«Каша из топора» (русская народная сказка)
Цели урока: ознакомить детей с новым видом сказок - бытовой сказкой - на примере сказки «Каша из топора»; отрабатывать навыки выразительного чтения; обогащать речь учащихся; учить работать с текстом; развивать мышление, внимание, память.
Ход урока I. Организационный момент
П. Речевая разминка
Работа над скороговоркой:
Около кола - колокола, И на колах - колокола.
III. Проверка домашнего задания
Выставка рисунков. Дети зачитывают отрывки к своим рисункам.
IV. Постановка цели урока
Давайте вспомним, какие виды сказок мы знаем? {Волшебные, о животных, бытовые.)
О чем рассказывают бытовые сказки? (В бытовых сказках говориться о бедных или богатых людях.)
В бытовых сказках высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных. Главными героями сказки являются люди, а действия происходят в обычных домах, в деревнях. Каждая сказка обязательно чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные качества человека.
Сегодня мы познакомимся с одной такой сказкой. Откройте учебники. Прочитайте название сказки.
Можно ли по названию сказки определить главных героев?
V. Изучение нового материала
1. Читают хорошо читающие дети, по ходу чтения - словарная работа:
служивый - солдат, военнослужащий;
побывка - приезд к кому-нибудь на короткое время;
изба - деревянный, крестьянский дом;
вдоволь - достаточно;
варево - горячее жидкое кушанье, похлебка;
чулан - помещение в доме, служило кладовкой;
сдобрить - прибавить к еде что-нибудь, для вкуса;
котел - большой металлический сосуд для варки пищи;
коли - если бы; этакую - такую; сметка - смекалка.
2. Первичная проверка понимания:
Удивило ли вас название сказки? О чем вы подумали, когда прочитали его?
Зачем солдат постучал в избу?
Кто там жил?
Что попросил солдат у старухи?
Как старуха отреагировала на просьбу солдата?
Что получилось у солдата сварить из топора?
Какой показана старуха в сказке? Каким - солдат?
Почему он так поступил?
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
1. Работа над пословицами.
Прочитайте пословицы, которые записаны на доске.
Какая из этих пословиц больше подходит к нашей сказке?
Догадка и смекалка не хуже разума.
Сметка дороже всего.
Глупый киснет, а умный все промыслит.
Повторное чтение.
Читают дети по цепочке.
Обратите внимание на то, как приветливо обращается к старухе солдат. Прочитайте в тексте.
За ласковыми словами кроется подтекст. Эмоции не всегда выражаются прямолинейно, но их можно выявить через поступки персонажей.
3. Работа над текстом.
Давайте возьмем простые карандаши и подчеркнем слова в тексте, с помощью которых можно определить чувства, состояние, скрытые мысли героев.
Дайте характеристику солдату. Какой он? Смекалистый, рассеянный» находчивый, добрый, смелый. Выберите правильный ответ.
Что вы можете сказать о старухе? Какая она? Выберите: добрая, жадная, веселая, умная.
V
III. Итог урока
С какой новой сказкой познакомились на уроке?
Что в сказке фантастическое (сказочное), а что действительно могло случиться в жизни?
Добился ли солдат своего? Что ему помогло?
Прав ли солдат?
Как вы думаете, на чьей стороне сказитель? Почему?
Как понимаете смысл предложения: «А солдат ест да посмеивается».
Домашнее задание
Подготовиться к чтению по ролям.