Оглавление
Введение 2
Понятие окказионализма 2
Способы образования окказионализмов В.Маяковского. Поэма «Облако в штанах» (1914-1915) 6
Словообразовательный словарь окказионализмов, использованных в поэме В. Маяковского «Облако в штанах» 6
Особенности словообразования окказионализмов - частей речи 10
Художественная ценность окказиональных слов 13
Заключение 16
Список использованной литературы 17
Введение
Словарный состав языка – наиболее открытый и подвижный уровень языковой системы; он постоянно развивается, обогащается новыми словами. Естественно, что для этого используется главным образом тот строительный материал, который есть в самом языке. Новые слова широко образуются от уже существующих и по их образцу, также происходит заимствование слов из других языков.
Индивидуально-авторское словотворчество составляет важную особенность художественной речи. Оно многообразно и определяется не только характером и широтой использования лексических и грамматических ресурсов языка, не только своеобычностью тропов автора и манерой его письма, но и особенностями авторских окказионализмов. Широкое и систематическое изучение окказиональных слов началось сравнительно недавно.
Окказиональные слова — достояние речи. Они всегда экспрессивны, создаются конкретным автором, порождаются целями высказывания и контекстом, с которым связаны и вне которого обычно не воспроизводятся.
Такие слова Маяковский изобретал в своём творчестве. Окказионализмы наполняют его произведения, делая их красочными, интересными и более содержательными. Окказионализмы придают слову больший информационный смысл.
Объект исследования: поэма В.Маяковского «Облако в штанах».
Предмет исследования: окказионализмы Маяковского.
Цели исследования:
1.Определить особенности окказионализмов Маяковского в поэме «Облако в штанах»
2. Выяснить, какими способами образованы окказионализмы.
3. Показать, как меняется значение вновь созданного слова.
4. Составить словарь окказионализмов, использованных Маяковским в поэме «Облако в штанах».
Задачи:
Определить понятие «окказионализм» и его отличие от неологизма, потенциального слова.
Выявить признаки окказионального слова.
Классифицировать окказионализмы по морфологическому принципу.
Рассмотреть способы словообразования окказионализмов Маяковского.
Классифицировать окказионализмы по способу словообразования.
Составить словарь окказиональных слов, использованных Маяковским в поэме «Облако в штанах».
Методы исследования: обзор литературы; исследовательский и сопоставительный методы, классификация.
Понятие окказионализма
Окказиональное (слово, значение, словосочетание, звукосочетание, синтаксическое образование) - “не узуальное, не соответствующее общепринятому употреблению, характеризующееся индивидуальным вкусом, обусловленное специфическим контекстом употребления”.
Причины, побуждающие художников слова к созданию индивидуально-авторских образований, следующие:
а) необходимость точно выразить мысль (узуальных слов для этого может быть недостаточно);
б) стремление автора кратко выразить мысль (новообразование может заменить словосочетание и даже предложение);
в) потребность подчеркнуть свое отношение к предмету речи, дать ему свою характеристику, оценку.
Очень часто возникновение новообразования бывает вызвано не одной, а сразу несколькими причинами.
Признаки окказионализмов описаны А. Г. Лыковым:
а) принадлежность к речи;
б) функциональная одноразовость;
в) творимость;
г) экспрессивность;
д) одномоментность;
е) индивидуальная принадлежность.
Четкого разграничения требуют окказионализмы и неологизмы как новые слова языка. Если окказионализмы появляются в речи говорящего или пишущего в данной речевой ситуации, создаются художником слова в данном тексте и не рассчитаны на широкое распространение, то неологизмы создаются для наименования нового предмета или явления внеязыковой действительности и рассчитаны на последующее закрепление в лексической системе языка.
Среди окказионализмов выделяются: стандартные, нестандартные, частично нестандартные
1.Стандартные - это потенциальные образования, созданные в полном соответствии с нормами современного русского литературного языка.
2. Частично нестандартные – это новообразования, при создании которых произошло отступление от нормы, но это не порождает трудностей при определении лексического значения окказионализмов.
3. Нестандартные – это новообразования, семантическая интерпретация которых достаточно трудна, а отступление от нормы существенно.
В данной работе исследуются окказионализмы В. Маяковского (на примере поэмы «Облако в штанах») - одна из составляющих стиля поэта.
Способы образования окказионализмов В.Маяковского.
Поэма «Облако в штанах» (1914-1915)
Словообразовательный словарь окказионализмов,
использованных в поэме В. Маяковского «Облако в штанах»
(словарь составлен по способам словообразования)
Слова, образованные суффиксальным способом
1.Божик (от Бог) – суфф.
суфф. -ик- при добавлении к основе существительного образует уменьшительно-ласкательные существительные мужского и среднего рода. В данном контексте имеет пренебрежительное значение.
2.Божище (от Бог) – суфф.
суфф. -ищ- при добавлении к основе слова придаёт увеличительное значение.
3.Вещиный (от вещь) –формообр. суфф.
суфф. -ин- образует прилагательные со значением принадлежности лицу или предмету.
4. Вымаливаться (от вымаливать) – суфф.
постф. -сь(-ся) - обозначает лицо, совершающее действие, направленное на самого себя.
5. Голгофник (от голгофа) – суфф.
суфф. -ник- обозначает лицо по свойству или признаку, которые определяют его отношение к предмету, занятию. В данном значении придаёт слову пренебрежительное значение.
6.Громадить (от громадный) – суфф.
суфф.-и-(ть) - образует слова со значением действия.
7.Жевотина (от жевать) – суфф.
суфф. –отин- образует слова с грубым гиперболизирующим значением.
8.Зашвырнувшись, гл. зашвырнуться (от зашвырнуть) – суфф. постф. -сь(-ся) - обозначает лицо, совершающее действие, направленное на самого себя.
9.Именинить (от именины) – суфф.
суфф.-и-(ть) - образует слова со значением действия.
10. Иудить (от Иуда) – суфф.
суфф.-и-(ть) - образует слова со значением действия.
11.Коночка – (от конка) - суфф.
суфф.-очк- образует слова с уменьшительно-ласкательным значением.
12.Круппик (от соб.Крупп) – суфф.
суфф. -ик- при добавлении к основе существительного образует уменьшительно-ласкательные существительные мужского и среднего рода. В данном контексте имеет пренебрежительное значение.
13. Крыластый (от крыло) – суфф.
суфф. -аст- образует прилагательные, называющих части тела человека или животного, внешних качеств человека, аксессуаров его внешности.
14. Кудластый (от устар. прост. кудла) – суфф.
суфф. -аст- образует прилагательные, называющих части тела человека или животного, внешних качеств человека, аксессуаров его внешности.
15. Любёночек (от любовь) – суфф.
суфф. -ёнок- образует имена существительные мужского рода с уменьшительно-ласкательным или только с ласкательным значением.
суфф. -ек- образует уменьшительно-ласкательное значение слова.
16.Небье (от небо) – формообр. суфф.
суфф.-й- обозначает принадлежность лицу или предмету.
17. Окошенное (от окно) – суфф.
суфф. –енн- - образует прилагательные со значением признака или свойства.
18. Плачик (от плач) – суфф.
суфф.-ик- образует слова с уменьшительно-ласкательным значением.
19.Поцелуишко (от поцелуй) – суфф.
суфф. -ишк- под ударением при добавлении к основе существительного образует существительное со значением пренебрежительности.
20.Проевшись, гл. проесться (от проесть) – суфф.
постф. -сь(-ся) - обозначает лицо, совершающее действие, направленное на самого себя.
21. Славословиться (от славословать) - постф. -сь(-ся) – обозначает лицо, совершающее действие, направленное на самого себя.
22.Слезовый (от слеза) – суфф.
суфф. -ов- при добавлении к основе существительного образует прилагательное со значением принадлежности чего-либо лицу или существу, которое названо мотивирующим словом.
23.Тиниться (от тина) – суфф.
суфф. –и- образует слова со значением действия.
постф. -сь(-ся) – обозначает лицо, совершающее действие, направленное на самого себя.
Слова, образованные приставочным способом
24.Вылюбить (от любить) – прист.
25.Вымолиться (от молиться) – прист.
26Выстонать (от стонать) – прист.
27.Выпеть (от петь) – прист.
28.Выплясать (от плясать) – прист.
прист. вы- употребляется при образовании глаголов и обозначает:
а) направленность движения изнутри наружу; б) доведение действия до излишнего предела.
29.Изиздеваться (от издеваться) – прист.
30.Изодраться (от драться) – прист.
31.Исцвести (от цвести) – прист.
прист. из-,ис- обозначает доведение действия до излишнего предела.
32.Обрыдать (от рыдать) – прист.
33.Обжиреть (от жиреть) – прист.
34.Окапать (от капать) – прист.
35.Оплясать (от плясать) – прист.
Приставка о- (об-, обо-) употребляется при образовании глаголов и обозначает:
a) доведение действия до излишнего предела;
б)направленность действия во все стороны, на всю поверхность предмета или вокруг предмета.
Слова, образованные приставочно-суффиксальным способом
36.Заляскать (от лясы) – прист.+суфф.
прист. за- обозначает чрезмерность действия;
суфф. -а- образует слова со значением действия.
37.Изодраться (драть) – прист.+суфф.
прист. из-,ис- обозначает:
а) распространение движения по всем направлениям;
б) доведение действия до излишнего предела.
постф. -сь(-ся) – обозначает лицо, совершающее действие, направленное на самого себя.
38.Изругиваться (от ругаться) – прист. + суфф.
прист. из-,ис- обозначает:
а) распространение движения по всем направлениям;
б) доведение действия до излишнего предела.
постф. -ся – используется для обозначения полноты, исчерпанности, проявления действия, удовлетворенности, истощенности субъекта действием, интенсивности захвата субъекта действием.
39.Исслезённые (от слеза) – прист.+суфф.
прист. из-,ис- обозначает доведение действия до излишнего предела.
суфф. –енн- - образует прилагательные со значением признака или свойства.
40.Испешеходить (от пешеход) – прист.+ суфф.
прист. ис- обозначает распространение движения по всем направлениям.
суфф. –и- образует слова со значением действия.
41. Изъязвить (от язва) – прист.+ суфф.
прист. из-,ис- обозначает доведение действия до излишнего предела.
42.Наслезненный (от слезный) – прист.+ суфф.
прист. на- обозначает действие в большом количестве.
суфф. –енн- - образует прилагательные со значением признака или свойства.
43.Обжиревший, гл. обжиреть (от жиреть) прист.+ суфф.
прист. об- обозначает доведение действия до излишнего предела.
суфф. –е- образует слова со значением действия.
44.Огромив, гл. огромить (от гром) – прист.+ суфф.
приставка о- (об-, обо-) употребляется при образовании глаголов и обозначает направленность действия во все стороны, на всю поверхность предмета или вокруг предмета.
суфф. –и- образует слова со значением действия.
45.Перехихикиваться (от хихикать) – прист. + суфф.
прист. пере- обозначает направленность действия или движения из одного места в другое.
постф. -ся служит для обозначения внутреннего состояния субъекта, настроения, переживания.
46.Размозолеть (от мозоль) – прист.+ суфф.
прист. раз- употребляется при образовании глаголов и обозначает распространение действия на всю поверхность.
суфф. –е- образует слова со значением действия.
47.Свыться (от выть) – прист.+суфф.
Прист. с- обозначает слияние воедино.
постф. -ся служит для обозначения внутреннего состояния субъекта, настроения, переживания.
Слова, образованные бессуфиксным способом
48. Морщь (от морщить) – бессуф.
49. Лазорье (от лазоревый) – бессуф. (или суффиксальным способом с помощью суфф. –й-).
50.Склянь (от прил. стеклянный) – бессуф.
Слова, образованные переходом из одной части речи в другую
51.Весело (от нар. весело) – субстантивация.
52.Женское (сущ. от прил. женский) – субстантивация.
53.Грязненько (сущ. от нар.грязненько – от прил.грязненький – от прил. грязный) – субстантивация.
54.Мягкое (сущ. от прил. мягкий) – субстантивация.
55.Тихо (от нар. тихо) – субстантивация.
Слова, образованные сложением
56.Громоустый (от гром, уста) – сложение + нул. суфф.
57. Златоустейший (от золото, уста) – сложение + суфф.
58. Крикогубый (от крик, губа) – сложение _ нул. суфф.
59. Сорокгодовый (сорок, год) – сложение без соединительной гласной + суфф.
60.Стоглазый (сто, глаз) – сложение
61.Потноживотный (потный, животное) – сложение
Частично нестандартными способами образованы слова
62.Новородить (от новорожденный) – суфф.
63.Площе - вместо слова хуже (сравнит. степень от прил. плохой)
Нестандартным способом образовано одно слово
64.Лепрозорий – сложение +аппликация (л.з. многонаселённый капиталистический город, претендующий на звание столицы мира (от слов «лепиться»- большая плотность населения; «прозорливый» - умеющий предвидет; зори – яркий, контрастный, революционный). (толкование автора работы).
Итак, составив словообразовательный словарь окказионализмов, приходим к выводу: во-первых, для поэмы «Облако в штанах» характерно активное словотворчество; во-вторых, Маяковский использует в поэме все способы словообразования, стандартные и нестандартные; в-третьих, наиболее часто автор использует глаголы- окказионализмы (см. таблицу).
Способы словообразования | Имена существительные | Имена прилагательные | Глагол | Причастия, деепричастия | Всего |
Кол-во | Кол-во | Кол-во | Кол-во | |
Суффиксальный | 9 | 6 | 7 | 1 | 23 |
Бессуффиксный | 3 | 0 | 0 | 0 | 3 |
Приставочный | 0 | 0 | 12 | 0 | 12 |
Сложение | 0 | 6 | 0 | 0 | 6 |
Субстантивация | 5 | 0 | 0 | 0 | 5 |
Приставочно-суффиксальный | 0 | 2 | 8 | 4 | 14 |
Нестандартные способы | 1 | 1 | 1 | 0 | 3 |
Всего | 18 | 15 | 28 | 5 | 64 |
Рассмотрим некоторые особенности словообразования трёх частей речи.
Особенности словообразования окказионализмов - частей речи
Окказионализмы-существительные
Среди существительных выделяются две группы окказиональных существительных: увеличительные и уменьшительные, часто в рассчитанном контрасте, например: «я думал, ты — всесильный божище, а ты недоучка, крохотный божик»; «Круппы и Круппики». Данные суффиксы очень продуктивны, поэтому некоторые слова, которые в ином контексте, может быть, и не ощущались бы как окказиональные, в поэме «Облако в штанах» приближаются к ним: «кулачищ замах», «обугленный поцелуишко», «звоночки коночек». К собственно уменьшительным приближаются суффиксы для обозначения детенышей. Именно в этом смысле в произведении противопоставляются «миллионы огромных чистых любовей и миллион миллионов маленьких грязных любят»; ср. «маленький смирный любеночек». К увеличительным приближается суффикс в слове желтоглазина. Художественная функция этих гиперболизирующих средств языка очевидна: они работают на образ мира Маяковского, и оппозиция «большой — малый» — это способ подчеркнуть его величественность, огромность.
Маяковский также использует отглагольные существительные с нулевым суффиксом: «грозящих бровей морщь» (вместо наморщивание), склянь (вместо стеклянный). Действие как бы превращается в предмет или в признак.
Особую группу составляют субстантивации прилагательных и даже наречий. Субстантивации прилагательных и наречий знакомы русской поэтической традиции, но в поэме они применяются к более «земным» образам, как-то: «звон свой спрятать в мягкое, в женское», «в блохастом грязненьке», «в светлое весело», «в квартирное тихо».
Окказиональные прилагательные
Среди прилагательных в поэме самые заметные — притяжательные: «на… капле слезовой течи»; «небье лицо»; «губы вещины».
Ещё одна группа прилагательных — сложносоставные: (от сочетаний существительных с прилагательными («потноживотные женщины»), с существительными («проклятья громоустого»; «крикогубый Заратустра»). Чтобы этот прием стал ощутимее, деформируется соединительный шов, например: «в сорокгодовой таске».
Далее следует ряд прилагательных с суффиксом -аст-: кудластый (Бог); крыластый («этот, за тобою, крыластый»; «крыластые прохвосты». Этот суффикс указывает на более сильную степень качества, чем -ат-, и тем самым способствует гиперболизации образа мира Маяковского. Тому же служат уменьшительные суффиксы: «идите, голодненькие, потненькие, покорненькие» (ср. в наречии: «солнце нежненько треплет по щечке»).
Окказиональные глаголы
Среди глаголов четко различаются две группы: приставочные образования, чаще отглагольные, и бесприставочные, от других частей речи.
Круг предпочитаемых приставок небольшой, это вы-, из- (ис-), об- (о-): выстонать, выпеть, выплясать, вымолиться, вылюбить («Любовница, которую вылюбил Ротшильд»); изиздеваться, изодраться, изругаться, исслезить, исцвести, испешеходить, изъязвить; обрыдать, окапать, оплясать, обжиреть, обсмеять, огромить. Нехарактерны: наслезнить, перехихикиваться, размозолеть, свиться. В поэме - это доведение действия до предела (вы-, из-) и охват со всех сторон (об-), глаголы динамичнее и напряженнее. Итак, гиперболизация действий так же характерна для мира Маяковского, как и гиперболизация предметов.
Некоторые приставочные глаголы образованы не от глагола, а от существительного, и один от прилагательного. От существительных: «грудь испешеходили»; «мир огромив мощью голоса» (от «гром»,а не от «громить»); «долго ходят, размозолев от брожения», «золото и грязь изъязвили проказу» («распространили покрывающую язвами проказу»: от «язва», а не от «язвить»). От прилагательного: «глаза наслезненные бочками выкачу» (от «слезный», не от «слеза»), но исслезённые ( от «слеза»).
Стилистический оттенок имеет употребление приставочной формы об- вместо о-: «обсмеянный, как анекдот»; обжиревший. С приставкой о- эти глаголы не были бы неологизмами. Форма об- привносит в них оттенок грубости (ср. надсмехаться — насмехаться), позволяя энергичнее и ярче выразить экспрессию неодобрения автора.
Бесприставочные глаголы преимущественно образованы от существительных: «небо иудит»; «ночь по комнате тинится».
От прилагательного «новорожденный» нестандартным способом образуется глагол новородить: «каждое слово душу новородит».
Таким образом, окказионализмы поэта образуются в пределах трёх важнейших частей речи: существительного, прилагательного, глагола. Характерно преобладание окказионализмов-глаголов, способствующих передачи динамики, энергии.
Выявлены и описаны способы образования окказиональных слов поэзии Маяковского. Они образованы стандартными способами словообразования, частично нестандартными, а также по собственно окказиональным способам словообразования. Образование новых слов по окказиональным способам характерно для всех частей речи.
Частично нестандартное образование окказионализма – глагола «новородить».
От прилагательного «новорожденный» любопытным образом реконструируется глагол новородит.
Деформируется соединительный шов при образовании окказиональных прилагательных от сочетаний числительного с существительным: «в сорокгодовой таске».
Частично нестандартным способом (бессуффиксным) образуется существительное «склянь»: в тексте «склянь» означает нечто вроде «стеклянность».
В результате исследования приходим к выводу: активное словотворчество поэта направлено на создание динамичного, гиперболичного образа мира, подчеркивание недостаточности старого языка (словаря) и широты, богатства нового.
Художественная ценность окказиональных слов
Рассмотрим на нескольких конкретных примерах, как изменение структуры слова помогает передать содержание поэмы, раскрыть основную мысль автора.
Рисуя мир города, Маяковский, в том числе и с помощью окказионализмов, гиперболизирует пейзаж. Так, общеупотребительное слово «декабрьский», образованное суффиксальным способом, поэт заменяет паронимом «декабрый», образованным нетипичным для прилагательного бессуффиксным способом ( декабрый←декабрьский). Новое слово словно обрублено, звучит резко, колко, категорично. Из корня окказионального слова «декабрый» можно также вычленить и междометие «бр-р-р». Такая замена неслучайна. Создаётся ощущение холода, бесприютности, трагического одиночества человека в мире. Таким образом, с помощью окказионализмов мрачный городской пейзаж Маяковского очеловечен образами безмерного страдания «улицы», людей-пленников города-ада.
Однако поэт показывает и страдания, муки самого города, Земли.
Необычен и не случаен выбор приставки вы- (обозначает действие, доведённое до излишнего предела) в глаголе «вылюбил» («Земле, обжиревшей, как любовница, которую вылюбил Ротшильд»). Присоединение данной морфемы к глаголу «любить» меняет значение слова. Резкий и грубый окказионализм, пополняя язык слов «улицы», становится средством социальной критики, деэстетизации буржуазного мира. Перед читателем предстаёт поруганный ротшильдами, круппами и круппиками мир - мир нравственной «растленности», оскорбительно-обнажённой несправедли-вости; мир, подобный ночи, засасывающий, словно тина («А ночь по комнате тинится и тинится, из тины не вытянутся отяжелевшему глазу»).
Отсюда и возникновение ещё одного окказионального слова - «тиниться». Глагол образован от основы существительного «тина» с помощью суффикса -и- и постфикса –ся- (аналогом такого образования слова может являться, например, глагол «туманиться»). «Тиниться» распространяется повсеместно, этого нельзя избежать. Окказиональное слово подчёркивает эмоционально-оценочное отношение самого поэта и лирического героя поэмы к явлениям действительности, а также характеризует внутреннее состояние главного героя.
Для выражения трагедии любовного чувства, состояния души Маяковский изобретает очень точное слово «испешеходили» («Грудь испешеходили, чахотки площе»), образованное приставочно-суффиксальным способом с помощью приставки ис- и суффикса –и-. Одно из толкований многозначной приставки -ис- - это движение, направленное во все стороны. Таким образом, чувства олицетворяются: душа человека обречена на муки и страдания и напоминает улицу, по которой взад-вперёд снуют грязные «сапожища».
Раздавили и растоптали любовь в душе лирического героя. И он сам задумывается о подлинности любви. Автор использует окказионализм «любёночек», образованный от существительного любовь + енок – любёнок + ек – любёночек. Суффикс –ёнок- обозначает название детёнышей, второй суффикс –ек- имеет уменьшительно-ласкательное значение. Это слово надо понимать как мелкую, легкомысленную любовь, скорее даже увлечение. Далее следует строка: «Любит звуки коночек». «Любёночек» зарифмовано с окказиональным словом «коночек». По моему мнению, происхождение слова «коночек» можно объяснить двояко:
Слово «коночка» образовано от слова конка (городская железная дорога с конной тягой, существовавшая до повседневного трамвая)
Слово «коночка»- видоизменённое от слова канарейка. В лирической системе Маяковского - символ мещанства и пошлости.
В первом случае подчёркивается механичность любви, она также напоминает игру, детскую, шумную, которая, однако, быстро надоедает.
Во втором – акцент на мещанские, пошловатые отношения.
Два окказионализма помогают читателю дать характеристику лирическому герою, помогают заглянуть в его душу.Герой ненавидит этот серый мир, и разочаровался в существовании настоящей любви.
Автор так же показывает отношение лирического героя к этому обществу: «Голодненькие, потненькие, покорненькие… в блохастом грязненьке!» Окказиональное существительное «грязненьке (-о)» образовано способом перехода одной части речи в другую, в данном случае из наречия в существительное. Теперь это слово не характеризует внешний облик, а его обозначает. Хотя только ли о внешности говорит нам автор? Он показывает ничтожненькую, блохастую, противную, лживую сущность обывателя.
Герой разочаровывается во всех общепринятых правилах и устоях этого общества: ненастоящей любви, убогом строе, лёгком, бездумном искусстве и даже религии. Об этом свидетельствуют строки: «Что головою мотаешь, кудластый?», «Этот, крыластый, знает, что такое любовь?» Окказионализмы кудластый и крыластый, можно заметить, образованы с помощью того же суффикса –аст-, что и слово блохастый. Маяковский пренебрежительно относится к простым смертным и никак не возвышает святых. Но в данном случае суффикс –аст- добавляет словам не только избыточное наличие какого-либо признака, но и пренебрежительное значение. Презрительное отношение лирического героя к Богу также можно заметить в строчках: «Я думал – ты всесильный божище, а ты недоучка, крохотный божик». Окказионализмы божище и божик образованы противоположными суффиксами, а, следовательно, являются антонимичными. Суффикс -ищ –придаёт слову значение громадного размера, а -ик –уменьшительно-пренебрежительный смысл. В первом случае лирический герой возвеличивает Создателя, а во втором – разочаровывается в его могуществе.
Итак, Маяковский выражает нам мысли и душевное состояние лирического героя через окружающую обстановку и внутренние монологи, он рисует это точно при помощи окказиональных слов. Мы можем почувствовать мерзкую, холодную, вымученную уличную атмосферу, которая закрадывается в душу героя. Критичное и пренебрежительное отношение к окружающему его миру города.
С помощью окказионализмов мы можем не только понять смысл поэмы, но и прочувствовать его, пропустить через себя. В этом и заключается художественная ценность окказиональных слов.
Заключение
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
в поэме Маяковского «Облако в штанах» окказиональное слово эмоционально насыщено, активно и выражает лирическое чувство художника-протестанта, борца, неприятие им всего строя старого мира и устремлённость в будущее.
Окказиональное слово повышает процент информационной точности слова.
В своей поэме Маяковский экспериментирует над словом, используя окказиональные слова. Маяковский не нарушает правила русского языка, он использует все общепринятые способы словообразования. Автор сочетает со словами несочетаемые, но общепринятые морфемы. Отбор слов в поэме (и поэзии) Маяковского не случаен: он определяется темой. Авторские неологизмы открывают такие оттенки значений, которые помогли поэту показать неприкрашенную правду жизни, уловить новые явления, выразить точно мысль, что подтверждается конкретными примерами. Каждое слово в поэме не случайно, над ним совершали огромную, кропотливую работу: «тысячи тонн словесной руды» поэт «изводил» «единого слова ради», для того чтобы придать ему больше информационного смысла.
Список использованной литературы
Т.Ф. Ефремова, Кузнецова А.И. Словарь морфем русского языка. М., «Русский язык», 1984.
Маяковский В.В.Избранные сочинения. М., «Художественная литература», 1991.
Потиха З.А. Современное русское словообразование. М., «Просвещение», 1970
Соколов А.Г. История русской литературы конца ХIX – начала ХХ века. М., «Высшая школа», 1988.
Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. М., «Русский язык», 1990.
16