СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

НПК "Шаг в будущее" . Особенности виртуального общения («разговор в мессенджере»)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

НПК "Шаг в будущее"

Исследовательская работа по русскому языку на тему "Особенности виртуального общения  («разговор в мессенджере»)"

Просмотр содержимого документа
«НПК "Шаг в будущее" . Особенности виртуального общения («разговор в мессенджере»)»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

МБОУ СОШ № 1 г.ГУСИНООЗЕРСКА








Особенности виртуального общения

(«разговор в мессенджере»)







Калашникова Алина

ученица 8 «а» класса

Научный руководитель:

Эрдыниева В.Б.,

к.п.н., учитель русского

языка и литературы СОШ №1








Гусиноозерск – 2019

Оглавление Введение…………………………………………………………..…...………….……………. 3

Глава I. Теоретические основы виртуального общения (разговор в мессенджере)

1.1. Специфика виртуального общения ……………………………………………………….4

1.2. Речевые жанры виртуального общения……………………………………………………5

1.3. «Разговор в мессенджере» как феномен виртуального общения……………….………..6

Глава II. Характеристики разговора в мессенджере

2.1. Языковые особенности разговора в мессенджере……………………………………..….8

2.2. Графическое оформление текстов в речевом жанре «разговор в мессенджере», нарушения языковых норм…………………………………………………………………….10

Заключение…………………………………………………..………….……………….….......12

Список литературы………………………….………………….………….……………...……13

Приложения ………………………………………………….……………………..….….……14




























Введение

Актуальность. Современное общество живет в эпоху интернет-технологий, мультимедийных средств, онлайн-сервисов, и как следствие, новых сфер общения. Новыми формами общения являются электронный разговор, общение, переписка по электронной почте, групповые разговоры в чате, посты в блогах и на форумах. Особо выделяется «разговор в мессенджере», который представляет собой разговор в форме диалога с небольшими по объему репликами через службу мгновенного обмена сообщениями. Сообщения передаются быстро и без задержек, время уходит только на набор текста. Могут передаваться также звуковые сигналы, изображения, видео. С помощью мессенджера можно играть, рисовать и выполнять много других операций.

Благодаря новейшим компьютерным технологиям сформировался особый тип высказываний, характерных для мгновенных электронных разговоров, то есть новый речевой жанр «разговор в мессенджере». Разговор в мессенджере отличается индивидуальностью, разговорной речью, используются жаргонизмы.

Интерес к появлению разговора в форме диалога в режиме реального времени послужили основанием выбора проблемы исследования: как представлена разговорная речь в письменной форме.

Цель исследования: выявить признаки и специфические черты виртуального общения («разговор в мессенджере)».

Задачи исследования:

–определить специфические признаки виртуального общения, а именно «разговора в мессенджере»;

– выявить языковые особенности диалогов в режиме реального времени на основе анализа фактического материала;

–провести анализ графического и языкового оформления текстов.

Объектом исследования являются особенности современного вербального общения. Предмет исследования составляют признаки речевого жанра «разговор в мессенджере» как феномена вербального общения.

Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: наблюдение, сравнение и обобщение фактического материала, количественный метод, метод сбора и обработки информации.

Материалом исследования послужили диалоги, взятые из таких мессенджеров, как «ВКонтакте», «Фэйсбук». Диалоги выделены из переписок, предоставленных учащимися 8 «а», 9 «б» классов.


ГЛАВА I. Теоретические основы виртуального общения (разговор в мессенджере)


    1. Специфика виртуального общения

Развитие информационных технологий привели к возникновению нового вида коммуникации, которое получило название виртуального общения. В настоящее время виртуальное общение отличается многообразием форм, динамизмом и оказывает большое влияние на другие сферы общения. Как отмечает Е. И. Горошко, в подходах к определению виртуального общения нет единообразия. Для обозначения общения человека в сети Интернет увеличивается количество терминов: называет компьютерно-опосредованной коммуникацией, электронным общением или электронной коммуникацией [2].В Сети постоянно появляются среди общающихся жаргонные наименования (виртуалка, электронка, Инет, Сетка), основанных на сокращениях, усечениях и придающих фамильярный характер. И. Н. Розина считает, что интернет-коммуникация представляет собой «использование людьми электронных сообщений (чаще мультимедийных) для формирования знаний и взаимопонимания в разнообразных средах, контекстах и культурах» [4].

В данном исследовании мы придерживаемся следующего определения виртуального общения - это особая форма коммуникации, диалог людей в сети Интернет в режиме реального времени текстовыми и графическими символами и мультимедийными (видеоролики, фотографии, картинки) сообщениями.

Е. И. Горошко выделяет основные классификации виртуального общения:

- в зависимости от количества человек, участвующих в общении (от одного человека – к одному; от многих – к одному; от одного – ко многим; от многих – ко многим);

- в зависимости от тех, с кем осуществляется общение (общение с реальным партнером (электронная почта, SMS-сообщения, форумы); общение с иллюзорным партнером (компьютерные игры, веб-сайты) [2].

На основе анализа разных подходов к изучению виртуального общения Е. И. Горошко выделяет следующие признаки общения посредством Интернета: «анонимность, дистантность, физическая непредставленность коммуникантов, стимулирующие нарушение языковой нормы в целях установления и поддержания виртуальных контактов». Это делает виртуальное общение необыденным и оригинальным. Новаторство и необыденность коммуникации в пространстве Сети постоянно растет, появляется речетворчество, это особенно видно по сетевой лексике. Новаторство выражается также в отклонении от грамматических и пунктуационных языковых норм. В виртуальном общении мало информации о собеседнике, что позволяет ее «достраивание» до необходимых выводов.

Эмоциональность общения в виртуальном общении достигается как с помощью использования заглавных букв, повторений пунктуационных знаков, так и специальных графических средств, которые выражают определенную эмоцию и добавляются к текстовому сообщению: смайликов, эмотиконов и эмодзи. Е. И. Горошко отмечает также добровольность виртуального общения: добровольно завязывают разговор, ведут беседу и прекращают общение, а также могут прерывать коммуникацию в любой момент [2].

Особое место в описании специфики виртуального общения занимает избранный нами в качестве предмета исследования разговор в мессенджере.


    1. Речевые жанры виртуального общения

Речевые жанры – в определении М. М. Бахтина «определенные, относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы высказываний» [1]. Жизнь интернет-жанров динамична и непостоянна, потому что одни утрачивают свою актуальность, вторые приобретают новые признаки, третьи представляют собой совершенно новое образование.

Рассмотрим популярные речевые жанры виртуального общения: электронное письмо, чат, форум, блог.

Электронное письмо среди жанров виртуального общения является наиболее традиционным (по сравнению с форумами, общением через мессенджер и другими). Между тем обладает своей собственной жанровой спецификой (отсутствие обращения, приветствия и прощания). Первые два письма обычно содержат обращения и приветствие, однако в последующих письмах опускаются. Если письмо является ответом на конкретный вопрос, то обращение всегда опускается. Выделим следующие особенности пунктуации в электронном письме: знаки препинания (запятые и кавычки) опускаются или используются независимо от существующих правил.

Чат –жанр, который представляет спонтанное диалоговое общение в режиме реального времени. Сообщения чата печатаются быстро, текст не редактируется, наблюдается экономия языковых средств, что приводит к появлению разнообразных сокращений и т.д. Сообщения чата короткие, невозможно вернуться к сказанному.

Форум–это виртуальное общение с целью обсудить актуальную тему. Специфичным является то, что участвуют в общении неограниченное количество участников, отправленные сообщения могут храниться долго. Форумы различаются по тематике, структуре, оформлению.

Блог – «веб-сайт, содержащий датированные записи мультимедийного характера, расположенные в обратном хронологическом порядке, с возможностью оставления комментариев к записям и просмотра любой записи на отдельной веб-странице» [7].


1.3. «Разговор в мессенджере» как феномен виртуального общения

Новая форма виртуального общения включает службу мгновенных сообщений–мессенджеры для обмена сообщениями в реальном времени через Интернет. Необходимо отграничить речевой жанр «разговор в мессенджере» от SMS, электронное письмо (e-mail) и чат. Как отмечает Т. В. Шмелева, у любого человека есть интуиция, благодаря чему в процессе коммуникации общение протекает в определенной тональности [5].

Мы считаем, что разговор в мессенджере – это короткие, связанные друг с другом фразы, передаваемые с целями узнать или рассказать о чем-либо, поболтать, дать указания и т.д. Однако, и SMS-сообщения, и общение в социальных сетях, и чаты служат для данных целей. Выделим специфические черты разговора в мессенджере для отграничения от других речевых жанров.

В словаре Ожегова С. И. слово разговор имеет следующие значения: 1. Словесный обмен сведениями, мнениями, беседа. 2. (разг.) Толки, пересуды. 3. (разг.) Обсуждение чего-н. [3]. В «разговор в мессенджере» включены признаки разговора, которые касаются содержания: «обмен сведениями, мнениями, обсуждение чего-нибудь», но через компьютер.

SMS-сообщение – это текстовое сообщение на мобильный телефон, осуществляемое с помощью мобильного оператора. Электронное письмо (e-mail) – текст, посылаемый кому-либо для сообщения чего-либо, для общения на расстоянии. Чат, чаттер (от англ. chat– «болтать») –групповой обмен сообщениями по Интернет сети в режиме реального времени. Общими признаками являются письменная форма; направленность на адресата; некоторый отрезок времени между написанием текста и его прочтением.

Мессенджер, SMS, электронное письмо и чат имеют следующие различия. SMS-общение осуществляется с помощью услуги оператора связи за определенную плату, поэтому SMS-сообщение предполагает краткость изложения мысли, не предполагает мгновенной ответной реакции, автор сообщения не знает, когда его послание будет прочитано. В мессенджере есть специальная маркировка просмотренных сообщений.

Электронное письмо (e-mail) представляет собой больший по объему текст, состоящий из нескольких предложений. Электронное письмо может использоваться для передачи файлов, текстовых документов. Сохраняет ряд особенностей традиционного письма: наличие обращения по имени, главной части, наличие завершающей вежливой фразы. В e-mail мы не знаем, когда автор получит ответ на свое сообщение. В мессенджере сообщение приходит пользователю моментально, оно демонстрируется ему в окне диалога.

Важной особенностью мессенджера является режим коммуникации – online (от англ. on-line– «на линии»). Общение протекает в режиме реального времени, автор текста знает, что его послание мгновенно дойдет до адресата и будет тут же увидено и воспринято. Отличие чата от речевого жанра «разговор в мессенджере» в том, что чат предполагает групповое общение. Отметим, что электронная почта и SMS-общение ближе к переписке, а разговор в мессенджере и чат – к разговору.

Таким образом, разговор в мессенджере – это разговор в форме диалога с небольшими репликами, осуществляемый в режиме реального времени через службу мгновенного обмена сообщениями.

























ГЛАВА II. Характеристики разговора в мессенджере

2.1. Языковые особенности разговора в мессенджере

Характеризуя разговор в мессенджере, мы остановимся на таких параметрах, как фонетический, лексический, и синтаксический уровни. Исследование со школьниками проводилось в два этапа: в форме анкетирования; изучения диалогов из переписок учащихся 8 «а» и 9 «б», взятых из мессенджеров: «ВКонтакте», «Фэйсбук» (приложение 3).

На первом этапе учащимся были предложены вопросы и результаты показали, что учащиеся предпочитают способ виртуального общения с помощью мессенджера (96,6%). В переписках часто используют сокращения (72,4%), смайлики (79,3%). На вопрос «Задумываетесь ли вы над грамотностью, общаясь в мессенджере?» 42,2% учащихся ответили «иногда», 35,7% - «да», 21,4% - «нет». Учащиеся отметили следующие плюсы языка виртуального общения: «служит одновременно для передачи информации и эмоций» 58,6%; «возможность научиться кратко и четко формулировать свои мысли» 51,7%; «возможность передачи информации при недоступности адресата» 48,3%; «эмоциональная окраска речи» 44,8%; «передача большего количества информации за минимальное количество времени» 37,9%. Недостатками виртуального общения являются, по мнению большинства школьников, «трудности в понимании содержания» 82,8% и «отступление от грамматических норм, что приводит к снижению грамотности» 65,5%.

На втором этапе изучены диалоги из переписок учащихся 8 «а» и 9 «б», взятых из мессенджеров: «ВКонтакте», «Фэйсбук». Языковые особенности разговора в мессенджере рассмотрены на фонетическом, лексическом, синтаксическом уровнях.

В речевом жанре «разговор в мессенджере» наблюдается стремление приблизить письменное общение к живому разговору посредством письма и графики. Л. Ю. Щипицина говорит о наличии «графических соответствий фонетическим явлениям спонтанной непосредственной речи»[6].

Рассмотрим фонетические признаки, присутствующие в речевом жанре «разговор в мессенджере» школьников 8 «а» и 9 «б» классов г. Гусиноозерска:

1. пропуски букв, обычно гласных, или целых слогов – Прив; – Кд? – так се; – А у тя? – тож – ну лан – чого на каток?

2. отражение на письме фонетических процессов: изменения звонких и глухих согласных, пропуски, вставки – Ты хде?; – чо говориш?; – щас погоди; – чо-то было; и оглушения на конце слова – он вдрук придет; это друк мой.

3. нечеткое «проговаривание» звуков – И скок надо?; – чо тож ничего не принес?

4. пародирование дефектов речи или акцента: –Узбогойзя – Чего? – ну по-некитонскому успокойся; – В абсик пойдём?; – Дороупасаны; Такое написание показывает стремление к имитации непринужденной речи.

К особым фонетическим средствам можно отнести паузы, обозначающимися запятыми и многоточиями – Я даже и не знаю….Может он…..заболел?; – Какой он…красивый; крик или повышенный тон передаётся прописными буквами: КРУТО!!!!;Ниче себе!!!!!!! - Я ДАЖЕ И НЕ ЗНАЛА!); протяжность произнесения, сильные эмоции передаются повторением букв или знаками препинания; – ООооооооооооо!!!!!НУ ВСЁ!1! Ээээээээ, что?; – Мммммм, как вкусно))).

Для виртуального диалога на лексическом уровне характерно использование разговорных слов, жаргонизмов для неформального характера коммуникации: – блин дороги как замело, хз как я завтра утром в город поеду (блин – в значении междометия: выражает удивление, огорчение, досаду; хзне знаю; Я на деле торможу.ахаха, и все равно быстро // а чего не на компе? Я в клубе тусуюсь (комп -персональный компьютер; тусуюсь нахожусь); я не могу найти ничего в электронке // (электронная версия).

При анализе материала выявлены следующие особенности лексических средств виртуального диалога:– сокращение слов – Мы идем завтра в шк? – Они гуля на выходных; – а тел уника не знаешь?; МНЕ КОМП И ПЛАНШ КУПИЛИ!!!!!; ОМГ! Ничёсе))), Это прям из мультаХР (хорошие ребята); спс! – нзч ( не за что); сегодня в школе о5 будет английский (ср.опять);слоговые – спокойночи).Мы считаем, что такие сокращения вызваны стремлением к экономии языковых средств и также выступают в качестве жаргона для того, чтобы выделиться, придать общению непринужденный характер.

Заимствования слов из английского, корейского и японского языков связаны с распространением культурных ценностей этих стран. Большое распространение получили японские заимствования в связи с ростом популярности японских анимационных фильмов: Ты няшечка)) (няшечка(существительное, обозначающее что-либо приятное, кого-либо милого) от ня(звукоподражание кошке)); это вообще кавайно)) (от каваий– что-либо милое, прелестное, хорошенькое, славное, маленькое); этот сэмпай довольно мил (сэмпай - старшеклассник), оригато за домашку (спасибо).

Отметим, что при виртуальном общении наблюдается стремление к оригинальности речевого самовыражения, при этом происходит приближение письменной речи к устной.

Далее рассмотрим словообразование в речи в мессенджере. Л. Ю. Иванов отмечает, что «…в основе лежит заимствование. Заимствуются не только морфемы, но и аббревиатуры. Далее процесс словообразования идет в соответствии с правилами русской словообразовательной системы» [8]. Анализируя языковые средства, отметим словосложение, суффиксация и другие способы: Лололично сегодня было на прогулке (лол – смешно); – Шом-с будем делать? (шом-с – чтом-с)» – У меня два ляма подписчиков!! (лям – миллион); – По любому твой аккаунт забанят (бан – запрет) – Он мне на авекоммент оставил (ава– аватарка; коммент – комментарий).Словообразование связано с нарушениями нормы с целью придания высказыванию комического эффекта.

Рассмотрим синтаксический уровень речи в мессенджере. Синтаксис отражает связи между понятиями, предметами, явлениями окружающего мира. По нашим наблюдениям, диалоги в мессенджере близки к устным бытовым диалогам. В результате анализа были выявлены типы простых предложений, использующиеся в мессенджере. В двусоставных предложениях при использовании местоимений 3-го лица называние имен становится необязательным: - Да он даже не знает ничего Употребляются безличные предложения, так как они предоставляют значительные возможности для эмоционального выражения мысли:- (Стыдно стало); Есть хочется что-то; не с кем ехать да и денег нет..

Также используются неполные предложения, отличающиеся таким свойством, как краткость. Недосказанность может привести к переспросу, что характерно и для устной разговорной речи: )) а куда это ты намылилась))) – Гулять!; Что рассказал? – про них).

С целью привлечения внимания часто употребляются вводные слова, а также оценка:– разумеется, это вечеринка была офигенной!!!; к счастью, сегодня я во время успела))); Теперь им достанется хорошенько)); Слава богу, пронесло!!; Между прочим, я в этом не виновата:).

Таким образом, языковыми особенностями разговора в мессенджере являются особая форма письма: это соединение устной и письменной речи, передача устной речи с его вольностями и стремлением к экономии языковых средств.


2.2. Графическое оформление текстов в речевом жанре «разговор в мессенджере», нарушения языковых норм

Возможность передавать эмоции, интонацию, позы, жесты стало важной особенностью разговора в мессенджере. Используются для этого эмотиконы (приложение 1) и смайлы (приложение 2). С помощью них переписка становится эмоционально окрашенной, как при живом общении. Приведем примеры эмотиконов: С ДР, Лиза =) Счастья тебе , учись хорошо, слушайся маму и папу); Предлагаю встретиться в 14:30 у Абсика.

Графическое и языковое оформление текстов в разговоре в мессенджере позволяет компенсировать трудности обратной связи, отсутствие визуального контакта:3го! Идем на день рождения)) - во сколько? - в час наверно. Ну если что точнее потом скажу))) – хахах ага – А подарок будем брать?

Также используются комментарий в «звёздочках» (*текст*) для обозначения пояснения, для показа чувств: Сколько мне туда бежать? – две минуты *засекаю время*; – Так почему ты не в магазине?! – Сейчас! *начинаю бежать*)))))); – Как жизненно))) *ржу во весь голос*.

Эмотиконы и смайлы придают полноту высказыванию, соединяя вербальные и невербальные средства, что создаёт неформальную, непринуждённую атмосферу общения.

В отличие от эмотиконов и смайлов, эмодзи (от япон. э – «картинка», модзи – «знак», «символ») является самостоятельным языком, где вместо существительных, прилагательных и глаголов используются сочетания картинок.

По мнению В. М. Пахомова, виртуальное общение не предполагает строгого соблюдения орфографических и пунктуационных норм. «В стремительной интернет-переписке главное – скорость общения, а не проверка знания правил правописания» [9]. Чтобы быстрее набрать текст, допускается большое количество опечаток в сообщениях: что мни дилать?; плахое чуство, -я пиду на урок.

Кроме того, в мессенджере много орфографических ошибок, также вызванных стремлением донести суть сообщения, не обращая внимания на правила, не тратя при этом усилий на вспоминание правил, например: (не хочеться че то; кстате ты меня сегодня ни видела); ни кому не известная особа, низнаю, зделаю.

Итак, к языковым средствам разговора в мессенджере на фонетическом уровне относятся отражение графическими средствами передачи эмоций с помощью повтора букв и знаков препинания. Также наблюдается использование таких графических средств (эмотиконов, эмодзи, смайликов).

Таким образом, для «разговора в мессенджере» характерно использование эмотиконов, смайлов, эмодзи; нарушение норм орфографии и пунктуации, связанное с неофициальностью, непринуждённостью и спонтанностью общения. Активно используются разговорные слова, жаргонизмы, так как учащиеся общаются в режиме реального разговора. Неполные предложения, графические средства усиливают разговорность письменного текста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие компьютерных технологий, Интернета способствуют появлению виртуального общения. Одним из жанров виртуального общения является «разговор в мессенджере». Разговор в мессенджере – это разговор в форме диалога с небольшими по объему репликами, который осуществляется в режиме реального времени через службу мгновенного обмена сообщениями и является одной из форм письменной реализации разговорной речи.

Представленный в исследовании анализ особенностей виртуального общения осуществлен с учетом конкретного речевого материала, позволяющего делать акцент на тех признаках, которые значимы для изучаемого жанра виртуального общения.

Особенностями виртуального общения, в частности, разговора в мессенджере являются: непринужденность общения, болтовня и одновременно получение нужной информации, пренебрежение языковыми нормами, речетворчество. Преобладают в диалогах темы бытового характера, формат online, который ограничивает время на обдумывание написанного и влияет на стилистику диалогов.

Фонетические признаки в совокупности с графическими средствами, такими как смайлы, эмотиконы, стикеры, вставки, чередование строчных и прописных букв приближают диалог в мессенджере к живой разговорной речи. В диалогах обнаруживается большое количество разговорной лексики, жаргона, которые выполняют экспрессивно-оценочную функцию.

В диалогах наблюдается пренебрежение правилами орфографии и пунктуации, обусловленное динамичностью, спонтанностью общения. Причиной может быть также неграмотность пишущего или намеренная языковая игра. Опечатки и «оговорки», отступления от языковых норм являются иногда результатом повышенной скорости реагирования на реплики собеседника.

В целом, виртуальное общение, в частности, разговор в мессенджере характеризуется свободой речевого выражения, свойственной разговорной речи; краткостью выражения мысли; пренебрежением языковыми нормами; отказом от традиционных проявлений вежливости.

Перспективами изучения могут быть обобщенный портрет языковой личности подростка и старшеклассника, которые являются участниками виртуального общения, языковые пристрастия разных групп учащихся.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров – М. : Русские словари, 1996. – Т. 5. – С. 159–206.

  2. Горошко Е. И. Современная интернет-коммуникация: структура и основные параметры – М. : ФЛИНТА : Наука, 2012. – С. 9–52.

  3. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка – 4-е изд. – М., 1997. – 944 с.

  4. Розина И. Н. Виртуальные исследовательские сообщества: от зарубежных моделей к отечественным примерам // Образовательные технологии и общество. – 2009. – Т. 12, № 2. – С. 389–408.

  5. Шмелёва Т. В. Модель речевого жанра – Саратов, 1997. – Вып. 1. – С. 88–99.

  6. Щипицина Л. Ю. Компьютерно-опосредованная коммуникация. Лингвистический аспект анализа – М. :Красанд, 2010. – 129 с.

  7. Алексеев А. В. Записи в блоге как речевой жанр интернет-коммуникации [Электронный ресурс]– URL: http://iawia.net.ru/diplom.htm

  8. Иванов Л. Ю. Язык Интернета: заметки лингвиста [Электронный ресурс] / Л. Ю. Иванов. – URL: http://www.faq-www.ru/lingv.htm

  9. Пахомов, В. М. О грамотности в Фейсбуке и влиянии политических свобод на запятые [Электронный ресурс] / В. М. Пахомов // Московские новости. – 2014. – № 664. – 27 мая. – URL: http://www.mn.ru/society_edu/20120710/322512539.html

















ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Основные эмотиконы, использующиеся в мессенджере

Графическое изображение

Значение

:-), =), :), -), ), ))

Улыбка, шутка, радость

:-(, =(, :(, -(, (, ((

Огорчение, расстройство, печаль, грусть

:-|

Отсутствие эмоций, молчание (поджатые губы)

;-), ;)

Подмигивание, заигрывание

:-D, :D

Смех, бурная радость

:’-(, :_(, :~(

Плач, рыдания, слёзы

:-*, :*

Поцелуй

:-#, :-X

Молчание, рот на замок

:-о, о_О, О_0

Удивление

:-\

Недовольство, реакция на упрек

]:-

Злость, ярость

:-[

Стеснение, смущение

О:-)

Выражение невинности (святой, ангел)

%)

Выражение того, что сбит с толку, голова кругом

:-р, :-Р

Показывать язык

Сердце, любовь

XD, xd, xD, ХД, хд, хД

Усмешка, сарказм, сильный смех, шутка



Приложение 2


Смайлы




Приложение 3