Воспитание нравственное определяется как воспитание ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие человека; воспитание чувства долга, справедливости, искренности, ответственности и других качеств, способных придать высший смысл делам и мыслям человека.
Одной из задач в формировании личности младшего школьника является обогащение его духовно-нравственными представлениями и понятиями. Духовно-нравственное воспитание развивает сознание и чувства детей, вырабатывает навыки и привычки правильного поведения.
Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. .В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. 3.Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Беседа по литературным произведениям.
На уроках чтения предлагаю детям проанализировать литературное произведение по определенной схеме. В процессе анализа решаются следующие задачи: познакомить с конкретным содержанием произведения; выяснить эмоциональное воздействие произведения; установить причинно-следственные связи в развитии сюжета; выявить мотивы в поведении действующих лиц; раскрыть композицию произведения; проанализировать изобразительные средства в единстве с раскрытием идейного содержания; обобщить существенные черты действующих лиц; сопоставить героев и оценить их и др.
На наш взгляд, после завершения литературного анализа необходимо продолжить работу с данным произведением, организовать беседу, которая позволит младшим школьникам выявить качества главных героев, оценить их поступки, осмыслить проблемы и мотивы поведения, которые движут их поступками, поставить себя на место героя.
Нравственно-этическое оценивание поступков литературных героев помогает школьнику соотносить свои представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, с общечеловеческими нравственными ценностями, получить представления о нормах поведения и взаимоотношениях людей. Всё это является основой для активного прояснения учеником своей ценностно-смысловой позиции, собственного отношения к событию, явлению, помогает овладеть способами действий в различных жизненных ситуациях . Каждую ситуацию нужно обсуждать с детьми. Важно задать вопрос как бы они поступили в этом случае.
Для исследования уровня воспитанности учащихся я использую такие методы как метод «Незаконченного рассказа», поставлена проблема выбора «Так ли поступают настоящие друзья?» где ученики охотно поделились своим мнением.
Стихотворная форма привлекает внимание большинства детей. Определенный ритм, рифма, эмоциональность, мелодичность оказывают завораживающее действие на ребенка. В стихотворениях мы можем увидеть размышления автора над проблемами добра и зла, честности и бесчестия, милосердия, справедливости и т.д
Пожалуйста, добрым будь!
Легко обидеть собаку, а проще – бездомную кошку,
И громко смеяться над другом, поставив ему подножку.
Легко не слушаться маму, а проще – топнуть ногою,
Забыв, что она ведь устала, но всё же играет с тобою.
Легко быть злым и упрямым, на ключ заперев своё сердце.
Но проще быть добрым самым, души распахнув своей дверцы.
Тогда ты погладишь собаку и дашь молока котёнку,
А вместе с хорошим другом ты будешь смеяться звонко!
Увидишь, что маме плохо, её пожалеешь, обнимешь,
И мамину за день усталость ты, словно рукою, снимешь.
Пожалуйста, добрым будь! Люби и животных, и книжки,
И будет тебе благодарен даже простой муравьишка ...
Добро возвратится добром. Улыбка улыбкой вернётся
И в сердце горячем твоём только добром отзовётся!
(Л. Ерохина)
После прочтения стихотворений учитель задает детям вопросы, направленные на уточнение понимания младшими школьниками смысла прочитанного, предлагает им совместное обсуждение проблем
Изучая произведения Н.Н. Носова, В.Ю. Драгунского мы останавливаемся на таких важных понятиях, как дружба, взаимоотношения друзей, такт, чуткость, взаимовыручка. Например, рассказ «Друг детства» В. Драгунского учит верности и доброте в дружбе, даже если друг - это просто плюшевый медвежонок. Если мальчик сохраняет человеческое отношение к игрушке и не может этого мишку ударить, то можно не сомневаться, что он добр и в отношении к людям. Такой вывод делают дети. Рассматривая отрывок из сказочной повести Н.Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей», мы с детьми обсуждаем интересные и важные для них вопросы: что дает дружба и чего она требует от человека, как надо и как не надо общаться с друзьями, как проявлять чуткость к другу и как важно быть вежливым и тактичным. Тактичный человек знает, как поступить в той или иной ситуации, так как он воспитан и внимателен к людям. Он знает золотое правило: к людям нужно относиться так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.
Произведения подобраны с таким учетом из распределения по возрастам, что у учителя есть возможность обращаться к формированию тех или иных духовно-нравственных качеств в каждом классе с учетом их взросления и углубления жизненного опыта.
В разделе «Природа и мы» представлены произведения о природе, о животных. Дети знакомятся с замечательными авторами: М.М. Пришвиным, И.С. Соколовым-Микитовым, В.В. Бианки, К.Г.Паустовским, С.Козлов и т.д. Изучение рассказов и сказок этих писателей создает убеждение в том, что красота природы, разнообразный животный и растительный мир - это неотъемлемое богатство нашей страны, и богатство это надо хранить и стараться преумножать. С другой стороны, воспитание любви к «братьям нашим меньшим» идет нога в ногу с воспитанием любви и уважения к человеку, гордости за свою Родину, сопричастности к ее горестям и радостям, неудачам и достижениям. Хорошо, когда такие произведения опираются еще и на жизненный опыт общения детей с животными, в частности с домашними животными. Тогда эти рассказы и сказки находят еще больший отклик в сердце ребенка.
Хочется особо остановиться на изучении в курсе предмета такого литературного жанра как басня. В 3 и 4 классах, изучаются басни Басням Крылова отводится центральное место в изучении раздела. Сюжеты многих басен разных авторов одинаковы. Для детей это удивительно, каким образом писатели и поэты из разных эпох смогли писать об одном и том же. Я же, в свою очередь, стараюсь объяснить ученикам, что герои басен – чаще всего звери, птицы, насекомые – удивительно похожи на людей. Их поступки и нравы – поступки и нравы человеческого общества. И что во все времена люди утверждали или воспевали одни и те же человеческие ценности. Этот вывод ученики делают самостоятельно на обобщающем уроке.
Басни И.А. Крылова – это поучительные истории, которые являются средствами духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Работа с пословицами и поговорками.
Пословицы учат ценить добрые дела, людей, которые их совершают, стремиться самому быть добрым, понимающим, милосердным. Усвоение нравственных ценностей на уроках литературного чтения будет более эффективным, если организовать деятельность по осмыслению пословиц и поговорок. Предлагаем обратить внимание детей на следующие пословицы:
Таким образом, мы пришли к выводу о том, что уроки чтения обладают высоким потенциалом в формировании у младших школьников нравственных ценностей. Работу на уроке можно разнообразить путем включения размышлений после прослушивания музыкальных произведений, рассматривания картин и иллюстраций на тему доброты и милосердия.