СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

НПК "искусство"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Когда готовишь детей к научно-практической конференции, очень хорошо иметь под рукой материал, который послужит примером для объяснения формата работы.К печатному варианту прилагаю презентацию. 

Просмотр содержимого документа
«НПК "искусство"»

Слайд 1

Тема моей работы «Творчество, которое приносит радость». Эту тему я выбрал благодаря своему увлечению игрушкой из глины. Курочки, собачки, домики - надо было принести поделку в детский сад, и мы с папой лепили, сушили, раскрашивали и оформляли. Я с большим удовольствием трудился. Потом мама узнала, что в клубе «Импульс» есть кружок керамики. Я стал заниматься. Полгода, два раза в неделю, я ходил, как на праздник! А летом объявили ремонт, и после ремонта, кружок перестал существовать , но желание лепить осталось. Я леплю из пластилина, из теста и из глины, купленной в магазине.



Слайд 2

На уроках окружающего мира мы проходили тему «Искусство». Я узнал, что все виды искусств вышли из труда. Высокое мастерство в любом деле: ткачестве, кузнечном ремесле, вышивке, то есть произведения, которые украшают наш, быт называются прикладным искусством. В современном мире всё меняется, а увлечение лепкой из глины связывает нас с предками на протяжении многих веков, помогает нам выражать свои чувства, эмоции и фантазии.

Я поставил себе цель приобщить одноклассников к творчеству (лепка из глины).



Слайд 3

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

  • узнать, как давно человек начал использовать глину;

  • определить, как и когда появилась глиняная игрушка;

  • выяснить, кто первым стал изготавливать глиняную игрушку;

  • ознакомиться с разновидностями глиняной игрушки;

  • определить значение глиняной игрушки в наше время;

  • провести мастер-класс по изготовлению глиняной игрушки.

Слайд 4

Ещё в далекой древности первобытные люди пытались использовать для хранения пищи все имеющиеся у них подручные материалы: раковины, скорлупу больших орехов, делали мешки из шкур зверей, выдалбливали сосуды из камня, плели из ветвей корзины. Женщины больше занимались хозяйством, именно им приходилось заботиться о сохранности еды. Поначалу, плетёную посуду просто обмазывали глиной. И, наверное, случайно такая посуда оказалась неподалёку от огня. Тогда-то люди заметили свойство обожжённой глины и стали делать из неё посуду. Это было приблизительно VII тысячелетие до н. э.

Слайд 5

Трудные условия жизни и, прежде всего, трудности с добычей еды, развивали разум человека. Люди начали рисовать на стенах пещер животных и лепить их глиняные фигурки. На них сохранились следы от ударов копьями. Это говорит о том, что с рисунками и фигурками разыгрывались магические обряды охоты.

Тысячелетиями человек был беззащитен перед силами природы, он преклонялся ее стихиям и обожествлял их, поэтому каждая глиняная фигурка в былые времена несла смысловую нагрузку. Они были оберегами, идолами, духами, богами, воплощением тотемов -мифических предков данного рода или племени.


Слайд 6

Пластические и художественные возможности глины огромны, и она стала одним из главных материалов, из которых человек создавал необходимые в быту вещи и произведения искусства.

Любимым образом была птица Сирин, которая воплощала собой кормилицу рода, женское начало природы. Бога Солнца Ярило - изображали трехглавым конем, с символом солнца на груди. Поклонение божественным силам природы было связано с пожеланием благополучия и хорошего урожая.

Конечно, изготовление игрушки было не главным промыслом, а попутным. Устанет мастер от основной работы, возьмет кусок глины, да и слепит что-нибудь для своих детей или для себя забавы ради.

Самые ранние игрушки Х-Х1 вв. н.э. были найдены на территории русских городов Новгорода, Москвы, Коломны, Радонежа времени, когда наши далекие предки поклонялись языческим богам.


Слайд 7


Игрушки лепили женщины и дети, в свободное от сельских работ время - большей частью зимой и весной. Такая работа приносила радость людям, ее выполняли с разными песнями, шутками и прибаутками.

Именно из-за такого процесса лепки, они получались всегда добрыми, яркими, красивыми и забавными. Вдобавок к этому существовало правило не лепить злую или грустную игрушку.



Слайд 8


Яркая, жизнерадостная глиняная игрушка обладает волшебной способностью украшать быт, вносить тепло и радость в убранство жилища. Дом без игрушек считался бездуховным. Их стали делать специально для весенних ярмарок на продажу.

У каждого мастера вырабатывался свой стиль, своя манера лепки и оформления изделий из той глины, какая есть в данной местности. А глина может быть: желтой, серой, красной, белой, голубой, зеленой, темно-коричневой и черной. Не всякая глина годится для работы, какая требует долгой и тщательной подготовки, а которую можно использовать в чистом виде - это жирная на ощупь пластичная масса.



Слайд 9

В 17-18 веках в России сложилось несколько промысловых центров изготовления игрушек и многие из них, к счастью, сохранились. В Кировской и Вятской областях изготавливают дымковские игрушки.

Используют красную глину, перемешивая её с речным песком. Фигурки лепят по частям. Просушивают, обжигают и покрывают белилами. Раньше красили мелом, разведённым молоком. Краски разводили на яйце с квасом, вместо кистей использовали палочки и перья. Потом опять покрывали взбитым яйцом для блеска. В дымковской игрушке используют геометрический орнамент: клетки, полоски, круги, точки. Завершают изготовление работы ромбики из сусального золота.

Считается, что изготовление свистулек связано с языческим праздником «свистопляской», посвящённом богу Солнца.





Слайд 10


В Тульской области изготавливали – филимоновские игрушки.

Основные изделия свистульки - барыни, всадники, коровы, медведи, петухи. Местная глина очень пластичная, жирная, быстро покрывается трещинами. Её заглаживают мокрой рукой. Фигурка получается вытянутой, длинношеей. После обжига фигурка не нуждается в грунтовке. Расписываются яркими полосками вдоль туловища. Животных можно узнать только по форме головы, рогам и ушам. У барана рога – завитки, у коровы – полумесяцы, у оленя как ветви деревьев, у лошади ушки – конусы.


Слайд 11

Архангельская область славится каргопольской игрушкой.

Чаще всего игрушки изготавливались на потеху ребятишкам, а не для продажи. Мастера изображали сцены из жизни, людей за работой. Мужчины обязательно с бородой, женщины – с предметами быта. Узоры выбирали со смыслом. Кольцо с крестом – знак солнца, скобки и дуги – Земля или пашня, ветки и точки – зерно, ростки, начало новой жизни.


Слайд 12


Яркая, жизнерадостная, наивная хлудневская игрушка из Калужской области украшает наш быт, вносить тепло и радость в дом.

В тех краях почва очень глинистая, и жители стали заниматься гончарным делом. Мужчины делали керамические трубы, горшки, декоративную посуду, а женщины, тем временем, лепили игрушки и свистульки.

Использовали синюю глину, которая находилась тут же за деревней. Её рубили, поливали водой и тщательно месили. Вязкая, однородная масса легко мялась, как тесто, формировалась, позволяла свободно вытянуть форму игрушки целиком.

Готовые игрушки сначала сохли на воздухе сутки или двое. Досушивали их на печке (или в печке), пока не посветлеют. Сушили на сковородах и противнях, перед окончательным обжигом прожаривали в печке, и только затем обжигали.

Расписывают в деревне Хлуднево обычно не всю игрушку, а отдельные её детали: хохолки, крылья, рога, уши, хвосты, часть туловища. Основным же цветом остаётся натуральный бело - розовый фон глины.

Для росписи используются в яркие цвета: красный, малиновый, зеленый. Эти цвета являются цветами калужского народного костюма. Каждый цвет имеет свой смысл. Красный – цвет земли, символ огня, красоты; зеленый – символ возрождения жизни; желтый – цвет солнца; синий – цвет воздуха.

Для росписи игрушек применялись краски, добытые из цветов и растений. 

Отличительным сюжетом хлудневского промысла является знаменитое хлудневское дерево – «Древо жизни», собирательный образ природы, дающий жизнь всему живому. Этот сюжет особый, хлудневский, не встречающийся в других регионах.



Слайд 13

Сегодня глиняная игрушка выполняет роль национального сувенира. Она стала символом своей страны, региона, своего народа. Такой сувенир олицетворяет связь современности с культурным наследием далекого прошлого.

Даже на церемонии открытия Олимпиады в Сочи использовали стилистику дымковской игрушки - народного промысла вятской земли. В ярких дымковских красках перед зрителями предстала средневековая Русь. 

Слайд 14

Благодаря своему творчеству, после школы я могу хорошо отдохнуть, занимаясь любимым делом. Я узнал, что с помощью лепки в организме восстанавливается внутренний баланс и душевное равновесие. Лепка из глины - это увлекательный мир, в котором я учусь быть внимательным, собранным и целеустремленным. А силовая нагрузка укрепляет мышцы рук и это мне помогает осваивать технику игры на гитаре, я почти не устаю.

Еще я хочу сказать, что сувениры, сделанные своими руками приносят много удовольствия, радости: с ними можно играть, а можно подарить свою работу другу, маме, дедушке. Я делаю такие подарки, в них тепло моей души. Считаю, что это полезная привычка.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!