Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 87 комбинированного вида».
Природа просит доброты,
Природа просит милости,
Не рвите попусту цветы,
Имейте каплю жалости.
За равнодушие не бьют,
За равнодушье укоряют,
А лес, где птицы гнезда вьют,
От равнодушных умирает.
Природа многое простит,
Но есть предел, где не прощая,
Она жестоко отомстит,
Сама при этом погибая.
А. А. Стромм
г. Каменск – Уральский.
Что такое доброта?
Доброта – это тончайшие и могучие корешки, которые питают дерево детской радости, радости нежного прикосновения к живому и красивому. Маленький ребёнок должен любить всё живое, ведь только доброта открывает ребёнку радость взаимопонимания.
Природа – это вся Вселенная с существующим в ней органическим (живым) и неорганическим (неживым) миром. С незапамятных времён человечество ценит природу и видит в ней, не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу. Природа - это удивительный феномен.
Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения, воспитательное воздействие которого на духовный мир человека, и, прежде всего ребенка - дошкольника, трудно переоценить.
Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот почему важно научить ребенка беречь красоту природы, чтобы он в этот возрастной период понял, что общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким и добрым. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности через экологическое воспитание в детском саду.
Детский сад сегодня это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно - речевое, художественно - эстетическое, социально-личностное развитие детей. Экологоориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.
Наша Свердловская область входит в число регионов с наиболее неблагоприятной экологической обстановкой, в числе городов области и наш, Каменск-Уральский, где прошёл радиационный след от взрывов в Кыштыме и Белоярской АЭС, где имеются захоронения радиоактивных и химических отходов производства, где высокоразвиты тяжёлая индустрия и разного рода промышленность.
Учитывая это, наша область одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране и бережном отношении к окружающей среде. Экологическая грамотность, уважительное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологическое воспитание всего населения, а особенно молодого подрастающего поколения – одна из актуальных задач сегодняшнего дня.
Дошкольный возраст — оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
Однако экологическая культура у ребенка формируется лишь при благоприятных социальных условиях в семье, детском саду, школе, ближайшем природном и социокультурном окружении.
Нравственно – экологическое воспитание и просвещение в семье и окружающем ребёнка социуме может привести к экологизации морали общества, т. е. постепенной перестройке сознания, что и является основной целью нашей работы: формирование у детей, родителей и населения микрорайона экологической культуры, навыков грамотного, нравственного и созидательного поведения в природе.
Задачи:
Совершенствовать условия для эффективного экологического образования дошкольников, способствующего воспитанию гуманно – ценностного отношения детей к природе через различные виды деятельности:
- познавательную;
- коммуникативную;
- продуктивную;
- трудовую;
- художественно – эстетическую;
- игровую.
2. Повышать уровень компетентности педагогов в вопросах экологического воспитания дошкольников.
3. Пропагандировать экологические знания, приобщать родителей к вопросам экологического воспитания детей в семье.
4. Повышать экологическую культуру граждан микрорайона.
5. Совершенствовать и постоянно обновлять экологически благоприятную среду на участках детского сада и прилегающей к ней территории.
Экологическое воспитание детей в ДОУ осуществляется при условиях:
- наличия базы, создание условий для работы по экологическому
воспитанию (среды, атмосферы;
- использования самых разнообразных форм работы в решении задач
экологического воспитания;
- взаимосвязи работы всех педагогов ДОУ (заведующая, зам. зав. По
ВОР, медицинская сестра, воспитатель, музыкальный руководитель,
учитель-логопед, педагог – психолог);
- работе с родителями, т.к. без участия родителей невозможно заложить
фундамент экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Задача педагога - вырастить здорового ребёнка, знающего и защищающего природу, научить по – хозяйски распоряжаться её богатствами.
Экологическое воспитание дошкольников заключается в формировании элементов экологического сознания, экологически ориентированной деятельности и поведения в природной среде, нравственно - ценного опыта общения с природой, гуманного, осознанно правильного отношения к природе.
Ф
Семинары
орма работы:
консультации
педагогические советы
с педагогами
Открытые мероприятия
Выпуск экологических буклетов
Непосредственная образовательная деятельность
Проектная деятельность
Практическая деятельность в природе
Проведение экологических викторин, праздников
с дошкольниками:
Выставка детских рисунков
Экспериментирование, опытническая деятельность
Организация конкурсов
консультации
Организация мини – музея в группе
викторины
Работа
с родителями
фотоотчёты
Папки - передвижки
конкурсы
Анкетирование
Ожидаемый результат:
Высокий уровень компетентности педагогов в вопросах экологического воспитания детей;
Сформированность экологической культуры всех участников проекта;
Благоустройство участков и близлежащей территории детского сада;
У детей должно быть сформировано бережное отношение к природе, к территории участка и желание сохранить его чистым и красивым.
Наша работа позволяет:
- повысить профессиональную культуру педагогов;
- создать позитивное отношение к применению и освоению нововведений,
способствующих обновлению содержания дошкольного образования;
- формировать активную жизненную позицию в познании окружающего мира
через чувственно-эмоциональные реакции;
- активизировать интеллектуально-познавательную, нравственно –
экологическую деятельность и творческое самовыражение.
Работа ведётся в следующих направлениях:
Экологизация образовательного процесса
Эколого - развивающая среда ДОУ
Взаимосвязь с узкими специалистами
«Экологизация образовательного процесса»
Задача: реализация интегрированного подхода в экологическом
образовании.
Экологическое образование не является изолированным направлением работы детского сада; оно имеет мировоззренческое значение, и поэтому необходимо стремиться к экологизации всего образовательного процесса. Это предполагает участие в экологическом образовании всех сотрудников ДОУ.
Одним из условий является координация работы всего коллектива дошкольного учреждения, создание в детском саду системы работы по экологическому образованию, предполагающей тесного сотрудничества всех специалистов на основе интегрированного подхода к экологизации различных видов деятельности дошкольников, где каждый сотрудник выполняет определенные функции в области экологического образования.
Целенаправленная и согласованная деятельность всех сотрудников детского сада позволяет осуществлять:
- экологизацию различных видов деятельности ребенка и развивающей
предметной среды;
- экологическое просвещение родителей;
- подготовку и переподготовку кадров;
- оценку окружающей среды;
- координацию с другими учреждениями.
Принципами организации работы педагогов является самостоятельная реализация интегрированного подхода через экологизацию развивающей предметной среды в группе и на участке детского сада, а также экологизацию различных видов деятельности ребенка в повседневной жизни.
Задачи по экологическому образованию включаются в план работы педагогов ДОУ, контроль со стороны методиста и руководителя помог реализовать интегрированный подход в экологическом образовании, создать систему взаимосвязанных компонентов, что явилось необходимым условием реализации экологического образования в дошкольном учреждении.
Экологическое воспитание дошкольников основывается на систематических наблюдениях за объектами и явлениями природы и их фиксации. Оно включает игровую, изобразительную деятельность, моделирование.
Использовали в работе с детьми метод проекта.
Проект по экологическому воспитанию
«Люби, храни свой край родной».
Объектом исследования комплексного экологического проекта, стали леса нашего родного края.
Цель проекта: формирование знаний детей старшего дошкольного возраста о родном крае, через экологическое воспитание.
Задачи проекта:
Создать положительный эмоциональный фон, способствующий освоению ребёнком знаний о рдном крае.
Формирование системы элементарных экологических знаний доступных пониманию ребёнка – дошкольника о родном крае.
Развитие познавательного интереса к миру природы родного края, умение отражать это в ХПД.
Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребёнка поведения.
Воспитание природоохранительных знаний, любви к природе, личной ответственности за её сохранность.
Создание с детьми своей Красной книги Родного края.
Сроки проекта: сентябрь – май.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
Подбор и анализ науно – популярной и художественной литературы по данной теме.
Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
Планирование предстоящей деятельности направленной на реализацию проекта.
Обеспечение дидактического комплекта для реализации проекта.
Основной этап:
Проведение цикла занятий, экскурсий.
Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.
Заключительный этап:
Открытое занятие.
Оформление макета.
Оформление фотовыставки.
Оформление выставки рисунков посвященной родному краю.
Создание Красной книги Родного края.
Содержание мероприятий по реализации проекта:
Форма проведения | Тема | Дата проведения |
Занятия | Земля – наш общий дом. Человек – часть природы. Мой город – каменск – уральский. Будем беречь и охранять природу. Кто в этом лесу живёт. Птицы родного края. Насекомые родного края. Лекарственные и ядовитые растения нашего леса. Водоёмы нашего города. | В течении года |
Экскурсии | Сезонные экскурсии на природу. | В течении года |
Посещение музея | Дикие животные нашего края. Домашние животные нашего края (мини-зоопарк). Памятники природы нашего края. | В течении года |
Подвижные игры | Земля, вода, огонь, воздух. У медведя во бору. Сокол и лиса. | Утреннее, вечернее время прогулки. |
Настольные и дидактические игры | Загадки о животныхи растениях. Съедобное, не съедобное. Чьи детки на ветке. Угадай, какое время года. Угадай по описанию. Логический поезд. | В течении года |
Чтение художественной литературы | | В течении года на занятиях и прогулках. |
Выставка детских рисунков | Я люблю свой край родной. | В середине года |
Открытое занятие | По страницам Красной книги. | В конце года |
Работа с родителями: Оформление макета. Фотовыставка. КВН | На берегах рек Каменки и Исети. Наш край родной. Мы - друзья природы. | Ноябрь Январь Апрель |
Благодаря проведённой работе в течении года, сравнительное изучение знаний детей показывает, что выбранная система позволила повысить возможности операционной стороны интеллекта: совершенствовались познавательные умения, наблюдательность и познавательный интерес, способность понимать последствия поступков и осознавать важность соблюдения правил и норм поведения в природе, воспитание любви к родному краю, развитие любознательности.
Всё это позволяет детям творчески применять полученные знания и умения в повседневном общении с природой.
Эстетическое развитие сопряжено с тем, что дети учатся видеть, красоту в любых естественных проявлениях и наслаждаться ею, понимать красоту природы, запечатленную в произведениях искусства (музыке, поэзии, живописи, графике, предметах прикладного искусства), и создавать ее своими руками через разные формы.
В процессе экологического воспитания ребенка большую роль играет совместная деятельность педагога и дошкольника, т.к. педагог является носителем экологической культуры, владеет методикой экологического воспитания, способствует формированию практических навыков.
Уровень экологической культуры педагогов, обеспечивает экологическую воспитанность дошкольников, требует воспитателя вдумчивого подхода. Учитывая свой опыт, уровень развития детей, конкретное природное окружение, воспитатель может привнести свои приемы педагогической работы, которые обеспечат нужный эффект в воспитании детей.
«Взаимосвязь с узкими специалистами»
(Музыкальный руководитель).
Задачи: 1. Использовать элементы здоровьесберегающих технологий,
дыхательная гимнастика, психогимнастика и пальчиковая
игра;
2. Воспитывать любовь к природе.
3. Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку,
культуру поведения.
4. Развивать у ребёнка позиции активного участника, исполнителя,
творческого созидателя.
5. Развивать все познавательные функции (восприятие, внимание,
мышление).
6. Формировать у детей эстетические чувства, вызвать
положительные эмоции.
Использование на занятиях по экологическому воспитанию разных видов музыкальной деятельности способствует более успешному формированию у детей дошкольного возраста экологического сознания и экологического отношения к природе, к растениям и животным.
Виды музыкальной деятельности (восприятие музыки, исполнительство, творчество, музыкально - образовательная) реализуются на занятиях (интегрированных, тематических) в процессе досуговой деятельности (во время отдыха, вечеров развлечений, праздников, концертов).
Как известно, такие нравственные качества как доброжелательность, чуткость, отзывчивость начинают формироваться уже в дошкольном детстве. А в воспитании этих качеств трудно переоценить роль театрализованной деятельности, вот почему наш коллектив решил использовать именно этот вид работы с детьми для повышения их нравственного уровня. Нельзя сказать, что этот вид деятельности был абсолютно новым для нашего детского сада. Педагоги в своей работе традиционно используют театрализованные игры, драмматизации сказок, кукольные спектакли, различные инсценировки. В играх и на утренниках музыкальный руководитель большое внимание уделяет фольклорной и классической музыке, музыкально-пластическим импровизациям, позволяющим детям в движении выразить чувства, рождённые музыкой. Вместе с тем постановка целого спектакля была для нас новой работой. Начали с выбора сказки. Хотелось найти такую, которая бы имела бесспорную нравственную направленность. Выбор пал на сказку «Кошкин дом». Воспитатели читали её детям, обсуждали каждого героя, пытались разобраться в мотивах их поведения, переживаниях и чувствах, пересказывали вместе с детьми отдельные фрагменты сказки. Параллельно с этим мы готовили декорации к спектаклю, подбирали и записывали музыку. Совместно с детьми и их родителями мы разработали и сшили костюмы для каждого героя. Нас радовало то, что постепенно маленькие актёры начинали самостоятельно находить выразительные средства (позы, жесты…), что всегда нами поощрялось. В процессе творческой работы над спектаклем дети стали более общительными, доброжелательными, внимательными, часто приходили друг другу на помощь. Повысилась самооценка детей со средними способностями, изменились отношения в группе. Работа над спектаклем сплотила весь наш коллектив, укрепила веру в свои силы, сделала более тесным контакт с родителями. Увлечённые общим делом, они лучше узнали друг друга, стали больше общаться между собой. Всё это позволило нам решить: мы обязательно продолжим работу по театрализованной деятельности.
Музыка раскрывает перед детьми яркие образы, затрагивает детские души, оказывает большое влияние на нравственные и эмоциональные чувства. Чем раньше мы станем вводить ребенка в мир музыки, тем успешнее будут решаться задачи экологического воспитания. Воспитание посредством музыки – это воспитание на чувственном уровне, это возможность достучаться до души и сердца каждого, пока еще маленького человека, который однажды вырастет и в его руках окажется огромная ответственность перед будущим поколением. Чем больше мы будем доносить до наших детей мысль: «Человек – часть Природы», тем дольше сохраниться жизнь на Земле! У нас есть подборка музыки для релаксации (шум прибоя, леса, пение птиц), что положительно влияет на ребёнка.
В музыкальных произведениях заложен огромный воспитательный потенциал. Музыка учит любить, ценить, сострадать. И поэтому экологическое воспитание дошкольников посредством музыки – это более успешное и продуктивное воспитание.
«Эколого – развивающая среда ДОУ»
Задача: Развитие познавательных способностей средствами окружающего
пространства.
Особое значение приобретает организация эколого-развивающей среды в дошкольном учреждении, где дети проводят большую часть времени.
Под окружающей средой мы понимаем не только естественную среду, но и специально созданную предметно-развивающую среду в детском саду, которая поможет в процессе целенаправленного педагогического воздействия сформировать начала экологической культуры — осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.
Создание эколого-развивающей среды в ДОУ - одно из условий экологического воспитания детей. Насыщенная многообразием объектов среда позволяет дошкольникам не только наблюдать, но и принимать непосредственное участие в уходе за ними под руководством педагогов. Такая деятельность способствует формированию у детей бережного отношения к природе, воспитывает доброту и отзывчивость.
Эколого-развивающая среда ДОУ включает организацию уголка природы в группах с подбором комнатных растений с учетом программных требований; лабораторно - исследовательские уголки для опытов и экспериментирования с живой и неживой природой; мини-музей природы родного края, где представлены экспонаты природного материала (коллекции камней, гербарии, поделки из дерева, лозы, соломы и др.), подобран видео - аудио материал о природе и животных).
В библиотеке представлена и художественная детская литература о природе и животных. Это книжки А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Майкова, К. Ушинского, М. Пришвина, И. Соколова-Мики-това, С. Есенина, В. Бианки, Н. Сладкова, Н. Павловой, К. Паустовского, Ю. Дмитриева, Г. Снегирева и др.
Огород, цветник используется для наблюдения и ухода за растениями, знакомства с основными овощными культурами, их значением в нашем рационе, лекарственными растениями.
Уголок нетронутой природы (на маршрутах походов по окрестным местам).
В группах ежегодно на вессенний сезон создаются мини - огороды на окне, для выращивания овощных растений.
В целях экологического образования на территории детского сада создана экологическая тропа, которая выполняет познавательную, развивающую, воспитательную, нравственную и оздоровительную функции.
Экологический проект «Экология как феномен культуры».
Отличительной особенностью реализуемого нами содержания проекта заключается в отражении регионального аспекта природы и культуры Урала на основе ценностного подхода к пониманию природы, культуры, человека.
Основной целью экологического образования в дошкольном учреждении, является обеспечение каждому ребенку условий ранней позитивной социализации посредством расширения представлений об окружающем мире, на основе ближайшего социального, природного окружения, на познании географических, климатических, национально-культурных особенностей жизни человека в уральском регионе.
Ориентиром в непрерывном экологическом образовании детей в период детства становятся: детская игра, художественно-литературное творчество, фольклор, общение, экологически грамотное поведение детей.
Реализовать данную цель можно через решения следующих задач:
Воспитывать у детей:
охранительно-бережное и действенное отношение к природному миру ближайшего окружения как среды жизни;
стремление к познанию природы через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность;
стремление чувствовать и осознавать себя частью природы, выражать свою собственную субкультуру в ней и определять гуманно-гармоничную позицию в природной среде.
Формировать у детей:
образное, поэтическое видение картины природы, потребность художественного выражения ее образов;
умение анализировать различные природные и социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать; делать элементарные умозаключения; предвидеть возможное развитие событий и на основе этого планировать свои и чужие действия, поступки;
представление о природе (красота, значимость, многообразие, изменчивость и пр.), взаимосвязи живой и неживой природы: временах года, их ритмичности и цикличности; наблюдение и фиксация сезонных изменений и их влияние на жизнь природы и человека;
позитивное: бережное (хочу сохранить), созидательное (хочу создать и приумножить), познавательное (хочу знать) отношение к миру на основе эмоционально-чувственного опыта, приобщения к словесному искусству.
Развивать у детей:
познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию и др.) посредством специальных дидактических игр и упражнений;
представления о взаимообусловленных жизненных связях природного мира и мира людей; о Свердловской области, Земном шаре, атмосфере, как целостном географическом пространстве.
Прогнозируемый результат реализации экологического проекта - это ребёнок:
способный решать интеллектуальные проблемы (задачи), адекватные возрасту – интеллектуально-развитый;
проявляющий интерес ко всему новому и непонятному, неизведанному – любознательный;
воображающий, придумывающий, способный к созданию нового в рамках адекватной возрасту деятельности, способный к поиску разных способов решения одной и той же задачи – креативный;
проявляющий активность и самостоятельность в принятии решений, в совершении поступков, в деятельности – инициативный;
способный воспринимать красоту окружающего мира (людей, природы), искусства – чувствующий прекрасное, эмоционально-отзывчивый;
проявляющий разумную осторожность в общении с животными, растениями, выполняющий выработанные обществом правила безопасного поведения, деятельности – осторожный;
понимающий ценность жизни; проявляющий заботу и внимание к растениям, животным, птицам и др. – бережно относящийся ко всему живому.
В системе дошкольного образования можно использовать разнообразные формы экологического воспитания детей дошкольного возраста, среди которых особое внимание заслуживает такая форма, как – экологическая тропа.
Экологическая тропа – это демонстрационный, специально оборудованный маршрут в природу, проходящий через различные природные объекты и использующийся для целей экологического образования детей.
Реализация проекта «Мы в любое время года ходим тропами природы» осуществляется в несколько этапов:
Информационно-аналитический;
Проектно-мотивационный;
Содержательно-деятельностный;
Диагностико-результативный.
Этапы реализации целей и задач проекта (ежегодно)
На информационно-аналитическом этапе педагогами каждой возрастной группы осуществляется анализ целей и задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования, оцениваются и интерпретируются результаты психолого-педагогической диагностики актуального состояния и развития (ценностные представления, умения, отношение) начал экологической культуры детей каждой возрастной категории, на основе адекватно-подобранных диагностических методик. Актуальное состояние и развитие детей соотносится с планируемым (прогнозируемым) психолого-педагогическим результатом развития ребенка по окончанию каждого возрастного периода (младший, средний, старший), выявляются особенности проявления экологической культуры, определяются направления образовательной деятельности, которые необходимо предусмотреть (предвидеть) в ходе реализации проекта. Происходит определение ожидаемого социально-значимого результата. Формулирование цели, задач проекта, способов достижения цели и задач. Постановка задач по реализации цели проекта. Определение необходимых условий для достижения цели.
Кроме этого, происходит изучение степени сформированности ценностных представлений родителей, их отношения к экологическому образованию детей дошкольного возраста, сформированности экологических компетенций в вопросах экологического воспитания и образования детей.
Проектно-мотивационный этап предполагает обозначение проблемного поля в системных изменениях содержания, выборе наиболее оптимальных организационных форм экологического образования детей, в зависимости от конкретной педагогической ситуации, определение темы проекта, объекта проектирования. Педагогами формулируются задачи экологического образования детей с учетом особенностей их развития, определяются пути и средства их реализации, рационально выбираются методы и формы природоведческой работы. Отбирается необходимый дидактический, технологический материал, планируется индивидуальная и групповая работа с детьми, т.е. проектируются условия, способствующие успешной реализации целей и задач экологического образования для определенной возрастной категории детей, организуется собственная эколого-педагогическая деятельность.
Установление контакта с коллективом родителей, педагогически целесообразных отношений с ними с целью формирования ответственного отношения к сотрудничеству по экологическому образованию детей. Проектирование форм совместной эколого-педагогической, природоохранной деятельности, активизирующих стремление родителей углубить знания об особенностях формирования личности ребенка средствами природы.
Содержательно-деятельностный этап предполагает совместную деятельность участников образовательного процесса по развитию эмоционально-чувственного отношения детей к объектам живой и неживой природы, ценностных представлений об организации природоохранной деятельности, развитие способности к творческо-поисковой деятельности с учетом особенностей развития ребенка и социально-педагогических условий организации образовательной среды в условиях ДОУ и семьи.
На этом этапе работа ведется сразу в нескольких направлениях:
привлечение детей к проектно-игровой деятельности по сбору информации и оформлению станций на территории детского сада (используются разнообразные формы работы с детьми по экологическому воспитанию);
работа на территории детского сада по организации, обогащению намеченных станций;
работа с родителями по привлечению их к проектной деятельности на основе использования разнообразных форм, средств экологического воспитания детей;
слежение за ходом выполнения проектно-поисковых работ по сбору, оформлению и представлению (презентации) результатов реализации тематических проектов.
На данном этапе используются разнообразные формы и методы работы с детьми и родителями на экологической тропе.
Формы и методы работы с детьми на экологической тропе:
экологические беседы;
наблюдения в природе;
уроки доброты;
экскурсии в природу;
целевые прогулки;
КВН, викторина, «Поле чудес»;
познавательные вечера;
экологические конкурсы;
экологические акции;
решение экологических ситуативных задач;
чтение художественной литературы;
ситуации морального выбора;
детские проекты;
обсуждение и проигрывание ситуаций;
трудовой десант;
труд в природе;
зеленый патруль;
«Красная книга природы»;
«Лесная аптека» (рассматривание иллюстраций и беседы с детьми, поиск лекарственных растений на участке, беседы о правилах сбора растений);
составление экологических карт;
ведение фенологического творчества;
коллекционирование;
выставки и экспозиции;
экологические развлечения, досуги, праздники;
экологические игры (дидактические, имитационные, игры-моделирование экосистем, игры-путешествия, сюжетно-ролевые игры, соревновательные, подвижные);
экологические сказки;
инсценировки, театрализации.
Формы и методы работы с родителями на экологической тропе:
взросло-детские проекты;
КВН, викторина;
изготовление поделок, рисунков;
субботники по облагораживанию территории детского сада;
участие в конкурсах;
участие в совместных экологических развлечениях, досугах, праздниках;
работа с детьми в рабочих тетрадях «Природа Урала», «Азбука Урала»;
фотовыставки;
изготовление экологической газеты.
Диагностико-результативный этап включает в себя анализ достижения целей и результатов проекта, определение направления дальнейшей деятельности в ходе дальнейшей реализации проекта и за его пределами.
В нашем Детском саду организованы наблюдения за следующими объектами экологических троп:
На экологической тропе проводятся комплексные занятия, игры, организация практической и исследовательской деятельности, что способствует развитию у детей эмоционально-положительного, нравственно – ценностного отношения к природным объектам, правильному, доброму поведению в природе.
В своей деятельности мы реализовали проект:
«В Детский сад как в сказку».
Цель проекта: способствовать становлению у старших дошкольников активной жизненной позиции в решении экологических проблем.
Задачи:
1. Расширять знания детей о взаимозависимости мира природы
и деятельности человека.
Формировать у детей навыки вторичного использования бытовых и
хозяйственных отходов с целью сбережения природных ресурсов,
изготовление игрового оборудования.
Реализовывать, совместно с родителями, навыки эстетического
оформления жизненного пространства.
Воспитывать любовь и уважение к детскому саду, умение видеть
прекрасное, гордиться им.
Проект: средней продолжительности, групповой и творчески – поисковый.
Срок реализации: 2022 – 2023 год.
Участники проекта: воспитатели, музыкальный руководитель, дети и родители.
Ожидаемые результаты:
Дети должны знать различные трудовые процессы, уметь ухаживать за территорией участка, играть в сюжетно – ролевые игры совместно с педагогами, используя персонажей сказок.
У детей должно быть сформировано бережное отношение к природе, к территории участка и желание сохранить его чистым и красивым.
Этапы проекта:
Подготовительный
Выставка совместных с родителями работ «Каким мы хотим видеть участок своей группы?»
Создание проекта участка.
Сбор материала для осуществления проекта (автомобильных шин, брёвен, пластиковых бутылок и т. д.)
Чтение книг о цветах, природе.
Разгадывание загадок о растениях и животных.
Разучивание песен и стихов про цветы и деревья.
Выбор роли для спектакля.
Деятельностный
Изготовление клумб родителями.
Посадка цветов мамами.
Изготовление персонажей из автомобильных шин, брёвен, пластиковых бутылок.
Привлечение детей к наблюдению за трудом взрослых, за инструментами, которые они используют в процессе работы.
Рисование детьми различных животных палочками на песке, мелом на асфальте.
Разучивание выбранных ролей для спектакля.
Разучивание музыкального материала для инсценировок песни и сказки.
Завершающий
Выпущена родителями газета с представленными результатами по проекту.
Результат был представлен на конкурс
«Эстетический участок» в детском саду.
Показ сказки «Добрый ёжик» на празднике мам.
Инсценировка песни «Весёлый огород» на празднике Осени.
Таким образом, ознакомление детей с природой в детском саду проходит через постоянное непосредственное "живое" общение с ней. Одним из условий, обеспечивающим это, является экологизация развивающей природной среды, которая способствует реализации всех компонентов содержания экологического образования: познавательного, нравственно-ценностного, деятельностного. Правильная организация эколого-развивающей среды предполагает понимание работниками дошкольного учреждения экологического подхода к содержанию растений осознание необходимости их использования в эколого-педагогическом процессе.
Результатом работы педагогов в данном направлении стала самопрезентация педагогов, распространение и внедрение инновационных наработок в образовательный процесс, создание информационной базы передового педагогического опыта.
Итог.
Вся проделанная работа позволяет сформировать у ребенка уважительное отношение к природе через интеграцию всех видов деятельности, способствует усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, привить им экологические навыки и уважительное, доброе отношение к окружающей среде, миру природы, работать педагогам в системе и творчески, что станет залогом успеха в экологическом образовании и воспитании дошкольников.
Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность в деятельности в системе дошкольного образования даёт хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического образования.