Министерство образования и науки
МБОУ «Онохойская средняя общеобразовательная школа №1»
Заиграевский район
«Решение задач с помощью
кругов Эйлера»
Выполнил: Перевалов Кирилл
ученик 7 класса
Руководитель: Буркова И.П.
учитель математики.
(Республиканская олимпиада 2015)
Задача В спортивных соревнованиях участвует школьная команда из 20 человек, каждый из которых имеет спортивный разряд по одному или нескольким трех видов спорта: легкой атлетике, плаванию и гимнастике. Известно, что 12 из них имеют разряды по легкой атлетике, 10 – по гимнастике и 5 – из по плаванию. Сколько школьников из этой команды имеют разряды по всем видам спорта, если по легкой атлетике и плаванию разряды имеют 2 человека, по легкой атлетике и гимнастике – 4 человека, по плаванию и гимнастике– 2 человека?
Актуальность: Задачи имеют практический характер, что немаловажно в современной жизни. Заставляют задумываться, подходить к решению какой-либо проблемы с другой стороны, уметь выбирать из множества способов решения, наиболее простой, легкий путь.
Цель исследования: Показать применение способа решения задач с помощью кругов Эйлера и умение составлять задачи практического содержания.
Объект исследования: текстовые задачи
Предмет исследования : понятия: «Круги Эйлера», задачи школьного курса математики .
Гипотеза исследования: применение кругов Эйлера повышают наглядность при решении задач и упрощает решение задач
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы понятий: «Круги Эйлера»
2. Показать решение задач школьного курса вышеназванными методами
3. Проанализировать, как изменяется решение задачи при изменении части условия.
Методы исследования: сбор материала, обработка данных, наблюдение, сравнение, анализ, обобщение.
«стадо чашек» нельзя, а множество чашек –можно.
«бригада коров» нельзя, а множество коров – можно.
Круги Эйлера — принятый в логике способ моделирования, наглядного изображения отношений между объемами понятий с помощью кругов, предложенный знаменитым математиком Л. Эйлером (1707–1783).
Круги Эйлера
Круги Эйлера
Какое животное подходит под описание всех кругов..
«Задачи из жизни 7 «б»
Задача №1. В классе 25 учащихся. Из них 5 человек не умеют играть ни в шашки, ни в шахматы. 18 учащихся умеют играть в шашки, 20 — в шахматы. Сколько учащихся класса играют и в шашки, и в шахматы? (приложение 2)
Решение:
А – шахматы 25-5=20 – чел. умеют играть В – шашки 20+18-20=18 – чел. играют и в шашки, и в шахматы
«Задачи из жизни 7 «б»
Задача №3 В классе 35 учеников. В математическом кружке из них 12 занимаются, в биологическом - 9, а 16 ребят не посещают эти кружки. Сколько биологов увлекаются математикой.
Решение: Мы видим, что кружки посещают 19 ребят, так как 35 - 16=19, из них 10 человек посещают только математический кружок (19-9=10) и 2 биолога (12-10=2) увлекаются математикой.
Ответ: 2 биолога.
«Задачи из жизни 7 «б»
Количество учеников -большой круг, а внутри поместим круги поменьше. Общая часть кругов биологи-математики. Внутри большого круга 35 учеников, внутри кругов М и Б : 35-16=19 учеников, внутри круга М - 12 ребят
В части круга Б, которая не имеет ничего общего с кругом М, находится 19-12=7 учеников,
МБ находится 2 ученика (9-7=2
2 биолога увлекаются математикой.
1)35-16=19(чел.); 2) 12+9=21 (чел.) 3)21-19=2(чел.).
Ответ: 2 биолога.
32
«Задачи из жизни 7 «б»
Задача №4 . В классе 32 человека. Из них 14 играют в баскетбол, 24 - в пионербол, 16 - в волейбол. Увлекаются двумя видами спорта - баскетболом и пионерболом - шестеро, баскетболом и волейбол - четверо, пионерболом и волейболом - четверо. Трое ничем не занимаются. Сколько ребят увлекается всеми видами игры
Решение. Воспользуемся кругами Эйлера.
1)32-3=29(ч.) – играют хотя бы в одну игру.
2)14-6-4-Х=4-Х (ч.) – играют только в баскетбол.
3)24-6-4-Х=14-Х (ч.) – играют только в пионербол.
4)16-4-4-Х=8-Х (ч.) – играют только в волейбол.
5)4-Х+14-Х+8-Х+5+6+4=29 (ч.)
41-3Х=29
3Х=12
Х=4(ч.) Ответ: четыре человека увлекаются всеми тремя видами спорта.
4
Задача№6 .Ученики нашего класса принимали участие в олимпиаде по биологии и русскому языку, часть – только по биологии, а часть в двух олимпиадах. По биологии принимало участие 85%, по русскому языку 75%. Сколько процентов учащихся участвовало в двух олимпиадах? Решение.
А – множество учеников, принимающих участие в олимпиаде по биологии.
В – множество учеников, принимающих участие в олимпиаде по русскому языку.
100% - все учащиеся.
100% - 85% = 15% Учащиеся, участвующие в олимпиаде только по
русскому языку.
75% - 15% = 60% Учащиеся, участвующие в двух олимпиадах.
Логика, - наука о законах и формах
правильного мышления
Ты человек, а значит, ты
Обязан рассуждать –
А без логичной простоты
Ты будешь пропадать.
Пусть за собой она зовёт-Уйми в коленях дрожь!
Коль с Логикой пойдёшь вперёд
Нигде не пропадёшь!
(С. Алдошин)
(Республиканская олимпиада 2015)
Задача В спортивных соревнованиях участвует школьная команда из 20 человек, каждый из которых имеет спортивный разряд по одному или нескольким трех видов спорта: легкой атлетике, плаванию и гимнастике. Известно, что 12 из них имеют разряды по легкой атлетике, 10 – по гимнастике и 5 – из по плаванию. Сколько школьников из этой команды имеют разряды по всем видам спорта, если по легкой атлетике и плаванию разряды имеют 2 человека, по легкой атлетике и гимнастике – 4 человека, по плаванию и гимнастике– 2 человека?
А-множество учащихся, имеющих разряды по легкой атлетике.
В-множество учащихся, имеющих разряды по плаванию.
С-множество учащихся, имеющих разряды по гимнастике.
Нам надо найти, сколько элементов, то есть учащихся входят в пересечение множеств.
12 -2 = 10 - учащихся только по легкой атлетике.
10 -2 = 8 - учащихся только по плаванию.
5 -4 = 1 - учащихся только по гимнастике.
20-[(12-2) +(10-2)+(5-4)]=20-10-8-1=20-19=1 (уч.) имеет разряд по всем видам
спорта.