СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нравственное воспитание детей с интеллектуальными нарушениями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Нравственное воспитание детей с интеллектуальными нарушениями»

таблица «Нравственное воспитание детей с интеллектуальными нарушениями»,

Социальное развитие

Ни самореализации личности, особое внимание уделяется развитию адаптивных качеств и расширению сферы умственных возможностей воспитанников в коррекционной школе VIII вида.

В условиях социального и психологического отторжения обществом, неправильного семейного воспитания и своеобразного отношения окружающих к детям, имеющим нарушения в развитии, не может быть сформирована полноцаряду с общими требованиями к содержанию образования, ориентированного на создание условий для самоопределения енная личность.

Приоритетно социально значимой задачей в деятельности коррекционной школы VIII вида становится своевременная и полноценная подготовка ребенка с интеллектуальной недостаточностью к самостоятельной жизни в обществе, формирование умений адаптироваться в неблагоприятных для него условиях, преодолевая различные сложности и противоречия.

Готовность к самостоятельной жизни предполагает наличие умения и желания трудиться, выстраивать отношения с окружающими людьми в соответствии с общепринятыми этическими нормами, так же наличии представлении о соответствующих их способностям профессиональных и жизненных перспективах. Эти качества формируются в ходе усвоения ребенком социального опыта.

Воспитанники коррекционных школ VIII вида не всегда в достаточной мере владеют необходимыми житейскими знаниями и навыками, что затрудняет процесс их самореализации.

Основное средство осуществления работы – создание условий для моделирования ситуаций с возможностью диагностики и прогнозирования дальнейшего развития личности.

Целью является: укрепление и расширение адаптивных связей детей с нарушением интеллекта с окружающей действительностью; развитие и коррекция познавательной сферы в процессе освоения окружающей действительности.

Для достижения данной цели требуется решение следующих задач:

Создание условий для осознания и закрепления детьми своих внутренних личностных и коммуникативных ресурсов;

Моделирование ситуаций, где эти ресурсы могут проявиться, и развиться;

Развитие положительного отношения к труду, обеспечение формирования начальной профессиональной ориентации;

Овладение детьми важнейшими человеческими ценностями, приобретение положительного социального опыта.

Максимально активная должна быть позиция учеников. Она предполагает максимальную включенность в групповое обсуждение, свободное высказывание своей точки зрения. Каждый учащийся может получить информацию о том, как его действия и высказывания восприняты другими.

Адекватный подбор материала к занятиям. Материал подбирается таким образом, чтобы он соответствовал целям программы и предполагал максимальную активность участников.

При отборе материала учитываются возрастные, индивидуальные и психофизические особенности учащихся с нарушением интеллекта.

Основные средства и методы:

  • беседы,

  • круглый стол,

  • экскурсии,

  • групповая дискуссия,

  • инсценирование,

  • сюжетно-ролевые игры,

  • часы творчества,

  • тест, тренинги, анкетирование и т.д.

Для проведения занятий привлекаются следующие специалисты:

  • психолог;

  • социальный педагог.

Результатом данной работы является:

  • готовность учащихся к самоизменению, установлению гибких отношений с окружающей действительностью;

  • знание правил поведения в школе, во время уроков и после;

  • умение выполнять в процессе учебы правила общения со сверстниками, избегать конфликтных ситуаций;

  • умение различать общественные услуги, их роли в жизни общества, умение их оплачивать;

  • знание к каким последствиям приводит отсутствие у человека моральных ценностей.

В ходе данной работы соблюдаются следующие условия:

  • психолого-педагогическое сопровождение ребенка;

  • наличие безопасной и защищенной среды пребывания детей в школе;

  • правильно организованный режим дня;

  • необходимые материальные условия, нормализующие психофизическое состояние детей;

  • учет фактора готовности детей к выходу в жизнь в зависимости от возрастных и умственных способностей.




Формирование основ личности

Дошкольное воспитание призвано обеспечить ребенку чувство психологической защищенности — его к миру, радости существования (психологическое здоровье); формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие его индивидуальности. Воспитывающий не подгоняет развитие каждого ребенка к заранее известным канонам, а предупреждает возникновение возможных тупиков личностного развития; координирует свои ожидания и требования, предъявляемые ребенку, помочь максимально полно развернуть замечаемые в ходе общения возможности его роста — не «запрограммированность», а содействие развитию личности. Знания, умения и навыки рассматривается при этом не как цель, а как средство полноценного развития личности. В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. В состав базиса личностной культурывключается ориентировка ребенка в четырех основных сферах действительности — природа; предметах, созданных руками человека; явлениях социальной жизни; явлениях собственной жизни и деятельности, в себе самом. Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к общим, непреходящим человеческим ценностям. В дошкольный период детства на основании оценок окружающих — взрослых и сверстников — у ребенка возникает образ самого себя, своего «Я». Этот процесс сопровождается отделением самого себя и своей деятельности от взрослого, появлением собственных желаний, стремлением к самопознанию. У ребенка возникает осознание своего места в системе отношений со взрослыми, стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. В то же время он начинает понимать ограниченность своих возможностей, понимать, что ему еще нужно учиться. Важнейшей чертой формирующегося самосознания ребенка является чувство собственного достоинства.

Формирование личности ребенка с нарушениями интеллектатакже является центральной задачей всего коррекционно- воспитательного процесса. Исходным положением педагогической работы с детьми изучаемой категории является принцип единства диагностики и коррекции развития.Коррекционно-воспитательный процесс с детьми с нарушениями интеллекта возможен только на основе комплексной диагностики и анализа социальной ситуации развития ребенка. Первоначальным этапом коррекционной работы является психолого-педагогическая помощь специалиста в формировании у родителей адекватных навыков взаимодействия со своим ребенком, где основным условием является установление полного взаимопонимания между взрослыми, призванными воспитывать ребенка В дальнейшем важным условием развития личностных качеств ребенка является создание реальной ситуации успеха в процессе сотрудничества со взрослыми. Коррекционно-педагогическая работа строится с учетом личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку, с учетом генетического хода личностного развития нормально развивающихся детей, а также учета развития ведущей деятельности и типичных видов детской деятельности. Основное внимание в коррекционно-воспитательном процессе уделяется формированию у воспитанников навыков правильного поведения, усвоению нравственных норм и формированию личностных качеств.Формирование привычек правильного поведения не может быть выделено в особый вид занятий. Оно происходит повседневно, в процессе проведения режимных моментов и занятий, во всех видах детской деятельности. Нравственные представления в повседневной жизни детьми усваиваются с трудом. Они требуют коррекционной работы. Детей нужно специально знакомить с нравственными и безнравственными поступками, объяснять их смысл, показывать необходимость нравственных поступков, давать им оценку. Еще более сложным оказывается формирование нравственных чувств. Адекватные нравственные чувства у ребенка могут возникнуть лишь на базе адекватных и осмысленных нравственных представлений. Они связаны с правильной оценкой ситуации. До поступления в специальное учреждение у большинства детей либо совсем нет опыта вхождения в коллектив, либо этот опыт негативный, так как раньше они были «не принятыми» сверстниками. Вхождение в коллектив идет двумя путями. С одной стороны, при проведении режимных моментов и коллективных занятий дети становятся участниками коллективной деятельности, строго регламентированной взрослыми. С другой стороны, коллективные взаимоотношения складываются в свободной деятельности детей. Совместная деятельность и понимание своей роли в ней достигается у детей изучаемой категории не сразу. Эта работа требует целенаправленности и постепенности. Необходимо повседневно упражнять детей в совместной работе. Наряду с организованной взрослым коллективной деятельностью возникает и свободная совместная деятельность детей. Прежде всего она появляется в совместной игре. Вхождение детей в коллектив в свободной деятельности тоже проходит под воздействием взрослого. Но здесь воздействие имеет другие функции — взрослый не должен регламентировать сами действия детей, распределение обязанностей, а потом и ролей между ними. Развитие коллективных взаимоотношений способствует формированию у детей с нарушениями интеллекта взаимопомощи и отзывчивости. Взаимопомощь и отзывчивость у детей с нарушениями интеллекта имеют характерные особенности, связанные с общими отклонениями в развитии их нравственных представлений и нравственного поведения. Прежде всего надо повседневно анализировать и обобщать опыт самих детей, стараясь не пропускать ни одной ситуации, в которой нравственные нормы соблюдаются или нарушаются. нельзя забывать о том, что полученные знания, даже те, о которых ребенок может правильно рассказать, нужно специально переносить в реальную жизнь детей, — уделять особое внимание переносу усвоенных на занятиях и в игре нравственных представлений в реальную жизнь самих детей. Другой стороной нравственного воспитания является формирование эмоционально-волевой сферыребенка. Для того чтобы он мог учиться, трудиться, правильно вести себя в обществе, необходимо воспитывать у него волевые качества: умение действовать целенаправленно, преодолевать посильные трудности. Воспитывать возможность правильно относиться к оценке действий, поведения, результатов их деятельности, адекватно реагировать на успех и неуспех, подводить детей к правильной самооценке. Постепенное наращивание трудностей в занятиях, в самообслуживании, в разных видах деятельности ведет детей к умению преодолевать посильные трудности, формирует у них волевые процессы. Если задачи обучения подобраны правильно, дети под руководством педагогов и воспитателей доводят начатое дело до конца, что способствует появлению у них целенаправленной деятельности. Правильная организация учебного процесса способствует формированию произвольности поведения в целом: появлению произвольного внимания, подражания, запоминания. Систематическая доброжелательная оценка реальных успехов и достижений, анализ ошибок и помощь в их преодолении учат детей правильно относиться к оценке со стороны других людей, понимать, что оценка помогает им в овладении знаниями, навыками и умениями, а не является самоцелью, что ее не надо бояться, напротив, нужно понять, на чем она основана. В конечном итоге правильное отношение к оценке подводит детей к формированию первых элементов правильной самооценки, к возможности соотносить с ней свои действия.

Необходимость трудиться сообща приводит к тому, что дети начинают ощущать себя членами коллектива, рассматривать свой труд как часть общего труда, гордиться своим вкладом в общий результат. На этой основе может быть сформировано не только уважение к результату своего и общего труда, но и элементы самооценки. важные личностные качества - эмоциональное отношение ко взрослому, принятие помощи, желание сотрудничать со взрослыми, целенаправленные совместные действия со сверстниками — удается сформировать у дошкольников с нарушениями интеллекта только в том случае, когда ребенок реализует свои возможности в доступной для него деятельности, попадая в ситуацию познавательного интереса. Наряду с развитием познавательных мотивов возникают и социальные мотивы, которые регулируют поведение ребенка в обществе. Одной из основных задач нравственного воспитания — воспитание готовности к труду. Трудолюбие, потребность трудиться являются одним из главных свойств личности человека. Любовь к труду предполагает определенный комплекс личностных свойств и качеств, где важное место занимает интерес к порученному делу, добросовестность, ответственность, настойчивость в достижении намеченных целей.


Эстетическое развитие

Особенность эстетического воспитания состоит в том, что оно затрагивает, прежде всего, чувства человека, вызывает у него разнообразные переживания, создаёт эмоциональную атмосферу, побуждает к общению с прекрасным. Однако стремление к красоте и эстетическая потребность – это не врождённые качества. Оно формируется под влиянием окружающей среды и педагогического воздействия.

Эстетическое воспитание в коррекционной школе – неотъемлемая часть единого коррекционно-воспитательного процесса. При создании надлежащих педагогических условий дети с нарушением интеллекта значительно продвигаются в эстетическом развитии, хотя и не в состоянии достичь того уровня, который характерен для их сверстников, обучающихся в массовой школе. Воспитанию, прежде всего, происходит сенсорное развитие учащихся, составляющее фундамент их умственного развития. Под влияние эстетических средств, затрагивающих чувства ребёнка, заметно активизируется познавательная деятельность, В ходе систематической и целенаправленной работы по эстетическому благодаря чему улучшается качество восприятия, и, следовательно, становятся отчётливее и полнее представления. Чем выше качество восприятия, тем ярче и богаче представления. В процессе эстетического воспитания у учащихся удаётся сформировать интеллектуальную и эмоциональную отзывчивость по отношению к объектам эстетического восприятия, способность замечать, выделять и оценивать прекрасное. Многие школьники, овладевают элементами художественного творчества, осваивают простейшие навыки и умения создавать красивое).

С учётом своеобразия развития детей с нарушением интеллекта и особой роли коррекционной школы, как специального учреждения, эстетическое воспитание направлено на решение следующих задач:

1. Способствовать коррекции (исправлению, ослаблению, сглаживанию) дефектов психического и физического развития детей с нарушением интеллекта, постоянно проявляя заботу о становлении личности каждого ребёнка в целом и подготовке его к самостоятельной жизни.

2. Формировать у учащихся эстетическую восприимчивость, умение видеть и понимать красивое в искусстве, природе, повседневной жизни; обогащать имеющийся опыт школьников эстетическими впечатлениями; воспитывать у детей сенсорную культуру, развивать эстетический вкус; приучать школьников к нравственно-эстетическим оценкам и правильным, аргументированным суждениям.

3. Развивать и совершенствовать эмоциональную сферу учащихся, вызывать у них эстетические чувства и переживания (удовольствие, радость, восхищение), добиваясь адекватной реакции на красоту природы, произведения искусства и окружающую обстановку.

4. Содействовать развитию элементарных творческих способностей (наклонностей) и доступных детям с нарушением интеллекта художественных навыков.

Недостатки познавательной, речевой, эмоционально-волевой и двигательной сферы детей с нарушением интеллекта во многом осложняют решение указанных выше задач. Поэтому нужна специальная организация работы, предусматривающая, во-первых, более элементарный, чем в массовой школе, уровень содержания эстетического воспитания, во-вторых, рациональное использование разнообразных и отвечающих возможностям уч-ся форм, методов и средств воспитания и обучения. В-третьих, коррекционное–направленный характер всех учебно-воспитательных мероприятий. Следовательно, эстетическое воспитание в коррекционной школе имеет определённую специфику, которая обусловлена конкретными проявлениями психофизического развития её воспитанников. Вместе с тем, обладая значительными коррекционно-развивающими возможностями, эстетические средства воспитания раскрывают перед ребёнком реальный мир, расширяют его кругозор, учат лучше видеть и понимать действительность. Эстетическое воспитание вносит в жизнь детей новые эмоции, конкретные образы. Яркость, насыщенность и сила раздражителей воздействуют на их чувства, повышают восприимчивость, на длительное время оставляют заметный след в сознании детей

Развитие эстетического вкуса через трудовые занятия – одно из направлений становления личности. За основу были взяты ряд научных теорий и концепций, которые были обобщены со следующих позиций:

  • Средствами воспитания можно создать условия для развития и коррекции ребёнка независимо от его стартовых возможностей, т.е. от степени выраженности дефекта.

  • Воспитатель может создать условия (специально конструируемую «деятельность разбивания») ребёнку с ограниченными возможностями здоровья, которые обеспечат ему формирование успешного жизненного пути,т.е. именно воспитатель создаёт ситуацию, в которой формируются или не формируются основные механизмы регуляции поведения;

  • Нормальное развитие ребёнка с ограниченными возможностями здоровья рассматривается как процесс, направленный на то, чтобы человек состоялся, на развитие его личности, т.е. речь идёт о саморазвитии как фундаментальной способности человека становиться субъектом собственной жизни, как обязательной составляющей полноценного формирования личности ребёнка:

  • Обязательным условием успешного развития является тесный, здоровый, эмоциональный контакт ребёнка со взрослым.

Ребёнок как личность будет эффективно развиваться лишь при условии учёта его возрастных интересов.


Задание 2. Используя лекции, файлы из библиотеки и рекомендуемую литературу, заполните таблицу «Эстетическое развитие детей с интеллектуальными нарушениями», раскрывая смысл каждого аспекта эстетического развития:

Музыкальное воспитание и театрализованная деятельность

Музыкаоказывает положительное влияние на эмоциональное состояние, развивает чувство прекрасного. Ребенок под влиянием музыки способен включиться в многообразные контакты с окружающим миром, полнее раскрыть свои способности, проявить возможности, активизировать свои двигательные и познавательные умения. Музыкальная деятельность способна ускорять и тормозить психическую активность проблемного ребенка: для гиперактивных детей используется расслабляющая, успокаивающая музыка, для заторможенных – стимулирующая, бодрящая. Музыка предоставляет богатые возможности для общения как со взрослыми, так и со сверстниками. Подражая педагогу, ребенок учится плясать, подпевать, извлекать звуки из музыкальных инструментов. Музыка должна сопровождать ребенка в режимные моменты, на других занятиях, на прогулках, перед сном. Основные методы и приемы работы на музыкальных занятиях: наглядно-слуховой, зрительно-двигательный, совместные действия ребенка со взрослым, подражание действиям взрослого, жестовая инструкция, собственные действия ребенка по вербальной инструкции взрослого. Музыкальные занятия должны быть регулярны, просты и доступны для восприятия детьми, сочетать в рамках одного занятия различные методы. На них необходимо использовать выразительные музыкальные произведения, яркие дидактические пособия (игрушки, музыкальные инструменты и т.д.). В них должны принимать активное участие взрослые. К основным направлениям и задачам коррекционно-педагогической работы относятся: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения и танцы, игры на музыкальных инструментах, театрализованная деятельность. Слушание музыкинаправленно на развитие у детей интереса к окружающему мир звуков, способствует развитию слухового внимания, воспитанию потребности слушать музыку. Активизирует эмоции, приучает сосредоточиваться в ответ на ее звучание, учит узнавать и запоминать знакомые мелодии. Пениеспособствует активизации речевого внимания, развитию у детей желания петь совместно со взрослым (пропевать слоги, слова, целые фразы, подражая его интонации), воспитывает умение действовать сообща в коллективе сверстников, учит пользоваться естественным голосом без форсировки. Музыкально-ритмические движения и танцыспособствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей. В процессе освоения движений под музыку дети учатся ориентироваться на музыку как на особый сигнал к действию и движению. В процессе танцев у детей совершенствуется моторика, координация движений, развивается произвольность движений, невербальные коммуникативные способности, формируются и развиваются представления о связи музыки и движений. Игра на музыкальных инструментахразвивает у детей музыкальные способности, в первую очередь тембровый и мелодический слух, чувство музыкального ритма. В данный раздел также включены музыкально-дидактические игры, в процессе которых у детей развивается слуховое внимание и восприятие, совершенствуется взаимодействие различных анализаторов. Восприятие разнообразных серий звуков активизирует умение дифференцировать звуковые характеристики и особенности воспринимаемых мелодий в разнообразных ситуациях.

Театрализованные виды деятельностиособенно значимы для реализации у детей скрытых возможностей и индивидуальных особенностей, что обеспечивает им становление самопринятия и самоуважения, стимулирует формирование позитивной самооценки и положительных личностных качеств. Театрализованная деятельность вызывает у детей желание взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, включаться в исполнение по ролям песенок, коротких потешек, закрепляет умение передавать движения, имитирующие повадки птиц и зверей, стимулирует образно-игровые проявления при использовании элементов костюмов персонажей. В ходе подготовки к инсценировке спектаклей у детей закрепляются умения ориентироваться на свойства и качества предметов, развивается слуховое внимание, память, речь, воображение, желание проявить свои индивидуальные способности.

Ознакомление с художественной литературой

Чтение играет огромную роль в развитии и образовании учащихся с нарушением умственного развития. Во-первых, чтение – это средство повышения уровня общего развития учащегося. Сочетая непосредственное восприятие изучаемых объектов реальной действительности с чтением относящихся к ним текстов, учитель добивается перевода мышления учащихся со ступени чувственного опыта на более высокую ступень обобщенного познания. Во-вторых, чтение влияет на развитие речи учащихся: они обогащают свой лексический запас новыми словами и оборотами речи, познают многообразие значений слова, его оттенков, чтение способствует развитию навыка монологической речи, обогащению ее элементами литературного языка. Кроме того, чтение оказывает и воспитательное воздействие: при чтении специально подобранной литературы у детей развиваются положительные нравственные качества, психика обогащается сильными и глубокими переживаниями.

Перед учителем встает задача поиска различных методов, форм работы, приемов и средств, которые смогли бы активизировать читательскую активность умственно отсталых учащихся, стимулировать их интересы в занятии чтением. Необходимо отметить, что в коррекционной педагогике не нашел глубокого освещения этот вопрос, поэтому данная проблема приобретает особую теоретическую и практическую актуальность.

Для детей с умственной отсталостью характерны нарушения как познавательной деятельности (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи), так и личности (эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной сфер, самооценки и пр.), которые затрагивают все стороны психики и приводят к значительному снижению уровня общего развития. Психолого-педагогические особенности детей с интеллектуальной недостаточностью обусловливают слабое усвоение этими детьми всех необходимых умений и навыков.

Известно, что дети с нарушением интеллекта очень поздно начинают интересоваться книгами, поэтому не всегда правильно умеют обращаться с ними. С большим трудом дети воспринимают прочитанное на слух, не всегда умеют адекватно воспринять картинки к книжным сюжетам. Дети с раннего возраста не проявляют интереса ни к слушанию, ни к чтению, ни к рассматриванию картинок.

Характерно, что и сосредоточение на сюжетной картинке в книжке возможно для такого ребенка лишь на короткое время. Оно тоже фрагментарно, выхватываются отдельные значимые для ребенка детали, и плохо воспринимается общий смысл. Проблемы пересказа по картинке остаются устойчивой трудностью таких детей и в более старшем возрасте. Характерно при этом, что представление сюжета серией картинок, как правило, не облегчает ему задачу.

Таким образом, трудности восприятия смысла, прочитанного имеют множественные основания. Во-первых, сказываются малый собственный опыт активного контакта с миром и с другим человеком, недифференцированность картины мира и представлений о себе. Во-вторых, даже там, где ребенок отзывается на содержание прочитанного, он крайне фрагментарен в восприятии смысла, что, безусловно, обедняет для него впечатление от чтения.

Поэтому самостоятельное развитие интереса к чтению художественной литературы у таких детей практически невозможно. Когда ребенок начитает проявлять интерес к книге, родители часто предполагают, что теперь он должен научиться читать сам. И с этого момента, когда родители перестают активизировать интерес ребенка к книгам, ребенок перестает интересоваться художественной литературой.

Ознакомление детей с нарушением интеллекта с произведениями художественной литературы является важным направлением коррекционно-воспитательной работы и имеет огромное значение в воспитании и обучении таких детей.

Известно, что дети с умственной недостаточностью отличаются недоразвитием речи, которое характеризуется нарушением всех её сторон: смысловой, грамматической, звуковой, а также ограниченностью и бедностью словаря. Развитие смысловой стороны речи страдает и зависит от своеобразия развития чувственного познания, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Бедность словарного запаса у умственно отсталых детей так же обусловлена низким уровнем их умственного развития.

Следует отметить, что у умственно отсталых детей восприятие не соединено со словом, поэтому не сформировано представление, которое может быть актуализировано по слову. Слово, прочитанное, сказанное педагогом, не всегда вызывает в памяти ребёнка соответствующий предмет, действие, свойство или отношение. Такая скудность словаря создаёт существенные трудности в понимании художественных произведений умственно отсталыми детьми. Всё это отражается и на понимании предложений разных грамматических конструкций. Кроме того, несформированность фонематических процессов так же оказывает резко отрицательное влияние на восприятие текста умственно отсталыми детьми. Без должной чёткости, воспринимая слова в целом, особенно их сходства на звучащие фонемы, умственно отсталый ребёнок не может различать оттенки слов и правильно понять текст. При знакомстве с художественным произведением дети с нарушением интеллекта не умеют получать удовольствие от интересной сказки или истории, не могут эмоционально реагировать на действия литературных персонажей и сопереживать им. Главное, к чему должен стремиться педагог в момент первого знакомства с художественным произведением – пробудить у ребёнка желание узнать, о чём в нем рассказывается. Если это удаётся – гораздо эффективнее будет протекать процесс усвоения рассказанного. Огромное значение имеет интонация голоса, мимика, вся обстановка, в которой происходит знакомство с художественным произведением. Низкий уровень восприятия художественной литературы у детей выражается в том, что дети не способны самостоятельно ориентироваться в тексте, они нуждаются в детальном разъяснении содержания текста. Слушая его, дети часто не могут установить не только системы сложных смысловых связей, которые существуют между героями, но и простейших конкретных связей, следовательно, содержание остаётся непонятным. Понимание текста художественного произведения умственно отсталым ребёнком в значительной мере зависит от сложности и понятности текста, его эмоциональной насыщенности, используемого словаря, построение предложений. Если содержание художественного произведения длинное, то дети быстро утомляются, перестают слушать. Это особенно резко обнаруживается в тех случаях, когда отсутствуют конкретные опоры, привлекающие внимание детей и помогающие им понять, о чём говорится в художественном произведении. Художественное произведение не воспринимается детьми без разнообразных практических действий, как по тексту, так и действий главных героев.Детям с нарушением интеллекта бывает легче понять ситуацию, изображённую на рисунке, чем её словесное описание. Поэтому, при рассказывании лучше использовать серии иллюстраций, которые последовательно изображают происходящие события. Широко используются при рассказывании сказок различные виды театрализованной деятельности: пальчиковый, настольный театры, кукольный театр, фланелеграф. Всё это способствует более ускоренному и чёткому пониманию текста сказки или рассказа. И как закрепление знакомого текста проводится драматизация сказки. В плане помощи осмысления текста целесообразно так же использовать игрушки, которые могут выполнять роль персонажей. Можно использовать инсценировку, в которой роли исполняют взрослые. Игра помогает установить связь между отдельными фактами, временную последовательность. Затруднения в восприятии текста связаны ещё с тем, что в процессе знакомства с произведением ребёнок должен переходить с позиции слушающего на позицию отвечающего. Свойственная умственно отсталым детям инертность нервных процессов и замедленные реакции на воздействие осложняют такой переход. Тем не менее, при разборе с детьми текстов повествовательного характера необходимо широко использовать ответы на вопросы. В начале вопросы надо задавать в той последовательности, в которой развёртываются описываемые события. Иногда достаточно задавать вопросы, которые служат уяснению трудных частей текста или касаются только основного смысла прочитанного. Если такая работа недостаточна, можно использовать игрушки, иллюстрации. Часто умственно отсталые дети формально отвечают на вопросы по тексту. Заданные вопросы вызывают у них не только краткие и дополнительные, но и стереотипные и даже нелепые высказывания. Некоторые дети имеют склонность к эхолалии. Они полностью или частично повторяют вопросы, вместо того, чтобы отвечать на них. У других детей отмечаются тенденции к многократным повторениям слов или словосочетаний. Наблюдается так же неадекватное употребление слов или даже целых словосочетаний при ответах на вопросы по содержанию. Организуя беседу по тексту, нужно стремиться к тому, чтобы дети отвечали полными предложениями. Если ребёнок отвечает односложно и неточно, то в ряде случаев полезно с помощью дополнительных вопросов добиться сначала кратких, но более точных ответов, потом побудить ребёнка к развёрнутому высказыванию. Элементы описания, встречающиеся в художественных произведениях, умственно отсталыми детьми, как правило, воспринимаются с трудом. Для того чтобы дети поняли содержание художественного произведения, важно поговорить с ними о героях, оценить их поступки. В речи умственно отсталых детей прилагательные, говорящие о внутренних качествах, почти не встречаются. Надо привлечь внимание детей к моральной стороне рассказа. Указать какие ситуации можно оценить, как смелые, добрые, смешные и т.д. Вызвать сочувствие к тому из героев, кто этого заслуживает. Если детям трудно оценить поступки действующих лиц, педагог ещё раз может прочитать отрывок, в котором автор достаточно точно рисует героя. Работа над пониманием художественного произведения умственно отсталыми детьми имеет большое значение. Она способствует развитию речи детей, активизирует мыслительную деятельность и воображение ребёнка, позволяет ему осознать взаимосвязь в действиях героев художественного произведения, а в конечном итоге формирует основы для осуществления знаково-символической деятельности, необходимой для дальнейшего развития. Все вышеперечисленные приёмы должны способствовать ускоренному процессу понимания литературных произведений детьми, а педагог должен стремиться к тому, чтобы слушание и чтение художественного произведения стало для ребёнка радостью, удовольствием, игрой, научить любит художественное произведение.


Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства

Изобразительное искусство является одним из средств приобщения к художественной культуре. Оно призвано развивать у обучающихся художественное мышление, творческое воображение, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности. Для развития детей с ЗПР, формирование гармонически развитой личности, а, следовательно, и развития эстетических, творческих способностей систематически на уроках изобразительного искусства проводятся беседы по произведениям изобразительного искусства, помогая познавать жизнь человека и природы, развивать не только зрительное восприятие, но и фантазию. В картине, скульптуре запечатлено мгновение, один момент в цепи событий. И ученик с помощью своего воображения оживляет картину, видит за ней события, характеры, образы в их динамике.

Большое внимание на уроках изобразительного искусства уделяется тем произведениям живописи, в которых отражен человек с его сложным и многогранным духовным миром. Искусство должно быть источником познания мира чувств. Это правило эстетического воспитания особенно важно в познании живописи и изобразительного искусства. Портретная живопись являет собой сильное средство интеллектуального, эмоционального и эстетического воспитания. Одной из самых тонких и самых трудных проблем воспитательной работы является развитие эмоциональной чувствительности и чуткости к мыслям и чувствам другого человека. Картины и скульптурные произведения составляют целую школу эмоционально-эстетического воспитания.

На занятиях проходит ознакомление учащихся с выдающимися произведениями русского, советского, зарубежного изобразительного искусства и архитектуры. Занятия проводятся по темам: «Искусство вокруг нас», «Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя», «Изобразительное искусство и мир интересов человека» и т.д. Обучающиеся проявляют большой интерес к репродукциям картин знаменитых художников: «Грачи прилетели» Саврасова, «Золотая осень», «Март» Левитана, пейзажи Шишкина, «Аленушка», «Царевна и Серый волк» Васнецова и т.д.

Достижение положительных результатов по эстетическому воспитанию осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы.

К таким методам относятся: упражнения в практических действиях; направленных на преобразование окружающей среды; проблемные ситуации, побуждающие к творческим и практическим действиям; побуждения к сопереживанию, эмоционально положительному отклику на прекрасное, негативное отношение к безобразному.

Формирование художественно-творческих способностей начинается с первых уроков, дается представление для развития художественно-творческих способностей детей, чему способствует работа кистью, красками, мелками, карандашами, резание ножницами, склеивание бумаги, работа с тканью, природным материалом.

Взаимосвязь восприятия человеком природы и его внутреннего мира В.А. Сухомлинский сформулировал следующим образом: «Природа является источником добра, ее красота влияет на духовный мир человека только тогда, когда юное сердце облагораживается высшей человеческой красотой – добром, правдой, человечностью, сочувствием, непримиримостью ко злу… Притупление чувства человеческого достоинства ведет к тому, что человек не видит красоты природы». Уроки изобразительного искусства направлены на интенсивное развитие творческого воображения, фантазии, эстетического восприятия, на обогащение зрительных образов, первых впечатлений о прекрасном, развитии чувствительности к форме, цвету, пространству. Уроки способствует развитию абстрактного мышления, произвольного внимания, пространственного воображения, памяти и речи, т.е. эти уроки помогают выполнять и коррекционные цели в развитии детей, и






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!