«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с малой Родиной»
Неотъемлемой частью любой системы образования является воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей.
Проблема патриотического воспитания традиционно решалась в дошкольных учреждениях, но сегодня ощущается необходимость усилить работу в этом направлении, сделать ее более содержательной. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности.
А с чего начинается Родина для маленького ребёнка? С маминой улыбки, с первой ласковой колыбельной, с первых семейных радостей и путешествий. Маленькие дети еще малы для дальних поездок и первые свои открытия и путешествия они совершают по городу, в котором живут. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной культуры.
Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем. Путь воспитания любви к Отечеству выстраивается в логике “от близкого к далекому” - от любви к родителям (к родному дому), к детскому саду, к улице, к городу до любви к родной стране.
Внимание дошкольников нужно привлекать к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей. Постепенно диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.
Решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии со следующими условиями:
отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста;
непрерывность и преемственность педагогического процесса;
дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
деятельностный подход;
развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Технология патриотического воспитания современных дошкольников включает следующие компоненты (С.А. Козлова):
этапы патриотического воспитания
средства патриотического воспитания
методы патриотического воспитания
построение педагогического процесса
Остановимся подробно на каждом из них:
Этапы патриотического воспитания дошкольников: предварительный, базовый (формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств); художественно – ознакомительный (знакомство с народными традициями, национальным искусством); когнитивно – эмоциональный (развитие интереса к своей стране); эмоционально – действенный (формирование желания и умения реализовывать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности).
Средства патриотического воспитания: окружающая мезосреда, художественная литература и искусство, фольклор, практическая деятельность. Выбор средств должен быть адекватен каждому этапу воспитания.
Методы патриотического воспитания соответствуют этапам работы с детьми и их возрасту: повышают познавательную активность, эмоциональность восприятия дошкольников, корректируют формирующиеся у детей представления о Родине, координируют разные виды деятельности.
Построение педагогического процесса на каждом этапе с учётом возрастных возможностей детей (при отборе соответствующих методов) и доминирующих целей воспитания. Сочетание разных методов. Создание условий для успешного воспитания патриотических чувств дошкольников.
Работу по патриотическому воспитанию предлагается проводить в несколько этапов: общее нравственное воспитание – развитие чувств, эмоциональной сферы, познавательных интересов, первая практика нравственного поведения; формирование представлений о стране в сочетании с воспитанием чувств и отношения к ней. Предлагается уточнение и формирование представлений детей о доме как месте, в котором живут люди. Во время прогулок дети рассматривают и обсуждают дома: большие они или маленькие, для чего предназначены. После прогулки во время беседы, рисования, конструирования с детьми уточняются понятия: «моя квартира», «мой дом», «моя улица», «мой город», «моя страна». Используя приемы моделирования, сравнения, включения детей в воображаемую ситуацию, воспитатель подводит детей к обобщению понятия «дом». Эта работа сочетается с решением задач нравственного воспитания, дети отвечают на вопросы: почему каждому нужен свой дом, как нужно относиться к своему дому, что означает беречь его, есть ли свой дом у животных, кто его строит, берегут ли животные свой дом? На этом же этапе можно показать детям дома разной архитектуры, из разного материала. В сюжетно-ролевых играх, играх-путешествиях дети закрепляют приобретенные знания.
Чувство Родины начинается с восхищения, тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Задача педагога – привлечь внимание детей к тому, что позволит гордиться своим районом, своей «Малой Родиной», стать его искренним патриотом. При правильной организации процесса патриотического воспитания на основе знакомства с достопримечательностями своей «Малой Родины», старшие дошкольники получат полное представление о том месте, где они живут. Им будет привито чувство гордости и ответственности за свой район, уважения к его истории и культуре, они будут испытывать чувство сопричастности к текущей социально-культурной жизни района. Таким образом, на этой базе старшие дошкольники смогут без труда воспринять понятие «Родина» в более широком смысле слова: как город, в котором они живут, свою страну и мир в целом.