СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нравственно-философская проблематика сказки Экзюпери "Маленький принц"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока – рассмотреть содержание и художественную форму произведения и ответить на вопросы:

  1. Какие проблемы волнуют автора сказки?
  2. С какими образами и эпизодами они связаны?
  3. Какова позиция автора по данным проблемам?
  4. В чем особенность жанра произведения?

Просмотр содержимого документа
«Нравственно-философская проблематика сказки Экзюпери "Маленький принц"»

6


Урок литературы в 7 (8) классе

Нравственно-философская проблематика


Фамилии учащихся

Ответы
















































сказки Антуана де Сент-Экзюпери

«Маленький принц» (урок рассчитан на два часа)


Цель урока – рассмотреть содержание и художественную форму произведения и ответить на вопросы:

  1. Какие проблемы волнуют автора сказки?

  2. С какими образами и эпизодами они связаны?

  3. Какова позиция автора по данным проблемам?

  4. В чем особенность жанра произведения?


В течение урока одним из учащихся заполняется накопительная карта, по которой подводятся итоги в конце урока. Учащиеся знакомятся с критериями оценивания ответов.


Накопительная карта

+ аргументированный ответ

+ уместное цитирование

+ употребление литературоведческих терминов и понятий

_ короткий ответ, дополнение

Предполагается фронтальная беседа, работа в парах, индивидуальные задания, которые учащиеся получают в начале урока.

Карточки для индивидуальных заданий.

1. Сформулируйте ответ на вопрос: что сказочно, а что реально в сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»?


Реальное

Сказочное

1.

2.

3.


1.

2.

3.



Параметры оценивания:

1. Полнота ответа.

2. Аргументированность, доказательность.

3. Грамотность и правильность речи.



2. Ответьте на вопрос, какие символы вам встретились в сказке «Маленький принц»? Условными знаками каких понятий, явлений они являются? Какова роль этих символов в сказке? Вспомните, что символ – это то, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, явления, идеи. Например, голубь – символ мира, якорь – символ надежды, этот подарок – символ верности.


Роза –


Лис –


Змея –


Пустыня –


Звезды – Например, звезды являются символом надежды. Возможно предложить свой вариант.



Колодец –


Другие?


Параметры оценивания:

1. Полнота ответа.

2. Аргументированность, доказательность.

3. Грамотность и правильность речи.

На доске записаны значения слов:

Афоризм – изречение, выражающее в лаконичной форме обобщенную, законченную мысль.

Философия – наука о вечных проблемах бытия: жизни, любви, дружбе, долге, смерти и т.п.

Символ – то, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, явления, идеи. Например, голубь – символ мира, якорь – символ надежды, этот подарок – символ верности. Учащиеся самостоятельно к ним обращаются на протяжении урока.



Ход урока:

  • Мы уже говорили на предыдущем уроке о том, что сказка «Маленький принц» - одно из поздних произведений французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери. В нем автор высказал свои заветные мечты и чаяния, это своеобразное литературное завещание писателя, мудрая притча о любви и верности, о дружбе и самопожертвовании, доброте и красоте. Сказка написана в 1942 году в Нью-Йорке, куда Экзюпери эмигрировал после того, как немцы вошли в столицу Франции.

  • Познакомить учащихся с теми вопросами, ответы на которые надо найти на уроке (см. цель).

  • На прошлом уроке мы рассмотрели некоторые факты биографии писателя, обсудили содержание произведения. Давайте проверим, как вы в этом разобрались. Дайте короткие, состоящие из одного слова, реже двух-трех, ответы на вопросы. (Примечание: из этих примерных вопросов можно выбрать 10).

1. Самое опасное на планете принца растение (баобаб)

2. Пустыня, в которой летчик совершил вынужденную посадку (Сахара)

3. Источники тепла на планете Маленького принца (вулканы)

4. Первый друг, открывший Маленькому принцу тайны «приручения» (Лис)

5. Разрешительница загадок, которая помогла Маленькому принцу уйти с Земли (Змея)

6. Город, где родился Сент-Экзюпери (Лион)

7. Маленький принц познакомился с господином с багровым лицом, который за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка. Ни разу не поглядел на звезду. Никогда не любил. Ничего не делал. Он только складывал … (цифры)

8. Чувство, делающее счастливым и заставляющее грустить (любовь)

9. Капризная и нежная подруга Маленького принца (Роза)

10. Подарки, оставшиеся у летчика после прощания с Маленьким принцем (звезды)

11. Орган, обладающий большей зоркостью, чем глаза (сердце)

12. Единственный взрослый, с которым встретился Маленький принц во время своего путешествия, который был ему симпатичен. Его работа не показалась Маленькому принцу смешной и бесполезной (фонарщик)

  1. Источник, подаривший Маленькому принцу в пустыне «самый прекрасный пир» (колодец)

  2. Антуан де Сент-Экзюпери по профессии? Летчик

  3. Почему в 1940-1942 годах писатель жил в США? Франция оккупирована фашистами

  4. Родная планета П.П.? астероид Б-612

  5. Название самолета-разведчика, на котором служил и погиб писатель? «Лайтнинг Р-38»

  6. Что обозначает «де» в фамилии писателя? Принадлежность к аристократическому роду

  7. Город, в окрестностях которого рыбаками найден серебряный браслет Экзюпери? Марсель

  8. Назовите три проблемы, затронутые автором в сказке «Маленький принц»? смысла жизни, любви, смерти.


Учащиеся меняются листочками и проверяют ответы друг друга (ответы могут быть записаны на обратной стороне доски или продиктованы учителем), ставят оценки и сдают листочки. Учитель ставит оценку в журнал с учетом дальнейшей работы на уроке.

    • Поиск ответов на вопросы в соответствии с целью. Составление таблицы и заполнение ее. Учащиеся обсуждают ответы в парах, заполняют таблицу. После обсуждения каждой проблемы – коллективное обсуждение, выводы.

Формулировка проблемы в родительном падеже

Вопросы, отражающие суть проблемы

Эпизод, в котором проявляется данная проблема

Афоризм, отражающий авторскую позицию

Свой комментарий

Проблема смысла жизни

    • Для чего живет человек?

    • Что есть истинные и мнимые ценности в жизни?

    • В чем смысл жизни?

    • Прополка принцем ростков баобабов

    • Посещение принцем разных астероидов, знакомство с их обитателями


    • «Он за всю жизнь ни разу не понюхал цветка. Ни разу не поглядел на звезду. Он никогда никого не любил... Он не человек. Он гриб»

    • «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».

Не стоит жить ради власти, тщеславия, пьянства, жадности, бесполезных занятий. Надо быть полезным другим, не быть пустым. Быть «ребенком».

Проблема любви

  • Что значит любить?

  • Как надо относиться к близкому человеку?

  • За что люди любят близких?

  • Принц сердится на розу за ее капризы, но позже понимает, что напрасно покинул ее.

  • Принц встречается с адом роз и понимает, что его Роза – единственная

  • Встреча с Лисом

  • Прощание принца с автором-летчиком, возвращение к розе.

  • «Надо было судить не по словам, а по делам»

  • «Себя судить куда труднее»

  • «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь»

  • «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил»

  • «Когда даешь себя приручить, потом случается плакать»

  • Любить – значит понимать и прощать людям слабости

  • Любить – значить испытывать чувство ответственности

  • Любить – значит быть снисходительным

  • Любить значит «приручить», то есть не просто давать вволю корма, строить удобные жилища, а приблизиться к живому существу, понять его, сделать так, чтобы оно радовалось тебе, чтобы ты приносил ему счастье, не просто давать ему то, что необходимо для жизни, а приручить, понять другого.

Проблема смерти

  • Страшно ли умирать?

  • Ради чего можно умереть?

  • В чем состоит смерть и бессмертие?

  • Можно ли обрести бессмертие?

  • Решение принца уйти с Земли к розе

  • Финал сказки (просьба автора к читателям)

  • «У тебя будут звезды, которые умеют смеяться»

  • «Ты будешь рад, что знал меня когда-то. Ты всегда будешь мне другом» = память

  • Умирать страшно, но сознательно принимать смерть можно во имя высокой цели (как принц, как Экзюпери, который воевал в Сопротивлении)

  • Смерти нет, пока жива память.

  • В памяти можно обрести бессмертие.


  • Итак, закончено заполнение таблицы. Названы и прокомментированы проблемы, которые поставил автор, сформулирована авторская позиция.

  • Обратимся к жанру произведения. Почему это сказка – отвечает ученик, выполняющий индивидуальное задание № 1. В основе сюжета – фантастические элементы (жизнь на астероидах, путешествие с перелетными птицами, говорящие Роза, лис...).

  • Почему эта сказка философская? См., что такое философия. Автор делится своими раздумьями о вечных проблемах бытия, говорит о самом важном в жизни человека (о смысле жизни, о любви, о дружбе, о долге, о смерти и бессмертии...)

  • Часто авторы философских произведений используют в них символы. См., что такое символ. И в «Маленьком принце» мы тоже встречаемся с символами, которые выводят произведение на философский уровень. Отвечает ученик, выполняющий индивидуальное задание № 2.

Таким образом, мы ответили на 4-ый вопрос. «Маленький принц» - это философская сказка.

  • Подведение итогов. Учитель говорит, что на уроке прикоснулись к вечным ценностям, к человеческой мудрости, которую подарил нам Антуан де Сент-Экзюпери. Мы учились формулировать проблему и авторскую позицию, работали в парах и индивидуально. Выставление оценок.

  • В заключении хочется пожелать не забывать советов автора. Расставаясь с любимыми, помните, что вы ответе за тех, кого приручили, помните, что лишь сердцем можно почувствовать любовь, что человеку может грозить одиночество даже среди толпы, что не имеющий корней обречен на гибель. Надеюсь, что, взяв еще раз когда-нибудь в руки «Маленького принца», вы почувствуете грусть и радость, тихую, звенящую бубенцами звезд.

  • Домашнее задание – согласно рабочей программе.