каша из топора».
Цели урока: ознакомить детей с новым видом сказок - бытовой сказкой - на примере сказки «Каша из топора»; отрабатывать на выки выразительного чтения; обогащать речь учащихся; учить работать с текстом; развивать мышление, внимание, память.
Ход урока
I. Организационный момент
П. Речевая разминка
Работа над скороговоркой:
Около кола - колокола, И на колах - колокола.
III. Проверка домашнего задания
Выставка рисунков. Дети зачитывают отрывки к своим ри сункам.
IV. Постановка цели урока
Давайте вспомним, какие виды сказок мы знаем? {Волшеб ные, о животных, бытовые.)
О чем рассказывают бытовые сказки? (В бытовых сказках говориться о бедных или богатых людях.)
В бытовых сказках высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных. Главными героями сказки являются люди, а действия происходят в обычных домах, в деревнях. Каждая сказка обязательно чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные качества человека.
Сегодня мы познакомимся с одной такой сказкой. Открой те учебники. Прочитайте название сказки.
Можно ли по названию сказки определить главных героев?
V. Изучение нового материала
1. Читают хорошо читающие дети, по ходу чтения - словар ная работа:
служивый - солдат, военнослужащий;
побывка - приезд к кому-нибудь на короткое время;
изба - деревянный, крестьянский дом;
вдоволь - достаточно;
варево - горячее жидкое кушанье, похлебка;
чулан - помещение в доме, служило кладовкой;
сдобрить - прибавить к еде что-нибудь, для вкуса;
котел - большой металлический сосуд для варки пищи;
коли - если бы; этакую - такую; сметка - смекалка.
2. Первичная проверка понимания:
Зачем солдат постучал в избу?
Кто там жил?
Что попросил солдат у старухи?
Как старуха отреагировала на просьбу солдата?
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
1. Повторное чтение.
Читают дети по цепочке.
2. Работа над пословицами.
Прочитайте пословицы, которые записаны на доске.
Какая из этих пословиц больше подходит к нашей сказке?
Догадка и смекалка не хуже разума.
Сметка дороже всего.
Глупый киснет, а умный все промыслит.
2. Выборочное чтение.
Найти отрывки к картинкам
3. Работа над текстом.
Давайте возьмем простые карандаши и подчеркнем слова в тексте, с помощью которых можно определить чувства, состояние, скрытые мысли героев.
Дайте характеристику солдату. Какой он? Смекалистый, рассеянный» находчивый, добрый, смелый. Выберите пра вильный ответ.
Что вы можете сказать о старухе? Какая она? Выберите: добрая, жадная, веселая, умная.
VIII. Итог урока
С какой новой сказкой познакомились на уроке?
Что в сказке фантастическое (сказочное), а что действи тельно могло случиться в жизни?
Добился ли солдат своего? Что ему помогло?
Прав ли солдат?
Как вы думаете, на чьей стороне сказитель? Почему?
Как понимаете смысл предложения: «А солдат ест да по смеивается».
IX.Творческая работа
Рисуем иллюстрации, делаем книжку.