СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников на традициях своего народа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тезисы

Просмотр содержимого документа
«Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников на традициях своего народа»

Шкуматова О.В., воспитатель

МБДОУ ПГО «Детский сад 51» Полевской


Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников

на традициях своего народа


Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живёт народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы не можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие”

– писал известный русский философ В.В. Зеньковский.


Одна из серьёзных проблем нашего времени - отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно - исторического опыта поколений. Необходимо с дошкольного возраста развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему. Система нравственно - патриотического воспитания ребёнка строится через приобщение его к культурному наследию своего народа.

Важность приобщения детей к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны знать не только историю России, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать, активно участвовать в возрождении национальной культуры, само реализовывать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и всё, что связано с народной культурой.

Цель работы: формировать у дошкольников патриотических чувств на основе ознакомления с опытом и жизнью родного народа, его характером, присущим ему нравственным ценностям, традициями, особенностями культуры.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

– создать систему работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры на специально организованных занятиях;

– привлечь родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками, их обычаями и традициями;

– создать условия для самостоятельного отражения детьми полученных знаний, умений;

– воспитывать любовь и интерес к русской народной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм;

– использовать все виды фольклора (сказки, песни, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы);

– знакомить детей с народными праздниками, традициями, народными играми.

Свою работу по данной теме я строю на основе главных методических принципов: учёт возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усвоения.

На доступном уровне я знакомлю детей с народными играми, народным календарём, основами нравственной культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа, крестьянским трудом. Всё это способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию нравственности, воспитывает любовь к отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре.

Знакомлю детей с устным народным творчеством, народной песней, сказкой, былиной. При отборе фольклорного материала учитываю возможности детей, так же знакомлю с колыбельными песнями. Дети не только слушают песни, но и сами поют. Практический опыт показал, что для детей дошкольного возраста более доступными являются малые фольклорные формы: потешки, загадки, считалки, короткие сказки.

Знакомлю детей с народными росписями. По каждому виду росписи у меня имеются пособия, составлены перспективные планы и конспекты НОД. Особый интерес у детей вызывают яркие матрёшки, знакомлю их с особенностями этой игрушки, с историей её возникновения, сведениями о мастерах, её создававших. Знакомлю детей с разнообразными видами декоративного искусства (изделиями из дерева, глины, бумаги, картона, шитьё, вышивка, плетение), с их бытовым и эстетическим назначением. Помогаю понять, как любимые народом занятия связаны с природными особенностями края.

Дети получают представление о материале, из которого изготовлены предметы народно-прикладного искусства. В совместной работе с родителями помогаю детям получить представление о разных видах народного искусства и пережить отношение к ним в продуктивной, игровой деятельности. Знакомство ребёнка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.

Знакомство детей с русским народным костюмом, а также с народными костюмами людей других национальностей, населяющих нашу страну, также занимает важное место в знакомстве детей с народными обычаями. Это позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа. Костюм является средством духовного единения малыша с прапрабабушкой, прапрадедушкой. Помогаю детям в радостной гамме расцветок увидеть красоту и попробовать изобразить её в продуктивной творческой деятельности. В рисунке, аппликации дети украшали народный костюм – косоворотку, рубаху, сарафан, кокошник.

Предметом познания народной культуры является и архитектура – как часть народного искусства, связанная с традиционной народной культуры и природной средой.

Дети получают представление о деревенском рубленом доме и его составных частях – сруб, крыша, наличники, ставни; знакомятся с понятием “изба”, “терем расписной”. Узнают о деревянной резьбе, её значении. Они сравнивают дом прабабушки и дом, в котором они живут. Находят общее между ними и различия, отмечают своеобразие лепнины или резьбы, находят в современном украшении домов те элементы, которые использовались предками.

Это способствует развитию познавательной активности ребёнка. Вначале вместе с взрослыми дети рассматривают иллюстрации, репродукции, фотографии. А затем в совместной с взрослыми работе дети изготавливают крестьянский дом, колодец и т.д. Дети учатся воспринимать архитектурные памятники как эталон народной национальной культуры.

Посещение музея – одно из основных средств развития эмоционально-чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним. В музее дети знакомятся с предметами промысловой деятельности своих предков. Сравнивая старинные предметы и такие же, изготовленные современными мастерами, дети находят много общего, делают выводы о том, что традиции мастерства сохраняются.

Таким образом, данная система работы позволяет формировать у детей дошкольного возраста знания о культурном наследии русского народа. Работа основана на создание особой среды, позволяющей как бы непосредственно к ним прикоснуться. Благодаря этой работе в группе созданы уголки «Патриотическое воспитание», «Наш край», мини – музей «Русская изба»; организуются выставки «Как жили наши предки», «Наши защитники», «Народное творчество»; реализуются проекты «Патриотическое воспитание», «Русская матрешка», «Наш край», «Символ России – русская березка»; проводятся праздники и развлечения «Синичкин день», «Ярмарка», «Именины березки», «Масленица», проводятся НОД по темам.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!