СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. Воспитание гражданина, любящего свое Отечество, испытывающего чувство гордости за свою страну – одна из наиболее важных задач сегодня.

Патриотизм – сложное человеческое чувство. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования.

В работе с детьми дошкольного возраста мы определяем патриотизм как любовь к родным и близким людям, к детскому саду, к родному городу и к родной стране. Очень важно еще до школы сформировать у детей первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, пробудить интерес к ее изучению в будущем. Цель патриотического воспитания – развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становления граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечение его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию ведется в двух направлениях: формирование у детей представлений и воспитание патриотических чувств. Патриотическое чувство не возникает у детей само по себе. Это результат длительной деятельности, начиная с самого раннего возраста. Патриотизм формируется под влиянием идеологии, среды, образа жизни и идейно-воспитательной работы в семье, дошкольном учреждении, в школе, в коллективе.

 Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – это самые эффективные факторы воспитания Педагоги стремятся учитывать, что воспитывать любовь и привязанность к своей Родине, ее культуре и традициям, достижениям – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка. Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности организованных в рамках пребывания детей в детском саду.

 Воспитатели стараются формировать у детей потребность участвовать в делах, направленных на благо окружающих людей и живой природы, помогают им осознать себя неотъемлемой частью малой родины. Знакомят детей с историей и культурой своего края, воспитывают к нему любовь и уважение. Именно акцент на знание истории народа, его культуры помогает в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Большое значение в патриотическом воспитании дошкольников играет непосредственное участие их в праздниках (День Победы, День Защитника Отечества, День матери и др.). Дети делают открытки, поздравления, подарки, выступают на утренниках. В результате такой работы у них создаются не только представления о родном городе, стране, но и возникает чувство сопричастности к важным происходящим событиям. Знакомство дошкольников с родным городом, областью и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, а именно - подводя детей к осознанию того, что их дом - это малая частица их большой Родины. Использование данных подходов позволяет нам формировать подлинно гражданственные и патриотические позиции у дошкольников, что затем ляжет в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны. Для полноценного патриотического воспитания педагоги используют разнообразные формы и методы работы с учетом возрастного мировосприятия детей: экскурсии в музеи, целевые прогулки к монументу Воинской славы и т.д.; знакомство с трудом взрослых; беседы о стране и ее истории, родном городе, деревне, с показом иллюстраций, фильмов, слайдов; прослушивание аудиозаписей. Например: птичьих голосов, шума русского леса и пр.; использование фольклорных произведений (пословиц, поговорок, сказок, разучивание песен, игр); ознакомление с продуктами народного творчества (роспись, вышивка и т.д.); знакомство с творчеством известных поэтов, художников, композиторов; организации тематических выставок; участие в общественных и календарных праздниках; приобщение и участие детей в посильном общественно-полезном труде. Формирование патриотических чувств у детей происходит эффективнее, если педагог устанавливает тесную связь с семьей. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомлению дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально нравственная насыщенность отношений, их общественная направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Педагоги в своей работе с семьей опираются на родителей не только как на помощников, но и как на равноправных участников формирования детской личности.

Человек, не знающий прошлого своего народа, его культуры, подобен дереву без корней. Не имея нравственных ориентиров, человек теряет самые главные человеческие ценности. Только систематическая, планомерная работа и совместное воздействие таких факторов, как семья, ближайшее окружение, детский сад, объединенных в одну образовательную систему, позволяет воспитать у ребенка чувства патриотизма, гражданственности, толерантного отношения к другим нациям и народам.

Просмотр содержимого документа
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. Воспитание гражданина, любящего свое Отечество, испытывающего чувство гордости за свою страну – одна из наиболее важных задач сегодня.

Патриотизм – сложное человеческое чувство. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования.

В работе с детьми дошкольного возраста мы определяем патриотизм как любовь к родным и близким людям, к детскому саду, к родному городу и к родной стране. Очень важно еще до школы сформировать у детей первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, пробудить интерес к ее изучению в будущем. Цель патриотического воспитания – развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становления граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечение его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию ведется в двух направлениях: формирование у детей представлений и воспитание патриотических чувств. Патриотическое чувство не возникает у детей само по себе. Это результат длительной деятельности, начиная с самого раннего возраста. Патриотизм формируется под влиянием идеологии, среды, образа жизни и идейно-воспитательной работы в семье, дошкольном учреждении, в школе, в коллективе.

Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – это самые эффективные факторы воспитания Педагоги стремятся учитывать, что воспитывать любовь и привязанность к своей Родине, ее культуре и традициям, достижениям – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка. Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности организованных в рамках пребывания детей в детском саду.

Воспитатели стараются формировать у детей потребность участвовать в делах, направленных на благо окружающих людей и живой природы, помогают им осознать себя неотъемлемой частью малой родины. Знакомят детей с историей и культурой своего края, воспитывают к нему любовь и уважение. Именно акцент на знание истории народа, его культуры помогает в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Большое значение в патриотическом воспитании дошкольников играет непосредственное участие их в праздниках (День Победы, День Защитника Отечества, День матери и др.). Дети делают открытки, поздравления, подарки, выступают на утренниках. В результате такой работы у них создаются не только представления о родном городе, стране, но и возникает чувство сопричастности к важным происходящим событиям. Знакомство дошкольников с родным городом, областью и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, а именно - подводя детей к осознанию того, что их дом - это малая частица их большой Родины. Использование данных подходов позволяет нам формировать подлинно гражданственные и патриотические позиции у дошкольников, что затем ляжет в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны. Для полноценного патриотического воспитания педагоги используют разнообразные формы и методы работы с учетом возрастного мировосприятия детей: экскурсии в музеи, целевые прогулки к монументу Воинской славы и т.д.; знакомство с трудом взрослых; беседы о стране и ее истории, родном городе, деревне, с показом иллюстраций, фильмов, слайдов; прослушивание аудиозаписей. Например: птичьих голосов, шума русского леса и пр.; использование фольклорных произведений (пословиц, поговорок, сказок, разучивание песен, игр); ознакомление с продуктами народного творчества (роспись, вышивка и т.д.); знакомство с творчеством известных поэтов, художников, композиторов; организации тематических выставок; участие в общественных и календарных праздниках; приобщение и участие детей в посильном общественно-полезном труде. Формирование патриотических чувств у детей происходит эффективнее, если педагог устанавливает тесную связь с семьей. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомлению дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально нравственная насыщенность отношений, их общественная направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Педагоги в своей работе с семьей опираются на родителей не только как на помощников, но и как на равноправных участников формирования детской личности.

Человек, не знающий прошлого своего народа, его культуры, подобен дереву без корней. Не имея нравственных ориентиров, человек теряет самые главные человеческие ценности. Только систематическая, планомерная работа и совместное воздействие таких факторов, как семья, ближайшее окружение, детский сад, объединенных в одну образовательную систему, позволяет воспитать у ребенка чувства патриотизма, гражданственности, толерантного отношения к другим нациям и народам.