СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нравственно-экологическое воспитание дошкольников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нравственно – экологическое воспитание и просвещение в семье и окружающем ребёнка социуме может привести к экологизации морали общества, т. е. постепенной перестройке сознания, что и является основной целью нашей работы: формирование у детей, родителей и населения микрорайона экологической культуры, навыков грамотного, нравственного и созидательного поведения в природе.

Просмотр содержимого документа
«Нравственно-экологическое воспитание дошкольников.»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 87 комбинированного вида».











Природа просит доброты,
Природа просит милости,
Не рвите попусту цветы,
Имейте каплю жалости.
За равнодушие не бьют,
За равнодушье укоряют,
А лес, где птицы гнезда вьют,
От равнодушных умирает.
Природа многое простит,
Но есть предел, где не прощая,
Она жестоко отомстит,
Сама при этом погибая.

А. А. Стромм







г. Каменск – Уральский.


Что такое доброта?

Доброта – это тончайшие и могучие корешки, которые питают дерево детской радости, радости нежного прикосновения к живому и красивому. Маленький ребёнок должен любить всё живое, ведь только доброта открывает ребёнку радость взаимопонимания.



Природа – это вся Вселенная с существующим в ней органическим (живым) и неорганическим (неживым) миром. С незапамятных времён человечество ценит природу и видит в ней, не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу. Природа - это удивительный феномен.


Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения, воспитательное воздействие которого на духовный мир человека, и, прежде всего ребенка - дошкольника, трудно переоценить.


Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот почему важно научить ребенка беречь красоту природы, чтобы он в этот возрастной период понял, что общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким и добрым. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности через экологическое воспитание в детском саду.


Детский сад сегодня это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно - речевое, художественно - эстетическое, социально-личностное развитие детей. Экологоориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.


Наша Свердловская область входит в число регионов с наиболее неблагоприятной экологической обстановкой, в числе городов области и наш, Каменск-Уральский, где прошёл радиационный след от взрывов в Кыштыме и Белоярской АЭС, где имеются захоронения радиоактивных и химических отходов производства, где высокоразвиты тяжёлая индустрия и разного рода промышленность.

Учитывая это, наша область одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране и бережном отношении к окружающей среде. Экологическая грамотность, уважительное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологическое воспитание всего населения, а особенно молодого подрастающего поколения – одна из актуальных задач сегодняшнего дня.


Дошкольный возраст — оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрас­те ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развива­ется эмоционально-ценностное отношение к окружающему, фор­мируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому по­является возможность формирования экологических знаний у де­тей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопе­реживания к ней, активности в решении некоторых экологиче­ских проблем.


Однако экологическая культура у ребенка формируется лишь при благоприятных социальных условиях в семье, детском саду, школе, ближайшем природном и социокультурном окружении.


Нравственно – экологическое воспитание и просвещение в семье и окружающем ребёнка социуме может привести к экологизации морали общества, т. е. постепенной перестройке сознания, что и является основной целью нашей работы: формирование у детей, родителей и населения микрорайона экологической культуры, навыков грамотного, нравственного и созидательного поведения в природе.


Задачи:

  1. Совершенствовать условия для эффективного экологического образования дошкольников, способствующего воспитанию гуманно – ценностного отношения детей к природе через различные виды деятельности:

- познавательную;

- коммуникативную;

- продуктивную;

- трудовую;

- художественно – эстетическую;

- игровую.

2. Повышать уровень компетентности педагогов в вопросах экологического воспитания дошкольников.

3. Пропагандировать экологические знания, приобщать родителей к вопросам экологического воспитания детей в семье.

4. Повышать экологическую культуру граждан микрорайона.

5. Совершенствовать и постоянно обновлять экологически благоприятную среду на участках детского сада и прилегающей к ней территории.


Экологическое воспитание детей в ДОУ осуществляется при условиях:

- наличия базы, создание условий для работы по экологическому

воспитанию (среды, атмосферы;


- использования самых разнообразных форм работы в решении задач

экологического воспитания;


- взаимосвязи работы всех педагогов ДОУ (заведующая, зам. зав. По

ВОР, медицинская сестра, воспитатель, музыкальный руководитель,

учитель-логопед, педагог – психолог);


- работе с родителями, т.к. без участия родителей невозможно заложить

фундамент экологической культуры у детей дошкольного возраста.


Задача педагога - вырастить здорового ребёнка, знающего и защищающего природу, научить по – хозяйски распоряжаться её богатствами.

Экологическое воспитание дошкольников заключается в формировании элементов экологического сознания, экологически ориентированной деятельности и поведения в природной среде, нравственно - ценного опыта общения с природой, гуманного, осознанно правильного отношения к природе.


Ф

Семинары

орма работы:

консультации


педагогические советы


с педагогами


Открытые мероприятия




Выпуск экологических буклетов




Непосредственная образовательная деятельность

Проектная деятельность






Практическая деятельность в природе

Проведение экологических викторин, праздников



с дошкольниками:



Выставка детских рисунков

Экспериментирование, опытническая деятельность





Организация конкурсов









консультации

Организация мини – музея в группе









викторины





Работа

с родителями



фотоотчёты





Папки - передвижки







конкурсы





Анкетирование





Ожидаемый результат:

  • Высокий уровень компетентности педагогов в вопросах экологического воспитания детей;

  • Сформированность экологической культуры всех участников проекта;

  • Благоустройство участков и близлежащей территории детского сада;

  • У детей должно быть сформировано бережное отношение к природе, к территории участка и желание сохранить его чистым и красивым.



Наша работа позволяет:


- повысить профессиональную культуру педагогов;

- создать позитивное отношение к применению и освоению нововведений,

способствующих обновлению содержания дошкольного образования;

- формировать активную жизненную позицию в познании ок­ружающего мира

через чувственно-эмоциональные реакции;

- активизировать интеллектуально-познавательную, нравственно –

экологическую деятельность и творческое самовыражение.


Работа ведётся в следующих направлениях:






Экологизация образовательного процесса

Эколого - развивающая среда ДОУ



Взаимосвязь с узкими специалистами











«Экологизация образовательного процесса»


Задача: реализация интегрированного подхода в экологическом

образовании.

Экологическое образование не является изолированным направлением работы детского сада; оно имеет мировоззренческое значение, и поэтому необходимо стремиться к экологизации всего образовательного процесса. Это предполагает участие в экологическом образовании всех сотрудников ДОУ.

Одним из условий является координация работы всего коллектива дошкольного учреждения, создание в детском саду системы работы по экологическому образованию, предполагающей тесного сотрудничества всех специалистов на основе интегрированного подхода к экологизации различных видов деятельности дошкольников, где каждый сотрудник выполняет определенные функции в области экологического образования.

Целенаправленная и согласованная деятельность всех сотрудников детского сада позволяет осуществлять:

- экологизацию различных видов деятельности ребенка и развивающей

предметной среды;

-  экологическое просвещение родителей;

-  подготовку и переподготовку кадров;

-  оценку окружающей среды;

-  координацию с другими учреждениями.

Принципами организации работы педагогов является самостоятельная реализация интегрированного подхода через экологизацию развивающей предметной среды в группе и на участке детского сада, а также экологизацию различных видов деятельности ребенка в повседневной жизни.

Задачи по экологическому образованию включаются в план работы педагогов ДОУ, контроль со стороны методиста и руководителя помог реализовать интегрированный подход в экологическом образовании, создать систему взаимосвязанных компонентов, что явилось необходимым условием реализации экологического образования в дошкольном учреждении.

Экологическое воспитание дошкольников основывается на систематических наблюдениях за объектами и явлениями при­роды и их фиксации. Оно включает игровую, изобразительную деятельность, моделирование.

Использовали в работе с детьми метод проекта.


Проект по экологическому воспитанию

«Люби, храни свой край родной».

Объектом исследования комплексного экологического проекта, стали леса нашего родного края.

Цель проекта: формирование знаний детей старшего дошкольного возраста о родном крае, через экологическое воспитание.

Задачи проекта:

  1. Создать положительный эмоциональный фон, способствующий освоению ребёнком знаний о рдном крае.

  2. Формирование системы элементарных экологических знаний доступных пониманию ребёнка – дошкольника о родном крае.

  3. Развитие познавательного интереса к миру природы родного края, умение отражать это в ХПД.

  4. Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребёнка поведения.

  5. Воспитание природоохранительных знаний, любви к природе, личной ответственности за её сохранность.

  6. Создание с детьми своей Красной книги Родного края.

Сроки проекта: сентябрь – май.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

  1. Подбор и анализ науно – популярной и художественной литературы по данной теме.

  2. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.

  3. Планирование предстоящей деятельности направленной на реализацию проекта.

  4. Обеспечение дидактического комплекта для реализации проекта.

Основной этап:

  1. Проведение цикла занятий, экскурсий.

  2. Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.

Заключительный этап:

  1. Открытое занятие.

  2. Оформление макета.

  3. Оформление фотовыставки.

  4. Оформление выставки рисунков посвященной родному краю.

  5. Создание Красной книги Родного края.


Содержание мероприятий по реализации проекта:


Форма проведения

Тема

Дата проведения

Занятия

Земля – наш общий дом.

Человек – часть природы.

Мой город – каменск – уральский.

Будем беречь и охранять природу.

Кто в этом лесу живёт.

Птицы родного края.

Насекомые родного края.

Лекарственные и ядовитые растения нашего леса.

Водоёмы нашего города.

В течении года

Экскурсии

Сезонные экскурсии на природу.

В течении года

Посещение музея

Дикие животные нашего края.

Домашние животные нашего края (мини-зоопарк).

Памятники природы нашего края.


В течении года

Подвижные игры

Земля, вода, огонь, воздух.

У медведя во бору.

Сокол и лиса.


Утреннее, вечернее время прогулки.

Настольные и дидактические игры

Загадки о животныхи растениях.

Съедобное, не съедобное.

Чьи детки на ветке.

Угадай, какое время года.

Угадай по описанию.

Логический поезд.



В течении года

Чтение художественной литературы


В течении года на занятиях и прогулках.

Выставка детских рисунков

Я люблю свой край родной.

В середине года

Открытое занятие

По страницам Красной книги.

В конце года

Работа с родителями:

Оформление макета.


Фотовыставка.

КВН



На берегах рек Каменки и Исети.

Наш край родной.

Мы - друзья природы.



Ноябрь


Январь

Апрель


Благодаря проведённой работе в течении года, сравнительное изучение знаний детей показывает, что выбранная система позволила повысить возможности операционной стороны интеллекта: совершенствовались познавательные умения, наблюдательность и познавательный интерес, способность понимать последствия поступков и осознавать важность соблюдения правил и норм поведения в природе, воспитание любви к родному краю, развитие любознательности.

Всё это позволяет детям творчески применять полученные знания и умения в повседневном общении с природой.


Эстетическое развитие сопряжено с тем, что дети учатся ви­деть, красоту в любых естественных проявлениях и наслаждаться ею, понимать красоту природы, за­печатленную в произведениях искусства (музыке, поэзии, живописи, графике, предметах прикладного искусства), и создавать ее свои­ми руками через разные формы.

В процессе экологического воспитания ребенка большую роль играет совместная деятельность педагога и дошкольника, т.к. педагог является носителем экологической культуры, владеет методикой экологического воспитания, способствует формированию практических навыков.

Уровень экологи­ческой культуры педагогов, обеспечивает эко­логическую воспитанность дошкольников, требует воспитателя вдумчивого подхода. Учитывая свой опыт, уровень развития детей, конкретное природное окружение, воспитатель может привнести свои приемы педагогической работы, которые обеспечат нужный эффект в вос­питании детей.


«Взаимосвязь с узкими специалистами»

(Музыкальный руководитель).


Задачи: 1. Использовать элементы здоровьесберегающих технологий,

дыхательная гимнастика, психогимнастика и пальчиковая

игра;

2. Воспитывать любовь к природе.

3. Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку,

культуру поведения.

4. Развивать у ребёнка позиции активного участника, исполнителя,

творческого созидателя.

5. Развивать все познавательные функции (восприятие, внимание,

мышление).

6. Формировать у детей эстетические чувства, вызвать

положительные эмоции.


Использование на занятиях по экологическому воспитанию разных видов музыкальной деятельности способствует более успешному формированию у детей дошкольного возраста экологического сознания и экологического отношения к природе, к растениям и животным.

Виды музыкальной деятельности (восприятие музыки, исполнительство, творчество, музыкально - образовательная) реализуются на занятиях (интегрированных, тематических) в процессе досуговой деятельности (во время отдыха, вечеров развлечений, праздников, концертов).

Как известно, такие нравственные качества как доброжелательность, чуткость, отзывчивость начинают формироваться уже в дошкольном детстве. А в воспитании этих качеств трудно переоценить роль театрализованной деятельности, вот почему наш коллектив решил использовать именно этот вид работы с детьми для повышения их нравственного уровня. Нельзя сказать, что этот вид деятельности был абсолютно новым для нашего детского сада. Педагоги в своей работе традиционно используют театрализованные игры, драмматизации сказок, кукольные спектакли, различные инсценировки. В играх и на утренниках музыкальный руководитель большое внимание уделяет фольклорной и классической музыке, музыкально-пластическим импровизациям, позволяющим детям в движении выразить чувства, рождённые музыкой. Вместе с тем постановка целого спектакля была для нас новой работой. Начали с выбора сказки. Хотелось найти такую, которая бы имела бесспорную нравственную направленность. Выбор пал на сказку «Кошкин дом». Воспитатели читали её детям, обсуждали каждого героя, пытались разобраться в мотивах их поведения, переживаниях и чувствах, пересказывали вместе с детьми отдельные фрагменты сказки. Параллельно с этим мы готовили декорации к спектаклю, подбирали и записывали музыку. Совместно с детьми и их родителями мы разработали и сшили костюмы для каждого героя. Нас радовало то, что постепенно маленькие актёры начинали самостоятельно находить выразительные средства (позы, жесты…), что всегда нами поощрялось. В процессе творческой работы над спектаклем дети стали более общительными, доброжелательными, внимательными, часто приходили друг другу на помощь. Повысилась самооценка детей со средними способностями, изменились отношения в группе. Работа над спектаклем сплотила весь наш коллектив, укрепила веру в свои силы, сделала более тесным контакт с родителями. Увлечённые общим делом, они лучше узнали друг друга, стали больше общаться между собой. Всё это позволило нам решить: мы обязательно продолжим работу по театрализованной деятельности.

Музыка раскрывает перед детьми яркие образы, затрагивает детские души, оказывает большое влияние на нравственные и эмоциональные чувства. Чем раньше мы станем вводить ребенка в мир музыки, тем успешнее будут решаться задачи экологического воспитания. Воспитание посредством музыки – это воспитание на чувственном уровне, это возможность достучаться до души и сердца каждого, пока еще маленького человека, который однажды вырастет и в его руках окажется огромная ответственность перед будущим поколением. Чем больше мы будем доносить до наших детей мысль: «Человек – часть Природы», тем дольше сохраниться жизнь на Земле! У нас есть подборка музыки для релаксации (шум прибоя, леса, пение птиц), что положительно влияет на ребёнка.

В музыкальных произведениях заложен огромный воспитательный потенциал. Музыка учит любить, ценить, сострадать. И поэтому экологическое воспитание дошкольников посредством музыки – это более успешное и продуктивное воспитание.


«Эколого – развивающая среда ДОУ»


Задача: Развитие познавательных способностей средствами окружающего

пространства.

Особое значение приобретает организация эколого-развивающей среды в дошкольном учреждении, где дети проводят большую часть времени.

Под окружающей средой мы понимаем не только естественную среду, но и специально со­зданную предметно-развивающую среду в детском саду, которая поможет в процессе целенаправленного педагогического воздействия сформировать начала экологической культуры — осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые состав­ляют их непосредственное окружение в этот период жизни.

Создание эколого-развивающей среды в ДОУ - одно из условий эколо­гического воспитания детей. Насыщенная многообразием объектов сре­да позволяет дошкольникам не только наблюдать, но и принимать непосредственное участие в уходе за ними под руководством педагогов. Такая деятельность способствует формированию у де­тей бережного отношения к природе, воспитывает доброту и отзывчивость.

Эколого-развивающая среда ДОУ включает организацию уголка природы в группах с подбором комнатных растений с учетом программных требований; лабораторно - исследовательские уголки для опытов и экспериментирования с живой и неживой природой; мини-музей природы родного края, где представлены экспонаты природного материала (коллекции камней, гербарии, поделки из дерева, лозы, соломы и др.), подобран видео - аудио материал о природе и животных).

В библиотеке представлена и художественная детс­кая литература о природе и животных. Это книжки А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Майкова, К. Ушинского, М. Пришвина, И. Соколова-Мики-това, С. Есенина, В. Бианки, Н. Сладкова, Н. Павловой, К. Па­устовского, Ю. Дмитриева, Г. Снегирева и др.


Огород, цветник используется для наблюдения и ухода за растениями, знакомства с основными овощными куль­турами, их значением в нашем рационе, лекарственными растениями.

Уголок нетронутой природы (на маршрутах походов по окрест­ным местам).

В группах ежегодно на вессенний сезон создаются мини - огороды на окне, для выращи­вания овощных растений.















В целях экологического образова­ния на территории детского сада создана экологическая тропа, которая вы­полняет познавательную, развивающую, воспитательную, нравственную и оздоровительную фун­кции.


Экологический проект «Экология как феномен культуры».


Отличительной особенностью реализуемого нами содержания проекта заключается в отражении регионального аспекта природы и культуры Урала на основе ценностного подхода к пониманию природы, культуры, человека.


Основной целью экологического образования в дошкольном учреждении, является обеспечение каждому ребенку условий ранней позитивной социализации посредством расширения представлений об окружающем мире, на основе ближайшего социального, природного окружения, на познании географических, климатических, национально-культурных особенностей жизни человека в уральском регионе.

Ориентиром в непрерывном экологическом образовании детей в период детства становятся: детская игра, художественно-литературное творчество, фольклор, общение, экологически грамотное поведение детей.

Реализовать данную цель можно через решения следующих задач:

Воспитывать у детей:

  • охранительно-бережное и действенное отношение к природному миру ближайшего окружения как среды жизни;

  • стремление к познанию природы через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность;

  • стремление чувствовать и осознавать себя частью природы, выражать свою собственную субкультуру в ней и определять гуманно-гармоничную позицию в природной среде.

Формировать у детей:

  • образное, поэтическое видение картины природы, потребность художественного выражения ее образов;

  • умение анализировать различные природные и социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать; делать элементарные умозаключения; предвидеть возможное развитие событий и на основе этого планировать свои и чужие действия, поступки;

  • представление о природе (красота, значимость, многообразие, изменчивость и пр.), взаимосвязи живой и неживой природы: временах года, их ритмичности и цикличности; наблюдение и фиксация сезонных изменений и их влияние на жизнь природы и человека;

  • позитивное: бережное (хочу сохранить), созидательное (хочу создать и приумножить), познавательное (хочу знать) отношение к миру на основе эмоционально-чувственного опыта, приобщения к словесному искусству.

Развивать у детей:

  • познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию и др.) посредством специальных дидактических игр и упражнений;

  • представления о взаимообусловленных жизненных связях природного мира и мира людей; о Свердловской области, Земном шаре, атмосфере, как целостном географическом пространстве.


Прогнозируемый результат реализации экологического проекта - это ребёнок:

  • способный решать интеллектуальные проблемы (задачи), адекватные возрасту – интеллектуально-развитый;

  • проявляющий интерес ко всему новому и непонятному, неизведанному – любознательный;

  • воображающий, придумывающий, способный к созданию нового в рамках адекватной возрасту деятельности, способный к поиску разных способов решения одной и той же задачи – креативный;

  • проявляющий активность и самостоятельность в принятии решений, в совершении поступков, в деятельности – инициативный;

  • способный воспринимать красоту окружающего мира (людей, природы), искусства – чувствующий прекрасное, эмоционально-отзывчивый;

  • проявляющий разумную осторожность в общении с животными, растениями, выполняющий выработанные обществом правила безопасного поведения, деятельности – осторожный;

  • понимающий ценность жизни; проявляющий заботу и внимание к растениям, животным, птицам и др. – бережно относящийся ко всему живому.


В системе дошкольного образования можно использовать разнообразные формы экологического воспитания детей дошкольного возраста, среди которых особое внимание заслуживает такая форма, как – экологическая тропа.

Экологическая тропа – это демонстрационный, специально оборудованный маршрут в природу, проходящий через различные природные объекты и использующийся для целей экологического образования детей.


Реализация проекта «Мы в любое время года ходим тропами природы» осуществляется в несколько этапов:


  1. Информационно-аналитический;

  2. Проектно-мотивационный;

  3. Содержательно-деятельностный;

  4. Диагностико-результативный.


Этапы реализации целей и задач проекта (ежегодно)

На информационно-аналитическом этапе педагогами каждой возрастной группы осуществляется анализ целей и задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования, оцениваются и интерпретируются результаты психолого-педагогической диагностики актуального состояния и развития (ценностные представления, умения, отношение) начал экологической культуры детей каждой возрастной категории, на основе адекватно-подобранных диагностических методик. Актуальное состояние и развитие детей соотносится с планируемым (прогнозируемым) психолого-педагогическим результатом развития ребенка по окончанию каждого возрастного периода (младший, средний, старший), выявляются особенности проявления экологической культуры, определяются направления образовательной деятельности, которые необходимо предусмотреть (предвидеть) в ходе реализации проекта. Происходит определение ожидаемого социально-значимого результата. Формулирование цели, задач проекта, способов достижения цели и задач. Постановка задач по реализации цели проекта. Определение необходимых условий для достижения цели.


Кроме этого, происходит изучение степени сформированности ценностных представлений родителей, их отношения к экологическому образованию детей дошкольного возраста, сформированности экологических компетенций в вопросах экологического воспитания и образования детей.


Проектно-мотивационный этап предполагает обозначение проблемного поля в системных изменениях содержания, выборе наиболее оптимальных организационных форм экологического образования детей, в зависимости от конкретной педагогической ситуации, определение темы проекта, объекта проектирования. Педагогами формулируются задачи экологического образования детей с учетом особенностей их развития, определяются пути и средства их реализации, рационально выбираются методы и формы природоведческой работы. Отбирается необходимый дидактический, технологический материал, планируется индивидуальная и групповая работа с детьми, т.е. проектируются условия, способствующие успешной реализации целей и задач экологического образования для определенной возрастной категории детей, организуется собственная эколого-педагогическая деятельность.


Установление контакта с коллективом родителей, педагогически целесообразных отношений с ними с целью формирования ответственного отношения к сотрудничеству по экологическому образованию детей. Проектирование форм совместной эколого-педагогической, природоохранной деятельности, активизирующих стремление родителей углубить знания об особенностях формирования личности ребенка средствами природы.


Содержательно-деятельностный этап предполагает совместную деятельность участников образовательного процесса по развитию эмоционально-чувственного отношения детей к объектам живой и неживой природы, ценностных представлений об организации природоохранной деятельности, развитие способности к творческо-поисковой деятельности с учетом особенностей развития ребенка и социально-педагогических условий организации образовательной среды в условиях ДОУ и семьи.


На этом этапе работа ведется сразу в нескольких направлениях:

  • привлечение детей к проектно-игровой деятельности по сбору информации и оформлению станций на территории детского сада (используются разнообразные формы работы с детьми по экологическому воспитанию);

  • работа на территории детского сада по организации, обогащению намеченных станций;

  • работа с родителями по привлечению их к проектной деятельности на основе использования разнообразных форм, средств экологического воспитания детей;

  • слежение за ходом выполнения проектно-поисковых работ по сбору, оформлению и представлению (презентации) результатов реализации тематических проектов.


На данном этапе используются разнообразные формы и методы работы с детьми и родителями на экологической тропе.


Формы и методы работы с детьми на экологической тропе:

  • экологические беседы;

  • наблюдения в природе;

  • уроки доброты;

  • экскурсии в природу;

  • целевые прогулки;

  • КВН, викторина, «Поле чудес»;

  • познавательные вечера;

  • экологические конкурсы;

  • экологические акции;

  • решение экологических ситуативных задач;

  • чтение художественной литературы;

  • ситуации морального выбора;

  • детские проекты;

  • обсуждение и проигрывание ситуаций;

  • трудовой десант;

  • труд в природе;

  • зеленый патруль;

  • «Красная книга природы»;

  • «Лесная аптека» (рассматривание иллюстраций и беседы с детьми, поиск лекарственных растений на участке, беседы о правилах сбора растений);

  • составление экологических карт;

  • ведение фенологического творчества;

  • коллекционирование;

  • выставки и экспозиции;

  • экологические развлечения, досуги, праздники;

  • экологические игры (дидактические, имитационные, игры-моделирование экосистем, игры-путешествия, сюжетно-ролевые игры, соревновательные, подвижные);

  • экологические сказки;

  • инсценировки, театрализации.


Формы и методы работы с родителями на экологической тропе:

  • взросло-детские проекты;

  • КВН, викторина;

  • изготовление поделок, рисунков;

  • субботники по облагораживанию территории детского сада;

  • участие в конкурсах;

  • участие в совместных экологических развлечениях, досугах, праздниках;

  • работа с детьми в рабочих тетрадях «Природа Урала», «Азбука Урала»;

  • фотовыставки;

  • изготовление экологической газеты.


Диагностико-результативный этап включает в себя анализ достижения целей и результатов проекта, определение направления дальнейшей деятельности в ходе дальнейшей реализации проекта и за его пределами.

В нашем Детском саду организованы наблюдения за следующими объектами экологических троп:

  • Жужжащий и ползающий мир

  • Пернатый мир

  • Дом летающих семян

  • Рябиновая аллея

  • Зелёная аптечка Календулы

  • Господин Боярышник

  • У дядюшки Пня

  • Сиреневая улица

  • Русская берёзка

  • Грядки тётушки Редиски

  • Цветочная поляна

  • Избушка Айболита

  • Дорожка Топтыжкина

  • Домишка Муравьишек


На экологи­ческой тропе проводятся комплексные занятия, игры, орга­низация практической и исследовательской деятельности, что способствует развитию у детей эмоционально-положительного, нравственно – ценностного отно­шения к природным объектам, правильному, доброму поведению в природе.


В своей деятельности мы реализовали проект:

«В Детский сад как в сказку».


Цель проекта: способствовать становлению у старших дошкольников активной жизненной позиции в решении экологических проблем.


Задачи:

1. Расширять знания детей о взаимозависимости мира природы

и деятельности человека.

  1. Формировать у детей навыки вторичного использования бытовых и

хозяйственных отходов с целью сбережения природных ресурсов,

изготовление игрового оборудования.

  1. Реализовывать, совместно с родителями, навыки эстетического

оформления жизненного пространства.

  1. Воспитывать любовь и уважение к детскому саду, умение видеть

прекрасное, гордиться им.


Проект: средней продолжительности, групповой и творчески – поисковый.


Срок реализации: 2022 – 2023 год.


Участники проекта: воспитатели, музыкальный руководитель, дети и родители.


Ожидаемые результаты:

  1. Дети должны знать различные трудовые процессы, уметь ухаживать за территорией участка, играть в сюжетно – ролевые игры совместно с педагогами, используя персонажей сказок.

  2. У детей должно быть сформировано бережное отношение к природе, к территории участка и желание сохранить его чистым и красивым.


Этапы проекта:

  1. Подготовительный

  • Выставка совместных с родителями работ «Каким мы хотим видеть участок своей группы?»

  • Создание проекта участка.

  • Сбор материала для осуществления проекта (автомобильных шин, брёвен, пластиковых бутылок и т. д.)

  • Чтение книг о цветах, природе.

  • Разгадывание загадок о растениях и животных.

  • Разучивание песен и стихов про цветы и деревья.

  • Выбор роли для спектакля.


  1. Деятельностный

  • Изготовление клумб родителями.

  • Посадка цветов мамами.

  • Изготовление персонажей из автомобильных шин, брёвен, пластиковых бутылок.

  • Привлечение детей к наблюдению за трудом взрослых, за инструментами, которые они используют в процессе работы.

  • Рисование детьми различных животных палочками на песке, мелом на асфальте.

  • Разучивание выбранных ролей для спектакля.

  • Разучивание музыкального материала для инсценировок песни и сказки.


  1. Завершающий

  • Выпущена родителями газета с представленными результатами по проекту.

  • Результат был представлен на конкурс

«Эстетический участок» в детском саду.

  • Показ сказки «Добрый ёжик» на празднике мам.

  • Инсценировка песни «Весёлый огород» на празднике Осени.


































Таким образом, ознакомление детей с природой в детском саду проходит через постоянное непосредственное "живое" общение с ней. Одним из условий, обеспечивающим это, является экологизация разви­вающей природной среды, которая способствует ре­ализации всех компонентов содержания экологиче­ского образования: познавательного, нравственно-ценностного, деятельностного. Правильная органи­зация эколого-развивающей среды предполагает понимание работниками дошкольного учреждения экологического подхода к содержанию растений осознание необходимости их использо­вания в эколого-педагогическом процессе.

Результатом работы педагогов в данном направлении стала самопрезентация педагогов, распространение и внедрение инновационных наработок в образовательный процесс, создание информационной базы передового педагогического опыта.


Итог.

Вся проделанная работа позволяет сформировать у ребенка уважительное отношение к природе через интеграцию всех видов деятельности, способствует усвоению детьми конкретных сведений о растениях, живот­ных, явлениях природы, привить им экологические навыки и уважительное, доброе отношение к окружающей среде, миру природы, работать педагогам в сис­теме и творчески, что станет залогом успеха в экологическом образо­вании и воспитании дошкольников.

Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность в деятельности в системе дошкольного образования даёт хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического образования.