СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Новые подходы в преподавании и обучении.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к докладу "Новые подходы в преподавании и обучении" Использование   интерактивных   методов обучения  на  уроках   русского   языка  и  литературы   с  целью  развития  критического мышления и творческих  способностей  учащихся

Просмотр содержимого документа
«Новые подходы в преподавании и обучении.»

Ф.И.О.:  Герасимова Валентина  Александровна Год рождения:   10.01.1981г. Национальность: русская Образование:   высшее, ШУ-2009г . Категория:   II Педагогический стаж: 3 Домашний адрес: ул. Усенова, 186

Ф.И.О.: Герасимова Валентина

Александровна

Год рождения: 10.01.1981г.

Национальность: русская

Образование: высшее, ШУ-2009г .

Категория: II

Педагогический стаж: 3

Домашний адрес: ул. Усенова, 186

Личное педагогическое кредо:

Основные личные педагогические ценности

Любовь к детям, душевность, доброжелательность, доверие, справедливость, уважение, знание предмета и закономерностей учебно-воспитательного процесса, владение его технологиями, методами и формами организации

Педагогические цели и задачи

Повышение своего педагогического уровня, стимулирование познавательной активности учащихся по предмету, работа со слабоуспевающими учащимися, пополнение методической копилки

Практические цели и задачи

Составление планирования согласно прохождению третьего(базового) уровня курсов ЦПИ г.Астаны, проведение всех запланированных мероприятий по внеклассной работе

Используемые педагогические технологии и методики

Интерактивное обучение, проблемно-поисковые методы, личностно-ориентированное обучение, коммуникативно-диалоговая деятельность, развивающее обучение, ИКТ в преподавании

Ожидаемые результаты педагогической деятельности

Пополнение методической копилки, составление планирование по новой методике, подготовка детей к предметной олимпиаде, проведение всех запланированных мероприятий

В запасе вечность у природы, А у людей — лишь дни и годы, Чтобы взглянуть На вечный путь И разобраться, в чем тут суть. Валентин Берестов  Слова Валентина Берестова, как нельзя лучше раскрывают важность смысла жизни человека, умение его задуматься над тем, что необходимо сделать для того, чтобы оставить свой след в жизни.

В запасе вечность у природы,

А у людей — лишь дни и годы,

Чтобы взглянуть

На вечный путь

И разобраться, в чем тут суть.

Валентин Берестов

Слова Валентина Берестова, как нельзя лучше раскрывают важность смысла жизни человека, умение его задуматься над тем, что необходимо сделать для того, чтобы оставить свой след в жизни.

1. Новые подходы в преподавании и обучении.  Обучение – очень сложный и индивидуальный процесс. На вопрос: «Как мы учимся?» нельзя ответить односложно. На протяжении всей жизни человек учится, меняет свои взгляды и приоритеты, развивает свой интеллект. По определению Стернберга, человеческий интеллект представляет собой умственную деятельность, направленную на адаптацию, отбор и формирование реальной среды, относящейся у жизни индивида ( Sternberg , 1985), т.е. интеллект демонстрирует, как индивид справляется с изменениями окружающей обстановки на протяжении жизни (руководство учителя стр.133). И здесь очень важно, конечно, кто в этот момент с ним рядом. Огромное влияние на индивидуума, т.е. ученика играет учитель. И здесь, очень важно, как учитель видит процесс развития и возможности ученика к обучению. Важную роль в обучении имеют новые подходы в преподавании, где учащиеся активные обучающиеся, самостоятельно строят свое собственное понимание на основе личных исследований.

1. Новые подходы в преподавании и обучении.

Обучение – очень сложный и индивидуальный процесс. На вопрос: «Как мы учимся?» нельзя ответить односложно. На протяжении всей жизни человек учится, меняет свои взгляды и приоритеты, развивает свой интеллект. По определению Стернберга, человеческий интеллект представляет собой умственную деятельность, направленную на адаптацию, отбор и формирование реальной среды, относящейся у жизни индивида ( Sternberg , 1985), т.е. интеллект демонстрирует, как индивид справляется с изменениями окружающей обстановки на протяжении жизни (руководство учителя стр.133). И здесь очень важно, конечно, кто в этот момент с ним рядом. Огромное влияние на индивидуума, т.е. ученика играет учитель. И здесь, очень важно, как учитель видит процесс развития и возможности ученика к обучению. Важную роль в обучении имеют новые подходы в преподавании, где учащиеся активные обучающиеся, самостоятельно строят свое собственное понимание на основе личных исследований.

2. Интерактивные методы обучения.  Ни для кого не секрет, что интерактивные методы обучения завоёвывают сегодня все большее признание. Как справедливо заметил В.А. Караковский: «Менять педагогические ориентиры – это самое трудное, но необходимое, что приходится делать сегодня» . Сегодня учитель должен научиться работать в режиме творческого развивающего обучения.  Освоение проблемно – поисковых методов – это и есть путь к организации творческо-исследовательской деятельности учащихся, а следовательно, и интерактивного обучения.  Напомню известное определение понятия творчества: «Это способность удивляться и познавать, умение самостоятельно находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового».

2. Интерактивные методы обучения.

Ни для кого не секрет, что интерактивные методы обучения завоёвывают сегодня все большее признание.

Как справедливо заметил В.А. Караковский: «Менять педагогические ориентиры – это самое трудное, но необходимое, что приходится делать сегодня» . Сегодня учитель должен научиться работать в режиме творческого развивающего обучения.

Освоение проблемно – поисковых методов – это и есть путь к организации творческо-исследовательской деятельности учащихся, а следовательно, и интерактивного обучения.

Напомню известное определение понятия творчества: «Это способность удивляться и познавать, умение самостоятельно находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового».

Лингвистический эксперимент достиг цели 1 Да 2 Достиг Нет 3 Частично достиг Не достиг

Лингвистический эксперимент достиг цели

1

Да

2

Достиг

Нет

3

Частично достиг

Не достиг

Творческие способности -  это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят  от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.

Творческие способности -

это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят

от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.

Параметры определения творческих способностей: гибкость в мышлении и действиях; беглость мысли (количество идей); оригинальность (способность производить идеи); богатство воображения; любознательность.

Параметры определения творческих способностей:

  • гибкость в мышлении и действиях;
  • беглость мысли (количество идей);
  • оригинальность (способность производить идеи);
  • богатство воображения;
  • любознательность.
Дидактическая модель развития творческих способностей учащихся Использование ИТО на уроках  Проведение уроков, в основе методической структуры которых ИТО (например, урок-суд, урок-дискуссия, урок- ролевая игра).  Внедрение элементов интерактивного обучения в структуру урока (работа в парах, группах, «Аквариум», дискуссия, «Незаконченное предложение»).  Самостоятельная индивидуальная и групповая работа учащихся с целью создания творческого продукта.  Способы развития творческого потенциала ученика Самостоятельный выбор манеры поведения, роли, импровизация, проявление артистических способностей. Создание совместного творческого продукта, моделирование ситуации, инсценировка эпизода. Создание сборников стихотворений, рассказов, сказок собственного сочинения;  учебные проекты;  сборники иллюстраций к художественным произведениям;  составление сборников заданий по русскому языку (словарные диктанты, диктанты на определённое правило и т.д.).

Дидактическая модель развития творческих способностей учащихся

Использование ИТО на уроках

  • Проведение уроков, в основе методической структуры которых ИТО (например, урок-суд, урок-дискуссия, урок- ролевая игра).
  • Внедрение элементов интерактивного обучения в структуру урока (работа в парах, группах, «Аквариум», дискуссия, «Незаконченное предложение»).
  • Самостоятельная индивидуальная и групповая работа учащихся с целью создания творческого продукта.

Способы развития творческого

потенциала ученика

  • Самостоятельный выбор манеры поведения, роли, импровизация, проявление артистических способностей.
  • Создание совместного творческого продукта, моделирование ситуации, инсценировка эпизода.
  • Создание сборников стихотворений, рассказов, сказок собственного сочинения;

учебные проекты;

сборники иллюстраций к художественным произведениям;

составление сборников заданий по русскому языку (словарные диктанты, диктанты на определённое правило и т.д.).

3. Критическое мышление.  Критическое мышление - это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Таким образом, умение мыслить критически помогает человеку сократить количество поступков, о которых позднее пришлось бы жалеть. Технологию РКМ невозможно применять успешно, если не придерживаться следующих принципов:  сотрудничество;  взаимная ответственность;  отказ от обладания истиной;  активное общение;  рефлексия.

3. Критическое мышление.

Критическое мышление - это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Таким образом, умение мыслить критически помогает человеку сократить количество поступков, о которых позднее пришлось бы жалеть. Технологию РКМ невозможно применять успешно, если не придерживаться следующих принципов:

сотрудничество;

взаимная ответственность;

отказ от обладания истиной;

активное общение;

рефлексия.

Три стадии технологии развития критического мышления Вызов Мотивационная функция (конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение названия текста, прогноз содержания). Осмысление Информационная функция (чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета). Обязателен вопрос - прогноз:

Три стадии технологии развития критического мышления

Вызов

Мотивационная функция (конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение названия текста, прогноз содержания).

Осмысление

Информационная функция (чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета). Обязателен вопрос - прогноз: "Что будет дальше и почему?"

Рефлексия

Текст - единое целое. Важно осмыслить этот текст. Формы работы: дискуссии, поиск, эссе, синквейн, диаманта, кластер.

Приёмы КМ Толстые вопросы Тонкие вопросы  - Дайте 3 объяснения, почему...?  - Объясните, почему...?  - Почему  Вы думаете ...?  - Почему Вы считаете ...?  - В чем различие ...?  - Предположите, что будет, если... ?  - Что, если ... ?  - Кто ? Что ?  - Когда ?  - Может ..?  - Будет ...?  - Мог ли ... ?  - Как звать ...?  - Было ли ...?  - Согласны ли Вы ...? Верно ли ...? «Ромашка вопросов» («Ромашка Блума») – это систематика вопросов, основанная созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка). Шесть лепестков – шесть типов вопросов

Приёмы КМ

Толстые вопросы

Тонкие вопросы

- Дайте 3 объяснения, почему...? - Объясните, почему...? - Почему

Вы думаете ...? - Почему Вы считаете ...? - В чем различие ...? - Предположите, что будет, если... ? - Что, если ... ?

- Кто ? Что ? - Когда ? - Может ..? - Будет ...? - Мог ли ... ? - Как звать ...? - Было ли ...? - Согласны ли Вы ...? Верно ли ...?

«Ромашка вопросов» («Ромашка Блума») это систематика вопросов, основанная созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка). Шесть лепестков – шесть типов вопросов

Шесть шляп мышления -Белая шляпа: Подробная и необходимая информация. Только факты. -Желтая шляпа: Символическое отражение оптимизма. Исследование возможных выгод и положительных сторон. -Черная шляпа: Предостерегает и заставляет думать критически. Что может случиться плохого или пойдет не так. Но не злоупотребляйте ею. -Красная шляпа: Чувства, догадки и интуитивные прозрения. -Зеленая шляпа: Фокусировка на творчестве, альтернативах, новых возможностях и идеях. Это возможность выразить новые понятия и концепции и использовать здесь латеральное мышление. -Синяя шляпа: позиция «размышления», говорят о сущности , о том, с чем связано

Шесть шляп мышления

-Белая шляпа: Подробная и необходимая информация. Только факты.

-Желтая шляпа: Символическое отражение оптимизма. Исследование возможных выгод и положительных сторон.

-Черная шляпа: Предостерегает и заставляет думать критически. Что может случиться плохого или пойдет не так. Но не злоупотребляйте ею.

-Красная шляпа: Чувства,

догадки и интуитивные

прозрения.

-Зеленая шляпа:

Фокусировка на творчестве,

альтернативах, новых возможностях и идеях. Это возможность выразить новые понятия и концепции и использовать здесь латеральное мышление.

-Синяя шляпа: позиция «размышления», говорят о сущности , о том, с чем связано

Заключение На основе анализа и обобщения моего небольшого опыта над формированием и развитием критического мышления и творческого потенциала школьников, можно сделать выводы: 1. В работе над развитием творческих способностей школьников необходимо использовать различные приёмы, методы, формы работы на уроках русского языка. 2. Как показывает практика, самостоятельно добытое знание усваивается детьми прочнее, поэтому нужно чаще придавать заданиям проблемный характер. 3. Учебный материал усваивается лучше, когда он подаётся не в

Заключение

На основе анализа и обобщения моего небольшого опыта над формированием и развитием критического мышления и творческого потенциала школьников, можно сделать выводы:

1. В работе над развитием творческих способностей школьников необходимо использовать различные приёмы, методы, формы работы на уроках русского языка.

2. Как показывает практика, самостоятельно добытое знание усваивается детьми прочнее, поэтому нужно чаще придавать заданиям проблемный характер.

3. Учебный материал усваивается лучше, когда он подаётся не в "сухой" форме, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, творческого подхода как ученика, так и учителя.

Мысль в подарок…  Умеющие мыслить умеют  задавать вопросы.       Э. Кинг

Мысль в подарок…

Умеющие мыслить умеют

задавать вопросы.

Э. Кинг

 Познакомиться с особенностями выбора Н и НН в суффиксах прилагательных.  2. Научиться:  а) правописанию Н И НН в суффиксах прилагательных;  б) правильно писать Н и НН в суффиксах прилагательных и графически обозначать орфограмму;  в) быстро ориентироваться в написании Н и НН в суффиксах прилагательных.
  • Познакомиться с особенностями выбора Н и НН в суффиксах прилагательных.

2. Научиться:

а) правописанию Н И НН в суффиксах прилагательных;

б) правильно писать Н и НН в суффиксах прилагательных и графически обозначать орфограмму;

в) быстро ориентироваться в написании Н и НН в суффиксах прилагательных.

Ключ…вая вода, камыш…вые заросли, кореш…к билета, марш…вая музыка, отц…вский наказ, свинц…вая пуля.

Ключ…вая вода, камыш…вые заросли, кореш…к билета, марш…вая музыка, отц…вский наказ, свинц…вая пуля.

Хоть мы умны не по годам, Здесь Н одно лишь подойдёт, Не всё нам ясно и понятно. А два тут вовсе не годится. А сколько Н писать в АН, ЯН? – А где два Н? Простой ответ: Нас мучит всех невероятно. В окне с поверхностью стеклянной, Как ни верти, как ни мудри, Где оловянный шпингалет Но с этим суффиксом при встрече, И подоконник деревянный. Сперва внимательно смотри, Туман одно имеет Н, Какая встретилась часть речи. Но если город стал туманный, Для прилагательных давно В основе Н и суффикс Н, Записано в учёных книжках: И получается два Н, Когда АН, ЯН, то Н одно Запомним этот случай странный. И больше никаких излишков. Румяный Дед Мороз взмахнёт Серебряною рукавицей.

Хоть мы умны не по годам, Здесь Н одно лишь подойдёт,

Не всё нам ясно и понятно. А два тут вовсе не годится.

А сколько Н писать в АН, ЯН? – А где два Н? Простой ответ:

Нас мучит всех невероятно. В окне с поверхностью стеклянной,

Как ни верти, как ни мудри, Где оловянный шпингалет

Но с этим суффиксом при встрече, И подоконник деревянный.

Сперва внимательно смотри, Туман одно имеет Н,

Какая встретилась часть речи. Но если город стал туманный,

Для прилагательных давно В основе Н и суффикс Н,

Записано в учёных книжках: И получается два Н,

Когда АН, ЯН, то Н одно Запомним этот случай странный.

И больше никаких излишков.

Румяный Дед Мороз взмахнёт

Серебряною рукавицей.

1) Когда в прилагательных пишется Н ? Назовите слова-исключения. 2) Когда в прилагательных пишется НН ? Назовите слово-исключение. 3) Сколько букв Н пишется в кратких прилагательных?    

1) Когда в прилагательных пишется Н ? Назовите слова-исключения.

2) Когда в прилагательных пишется НН ? Назовите слово-исключение.

3) Сколько букв Н пишется в кратких прилагательных?

 

 

7. Использованная литература   1. « Руководство для учителя »(«Handbook for Teacher») Center of Excellence NIS 2. Заир-Бек С. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма// Библиотека в школе -2001 -№12. 3. Клустер Д. Что такое критическое мышление// Библиотека в школе -2001 -№12. 4. Муштавинская И.В. Технология критического мышления: научно-методическое осмысление// Методист – 2002 -№2. 5. Никитин А., Суворова Н. Технология критического мышления// Учитель – 2002 -№2. 6. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М. «Русский язык», 1989. 7. Захарова Л.И. Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы. 8. Левит . Воспитание на уроке. - Первое сентября, 2006, №22. 9. Лященко О.П. Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы.

7. Использованная литература

 

1. « Руководство для учителя »(«Handbook for Teacher») Center of Excellence NIS

2. Заир-Бек С. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма// Библиотека в школе -2001 -№12.

3. Клустер Д. Что такое критическое мышление// Библиотека в школе -2001 -№12.

4. Муштавинская И.В. Технология критического мышления: научно-методическое осмысление// Методист – 2002 -№2.

5. Никитин А., Суворова Н. Технология критического мышления// Учитель – 2002 -№2.

6. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М. «Русский язык», 1989.

7. Захарова Л.И. Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы.

8. Левит . Воспитание на уроке. - Первое сентября, 2006, №22.

9. Лященко О.П. Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!