СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нравственное и патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Нравственное и патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы»

Выступление на МО «Нравственное и патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы»


«Народ не должен терять своего нравственного авторитета ни при каких обстоятельствах»

Д.С.Лихачев.



Прогресс любой нации, включая материальный прогресс, основан на приоритете нравственных ценностей. Нравственные ценности являются фактором, определяющим будущее цивилизации. Мы с надеждой и тревогой смотрим на молодое поколение, так как на него возлагаем огромные надежды в развитии нашего общества и государства .

Смогут ли они – наши дети, вывести страну из кризиса как нравственного, так и экономического. Острой проблемой не только для школы, семьи, но и для всего нашего общества является проблема воспитания.

Я считаю, пропаганда насилия, жестокости с экранов телевизоров, со страниц модных журналов и газет, со страниц Интернета растлевает души нашей молодежи, заполняя их безнравственностью.

Характеризуя создавшееся в стране положение, В.В. Путин говорит, что “утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения”. В столь опасной ситуации происходит постепенное формирование нового – российского патриотизма, в котором должны гармонически сочетаться традиции героического прошлого и сегодняшние реалии жизни с учетом перспектив развития в обозримом будущем. Предотвратить нравственную деградацию, возродить высокое значение слова “патриотизм” обязаны именно детские учреждения, т.к. детство, юность - самая благодатная пора для воспитания чувства любви к Родине. Огромная роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности принадлежит учителю русского языка и литературы.

Перед нами, филологами, проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания стоит особо остро. Ведь мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. А «Книга,- по словам А.Герцена, -это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых человеку, заступающему на его место».
Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеет богатейшей материал для воспитания юных сердец.

Если обратиться к программам по литературе, то какой бы мы класс не взяли, каждое произведение любого исторического периода поднимает прежде всего нравственные проблемы. Чтобы не прервать эту нравственную воспитательную линию, сохранить преемственность в изучении различных произведений для себя я выстроила своеобразную программу воспитания высоких нравственных и патриотических качеств через изучение рекомендованных произведений ,в том числе и на уроках внеклассного чтения.

8класс

1.Сатирическое изображение невежества и безнравственности помещиков в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

2.Вопросы чести и долга в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

3.Разоблачение в комедии Н. В. Гоголя нравственных пороков чиновников России.

4. Воспевание чистоты нравственного долга в лирике природы.

5. Л. Н. Толстой «После бала». Мысль автора о моральной ответственности человека за жизнь окружающей среды.

9класс

1.Идея единства истины, добра и красоты в жизни и творчестве В. А. Жуковского. 2.Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума»- картина нравов.

3.Близость к народу как основа нравственных идеалов. По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».Татьяна Ларина _ нравственный идеал Пушкина

4. Нравственные проблемы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

.Школьный учитель выступает в основном в двух профессиональных ролях – преподавателя и классного руководителя, воспитателя. Гуманистическая педагогика строит школу развития , где педагогический и воспитательный процессы рассматриваются как синонимы.А ведущая роль по-прежнему отводится уроку. От его построения зависит и результативность, в том числе и воспитательная.

Учитывая богатейшие возможности древнерусской литературы для воспитания чувств высокой гражданственности и патриотизма при изучении жанра жития использую исследовательский метод (привлекая Интернет-ресурсы, создать виртуальный музей произведений искусства, связанных с именами Преподобного Сергия Радонежского, Александра Невского, и провести по нему экскурсию , ответить на вопросы: «Почему Преподобный Сергий Радонежский является одним из самых почитаемых святых на Руси?» «Почему был причислен к лику святых Александр Невский?»

Богатыми возможностями воспитательного воздействия на учеников обладают произведения о Великой Отечественной войне. Именно в военной прозе сходятся волнующие современного читателя проблемы долга и личной ответственности за судьбу отечества, мира, проблемы нравственного выбора и патриотической памяти.

Поэзия периода Великой Отечественной войны воспринимается ребятами по-особому, ведь она соединяет высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя. Всеобщее чувство: желание оберечь родную землю, свое гнездо - чувство обыкновенного человека становится понятнее , ближе и роднее. Война воспринимается не как подвиг, не как геройство, а как проверка на человечность, просто как жизнь , пусть неимоверно тяжелая.
Книги о войне несут огромный воспитательно-патриотический заряд. Они о беззаветной стойкости нашего народа. В лучших произведениях о войне мы находим ключ к решению проблем сегодняшнего дня,  прежде всего проблем нравственных. Эти книги заставляют гордиться своей страной, своим народом, помогают понять самого себя, осознать значение каждого человека, заставляют искать свое место в жизни, по–доброму относиться к окружающим людям.

Понятие патриотизм я для себя определяю не только как любовь к Родине, но уважение и преклонение перед лучшими людьми своего Отечества. Таким человеком для меня является Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Поэтому, используя часы внеклассного чтения, провожу урок, посвященный жизни этого великого учёного, выдающегося общественного деятеля, высоконравственного и интеллигентного человека с обсуждением отдельных глав из его «Писем о добром и прекрасном»

В.А Сухомлинский писал: " Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины."

Русский язык как учебный предмет несет чрезвычайно высокую познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма. Для достижения этих целей в содержании русского языка можно использовать такой материал, как “Общие сведения о языке” и дидактический материал: упражнения, диктанты, изложения, сочинения и др. Любовь к родному языку - одно из проявлений патриотизма. Еще К.Д. Ушинский говорил, что язык народа является полнейшим отражением родины и духовной жизни народа: “Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка... Таков этот великий народный педагог - родное слово”.

Большое воспитательное значение имеют пословицы, которые можно использовать при изучении различных тем в процессе всего обучения русскому языку: “Тире между подлежащим и сказуемым” (8 кл.) - Родная сторона - мать, чужая – мачеха; Родина - мать, умей за неё постоять. При изучении раздела «Лексика» использую работу со словарём и в воспитательных целях. Учащиеся могут выполнять самые различные задания, например: Прочитайте в “Школьном толковом словаре” и “Словаре иностранных слов” словарные статьи, посвященные слову патриот, патриотизм”. Чем различается материал словарных статей? Напишите рассуждение на тему “Что значит – быть патриотом”. Прочитайте в словаре словарные статьи, посвященные словам родина, герой, героизм, отвага, доблесть, мужество. Что объединяет эти слова?


В процессе преподавания постоянно обращаю внимание ребят на то, что надо беречь и развивать язык, совершенствовать и возвышать его как средство общения, орудие мысли. Тогда поднимется и уровень культуры, и будет накапливаться богатство добрых отношений между людьми, будут укрепляться нравственные устои жизни.

Специфика нашей работы такова, что мы сеем зерна разума и доброты, а прорастают они еще не скоро, не вдруг. Иногда к нашей общей печали могут не прорасти совсем.
Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность, патриотизм не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной.