СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нравственно- философская проблематика поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нравственно- философская проблематика поэмы  М.Ю. Лермонтова «Демон»( ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

Просмотр содержимого документа
«Нравственно- философская проблематика поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон»»

Литературная лаборатория  урок литературы 10 класс МАОУ гимназия№4 , Хабаровск , учитель русского языка и литературы: Буяло Ю.Ю. Igor Palmin  Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон»

Литературная лаборатория

урок литературы 10 класс

МАОУ гимназия№4 , Хабаровск , учитель русского языка и литературы: Буяло Ю.Ю.

Igor Palmin

Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон»

Стоит ли былое вспоминать,  Брать его в дорогу, в дальний путь?...  Все равно – упавших не поднять, Все равно – ушедших не вернуть  И сказала память: «Я могу. Все забыть, но нищим станешь ты, Я твои богатства стерегу, Я тебя храню от слепоты  В. С. Шефнер

Стоит ли былое вспоминать,

Брать его в дорогу, в дальний путь?...

Все равно – упавших не поднять,

Все равно – ушедших не вернуть

И сказала память: «Я могу.

Все забыть, но нищим станешь ты,

Я твои богатства стерегу,

Я тебя храню от слепоты

В. С. Шефнер

Лист исследователя 21.09.2020. Ф.И. 1 2 3 4 5 6 7 Вы будете оценивать свою деятельность на каждом этапе урока цифрами по 3 балльной шкале.

Лист исследователя

21.09.2020.

Ф.И.

1

2

3

4

5

6

7

Вы будете оценивать свою деятельность на каждом этапе урока цифрами по 3 балльной шкале.

Первая ступень познания  Предмет исследования ? Цель? Задачи? .  Я царь познанья и свободы Какое горькое томленье всю жизнь, века без разделенья и наслаждаться , и страдать, за зло похвал не ожидать , ни за добро вознагражденья Хочу я с небом примириться, хочу любить, хочу молиться, Хочу я веровать добру. У уважения есть границы, в то время как у любви таковых не имеется Поверь мне - счастье только там, где любят нас, где верят нам

Первая ступень познания

Предмет исследования ?

Цель? Задачи?

.

Я царь познанья и свободы

Какое горькое томленье всю жизнь, века без разделенья

и наслаждаться , и страдать,

за зло похвал не ожидать ,

ни за добро вознагражденья

Хочу я с небом примириться, хочу любить, хочу молиться, Хочу я веровать добру.

У уважения есть границы, в то время как у любви таковых не имеется

Поверь мне - счастье только там, где любят нас, где верят нам

Тема урока: Нравственно- философская проблематика поэмы М.Ю. Лермонтова « Демон»

Тема урока:

Нравственно- философская проблематика поэмы

М.Ю. Лермонтова « Демон»

Вторая ступень познания  1.РЕЛИГИО́ЗНОСТЬ   А. Одна из семи человеческих добродетелей, сложное моральное понятие, означающее совершение поступков по правде, по совести, по правоте, по закону.  (Толковый словарь Д.Н.Ушакова) 2.БЛАГОЧЕСТИЕ Б Наличие веры в Бога. (Библия. Ветхий и Новый заветы) 3.КРО́ТОСТЬ В Истинное почитание Бога, принятие Божиих истин и исполнение заповедей, богобоязнь.  (Толковый словарь Д.Н.Ушакова) 4.МУДРОСТЬ Г.Незлобие, смирение, покорность.  (Толковый словарь Д.Н.Ушакова) 5.ВЕРНОСТЬ Д Глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт. (Толковый словарь С.Ожегова) 6.СПРАВЕДЛИВОСТЬ Ж Полная преданность, правдивость, твердость в слове (Толковый словарь В.И.Даля)  

Вторая ступень познания

1.РЕЛИГИО́ЗНОСТЬ

 

А. Одна из семи человеческих добродетелей, сложное моральное понятие, означающее совершение поступков по правде, по совести, по правоте, по закону.  (Толковый словарь Д.Н.Ушакова)

2.БЛАГОЧЕСТИЕ

Б Наличие веры в Бога. (Библия. Ветхий и Новый заветы)

3.КРО́ТОСТЬ

В Истинное почитание Бога, принятие Божиих истин и исполнение заповедей, богобоязнь.  (Толковый словарь Д.Н.Ушакова)

4.МУДРОСТЬ

Г.Незлобие, смирение, покорность.  (Толковый словарь Д.Н.Ушакова)

5.ВЕРНОСТЬ

Д Глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт. (Толковый словарь С.Ожегова)

6.СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Ж Полная преданность, правдивость, твердость в слове (Толковый словарь В.И.Даля)

 

 Взаимопроверка: ОТВЕТ:  1 - Б  2 - В  3 - Г  4 - Д  5 - Ж  6 - А .  1.РЕЛИГИО́ЗНОСТЬ - вера 2.БЛАГОЧЕСТИЕ - честь 3.КРО́ТОСТЬ - скромность 4.МУДРОСТЬ - ум 5.ВЕРНОСТЬ - преданность 6.СПРАВЕДЛИВОСТЬ - честность

Взаимопроверка:

ОТВЕТ:

1 - Б

2 - В

3 - Г

4 - Д

5 - Ж

6 - А

.

1.РЕЛИГИО́ЗНОСТЬ - вера

2.БЛАГОЧЕСТИЕ - честь

3.КРО́ТОСТЬ - скромность

4.МУДРОСТЬ - ум

5.ВЕРНОСТЬ - преданность

6.СПРАВЕДЛИВОСТЬ - честность

Третья ступень познания Какова история создания произведения « Демон »?  Работу выполнила: Никитина Светлана 10 Б

Третья ступень познания

Какова история создания произведения « Демон »?

Работу выполнила:

Никитина Светлана

10 Б

Демон» - это одно из центральных произведений Лермонтова, над которым Лермонтов работал больше десяти лет (1829-1839)  Он начал писать эту поэму еще в пятнадцатилетнем возрасте, когда учился в университетском благородном пансионе. После этого было написано несколько вариантов поэмы «Демон». Страницы из списка 1841 г. Автограф М.Ю. Лермонтова

Демон» - это одно из центральных произведений Лермонтова, над которым Лермонтов работал больше десяти лет (1829-1839)

Он начал писать эту поэму еще в пятнадцатилетнем возрасте, когда учился в университетском благородном пансионе. После этого было написано несколько вариантов поэмы «Демон».

Страницы из списка 1841 г.

Автограф М.Ю. Лермонтова

Иллюстрации В.А. Полякова и К.Е. Маковского к поэме «Демон» Первоначально задумывалась поэма о демоне и ангеле, влюбленных в одну монахиню. Потом Лермонтов изменил замысел: демон влюбляется в монахиню и губит ее из ненависти к ангелу-хранителю. В первом варианте уже довольно ясно видны характер Демона, его презрение к окружающему миру, написан диалог с монахиней. Но поэма здесь абсолютно абстрактна - отсутствуют имена героев, не указано время и место действия. Посвящение к поэме.

Иллюстрации В.А. Полякова и К.Е. Маковского к поэме «Демон»

Первоначально задумывалась поэма о демоне и ангеле, влюбленных в одну монахиню. Потом Лермонтов изменил замысел: демон влюбляется в монахиню и губит ее из ненависти к ангелу-хранителю. В первом варианте уже довольно ясно видны характер Демона, его презрение к окружающему миру, написан диалог с монахиней. Но поэма здесь абсолютно абстрактна - отсутствуют имена героев, не указано время и место действия.

Посвящение к поэме.

Пейзажи Грузии в картинах  XIX века

Пейзажи Грузии в картинах

XIX века

Некоторые дореволюционные исследователи считали Кавказ некоей условной декорацией, экзотическим обрамление, подчеркивающим образ «гордого мятежника», заимствованный Лермонтовым у западных романтиков. Однако кавказский материал в «Мцыри» и в «Демоне» не экзотическое обрамление, а органическое претворение непосредственных переживаний и наблюдений, благодаря которым прежние сюжеты приобрели новое качество. Несомненно, что решающее влияние на создание новой редакции оказали на Лермонтова грузинские народные предания, легенды и песни, знакомство с бытом и нравами новой для него страны. Картины М.Ю. Лермонтова: «Грузинки на крыше сакли», «Пятигорск»,

Некоторые дореволюционные исследователи считали Кавказ некоей условной декорацией, экзотическим обрамление, подчеркивающим образ «гордого мятежника», заимствованный Лермонтовым у западных романтиков. Однако кавказский материал в «Мцыри» и в «Демоне» не экзотическое обрамление, а органическое претворение непосредственных переживаний и наблюдений, благодаря которым прежние сюжеты приобрели новое качество. Несомненно, что решающее влияние на создание новой редакции оказали на Лермонтова грузинские народные предания, легенды и песни, знакомство с бытом и нравами новой для него страны.

Картины М.Ю. Лермонтова:

«Грузинки на крыше сакли», «Пятигорск», "Воспоминание о Кавказе"

Поэма основана на библейской легенде о павшем ангеле, восставшем против Бога В основе сюжета - стремление духа отрицанья и зла к добру и красоте Это стремление рождается под влиянием любви, а финал поэмы говорит о недостижимости такой мечты по разным причинам: несовершенство мира и невозможность прийти к свету без покаяния и раскаяния Иллюстрация «Люби меня» М.А. Врубеля к поэме «Демон» Иллюстрация Э.Делакруа к Фаусту И.В. Гёте Г. Доре. «Сатана спускается на Землю» - иллюстрация к поэме «Потерянный рай» Д.Мильтона

Поэма основана на библейской легенде о павшем ангеле, восставшем против Бога

В основе сюжета - стремление духа отрицанья и зла к добру и красоте

Это стремление рождается под влиянием любви, а финал поэмы говорит

о недостижимости такой мечты по разным причинам: несовершенство мира и невозможность прийти к свету без покаяния и раскаяния

Иллюстрация «Люби меня»

М.А. Врубеля к поэме «Демон»

Иллюстрация Э.Делакруа

к Фаусту И.В. Гёте

Г. Доре. «Сатана спускается на Землю» -

иллюстрация к поэме «Потерянный рай» Д.Мильтона

 Четвертая ступень познания Какова композиция произведения? ДУША ОБЯЗАНА ТРУДИТЬСЯ  Н.Заболоцкий

Четвертая ступень познания

Какова композиция произведения?

ДУША ОБЯЗАНА ТРУДИТЬСЯ

Н.Заболоцкий

Твоею первою слезой,  Незлобных уст твоих дыханьем,  Волною шелковых кудрей,  Клянусь блаженством и страданьем,  Клянусь любовию моей:  Я отрекся от старой мести,  Я отрекся от гордых дум;  Отныне яд коварной лести  Ничей уж не встревожит ум;  Хочу я с небом примириться,  Хочу любить, хочу молиться,  Хочу я веровать добру.  Слезой раскаянья сотру  Я на челе, тебя достойном,  Следы небесного огня —  И мир в неведеньи спокойном  Пусть доцветает без меня! Клянусь я первым днем творенья,  Клянусь его последним днем,  Клянусь позором преступленья  И вечной правды торжеством.  Клянусь паденья горькой мукой,  Победы краткою мечтой;  Клянусь свиданием с тобой  И вновь грозящею разлукой.  Клянуся сонмищем духов,  Судьбою братий мне подвластных,  Мечами ангелов бесстрастных,  Моих недремлющих врагов;  Клянуся небом я и адом,  Земной святыней и тобой,  Клянусь твоим последним взглядом,

Твоею первою слезой, Незлобных уст твоих дыханьем, Волною шелковых кудрей, Клянусь блаженством и страданьем, Клянусь любовию моей: Я отрекся от старой мести, Я отрекся от гордых дум; Отныне яд коварной лести Ничей уж не встревожит ум; Хочу я с небом примириться, Хочу любить, хочу молиться, Хочу я веровать добру. Слезой раскаянья сотру Я на челе, тебя достойном, Следы небесного огня — И мир в неведеньи спокойном Пусть доцветает без меня!

Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем, Клянусь позором преступленья И вечной правды торжеством. Клянусь паденья горькой мукой, Победы краткою мечтой; Клянусь свиданием с тобой И вновь грозящею разлукой. Клянуся сонмищем духов, Судьбою братий мне подвластных, Мечами ангелов бесстрастных, Моих недремлющих врагов; Клянуся небом я и адом, Земной святыней и тобой, Клянусь твоим последним взглядом,

Пятая ступень познания Мистическая связь произведений М.Лермонтова и М.Врубеля Работу выполнила: Дарья Ефремова 10 Б «

Пятая ступень познания

Мистическая связь произведений М.Лермонтова и М.Врубеля

Работу выполнила:

Дарья Ефремова

10 Б

«

Схожие факты из биографии В 1856 году в немецком городе Карлсруэ вышло в свет первое издание поэмы «Демон» бывшего поручика Тенгинского полка Михаила Юрьевича Лермонтова.  В том же году в Омске, в семье штабс-капитана того же Тенгинского пехотного полка Александра Михайловича Врубеля родился сын - будущий художник Михаил Врубель, жизнь которого сложилась так, что будто бы к его колыбели прилетал лермонтовский Демон, избравший новорожденного своим новым пророком. Оба рано лишились матерей Обоих мужчин занимало искусство, литература, история. До карьеры поэта, Лермонтова рисовал картины. Этим хобби он увлекался всю свою недолгую жизнь.

Схожие факты из биографии

  • В 1856 году в немецком городе Карлсруэ вышло в свет первое издание поэмы «Демон» бывшего поручика Тенгинского полка Михаила Юрьевича Лермонтова.
  • В том же году в Омске, в семье штабс-капитана того же Тенгинского пехотного полка Александра Михайловича Врубеля родился сын - будущий художник Михаил Врубель, жизнь которого сложилась так, что будто бы к его колыбели прилетал лермонтовский Демон, избравший новорожденного своим новым пророком.
  • Оба рано лишились матерей
  • Обоих мужчин занимало искусство, литература, история. До карьеры поэта, Лермонтова рисовал картины. Этим хобби он увлекался всю свою недолгую жизнь.

Сходство Врубеля и Печорина Лермонтов был любимым поэтом Врубеля всю жизнь. Он знал многие стихотворения наизусть. В житейском поведении и самоощущении Врубелю были близки некоторые черты лермонтовского Печорина. Из воспоминаний людей, близко знавших Врубеля, следует, что наряду с гуманностью и кротостью Врубелю были свойственны: дендизм, потребность блистать в обществе; что он бывал не только изысканно любезен, но и высокомерен, что в характере его была «некоторая заносчивость» и крайнее самолюбие Непостоянство в дружбе и привязанностях , что «за внешнею выдержкой таился у него пылкий темперамент, который, прорываясь, совершенно порабощал волю и делал его на более или менее продолжительное время игрушкой страстей, что неутомимый труженик, подвижник искусства временами вел праздную жизнь кутилы .

Сходство Врубеля и Печорина

  • Лермонтов был любимым поэтом Врубеля всю жизнь. Он знал многие стихотворения наизусть.
  • В житейском поведении и самоощущении Врубелю были близки некоторые черты лермонтовского Печорина. Из воспоминаний людей, близко знавших Врубеля, следует, что наряду с гуманностью и кротостью Врубелю были свойственны: дендизм, потребность блистать в обществе; что он бывал не только изысканно любезен, но и высокомерен, что в характере его была «некоторая заносчивость» и крайнее самолюбие
  • Непостоянство в дружбе и привязанностях , что «за внешнею выдержкой таился у него пылкий темперамент, который, прорываясь, совершенно порабощал волю и делал его на более или менее продолжительное время игрушкой страстей, что неутомимый труженик, подвижник искусства временами вел праздную жизнь кутилы .
Демоны Демон Лермонтова дух свободы и бунтарства, не может смириться с несправедливостью земного, он жаждет идеала  личный герой поэта, а не абстрактное мировое зло Пушкина, это герой  его внутренней жизни, который активен, силен и диктует свою волю, реально присутствуя в самой глубине его сердца, где, по словам Достоевского,   «дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей» В свое время Лермонтов относительно легко отделался от своего демонического героя Демон Врубеля   - изменчивый художественный образ ,  каждый раз на холсте являлся другой, не похожий на предыдущего: в его лице то одиночество и тоска, то отчаяние последний, «Демон поверженный» — в нем уже лишь злоба и холодом Демон всем и всему чужой. Но в нем нечеловеческая мощь. Он никому не уступит ни на земле, ни над землей Врубель пленился демоном, но демон оказался лжепророком. Врубель душой коснулся страшной пустоты, которую принес демон, и заплатил за это знание разрушением души.

Демоны

Демон Лермонтова

  • дух свободы и бунтарства, не может смириться с несправедливостью земного, он жаждет идеала
  • личный герой поэта, а не абстрактное мировое зло Пушкина, это герой  его внутренней жизни, который активен, силен и диктует свою волю, реально присутствуя в самой глубине его сердца, где, по словам Достоевского,  

«дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей»

В свое время Лермонтов относительно легко отделался от своего демонического героя

Демон Врубеля

- изменчивый художественный образ , каждый раз на холсте являлся другой, не похожий на предыдущего: в его лице то одиночество и тоска, то отчаяние

  • последний, «Демон поверженный» — в нем уже лишь злоба и холодом

Демон всем и всему чужой. Но в нем нечеловеческая мощь. Он никому не уступит ни на земле, ни над землей

Врубель пленился демоном, но демон оказался лжепророком. Врубель душой коснулся страшной пустоты, которую принес демон, и заплатил за это знание разрушением души.

Становление Демона Врубеля

  • Впервые Врубель приступил к образу демона в 1885 году в Одессе. Но в те годы Демон не давался художнику, ускользал. Вероятно, идея образа еще не стала ясной, зрительно-осязаемой формой. Врубель видел временами почти натурально лишь отдельные части: то огромные глаза, горящие, как черные бриллианты, полные нечеловеческой тоски, то он видел губы, запекшиеся, как лава, то гриву змеящихся волос, то чудное оперение крыльев, то удлиненный овал бледно-серого мучительно далекого лица. Лишь после того как художник «встретился» со своим Демоном, лермонтовский «царь познания и свободы», сама идея образа и жажда его воплощения стала ясна. В последние годы жизни тема Демона стала центральной в жизни Врубеля. Он создал множество рисунков, эскизов и написал три огромные картины на эту тему - Демон сидящий, Демон летящий и Демон поверженный. Последнюю из них он продолжал «улучшать» даже тогда, когда она уже была выставлена в галерее, тем самым изумляя и пугая публику. К этому времени относится ухудшение физического и психического состояния художника, что только подлило масла в огонь и укрепило уже возникшую легенду о мастере, продавшем душу дьяволу.
Демона художник изображает в нескольких ипостасях.    «Демон сидящий» Герой картины молод, красив, с исполинской фигурой и печальным взглядом, как будто угнетённый своим могуществом

Демона художник изображает в нескольких ипостасях. 

  «Демон сидящий» Герой картины молод, красив,

с исполинской фигурой и печальным взглядом, как будто угнетённый своим могуществом

 «Демоне летящий» Художник видит тоску, одиночество, тщетность бытия борьбы за счастье и своё место в жизни героя картины, совершающего,  по мнению живописца, бесцельный полёт Для Врубеля творец-всегда над толпой Он избран «будить душу от мелочей будничного» Таким образом он, также, как и Лермонтов, «возносил» Демона

«Демоне летящий»

Художник видит тоску, одиночество, тщетность бытия борьбы за счастье и своё место в жизни героя картины, совершающего,

по мнению живописца, бесцельный полёт

Для Врубеля творец-всегда над толпой Он избран «будить душу от мелочей будничного» Таким образом он, также, как и Лермонтов, «возносил» Демона

 «Демон поверженный» Мотив одиночества звучит форте! Он низвергнут с высоты, гордыня сломлена, но падение не приносит ему избавления от земного существования, как простого смертного. У Лермонтова Демон возвращается в свой холодный, надменный мир «… без упованья и любви», а у Врубеля происходит полное крушение надежд на обретение счастья и физической утратой нравственного начала.

«Демон поверженный»

Мотив одиночества звучит форте! Он низвергнут с высоты, гордыня сломлена, но падение не приносит ему избавления от земного существования, как простого смертного.

У Лермонтова Демон возвращается в свой холодный, надменный мир «… без упованья и любви», а у Врубеля происходит полное крушение надежд на обретение счастья и физической утратой нравственного начала.

Выводы И Лермонтов, и Врубель с сочувствием относились к образу своего героя. Они, вроде бы, близки, но на самом деле, абсолютно разные. У Лермонтова Демон не способен преодолеть злобу, он циничен, жесток, непримирим. Он презирает мир и погружается в духовное небытие. У Врубеля Демон – герой, страдающий от одиночества, скорбный, но на этом фоне – всё-таки властный и величавый.

Выводы

И Лермонтов, и Врубель с сочувствием относились к образу своего героя. Они, вроде бы, близки, но на самом деле, абсолютно разные.

У Лермонтова Демон не способен преодолеть злобу, он циничен, жесток, непримирим.

Он презирает мир и погружается в духовное небытие.

У Врубеля Демон – герой, страдающий от одиночества, скорбный, но на этом фоне – всё-таки властный и величавый.

Заключение Таким образом, новые и новые встречи с Демоном в самих себе и в окружающем их мире заставляли и Лермонтова, и Врубеля вновь и вновь переписывать свои произведения, доходя порой до полного душевного истощения. И неизвестно, как изменились бы судьбы «Демонов», если бы не трагическая кончина поэта и душевная болезнь, а в последующем преждевременная смерть художника.

Заключение

Таким образом, новые и новые встречи с Демоном в самих себе и в окружающем их мире заставляли и Лермонтова, и Врубеля вновь и вновь переписывать свои произведения, доходя порой до полного душевного истощения.

И неизвестно, как изменились бы судьбы «Демонов», если бы не трагическая кончина поэта и душевная болезнь, а в последующем преждевременная смерть художника.

 Шестая ступень познания Душу Тамары забирает ангел Как меняется Демон почему он не получил то что желал? За что он наказан?

Шестая ступень познания

Душу Тамары забирает ангел

Как меняется Демон почему он не получил то что желал?

За что он наказан?

 Седьмая ступень познания Что нужно делать человеку чтобы сохранить свою душу?  Раскройте иносказательный смысл этого высказывания

Седьмая ступень познания

Что нужно делать человеку чтобы сохранить свою душу?

Раскройте иносказательный смысл этого высказывания

Домашнее задание ( На выбор) . Письменно ответить на вопрос: «Почему « демонический герой» обречен на страдание?  Сравнить образ лермонтовского Демона и других авторов   3. Составить тест по произведению  

Домашнее задание ( На выбор)

.

  • Письменно ответить на вопрос: «Почему « демонический герой» обречен на страдание?
  • Сравнить образ лермонтовского Демона и других авторов

3. Составить тест по произведению

 

Нравственность едина во все века и для всех людей Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя Igor Palmin Дмитрий Сергеевич Лихачёв

Нравственность едина во все века и для всех людей

Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя

Igor Palmin

Дмитрий Сергеевич Лихачёв