МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Детский сад № 106 комбинированного вида
города Каменска-Уральского
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
Составила:
воспитатель
Выходцева А.В.
« Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д.С.Лихачёв
« ПАТРИОТИЗМ - убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился» Джорджа Бернарда Шоу ПАТРИОТИЗМ – преданность и любо в ь к своему Отечеству, своему народу.
Свое выступление хотелось бы начать со слов Д.С.Лихачёв «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Большое изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У современных детей отсутствует представление о патриотизме.
Под патриотическим воспитанием дошкольников подразумевается не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к человеку и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и праздникам.
Цель патриотического воспитания: формирование и развитие любви к Родине. Актуальность темы. На сегодняшний день одной из наиболее актуальных является проблема патриотического воспитания подрастающего поколения.
В своей работе мы реализуем следующие воспитательные задачи нравственной и патриотической направленности: 1. Сформировать в детях способность сопереживать. 2. Воспитать любовь к родной семье, дому, городу, Родине. 3. Зародить уважение к своей нации и к представителям других национальностей. 4. Расширять знания о культуре и истории родной страны.
Дети дошкольного возраста должны осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины, а лишь потом – гражданином страны.
Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, мы считаем, что формирование личности дошкольника невозможно без воспитания любви к ближнему и к Родине.
Поэтому, работая в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР) одним из основных направлений воспитательной работы мы определили формирование представлений о патриотизме.
Данное направление работы для нашей категории детей является крайне сложным. Это связано с особенностями восприятия детей с ЗПР, а также многоаспектностью и абстрактностью самого понятия «патриотизм».
МОДЕЛЬ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Воспитатели
Специалисты ДОУ
Родители
ДЕТИ
Моя малая Родина
Детский сад
Моя семья
Мой дом
Успех патриотического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома. Часто родители не уделяют должного внимания данной проблеме, так как считают основной своей задачей образовательную (подготовка ребенка к школе).
Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.
Моя группа, мои друзья. Профессии и труд людей работающих в детском саду.
Семья, семейные традиции, родословная
Улицы города, достопримечательности, история и символика. Знаменитые люди родного города.
МОДЕЛЬ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Мой родной край
Родная страна
Наша Армия
Защитники отечества. Боевые традиции нашего народа.
Природа и животные нашего края, богатства нашего края. Занятия людей в округе.
Столица – Москва.
Государственные символы. История, культура, обычаи, праздники.
В семье зарождаются симпатии, потребности, интересы ребенка, обозначается его характер, поэтому жизнь семьи, ее традиции, идеалы влияют на его дальнейшую судьбу. Через призму отношения ребенка к его близким можно прививать детям самые лучшие нравственно-патриотические качества. В своей работе с семьёй мы опираемся на родителей не только как на помощников детского сада, но и как на равноправных участников формирования детской личности.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует воспитанию бережного отношения к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
ФОРМЫ РАБОТЫ
Проведение патриотических праздников
Досуги
Спортивные праздники
Экскурсии
Выставки детских работ
Детские проекты
Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства у него проявляются через восхищение своим городом, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть сами по себе. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту.
Образовательная деятельность
Задачи мы реализовывали в рамках следующих воспитательных направлений:
Духовно-образовательное.
При чтении сказок, стихотворений, рассказов мы совместно с детьми обсуждаем поступки героев, черты характера. Произведения для совместного чтения мы всегда подбираем с элементами нравственного воспитания . Стараемся выстраивать беседы из обсуждения реальных ситуаций, поступков воспитанников.
Воспитательно-оздоровительное.
Духовно-нравственное воспитание состоит, в том числе, и в привитии детям здорового образа жизни. В течение учебного года наши воспитанники активно участвовали в спортивных мероприятиях ДОУ («Неделя нескучного здоровья», Дни здоровья, Зимний праздник и т.д.»).
А также проводили мероприятия в своей группе. Для детей провели викторину «Правильно питаться – здоровым оставаться». Совместно с родителями проведён Физкультурный досуг "Башмачки" по произведению С. Прокофьевой.
Задачи мы реализовывали в рамках следующих воспитательных направлений:
Нравственно-трудовое.
Нравственность и патриотизм, преданность Родине, гордость и ответственность за неё, желание трудиться не её благо, беречь и умножать её богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Поэтому наших воспитанников мы приобщаем к трудовым акциям: дети оказывают посильную помощь на субботниках в детском саду, вместе с родителями и педагогами ремонтируем книги. Выращиваем рассаду овощей для огорода, цветов – для клумбы детского сада.
Развитию уважения к ручному труду способствуют занятия по изготовлению подарков: дети вместе с педагогами изготавливали украшения для Нового года, открытки для мам и бабушек на праздник 8 Марта, для пап и дедушек к 23 февраля. Ко Дню пожилого человека подготовили поздравительный плакат, провели беседу о важности труда в жизни человека и государства.
Задачи мы реализовывали в рамках следующих воспитательных направлений:
Культурно-познавательное.
В этом направлении проводилось много разнообразных мероприятий, которые способствовали формированию знаний о культуре, об истории нашей страны. Дети познакомились с костюмами, которые носил русский народ. Более подробно узнали русскую кухню, познакомили с обычаями русского народа. Вспомнили русские народные сказки, игры.
В том учебном году на группе проводился мини проект
«Моя малая Родина – Каменск-Уральский», в рамках
которого у детей расширились представления о своей
семье, о родном городе, о нашей стране. В самом начале
учебного года в группе появилась карта России. Дети
сразу ей заинтересовались. Рассматривали её, находили
города, узнавали животных, растения нашей страны.
Дети приобрели навыки поиска и сбора информации, приобрели умения анализировать и презентовать свои работы. Все это способствовало развитию доброжелательности, понимания, взаимопомощи, а также повышению интереса к истории своей семьи, города, страны.
В итоге работы над проектом у нас появились альбомы: «Где мы с вами побывали, что увидели, узнали?»; «Профессии наших родителей»; «Любимые места нашего города»; «Негосударственные символы России». Вместе с детьми и их родителями оформили стенгазеты «Наши защитники Отечества». Нужно сказать, что в этом учебном году наши ребята поучаствовали и в других конкурсах, которые, на наш взгляд, способствовали формированию у детей духовно-нравственных ценностей.
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ГРУППЫ
МИНИ-МУЗЕЙ
«Народные промыслы»
Моя семья.
Мир человека начинается с семьи.
Семья – поистине высокое творенье.
Она заслон надёжный и причал.
Она даёт призванье и рожденье.
Семья для всех – основа всех начал .
Мир ребёнка начинается с его семьи, впервые он осознаёт себя человеком — членом семейного сообщества.
Детский сад призван помочь понять ребёнку что такое семья, члены семьи, их взаимосвязь, историю своей семьи, связь времен, вызвать чувство гордости за своих предков. Ознакомление детей с понятием «семья» невозможно без непосредственной поддержки самой семьи.
Мой детский сад
В детском саду учат детей добру, зла не делать никому.
Отвагу, смелость проявлять.
Младшим помогать, старших почитать.
Моя малая Родина
Родина – это город, в котором живет человек, и улица, на которой стоит его дом, и деревце под окном, и пение птички: все это Родина.
Чувство родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это родина..
Очень важным для воспитания патриотических чувств и исторические знания. Знание истории необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славна Россия, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.
Родная страна
Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек,
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек .
В старшем возрасте, когда дети уже хорошо знакомы с городом, со своей «малой родиной», расширяются знания детей и даётся информацию о том, что наш город, это только маленькая частичка большой страны - России.
Я так люблю великую Россию, И то, что по наследству перешло. Мы славимся не только русской силой, Но и традицией народа своего.
Наша армия родная стережёт покой страны, чтоб мы жили бед , не зная, чтобы не было войны.
Наша Армия
Дошкольный возраст имеет основополагающее значение для социального становления личности в целом и для воспитания патриотических чувств. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
Нам есть чем гордиться!