Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 р.п.Хор района имени Лазо Хабаровского края
Занятие по духовно-нравственному воспитанию школьников
Тема: «Дружба – чудесное слово»
Подготовил:
Руководитель школьного музея «Наследники»
Васенина Елена Геннадьевна
Цели:
Дать понятие настоящей бескорыстной дружбы.
Ознакомить с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, показать, что человек не может жить один, ему нужны верные друзья.
Учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, учить разделять радости и печали.
Воспитывать уважение к окружающим, вежливое обращение ребят друг к другу.
Ход занятия
Вступительное слово
- Дети, давайте улыбнемся друг другу. Пусть наше занятие принесет нам всем радость общения. Покажите ваше настроение.
-Давайте поработаем с вами так, чтобы у всех настроение стало радостным.
- Наше занятие я хочу начать со сказки. (Звучит музыка, рассказывается сказка.)
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса ещё не просохнет…
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот выбирай, - сказал волшебник. – одну зовут Радость, другую – Доброта, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую –.Дружба.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…
- Твоя правда. – ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
- А кого выбрали бы вы? Почему? (Звучит музыка и продолжение сказки):
Любовь подошла к девушке по имени Дружба и протянула ей руку.
- Почему Любовь выбрала Дружбу? (Ответы детей).
- Какое прекрасное слово – “дружба”! (Слайд ). Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или посекретничать о своём.
- Как вы думаете, о чём сегодня будем с вами говорить? (Дети высказывают свои предположения)
- Да наше занятие называется «Дружба - чудесное слово»
- Как вы думаете, что нового мы должны будем узнать, чему должны научиться?
Работа над понятием «дружба» .
а) Поразмышляйте о том, «Что такое дружба?» (Слайд ).
(После небольшого размышления каждый высказывает свое мнение)
Учитель подводит итог и дает определение понятию «дружба».
- Давайте с вами посмотрим в толковом словаре как дается такое определение, что такое дружба: «Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».
- Как вы понимаете выражение «взаимное доверие»? Общность интересов? Привязанность?
- Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.
б) Дети, подумайте, «Зачем дружба нужна людям?».
- А как вы думаете, только ли люди дружат?
- В народе говорят «собака – лучший друг человека». Как вы понимаете эти слова?
Работа над понятием «настоящий друг» . (Слайд )
-Дети, а сейчас вам нужно выяснить, каким должен быть друг. Предлагаю карточки со словами. Конверт №1. Вы будете работать в парах. Выберите те качества, которыми должен обладать друг.
(Дети работают в парах. На карточках записаны слова: скромный, злой, завистливый, доброжелательный, равнодушный, общительный, хвастливый, отзывчивый, добрый, жадный.)
- Какие качества вы выбрали? Почему?
- Почему оставили карточки со словами «злой», «завистливый», «равнодушный», «хвастливый», «жадный»?
Игра «Волшебная рука»
- А теперь давайте с вами поиграем в игру «Волшебная рука». На прошлом занятии вы обводили свою ладошку. Вот теперь она нам пригодится. Возьмите конверт №2 и на пальчиках своей ладошки напишите свои достоинства и хорошие качества.
- А теперь свои ладошечки подарите тому, с кем вы дружите или хотели бы подружиться.
- Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Говорят, что друг познается в беде. В этом случае особенно остро проявляются такие качества как бескорыстие, доброта, отзывчивость.
- Хотели бы вы иметь такую подругу, как в рассказе Н.Чабаевского “Одинаковые”.
(Дети разыгрывают по ролям).
Жили две неразлучные подружки. Обе они походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платьица, обе учились только на пятерки.
- Мы во всём, во всём одинаковые, - с гордостью говорили девочки.
Но однажды Соня (так звали одну из девочек) прибежала домой и похвасталась маме:
- Я получила по математике пять, а Вера только тройку. Мы стояли уже не одинаковые…
Мама внимательно посмотрела на дочку, потом сказала грустно:
- Да ты стала хуже…
- Я? – удивилась Соня – но ведь тройку получила не я!
- Тройку получила Вера, но она получила её, потому что на днях болела. А ты обрадовалась, а это значительно хуже!
ВОПРОСЫ:
За что мама осудила Соню?
Что бы вы сказали Соне?
Как ей надо было поступить?
Учитель.
- Нельзя быть равнодушными к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живёт один раз на Земле, поэтому каждый день нужно творить добро.
Учитель.
- Очень много написано и придумано пословиц о дружбе.
Дружба – как стекло, разобьёшь – не сложишь. Дружбой дорожи, забывать её не спеши. Вот мы с вами и вспомним пословицы. На слайде написана только половина пословицы, вы должны назвать другую половину. (слайд )
Нет друга – ищи … … /а нашел – береги/.
Не имей сто рублей … … /а имей сто друзей/.
Один за всех …… /и все за одного/.
Человек без друзей …… /что дерево без корней/.
Творческая работа «Елочка дружбы». (слайд )
- А какое дерево скоро соберёт всех друзей вокруг себя?
- Давайте сейчас поработаем с вами в группах: создадим правила дружбы и напишем их на ёлочных игрушках, которые лежат у вас в конверте № 3. И украсим нашу ёлочку, этим самым вы откроете секреты дружбы.
Каждый ребенок выходит, зачитывает свое правило и прикрепляет к дереву.
- Соблюдая эти правила дружбы, я думаю, вы никогда не потеряете друга. (Учитель каждому дарит на память эти правила). А я на память о сегодняшнем занятии хочу вам подарить законы дружбы.
ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ.
Не обзывай и не унижай своего друга.
Помогай другу в беде.
Не обманывай друга, будь с ним честен.
Не предавай своего друга.
Умей признать свои ошибки и помириться с другом.
Будь внимателен к своему другу.
Умей уступать своему другу.
Подведение итогов (рефлексия)
- А теперь какое ваше настроение?
- Наш сегодняшний день о дружбе закончен. Наш класс – это маленькая семья. Хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, любовь, взаимопонимание.
- Всем спасибо за внимание!