Новые формы оценивания в условиях введения ФГОС в основной школе
(из опыта работы)
Функции системы оценки (из Стандарта)
- ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения ООО;
- обеспечение эффективной обратной связи.
Основной объект системы оценки - требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.
Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов.
Уровни достижения планируемых результатов освоения ООО
Базовый уровень достижений - оценка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).
Повышенный уровень - оценка «хорошо» (отметка «4»);
Высокий уровень - оценка «отлично» (отметка «5»).
Пониженный уровень - оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);
Низкий уровень - оценка «плохо» (отметка «1»).
Одно из основных положений Концепции ФГОС – формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Качество усвоения определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Требования к формированию УУД находят отражение в планируемых результатах освоения учебных программ.
Таблица сформированности универсальных учебных действий учащихся класса
Показатели сформированности
универсальных учебных действий
Ф.И. учащегося
I Сформированность познавательных УУД
1.1 Умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке
1.2 Умение отличать известное от неизвестного в ситуации, специально созданной учителем
1.3 Умение делать выводы
1.4 Анализ объектов с целью выделения существенных
признаков
1.5 Группировка и классификация объектов
Средний балл по классу
1.6 Установление причинноследственных связей
1.7 Умение выявить аналогии на предметном материале
1.8 Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей и схем
Общий балл
Сформированности универсальных учебных действий учащихся класса
II Сформированность регулятивных УУД
2.1 Действие целеполагания
2.2 Действие планирования
2.3 Действия контроля и коррекции
2.4 Действие оценки
2.5 Саморегуляция
Общий балл
III Сформированность коммуникативных УУД
3.1 Умение работать в паре и группе
3.2 Умение оформлять свою мысль в устной речи
3.3 Умение выразительно читать и пересказывать текст
3.4 Сформированность норм в общении с детьми и взрослыми
3.5 Умение выполнять различные социальные роли
Общий балл
Критерии
4б – умение развито на высоком уровне.
3б – ученик нуждается в дополнительных разъяснениях, наводящих вопросах
2б – ученик испытывает значительные затруднения
1б - не может выполнить учебное действие
Показатели сформированности универсальных учебных действий
Обработка данных опроса (ключ):
- Каждой позиции, выбранной учителем для каждого ученика, соответствует определенный балл (см. крайнюю левую колонку). Необходимо сложить все баллы каждого ученика и записать их в строку «Общий балл». Далее все «общие баллы» каждого ученика, присвоенные ему учителями – участниками опроса по данной шкале, складываются и делятся на число, соответствующее количеству участников опроса. Эти баллы – условны, они нужны для того, чтобы отнести учащихся класса к определенной группе .
Группа, баллы
Слабая группа
(Познавательные УУД)
Средняя группа (16-24б)
Рекомендации учителям
(8-15б)
Воспринимая учебную информацию, практически не в состоянии действовать самостоятельно; особые трудности вызывает информация, предъявляемая в письменной (устной) форме.
Статус
Пошаговое предъявление учебной информации с пошаговым контролем ее усвоения. При
Воспринимая учебную информацию (как устную, так и письменную), нуждается в дополнительных разъяснениях. При интеллектуальной обработке информации требуется некоторая (стимулирующая, организующая) помощь. Темп интеллектуальной деятельности средний. Результат работы чаще всего получает, воспроизводя предложенный учителем алгоритм, хотя временами действует самостоятельно нерациональным, 2длинным» путем. Давая правильный ответ, не всегда может аргументировать его, обосновать свою точку зрения. Не всегда может дать объективную оценку своей работы, хотя, как правило, видит допущенные ошибки
Сильная группа (25-32)
Испытывает значительные затруднения при выделении нового и главного при интеллектуальной обработке информации. Темп интеллектуальной деятельности и еѐ результативность выражено снижены. Результат работы чаще всего получает путем «подгонки под ответ, а необходимость предъявлять его вызывает серьезные затруднения, ответы. Как правило, приходится «вытягивать». Не может объективно оценить свою работу, т.к. часто не видит своих ошибок или не понимает, что допустил их, в связи с тем, что во внутреннем плане не сформировано представление об эталоне работы. Освоение школьной программы значительно затруднено.
Нужно оказать учащемуся организующую и стимулирующую помощь. Необходимо развивать способность действовать рациональными способами, умение аргументировать свою позицию, обосновать полученный результат. Следует совершенствовать умение объективно оценивать свою работу.
интеллектуальной обработке информации необходима значительная обучающая, организующая и стимулирующая помощь учителя. Необходимо развивать приемы логического мышления, формировать представления об эталоне работы и критериях ее оценки. Для успешного освоения большинства учебных предметов требуется система дополнительных занятий.
Успешно воспринимает учебную информацию (как устную, так и письменную) с первого предъявления. Способен самостоятельно выделить новое и главное при интел-й обработке учебного материала. Темп интеллектуальной деятельности несколько выше, чем у других учащихся. Результат работы получает, успешно воспроизводя предложенный алгоритм, в ряде случаев может действовать оригинальным, твор-м способом. Способен дать развернутый ответ и обосновать его, аргументировать свою позицию. В большинстве случаев может дать объективную оценку результату своей работы, т.к. понимает суть допущенных ошибок.
Желательно поощрять творческий подход к решению учебных задач, развивать познавательный мотив.
Группа, баллы
Регулятивные УУД
Слабая группа (5-10б)
Статус
Затруднено осмысление учебной задачи как цели деятельности. Приступает к работе, не имея плана; уточняющих вопросов не задает, хотя и нуждается в пояснениях; действует импульсивно, хаотично. Если план работы предложен педагогом, в ходе работы грубо нарушает его, не замечая этого. Завершив задание, часто довольствуется ошибочным результатом. При этом, даже проверяя результат, допущенных ошибок не видит. Не способен обратиться за необходимой помощью и, даже если такая помощь оказана, не умеет ею воспользоваться.
Средняя группа
Рекомендации учителям
(11-15б)
В целом ряде случаев способен осмыслить учебную задачу как цель
Сильная группа (16-20б)
Необходимо обучать умению ставить цель собственной деятельности, разрабатывать шаги по ее достижению, пошагово сверять свои действия с имеющимся планом. По завершении работы следует побуждать ребенка сравнивать полученный результат с эталоном, находить и исправлять допущенные ошибки и на этой основе давать самооценку. Желательно показывать ребенку, где можно получить помощь и как ею воспользоваться.
своей деятельности. При этом планирование и необходимые уточнения осуществляет уже в ходе работы. Имея целый ряд сформированных алгоритмов работы, не всегда способен выбрать оптимальный. При реализации плана работы отступает от него в деталях, сохраняя общую последовательность действий. Завершая работу, не всегда добивается запланированного результата. Результат работы не проверяет в связи с тем, что заранее убежден в его правильности или потому, что довольствуется любым результатом. В случае необходимости может обратиться за помощью, но не всегда способен ею воспользоваться.
Способен осмыслить учебную задачу как цель своей деятельности. В большинстве случаев, приступая к работе, заранее планирует свои дей-я или успешно пользуется уже сформированными алгоритмами работы. В случае необх-ти уточняет детали до начала работы. Осуществляя работу, точно придерживается имеющегося плана или отступает от плана лишь в деталях, сохраняя общую последовательность действий. Завершая задание, обязательно добивается запланированного результата. Закончив работу, проверяет ее, находит и исправляет ошибки. В случае необходимости способен обратиться за необходимой помощью и воспользоваться ею.
Нужно оказать учащемуся организующую и
стимулирующую помощь. Необходимо развивать навыки планирования собственной деятельности и способность действовать в соответствии с планом, умение выбирать оптимальный алгоритм работы. Также следует формировать более четкие представления об эталоне работы и критериях ее оценки.
Следует развивать самостоятельность в учебной работе, поощрять найденные ребенком оригинальные и рациональные способы организации собственной работы.
Группа, баллы
Слабая группа (5-10 б)
Коммуникативные УУД
Статус
Рекомендации учителям
Не способен самостоятельно донести до окружающих собственные мысли и формулировать ответы на обращенные к нему вопросы, а также самостоятельно формулировать вопросы собеседнику. В
Необходимо развивать приемы участия в дискуссии, формировать способность обосновывать свою позицию в споре,
ходе дискуссии, как правило, не корректен. Не может аргументировано отстаивать собственную позицию и гибко менять ее, т.к. не понимает необходимость этого шага. При взаимодействии в группе не подчиняется общему решению группы. Не способен строить общение с учетом статуса собеседника и особенностей ситуации общения.
Средняя группа (11-15б)
Сильная группа
видеть общую цель группы и действовать в соответствии с нею, удерживать социальную дистанцию в ходе общения со взрослыми и сверстниками.
Испытывает некоторые затруднения при изложении собственных мыслей, ответах на обращенные к нему вопросы в связи с волнением (ограниченным словарным запасом) и при попытках самостоятельно формулировать вопросы собеседнику. Не всегда способен отстоять свою позицию или разумно изменять ее. А также подчиниться решению группы для успеха общего дела. Возражая оппоненту, бывает некорректен. В ходе общения может нарушать социальную дистанцию.
Необходимо работать над совершенствованием умения излагать свои мысли, формулировать вопросы собеседнику и отвечать на поставленные вопросы. Желательно помочь ребенку в развитии способности отстаивать свою позицию или разумно менять ее. Следует работать над умением соблюдать социальную дистанцию в общении.
(16-20 б)
Способен ясно и четко излагать свои мысли, корректно отвечать на поставленные вопросы, формулировать вопросы собеседнику, а также возражать оппоненту. Умеет аргументировать свою позицию или гибко менять ее в случае необходимости. Способен подчиниться решению группы ради успеха общего дела. Всегда удерживает социальную дистанцию в ходе общения.
Не нуждается в специальной работе по
развитию коммуникативных навыков.
Познавательные учебные действия
- Познавательные учебные действия включают умение анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы, решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах, переводить информацию из одной знаковой системы в другую и т. д.
«Борьба Руси против экспансии Запада»
Виды деятельности:
-рассказ на основе информации учебника, отрывка из летописей, литературного источника, карты и схемы;
- умение извлекать информацию из источника;
- описание объекта по схеме;
- составление характеристики исторического деятеля.
Способы достижения оптимального результата:
- раздаточный материал ;
- мотивационная основа ;
- работа по алгоритму (памятки) .
Приемы:
- работа с картой («Чтение карты»), схемой;
- анализ исторического источника;
- чтение и обобщение фактов из литературного источника .
Работа с текстом
Развивать умение решать проблемы, искать недостающую информацию поможет работа с текстом:
- - Составление вопросов к тексту, ответы на них
- - Комментированное чтение текста
- - Составление простого и сложного плана
- - Составление сравнительных, хронологических таблиц
- - Составление кластера
- - Подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу
- - Составление логической схемы, цепочки
Линия «СФЕРЫ» 5 класс
Работа с исторической картой
Подпишите под рисунком название битвы Греко-персидских вройн,
время и место ее проведения, имя греческого полководца
и результат этого сражения
Работа с исторической картой
1. Подпишите на карте названия морей, около которых жили древние греки.
2. Какое из них греки могли назвать внутренним? _________________________
3. Подпишите название п-ва, который, по словам древнегреческого ученого,
«похож на лист платанового дерева, его длина и ширина почти что одиноковы».
4. Почему жители Балканского п-ва и Пелопоннеса предпочитали добираться
из одного города в другой по морю, а не по суше?
5. Отметьте на карте места, где побывали герои древнегреческих мифов,
поставив соответствующие номера: 1) Здесь Тессей победил Минотавра;
2)Отсюда Парис похитил Елену; 3) Здесь царствовал Одиссей;
4) Жилище богов; 5) Здесь особо почитали богиню мудрости.
Работа с исторической картой
Определите, о каких сражениях Греко-персидских войн говорится в древнегреческих эпиграммах.Напишите названия этих сражений, найдите их на карте и поставьте соответствующин номера:
1) Граждане Афин истребили персидское войско и отвели от страны тяжкого рабства удел;
2) Славных покрыла земля – тех, которые вместе с тобою умерли здесь, Леонид, мощной Лаконики царь.
Работа с текстом
Придумайте фразы, в которых
были бы использованы
выражения:
Прочитайте отрывки из поэм Гомера.
Пронумеруйте отрывки из «Илиады»
в порядке их следования в поэме.
Около отрывков из «Одиссеи»
напишите, о каких эпизодах в них
говорится.
Составьте план параграфа №..,
По которому можно было бы
изучать не только Греко-персидские
войны, но и любую войну в истории
Организуйте две группы. Прочитеайте текст и подберите аргументы
поддержки двух точек зрения.
Работа с иллюстрациями
Перечислите подвиги Геракла,
изображенные на рисунках.
Какие из подвигов не изображены на рисунка?
В двух оставшихся рамках попытайтесь
нарисовать их
Какое здание афинского Акрополя изображено на фотографии
Какие еще сооружения украшали Акрополь?
Напишите названия элементов греческой архитектуры, отмеченные цифрами:
1. ___________________; 2. _______________________; 3. _______________________.
Работа с иллюстрациями
Определите, какой корабль торговый,
какой военный:
А) _________, потому что_____________.
Б) _________, потому что_____________.
Подчеркните названия товаров, которые греки вывозили на кораблях в колонии: вино, расписные вазы, статуэтки, мечи и копья, пшеница, масло.
Почему военные корабли часто сопровождали торговые суда
в плавании в колонии?
Подпишите под каждой фотографией название
страны, где были созданы эти скульптуры.
Чем различаются изображения людей
на фотографиях?
Чем можно оюъяснит замеченные вами различия?
Работа со схемами и таблицами
Линия Сравнения
Древний Египет
Климат
Древняя Греция
Реки
Моря
Горы
Почва (плодородность)
Для каких занятий благоприятны такие условия
Линия сравнения
Олимпийские игры в древности
Условия проведения (цель, время, участники)
Современная Олимпиада
Виды соревнований
Победители
Сделайте общий вывод: ______________________________________
Работа со схемами и таблицами
Заполните схему «Население Афин»
Проанализируйте данные таблиц
о численности различных групп населения
и Спарты в 5 в. до.н.э. Выполните задания
и ответьте на вопросы:
1.Отобразите полученные данные
на диаграмме: зеленым цветом закрасьте
часть каждого круга, которая соответствует
количеству свободных граждан, синим –
количеству неграждан, лишенных части
прав, красным – количеству рабов.
2.В чем были главные различия между
населением Афин и Спарты?
3.Чем можно объяснить эти различия?
Работа со схемами и таблицами
Вопрос
Афины
Какие группы населения участвовали в управлении?
Спарта
Какие группы населения были отстранены от власти?
Кому принадлежала высшая власть?
Как назывался главный орган власти?
Как этим органом власти принимались решения?
Какие существовали должности по управлению полисом? Сколько людей могли их занимать?
Кто контролировал исполнение законов?
Как назвать такое управление?
Анализируем, рассуждаем, делаем выводы
Работа с тестами
- Выберите названия греческих племен:
А) Ахейцы;
Б) Дорийцы;
В) Ионийцы;
Г) Финикийцы;
Д) Трооянцы.
- Расцвет Крита произошел при царе:
А) Миносе;
Б) Тесее;
В) Агамемноне;
Г) Одиссее;
Д) Приаме.
Работа с тестами
- Установите соответствие между именами олимпийских богов и явлениями природы, с которыми они сязаны, или занятиями, которым они покровительствовали
А) Красота и любовь;
Б) Беспощадная война;
В) Мудрость, справедливая война;
Г) Охота;
Д) Свет, искусство.
- Афина;
- Аполлон;
- Арес;
- Афродита;
- Артемида.
- По какому принципу образованы ряды:
А) иметь землю, участвовать с народносм собрании, быть воином __________________ _______________________________
Б) шлем, щит, панцирь, поножи_____________________
В) Сиракузы, Византий, Ольвия_____________________
Г) Ликург, Солон, Дракон___________________________
Работа с тестами
- Расположите данные в хронологическом порядке:
А) Битва при Марафоне;
Б) Битва при Платеях;
В) Битва в Фермопильском ущелье;
Г) Создание Афинского морского союза;
Д) Саламинское сражение;
Е) Восстание греческих полисов в Малой Азии против Дария I.
- Главной причиной ослабления Греции в конце 5 века до н.э. было:
А) Активное вмешательство Персии в политику Греции;
Б) Демократическая форма правления В Греции;
В) Переселение части греческого населения в колонии;
Г) непрерывные войны между греческими полисами.
Спасибо за
внимание!