СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нпк "шаг в будущее" круги эйлера в задачах.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подойдет и для внеклассной работы. Рассматриваются задачи различного характера.

Просмотр содержимого документа
«Нпк "шаг в будущее" круги эйлера в задачах.»

Министерство образования и науки  МБОУ «Онохойская средняя общеобразовательная школа №1» Заиграевский район  «Решение задач с помощью кругов Эйлера» Выполнил: Перевалов Кирилл ученик 7 класса Руководитель: Буркова И.П. учитель математики.

Министерство образования и науки

МБОУ «Онохойская средняя общеобразовательная школа №1»

Заиграевский район

«Решение задач с помощью

кругов Эйлера»

Выполнил: Перевалов Кирилл

ученик 7 класса

Руководитель: Буркова И.П.

учитель математики.

(Республиканская олимпиада 2015) Задача В спортивных соревнованиях участвует школьная команда из 20 человек, каждый из которых имеет спортивный разряд по одному или нескольким трех видов спорта: легкой атлетике, плаванию и гимнастике. Известно, что 12 из них имеют разряды по легкой атлетике, 10 – по гимнастике и 5 – из по плаванию. Сколько школьников из этой команды имеют разряды по всем видам спорта, если по легкой атлетике и плаванию разряды имеют 2 человека, по легкой атлетике и гимнастике – 4 человека, по плаванию и гимнастике– 2 человека?

(Республиканская олимпиада 2015)

Задача В спортивных соревнованиях участвует школьная команда из 20 человек, каждый из которых имеет спортивный разряд по одному или нескольким трех видов спорта: легкой атлетике, плаванию и гимнастике. Известно, что 12 из них имеют разряды по легкой атлетике, 10 – по гимнастике и 5 – из по плаванию. Сколько школьников из этой команды имеют разряды по всем видам спорта, если по легкой атлетике и плаванию разряды имеют 2 человека, по легкой атлетике и гимнастике – 4 человека, по плаванию и гимнастике– 2 человека?

Актуальность: Задачи имеют практический характер, что немаловажно в современной жизни. Заставляют задумываться, подходить к решению какой-либо проблемы с другой стороны, уметь выбирать из множества способов решения, наиболее простой, легкий путь. Цель исследования: Показать применение способа решения задач с помощью кругов Эйлера и умение составлять задачи практического содержания. Объект исследования: текстовые задачи Предмет исследования : понятия: «Круги Эйлера», задачи школьного курса математики . Гипотеза исследования: применение кругов Эйлера повышают наглядность при решении задач и упрощает решение задач

Актуальность: Задачи имеют практический характер, что немаловажно в современной жизни. Заставляют задумываться, подходить к решению какой-либо проблемы с другой стороны, уметь выбирать из множества способов решения, наиболее простой, легкий путь.

Цель исследования: Показать применение способа решения задач с помощью кругов Эйлера и умение составлять задачи практического содержания.

Объект исследования: текстовые задачи

Предмет исследования : понятия: «Круги Эйлера», задачи школьного курса математики .

Гипотеза исследования: применение кругов Эйлера повышают наглядность при решении задач и упрощает решение задач

Задачи исследования: 1. Изучить теоретические основы понятий: «Круги Эйлера» 2. Показать решение задач школьного курса вышеназванными методами 3. Проанализировать, как изменяется решение задачи при изменении части условия. Методы исследования: сбор материала, обработка данных, наблюдение, сравнение, анализ, обобщение.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические основы понятий: «Круги Эйлера»

2. Показать решение задач школьного курса вышеназванными методами

3. Проанализировать, как изменяется решение задачи при изменении части условия.

Методы исследования: сбор материала, обработка данных, наблюдение, сравнение, анализ, обобщение.

«стадо чашек» нельзя, а множество чашек –можно. «бригада коров» нельзя, а множество коров – можно. Круги Эйлера — принятый в логике способ моделирования, наглядного изображения отношений между объемами понятий с помощью кругов, предложенный знаменитым математиком Л. Эйлером (1707–1783).

«стадо чашек» нельзя, а множество чашек –можно.

«бригада коров» нельзя, а множество коров – можно.

Круги Эйлера — принятый в логике способ моделирования, наглядного изображения отношений между объемами понятий с помощью кругов, предложенный знаменитым математиком Л. Эйлером (1707–1783).

Круги Эйлера

Круги Эйлера

Круги Эйлера Какое животное подходит под описание всех кругов..

Круги Эйлера

Какое животное подходит под описание всех кругов..

«Задачи из жизни 7 «б» Задача №1. В классе 25 учащихся. Из них 5 человек не умеют играть ни в шашки, ни в шахматы. 18 учащихся умеют играть в шашки, 20 — в шахматы. Сколько учащихся класса играют и в шашки, и в шахматы? (приложение 2) Решение: А – шахматы 25-5=20 – чел. умеют играть В – шашки 20+18-20=18 – чел. играют и в шашки, и в шахматы

«Задачи из жизни 7 «б»

Задача №1. В классе 25 учащихся. Из них 5 человек не умеют играть ни в шашки, ни в шахматы. 18 учащихся умеют играть в шашки, 20 — в шахматы. Сколько учащихся класса играют и в шашки, и в шахматы? (приложение 2)

Решение:

А – шахматы 25-5=20 – чел. умеют играть В – шашки 20+18-20=18 – чел. играют и в шашки, и в шахматы

«Задачи из жизни 7 «б» Задача №3 В классе 35 учеников. В математическом кружке из них 12 занимаются, в биологическом - 9, а 16 ребят не посещают эти кружки. Сколько биологов увлекаются математикой. Решение: Мы видим, что кружки посещают 19 ребят, так как 35 - 16=19, из них 10 человек посещают только математический кружок (19-9=10) и 2 биолога (12-10=2) увлекаются математикой. Ответ: 2 биолога.

«Задачи из жизни 7 «б»

Задача №3 В классе 35 учеников. В математическом кружке из них 12 занимаются, в биологическом - 9, а 16 ребят не посещают эти кружки. Сколько биологов увлекаются математикой.

Решение: Мы видим, что кружки посещают 19 ребят, так как 35 - 16=19, из них 10 человек посещают только математический кружок (19-9=10) и 2 биолога (12-10=2) увлекаются математикой.

Ответ: 2 биолога.

«Задачи из жизни 7 «б»  Количество учеников -большой круг, а внутри поместим круги поменьше. Общая часть кругов биологи-математики. Внутри большого круга 35 учеников, внутри кругов М и Б : 35-16=19 учеников, внутри круга М - 12 ребят В части круга Б, которая не имеет ничего общего с кругом М, находится 19-12=7 учеников,  МБ находится 2 ученика (9-7=2 2 биолога увлекаются математикой. 1)35-16=19(чел.); 2) 12+9=21 (чел.) 3)21-19=2(чел.). Ответ: 2 биолога. 32

«Задачи из жизни 7 «б»

Количество учеников -большой круг, а внутри поместим круги поменьше. Общая часть кругов биологи-математики. Внутри большого круга 35 учеников, внутри кругов М и Б : 35-16=19 учеников, внутри круга М - 12 ребят

В части круга Б, которая не имеет ничего общего с кругом М, находится 19-12=7 учеников,

МБ находится 2 ученика (9-7=2

2 биолога увлекаются математикой.

1)35-16=19(чел.); 2) 12+9=21 (чел.) 3)21-19=2(чел.).

Ответ: 2 биолога.

32

«Задачи из жизни 7 «б»  Задача №4 . В классе 32 человека. Из них 14 играют в баскетбол, 24 - в пионербол, 16 - в волейбол. Увлекаются двумя видами спорта - баскетболом и пионерболом - шестеро, баскетболом и волейбол - четверо, пионерболом и волейболом - четверо. Трое ничем не занимаются. Сколько ребят увлекается всеми видами игры   Решение. Воспользуемся кругами Эйлера. 1)32-3=29(ч.) – играют хотя бы в одну игру. 2)14-6-4-Х=4-Х (ч.) – играют только в баскетбол. 3)24-6-4-Х=14-Х (ч.) – играют только в пионербол. 4)16-4-4-Х=8-Х (ч.) – играют только в волейбол. 5)4-Х+14-Х+8-Х+5+6+4=29 (ч.) 41-3Х=29 3Х=12  Х=4(ч.) Ответ: четыре человека увлекаются всеми тремя видами спорта. 4

«Задачи из жизни 7 «б»

Задача №4 . В классе 32 человека. Из них 14 играют в баскетбол, 24 - в пионербол, 16 - в волейбол. Увлекаются двумя видами спорта - баскетболом и пионерболом - шестеро, баскетболом и волейбол - четверо, пионерболом и волейболом - четверо. Трое ничем не занимаются. Сколько ребят увлекается всеми видами игры

 

Решение. Воспользуемся кругами Эйлера.

1)32-3=29(ч.) – играют хотя бы в одну игру.

2)14-6-4-Х=4-Х (ч.) – играют только в баскетбол.

3)24-6-4-Х=14-Х (ч.) – играют только в пионербол.

4)16-4-4-Х=8-Х (ч.) – играют только в волейбол.

5)4-Х+14-Х+8-Х+5+6+4=29 (ч.)

41-3Х=29

3Х=12

Х=4(ч.) Ответ: четыре человека увлекаются всеми тремя видами спорта.

4

Задача№6 .Ученики нашего класса принимали участие в олимпиаде по биологии и русскому языку, часть – только по биологии, а часть в двух олимпиадах. По биологии принимало участие 85%, по русскому языку 75%. Сколько процентов учащихся участвовало в двух олимпиадах? Решение. А – множество учеников, принимающих участие в олимпиаде по биологии. В – множество учеников, принимающих участие в олимпиаде по русскому языку. 100% - все учащиеся. 100% - 85% = 15% Учащиеся, участвующие в олимпиаде только по русскому языку. 75% - 15% = 60% Учащиеся, участвующие в двух олимпиадах.

Задача№6 .Ученики нашего класса принимали участие в олимпиаде по биологии и русскому языку, часть – только по биологии, а часть в двух олимпиадах. По биологии принимало участие 85%, по русскому языку 75%. Сколько процентов учащихся участвовало в двух олимпиадах? Решение.

А – множество учеников, принимающих участие в олимпиаде по биологии.

В – множество учеников, принимающих участие в олимпиаде по русскому языку.

100% - все учащиеся.

100% - 85% = 15% Учащиеся, участвующие в олимпиаде только по

русскому языку.

75% - 15% = 60% Учащиеся, участвующие в двух олимпиадах.

Логика, - наука о законах и формах  правильного мышления Ты человек, а значит, ты Обязан рассуждать – А без логичной простоты Ты будешь пропадать. Пусть за собой она зовёт-Уйми в коленях дрожь! Коль с Логикой пойдёшь вперёд Нигде не пропадёшь! (С. Алдошин)

Логика, - наука о законах и формах

правильного мышления

Ты человек, а значит, ты

Обязан рассуждать –

А без логичной простоты

Ты будешь пропадать.

Пусть за собой она зовёт-Уйми в коленях дрожь!

Коль с Логикой пойдёшь вперёд

Нигде не пропадёшь!

(С. Алдошин)

(Республиканская олимпиада 2015) Задача В спортивных соревнованиях участвует школьная команда из 20 человек, каждый из которых имеет спортивный разряд по одному или нескольким трех видов спорта: легкой атлетике, плаванию и гимнастике. Известно, что 12 из них имеют разряды по легкой атлетике, 10 – по гимнастике и 5 – из по плаванию. Сколько школьников из этой команды имеют разряды по всем видам спорта, если по легкой атлетике и плаванию разряды имеют 2 человека, по легкой атлетике и гимнастике – 4 человека, по плаванию и гимнастике– 2 человека?

(Республиканская олимпиада 2015)

Задача В спортивных соревнованиях участвует школьная команда из 20 человек, каждый из которых имеет спортивный разряд по одному или нескольким трех видов спорта: легкой атлетике, плаванию и гимнастике. Известно, что 12 из них имеют разряды по легкой атлетике, 10 – по гимнастике и 5 – из по плаванию. Сколько школьников из этой команды имеют разряды по всем видам спорта, если по легкой атлетике и плаванию разряды имеют 2 человека, по легкой атлетике и гимнастике – 4 человека, по плаванию и гимнастике– 2 человека?

А-множество учащихся, имеющих разряды по легкой атлетике. В-множество учащихся, имеющих разряды по плаванию. С-множество учащихся, имеющих разряды по гимнастике. Нам надо найти, сколько элементов, то есть учащихся входят в пересечение множеств. 12 -2 = 10 - учащихся только по легкой атлетике. 10 -2 = 8 - учащихся только по плаванию. 5 -4 = 1 - учащихся только по гимнастике. 20-[(12-2) +(10-2)+(5-4)]=20-10-8-1=20-19=1 (уч.) имеет разряд по всем видам спорта.

А-множество учащихся, имеющих разряды по легкой атлетике.

В-множество учащихся, имеющих разряды по плаванию.

С-множество учащихся, имеющих разряды по гимнастике.

Нам надо найти, сколько элементов, то есть учащихся входят в пересечение множеств.

12 -2 = 10 - учащихся только по легкой атлетике.

10 -2 = 8 - учащихся только по плаванию.

5 -4 = 1 - учащихся только по гимнастике.

20-[(12-2) +(10-2)+(5-4)]=20-10-8-1=20-19=1 (уч.) имеет разряд по всем видам

спорта.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!