СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нпк "Линейная функция в жизни человека"

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа содержит результаты исследования, поиска и решения прикладных задач, в которых зависимость переменных выражается линейной функцией.

Просмотр содержимого документа
«Нпк "Линейная функция в жизни человека"»

Глава I. Введение.

На сегодняшний день тема «Применение математических функций в жизни человека и различных науках» является актуальной и интересной. Впервые об этой теме я услышал на уроке математики, познакомившись с понятием линейная функция. Мне стало интересно: с какими реальными ситуациями связано понятие «линейная функция», т.е. между какими величинами можно установить линейные зависимости? Каким образом устанавливается зависимость между величинами? Как установленную зависимость можно записать, или изобразить и каким образом использовать установленные зависимости? Моя исследовательская работа посвящена изучению практического применения линейной функции в науке, жизни. В повседневной жизни мы очень часто используем линейную функцию, составляющую основу математики. Данная работа содержит результаты исследования, поиска и решения  прикладных задач, в которых зависимость переменных выражена линейной функцией. Реальные процессы обычно связаны с большим количеством переменных и зависимостей между ними. Описать эти зависимости можно с помощью функций. Знание свойств функций позволяет понять суть происходящих процессов, предсказать ход их развития, управлять ими. Изучение функций является актуальным всегда.

Проблемный вопрос: линейная функция факт или теория?

Гипотеза: я предположил, что в окружающем мире есть величины, которые связаны между собой линейными зависимостями.


Цель: увидеть связь линейной функции с явлениями окружающего мира и практической деятельностью человека, показать, что понятие “линейная функция” находит широкое применение в жизни.

Задачи:

  • подобрать и проанализировать соответствующую литературу и интернет - источники;

  • найти определение функции в школьной программе;

  • рассмотреть применение функции в различных науках;

  • показать применение функции в жизни человека.

Методы исследования: наблюдение, беседа, анализ, обобщение, опрос, сравнение.

Глава II. Теоретические сведения.

1.1. Из истории возникновения функции.

Начиная с XVII в. одним из важнейших понятий является понятие функции. Оно сыграло и поныне играет большую роль в познании реального мира.

Идея функциональной зависимости восходит к древности, она содержится уже в первых математически выраженных соотношениями между величинами, в первых правилах действий над числами, в первых формулах для нахождения площади и объёма тех или иных фигур.

Явное и вполне сознательное применение понятия функции и систематическое изучение функциональной зависимости берут своё начало в XVII в. в связи с проникновением в математику идеи переменных. В «Геометрии» Декарта и в работах Ферма, Ньютона и Лейбница понятие функции носило по существу интуитивный характер и было связано либо с геометрическими, либо с механическими представлениями.

Термин "функция" (от латинского function – исполнение , совершение) впервые ввел немецкий математик Готфрид Лейбниц(1646-1716). У него функция связывалась с геометрическим образом (графиком функции). В дальнейшем швейцарский математик Иоганн Бернулли(1667-1748) и член Петербургской Академии наук знаменитый математик XVIII века Леонард Эйлер(1707-1783) рассматривали функцию как аналитическое выражение. У Эйлера имеется и общее понимание функции как зависимости одной переменной величины от другой.

Представление понятия функции на протяжении с XVII в. и до XVIII в. дополнялось и переформулировывалось ведущими учёными И. Бернулли, Л. Эйлером, С. Лакруа, Даламбером, Ж. Фурье, Н.И. Лобачевским. Общее же определение функций сформулировал Дирихле, после длившихся целый век дискуссий в первой половине XIX в.

С.Л.Соболев



В общем виде понятие обобщённой функции было введено французом Лораном Шварцем. В 1936 г. 28-летний советский математик и механик Сергей Львович Соболев (ныне академик) первым рассмотрел частный случай обобщённой функции и применил созданную теорию к решению задач математической физики. Важный вклад в развитие теории обобщённых функций внесли ученики и последователи Л. Шварца.





1.2. Виды линейной функции.

Рассмотрим основные существующие виды линейной функции и ее свойства.

1. Постоянная функция.

Постоянной называется функция, заданная формулой у=b, где b – некоторое число.

Графиком постоянной функции у=b является прямая, параллельная оси абсцисс и проходящая через точку (0;b) на оси ординат.

2. Прямая пропорциональность.

Прямой пропорциональностью называется функция, заданная формулой y=kx, где k0. Число k называется коэффициентом пропорциональности.

Перечислим свойства функции y=kx:

- область определения функции – множество всех действительных чисел.

- y=kx – нечетная функция (f(-x)=k(-x)=-kx=-f(x)).

- при k0 функция возрастает, а при k убывает на всей числовой прямой.

Графиком прямой пропорциональности y=kx является прямая, проходящая через начало координат.

3. Линейная функция.

Линейной функцией называется функция, которую можно задать формулой y=kx+b , где k и b – действительные числа. Если, в частности, k=0, то получаем постоянную функцию y=b; если b=0, то получаем прямую пропорциональность y=kx.

Перечислим свойства линейной функции y=kx+b при k≠0, b≠0.

- область определения функции – множество всех действительных чисел.

- функция y=kx+b ни четна, ни нечетна.

- при k0 функция возрастает, а при k убывает на всей числовой оси.

Графиком линейной функции y=kx+b является прямая.

Коэффициенты k и b в уравнении линейной функции y = kx + b, имеют наглядное геометрическое толкование. Значение коэффициента b определяет отрезок, отсекаемый графиком линейной функции на оси ординат, а коэффициент k определяет тангенс угла a, образованного осью абсцисс и прямой; угол отсчитывается от положительного направления оси абсцисс. Если k 0, то образованный угол острый, если k

Взаимное расположение графиков линейных функций.


Если , то графики функций

и пересекаются в одной точке

Если , , то графики функций и являются параллельными прямыми















Глава III. Основная часть.

1.1. Линейные зависимости в математике

С применением линейной функциональной зависимости для описания различных реальных процессов я столкнулся уже на уроках математики. Достаточно вспомнить, что расстояние, пройденное пешеходом, поездом, автомашиной при постоянной скорости движения, - линейные функции времени движения. Приведу пример математической задачи.

Задача 1: Автомобиль, выехавший из пункта А в настоящее время находится от него в 10 км. На каком расстоянии S от пункта А будет находиться автомобиль через t часов, если он будет двигаться в том же направлении со скоростью 60 км/ч?

Ответ будет выражаться линейной функцией вида S=60t+10.

Задача 2: Зависимость длины окружности от длины её радиуса.

Опытным путём на уроке математики было установлено, что длина окружности зависит от её радиуса. Эта зависимость выражается формулой C=2πR и является прямой пропорциональной зависимостью с угловым коэффициентом равным 2 π.

Задача 3: Зависимость между градусными мерами смежных углов.

На уроке геометрии мы познакомились со свойством смежных углов. Не трудно заметить, что зависимость их градусных мер является линейной зависимостью k = 180 – b, где k, b – смежные углы.

1.2. Линейные зависимости в физике

Задача1: Скорость распространения звука в воздухе в зависимости от температуры может быть найдена по формуле: v=331+0,6t, v – скорость в м/с, t – температура в градусах Цельсия.

Задача 2: Длина рельсов является линейной функцией температуры: l=l0(1+at) –линейное расширение твердых тел.

Задача 3: Зависимость давления жидкости на дно сосуда (P) от высоты столба жидкости (h) – линейная зависимость и задаётся формулой: P=gρh, где ρ – плотность жидкости, g≈10

1.3. Линейные зависимости в биологии, экологии и медицине

Задача 1: В биологии тоже встречаются линейные функции. Так, например, из энциклопедии я узнал, что волосы на голове у человека растут примерно со скоростью 0,4 мм в сутки. Таким образом, имеет место формула: l=l0+0,4t, где l – длина в мм, l0 – первоначальная длина волос в мм, t – количество дней. Я построил график такой зависимости.

Задача 2: Зависимость численности сине-зелёных водорослей от концентрации общего фосфора в воде выражается следующей формулой: а=0,983р+50,6, где а – численность сине-зелёных водорослей, р – концентрация общего фосфора. Эта зависимость – линейная, и её можно использовать для прогнозирования качества воды. Показателем качества воды служит количество сине-зелёных водорослей. Чем их больше, тем хуже качество воды. На численность сине-зелёных водорослей влияет концентрация фосфорного удобрения, попадающего в водоёмы вместе с талой водой.

1.4. Линейные зависимости в литературе

Есть ли линейные функции в устном народном творчестве, например, в поговорках? Вероятно, да! Вот как, на мой взгляд, можно изобразить некоторые из них с помощью графиков линейных функций.

  • Чем дальше в лес, тем больше дров

(прямая пропорциональность, к – больше нуля)

  • Много снега - много хлеба

(прямая пропорциональность, к – больше нуля)

  • Дальше в спор - больше слов

(прямая пропорциональность, к – больше нуля)

  • Больше почёт, больше хлопот.

(прямая пропорциональность, к – больше нуля)

  • Как аукнется – так и откликнется.

  • Тише едешь – дальше будешь

(прямая пропорциональность, к – меньше нуля)

  • Долго думал, да ничего не выдумал

(линейная функция, к=0)

  • Светит, но не греет

1.5. Поиск линейных зависимостей в повседневной жизни.

Открытия, сделанные в первой части работы, подтолкнули меня к мысли, что линейные зависимости окружают нас и в повседневной жизни. Я отправился собирать необходимую информацию и проводить новые исследования. Эта работа оказалась не менее увлекательной и интересной. Она побудила меня к творческому процессу: мне захотелось самому найти линейные зависимости в нашей реальной жизни, вывести их задающие формулы, построить графики этих зависимостей.

«Как стоимость телеграммы зависит от количества слов?»

Я посетил отделение связи нашего села с целью увидеть линейную зависимость в профессии почтальон. Выполняя эту работу, я узнал, что эта профессия требует знание линейной функции. Мною были проведены следующие расчеты.

Простая телеграмма.

0,95 руб. - стоит одно слово;

12,8 руб. – телеграфный сбор;

Х – количество слов;

У – стоимость телеграммы.

Тогда мы составили формулу стоимости простой телеграммы у = 0,95х + 12,8.


Срочная телеграмма.

3,25 руб. – стоит одно слово;

12,8 руб. – телеграфный сбор;

Х – количество слов;

У – стоимость телеграммы;

У = 3,25х +12,8. По этой формуле рассчитывают стоимость срочной телеграммы. Данные функции является линейными.

«Расчет стоимости заказного письма».

35 руб. – стоимость 1 г.

21 руб., 33 руб., 18 руб. – стоимость конверта

Х – вес заказного письма

У – стоимость заказного письма У = 35х + 21 , У = 35х + 33, У = 35х + 18,

По данным формулам рассчитывается стоимость заказного письма. Графики данных функций расположены параллельно друг другу.


«Расчет оплаты за коммунальные услуги».


Расчет оплаты по квитанциям за свет и газ так же является линейной зависимостью.

Х – количество потребляемой энергии за месяц

2,04 – стоимость 1кВт

У – стоимость потребляемой энергии за месяц У = 2,04 Х

Х – количество потребляемого газа за месяц

5,086 руб. – цена 1 м3 газа

У – стоимость потребляемого газа за месяц У = 5,086 Х. Данные функции являются прямой пропорциональностью.


«Расчет полученного урожая фермерским хозяйством»


Мой папа работает фермером. Он выращивает разные культуры: пшеницу, овес, подсолнечник. Я заметил, что количество урожая, полученного моим отцом, имеет линейную зависимость. Я составил следующие формулы.

Х – площадь посаженной культуры

15 ц с 1га - урожайность пшеницы, 25 ц с 1га – урожайность подсолнечника, 10 ц с 1га – урожайность овса.

У – полученный урожай У = 15 Х У = 25 Х У = 10 Х


«Как заработная плата мамы зависит от надоя молока»


Моя мама домохозяйка. Наша семья имеет подсобное хозяйство в котором есть крупный рогатый скот – коровы. Мы реализуем молоко от наших коров в государство. Я заметил, что полученная прибыль от молока имеет линейную зависимость.

15 руб. – стоимость 1л. молока;

Х – количество литров;

У – заработная плата мамы; У = 15 Х

Каждый месяц мама надаивает в среднем 1000 л. молока. Я рассчитал, что ее зарплата в месяц составляет 15000руб.

«Зависимость калорийности молока от его жирности»

Чтобы ответить на вопрос «Как зависит калорийность молока от его жирности?» я отправился в магазин. После сбора информации я увидел, что с увеличением процента жира в молоке калорийность молока увеличивается.

Массовая доля жира в продукте, (x)

Калорийность продукта, (y)

2,5%

53 ккал

3,2%

60 ккал

4,5%

71 ккал

Тогда я предположил, что эта зависимость линейная и сделал подсчёты.

53 = 2,5 k + b b = 53 – 2,5 k b = 28

60 = 3,2 k + b 60 = 3,2 k + 53 – 2,5 k k = 10

Решив систему уравнений, нашёл k и b, составил формулу зависимости.

У = 10 Х + 28 Эта зависимость линейная.

IV. Заключение.

Проведенные мной исследования нельзя считать исчерпывающими. Остается много вопросов о линейности и нелинейности окружающих величин. Но, я считаю, что цель моей работы достигнута и выдвинутая мною гипотеза о том, что в окружающем мире есть величины, которые связаны между собой линейными зависимостями нашла свое подтверждение. В ходе исследовательской работы я открыл для себя много нового и интересного. В будущем я хочу продолжить дело своих родителей. Полученные знания о линейной функции мне помогут грамотно строить свой бизнес, проводить правильные расчеты в предпринимательской деятельности. Как сказал А.Н. Крылов «Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле».



































Министерство образования Пензенской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа с. Сумы



Районная научно – практическая конференция «Старт в науку»

Секция математики





«Линейная функция в жизни человека»



Научно – исследовательская работа

Выполнил: Толстухо Николай Николаевич

ученик 7 класса МОУ ООШ с. Сумы

Научный руководитель: учитель

математики МОУ ООШ с. Сумы

Зайцева Вера Ивановна





2016г.



Содержание.


I. Введение.

II. Теоретические сведения.

  1. Из истории возникновения функции.

  2. Виды линейной функции.

III. Основная часть.

    1. Линейные зависимости в математике.

1.2. Линейные зависимости в физике.

1.3. Линейные зависимости в биологии, экологии и медицине.

1.4. Линейные зависимости в литературе.

1.5. Поиск линейных зависимостей в повседневной жизни.

IV. Заключение.

V. Литература.





















V. Литература.

  1. Аксенова М.Д. Энциклопедия для детей «Математика», том 11 – М.: Аванта+, 2000 г.

  2. Виленкин Н.Я. Функции в природе и технике - М.: Просвещение, 1985 г.

  3. Выгодский М. Я. Справочник по высшей математике - М.: Наука, 1973 г.

  4. Есипенко Г.Е. Математика в жизни – Новосибирское книжное издательство, 1970 г.

  5. Муравин Г. К., «Исследовательские работы в школьном курсе алгебры», журнал «Математика в школе» №1, 1990 г.

  6. Пичурин Л.Ф. За страницами учебника алгебры / книга для учащихся./ - М.: Просвещение, 1990 г.

  7. Савин А. П.. Энциклопедический словарь юного математика – М.: Педагогика, 1989 г.

  8. Савин и др. Я познаю мир: математика: детская энциклопедия: математика – М.: АСТ, 1995 г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!