Просмотр содержимого документа
«Новые подходы в преподавании и обучении»
Новые подходы в преподавании и обучении
Название модуля «Обучение тому, как учиться» относится к процессу «саморегулирования», в котором ученики развивают способности к пониманию, контролю и отслеживанию опыта обучения посредством процесса метапознания.
Метапознание – способность отслеживать, оценивать, контролировать и изменять то, как индивид мыслит и учится. Часто большая часть урока тратится на устные сообщения учителя и на задания, при выполнении которых большую часть времени ведущую роль играет именно учитель, а не ученики. Многие из учеников либо бездействуют, либо начинают нарушать правила поведения.
КПД такого урока с точки зрения эффективности организации образовательного процесса составляет 1% . Если учитель говорит 20 минут х 100 слов х 6 бит = 12000 бит информации
За 45 минут в долговременную память ученика откладывается 135 бит информации
Необходимыми особенностями уроков должны быть живость, исследовательские подходы, дающие учащимся время, место и мысли Пирамида обучениядемонстрирует cредний процент удержания полученной информации учениками
При организации на уроке взаимообучения учащимися усваивается по данным национальной учебной лаборатории 90% информации. При проведении практических занятий по закреплению теории 75%. При обсуждении и обучении в малых группах 50% .
Соответственно, на уроках ученикам необходимо активно участвовать во всех аспектах учебного процесса: формулировать свои собственные гипотезы и вопросы, консультировать друг друга, ставить цели для себя и отслеживать результаты, рисковать, понимая, что ошибки – неотъемлемая часть обучения.
Большую роль в обучения играет постановка вопроса. Зачастую вопрос строится по форме (ИОД) «инициатива-ответ-действие»
К примеру:
Вопрос: Сколько костей в теле человека?
Ответ: 206
Действие учителя: Отлично.
То есть учитель инициирует и сам контролирует беседу, не давая возможность ученикам обучаться.
Вопросы делятся на вопросы низкого и высокого порядка.
Воспроизведение | Простые Кто? Когда? Где? Как? |
Понимание | Уточняющие Правильно ли я понял..? |
Применение | Практические Как можно применить..? Что можно сделать из..? |
Анализ | Интерпретационные Почему? |
Синтез | Творческие вопросы Что будет, если..? |
Оценка | Оценочные Как вы относитесь ? |
Таксономия (от др. греч. – расположение, строй, порядок) вопросов, созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом, достаточно популярна в мире современного образования. Эти вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Шесть лепестков – шесть типов вопросов. · Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Их часто формулируют на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д. · Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно понял, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи человеку относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики. В качестве пародии на уточняющий вопрос можно привести всем известный пример (поднятые брови, широко раскрытые глаза): «Ты действительно думаешь, что...?». |
· Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях – направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности. · Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в мире, если бы у людей было не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?» · Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д. · Практические вопросы. Всегда, когда вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы его будем называть практическим. «Где вы в обычной жизни могли наблюдать диффузию?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?». Опыт использования этой стратегии показывает, что учащиеся всех возрастов (начиная с первого класса) понимают значение всех типов вопросов (то есть могут привести свои примеры). |
Ромашка Блума
Обсуждение
Некоторые из примеров.
Оцена | судить, ценить, выбирать, расценивать, определять, подсчитывать, измерять, осуждать |
Синтез | формулировать, обучать, разрабатывать, развивать, переопределять, предлагать, создавать |
Анализ | отличать, дифференцировать, рассчитывать, оспаривать, относить, сравнивать, экспериментировать, противопоставлять, изучать |
Применение | демонстрировать, назначать, выполнять, очерчивать, применять, использовать, заниматься |
Понимание | пересматривать, идентифицировать, обсуждать, располагать, признавать, пересматривать, объяснять, рассказывать, прояснять |
Знание | вспоминать, определять, утверждать, перечислять, повторять, называть, рассказывать, представлять, находить |
Уровень мышления | Примеры вопросов |
Знания и понимание | Что? Кто? Когда? |
| Какой пример для Х? |
| Что имеется в виду …..? |
| Как по-другому объяснить..? |
| Является ли это примером для …? |
| Могу ли я описать х своими словами? |
Применение | Как это применяется? |
| К чему это относится? |
| В каких ситуациях …? |
Анализ | Почему? Как? |
| Какова причинадля ... ? |
| Какиефактыподтверждают вывод? |
| Каковы причины…? |
| Насколько они подходят друг другу? |
Синтез | Если встретится x, тогда что дальше? |
| Окаких событиях (о чем)предсказываеттеория? |
| Каковымоисобственныевыводына базе доступной информации? |
| Какxсвязан с y? |
Оценивание | Это хорошо или нехорошо и почему? |
| Это целесообразно или нет и почему? |
Учитель использует вопросы не только для того, чтобы протестировать знания, но и для того, чтобы предоставить возможность ученикам размышлять. Мы часто сосредоточены на том, чтобы подвести ученика к заранее определенному ответу. Исследователи обнаружили, что в среднем учитель ждет около 2 секунд перед тем, как либо повторить ответ, либо задать его другому ученику, либо уточнить самому. Однако необходимо увеличить это время до 7 секунд – это позволяет ученикам размышлять, корректировать свой ответ. Увеличение времени на ответ может привести к увеличению таких параметров:
1. Количество добровольных ответов.
2. Частота вопросов учеников.
3. Количество ответов от менее способных учеников.
4. Частота дискуссионных ответов.
Основная мысль модуля заключается в том, что преподаватель создает образовательную среду, благодаря которой ученик активно участвует в учебном процессе, а не пассивно принимает информацию. Преподаватель оказывает помощь.