СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нравственное воспитание школьников на основе культурных традиций своего народа (адыгэ хабзэ) «Нравственные уроки»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

За нравственный подвиг учителя

Просмотр содержимого документа
«Нравственное воспитание школьников на основе культурных традиций своего народа (адыгэ хабзэ) «Нравственные уроки»»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. ПСЫНШОКО» ПРОХЛАДНЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР


УТВЕРЖДАЮ:


Директор МКОУ «СОШ с Псыншоко»

____________Ф.Х.Тхакахова


Регистрационный номер работы 31897.1.3.2022







ПРОГРАММА

Духовно-нравственное воспитание школьников на основе культурных традиций своего народа

(адыгэ хабзэ)

«Нравственные уроки»


Срок реализации: 1 год

Возраст детей: 10 – 13 лет

Разработчик: Хапачева М.С

Учитель истории


с.Псыншоко

КБР,Пятигорская епархия

[email protected]

тел.89674297417




2022г


Ежегодный Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания

и работы с детьми и молодёжью до 20 лет

«За нравственный подвиг учителя»

Северо-Кавказский Федеральный округ

______________________________________________________________________

(указывается федеральный округ)

Пятигорская епархия

(указывается епархия)


__________________МКОУ «СОШ с Псыншоко___________________________

(указывается организация)


_____________________Хапачева Мадина Салиховна___________________

Фамилия Имя Отчество (в именительном падеже)





Номинация :


«За организацию духовно-нравственного воспитания в образовательной

организации»

Информация об авторе (авторах) работы:


Дата и место рождения : 25.05.197ог ,КБР, Терский район ,с Н-Хамидие

Адрес места жительства (с указанием почтового индекса), телефоны,e-mail

КБР, Прохладненский район, с Псыншоко, ул. Центральная ,1, 361010,

тел 89674297417 ,e-mail- [email protected]


Место работы или род занятий : МКОУ «СОШ с Псыншоко» учтель истории __________________________________________________

Почётные звания (при их наличии) -______________________________________________

Наличие премий, призов и иных наград -___________________________________________




Хапачева М.С..________________________




2022 год








Пояснительная записка

В наше время проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобретает особое значение. Люди теряют моральные ориентиры, обесцениваются такие понятия, как совесть, честь, долг и все это привело к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, наркомания среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это должен быть высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Ведь у каждого из нас Родина начинается с песни, которую пела нам мать, потому что тот человек, который знает свои корни, любит свою малую Родину, гордится славой и культурой своих предков, будет уважать, и другие народы и понимать их национальные чувства.

Главная цель воспитания и обучения это гармоничная развитая личность. И поэтому, передо мной стоит задача – воспитать независимого и самостоятельного человека.


Я всегда считала и считаю, что основой воспитания подрастающего поколения является адыгэ хабзэ – свод неписаных законов, который должен был выполнять всякий адыг, любящий свою родину, свой народ и уважающий себя. Ведь адыги сохранились как этнос благодаря соблюдению принципов этой древней этической традиции – адыгэ хабзэ – означающей совокупность лучших нравственных качеств, норм общения в обществе, в семье и в быту. Роль национальных традиций очень велика для развития родного языка и нравственного воспитания подрастающего поколения.

Я думаю, что этот курс будет одной из форм реализации данных программ и предназначен для учащихся школы, стремящихся расширить, углубить и совершенствовать знания адыгских национальных традиций и обычаев.
Актуальностью этнического воспитания на современном этапе вызвана необходимостью развития национальных культур, формированием национального самосознания. Для успешного взаимодействия людей разных национальностей важно знать культуру, традиции и обычаи друг друга. И поэтому возникает необходимость в том, чтобы учащиеся стали носителями, творческими продолжателями этнокультурных традиций своего народа, необходимо их ознакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса. Все вышесказанное учитывалось при составлении комплексной программы духовно-нравственного воспитания учащихся школы.

Ценностями данной программы являются:

  1. Почитание родителей;

  2. Забота о старших и младших;

  3. Любовь к России, к своему народу, к своей малой родине;

  4. Служение Отечеству;

  5. Долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьёй.

В правовом государстве должно существовать:

  1. гражданское общество;

  2. закон и правопорядок;

  3. межэтнический мир;

  4. свобода и ответственность;

  5. свобода совести и вероисповедания;

  6. свобода личная и национальная;

  7. служение Отечеству (ратное, трудовое, духовное).

  8. Доверие к людям;

  9. институтам государства и гражданского общества.

  10. Нравственный выбор.

  11. Смысл жизни.

  12. Милосердие.

  13. Честность.

  14. Достоинство.

  15. Любовь.

  16. Жизнь.

  17. Родная земля.

Новизна программы состоит в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания школьника.
В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России. 
В наше время всем очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека с культурой своего народа. Очевидно и то, что глубинная преемственность в культурных традициях возникает только тогда, когда ребёнок начнёт осваивать их с самого малого возраста. Народная культура должна предстать в своей целостности, исходной связи с жизнью человека. 
Программа, которую я представляю, ставит своей целью знакомство учащихся с историей и культурой своего родного уголка, родной земли. В данной программе предлагаются знания, воспитывающие уважение, любовь к культуре, традициям, быту и опыту родного народа и живущих вместе с ним других народов, а также культуру межнационального общения народа, населения нашего села. 
Режим занятий: программа рассчитана для 10-13 лет. Занятия проводятся один раз в неделю по одному часу после учебных уроков. Длительность изучения 34 часа в год
 Цель программы: Познакомить учащихся с духовным и материальным и наследием народа; формирование черт гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, общей культуры. 

Задачи:

Формирование первоначальных представлений о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.

Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
3. Изучить историю родного края, обычаи, традиции и духовную культуру своего народа.
4. Познакомиться с историческими памятниками и достопримечательностями родного края.
5. Приобрести знания основ культуры и искусства многонационального населения.
6. Способствовать развитию у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности.
7. Выработать умения по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
8. Воспитать любовь к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.
9. Воспитать любовь к родному краю, её природе и бережное отношение к ней.
10. Воспитать у учащихся чувство патриотизма, гордость и уважение за свой народ.
11. Сформировать интерес к изучению родного края.
Основные методы воспитания: убеждения, упражнения, личный пример
Средства обучения: видеоаппаратура, видеокассеты, компьютер.
 Формы организации: беседа, познавательно-развлекательные игры, экскурсии, тематические устные журналы, диспуты, инсценированные представления, праздники народного календаря, выставки, конкурсы рисунков, фотографий, просмотр видеофильмов, народные игры , встречи с интересными людьми, выставки. 
 Психологическое обеспечение программы:
• создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
• создание творческой атмосферы и желания у учащихся в практической деятельности;
• применение индивидуальных, групповых форм обучения;
 Ожидаемые результаты:
По окончанию обучения учащиеся должны знать: 
• историко-культурное, духовное наследие своей республики
Должны уметь: 
• применять полученные знания на практике;
• работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями;
• формировать собственную позицию;
• вырабатывать и отстаивать свою точку зрения.
Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование нравственной личности гражданина и патриота Родины. Убеждённость учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину и гордится ею, изучает духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества. 

Я думаю, что «Нравственные уроки», должны быть эмоциональными, строиться на внимании и памяти. Также они должны включать в себя игровые элементы. Нужно использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. Домашнее задание может быть такое как рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Важно отметить всех, кто выполнил домашнюю работу. На нравственных уроках важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

Занятия будут проводиться в форме уроков, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.

Программа предполагает реализацию формирования первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов. Проведение таких мероприятий как:

  1. «Акъыл жан» (острый ум);

  2. «Умники умницы»

  3. «Адыгский этикет и его достоинство»

  4. Инсценировка одного из национальных обрядов кабардинцев.

  5. Адыгские детские игры.






Планируемые результаты освоения учащимися

программы внеурочной деятельности «Нравственные уроки»


В процессе реализации программы планируется воспитание нравственных чувств и этического сознания у школьников как направление духовно - нравственного развития и воспитания, обучающихся на основе культурных традиций своего народа должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

В ходе реализации программы «Нравственных уроков» будет обеспечено достижение обучающихся воспитательных результатов и эффектов.

Ожидаемый результат:

  • бережное отношение к своей семье и её родословной;

  • любовь к своему народу, родному языкуи народам других стран;

  • у детей сформируются понятия «Родина», «Отечество», «семейные ценности», «здоровый образ жизни»;

  • появится положительная мотивация, интерес к учёбе;

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

Личностные универсальные учебные действия:

  • ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

Выпускник получит возможность для формирования:

  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках

Познавательные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
























Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

Дата

План

Факт

1.

Вводное занятие. Техника безопасности.

1



2-3.

История адыгского народа и их отношение с другими народами.

2



4-5.

Устное народное творчество адыгов.

2



6.

Пословицы об этикете.

1



7.

Мудрые мысли и изречение об адыгах.

1



8-9.

Нартский эпос.

2



10-11.

Адыгский этикет и его достоинство.

2



12-15.

Лучшие традиции и обычаи кабардинского народа.

4



16.

Обычай приветствий.

1



17.

Обычай прощаний.

1



18.

Уважительное отношение к родителям.

1



19.

Уважительное отношение к старшим.

1



20.

Уважительное отношение к женщине.

1



21.

Особенности проведения праздников связанных с рождением ребенка и последующим развитием ребенка.

1



22.

Празднование первых самостоятельных шагов ребенка (Лъэтеувэ).

1



23-24.

Воспитание детей и подростков: аталычество.

2



25.

Роль женщин в адыгском обществе.

1



26-28.

Инсценировка одного из национальных обрядов кабардинцев.

3



29-30.

Основные национальные одежды адыгов.

2



31-32.

Танцы и танцевальный этикет.

2



33-34.

Адыгские детские игры.

2




ИТОГО

34





Литература

1. К.Х .Унежев «Культура адыгов и балкарцев». «ЭльФа»2003г. 2.М.Д. Бекалдиев «История Кабардино-Балкарии древнейших времен до конца 19в.». Нальчик, 1997г. 3. А. Гукемухов «История Кабардино- Балкарии». Нальчик, 1988г. 4.Н. Жиляев «Щэнгъасэ». Нальчик, 2003г. 5.С.Х.Мафедзев «Обряды и обрядовые игры адыгов». Нальчик, 1997г. 6.Е.А.Гурбина «Обучение мастерству рукоделие». Волгоград, 2008г. 7.С.Х.Мафедзев «Адыгэ хабзэ». Налшык 1994гъ.