Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования поставлена задача по организации образовательных отношений «на основе духовно-нравственных ценностей и правил поведения в интересах человека, семьи, общества». Образовательная программа детского сада должна способствовать «морально-нравственному развитию личности ребенка».
Современные педагоги (О.С. Богданова, Н.А. Ветлугина, И.Ф. Мулько, И.Ф. Свадковский и др.) отмечают, что значение нравственного воспитания в условиях детского сада состоит в «формировании нравственных представлений, чувств и поведения, соответствующих возрасту воспитанников». Раскроем смысл понятия «нравственное воспитание» через понятия, его составляющие: «воспитание» и «нравственность». В Законе «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 29.12.2013 №273) воспитание определяется как «целенаправленная деятельность, направленная на создание условий для развития духовно-нравственной культуры на основе общечеловеческих и традиционных ценностей».
В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова, воспитание— это «навыки поведения общественной жизни (социальной, нравственной, профессиональной), привитые семьёй, школой, средой».
И.Ф. Свадковский утверждает, что «нравственность— это многоаспектное понятие, включающее в себя духовные качества, моральные нормы и правила поведения, определяемые этими качествами». Нравственность, при этом, по мнению Свадковского, не просто формируется - она воспитывается с малых лет.
М.Ф. Харламов под нравственным воспитанием понимает «сознательное и систематическое культивирование в подрастающем человеке общечеловеческих нравственных качеств; организуемое и направляемое освоение моральных ценностей и этических знаний; формирование способности жить согласно нравственным нормам и воплощать их в практической деятельности». Результатом нравственного воспитания, добавляет Ю.К. Бабанский, является «формирование нравственно цельной личности в единстве ее нравственного сознания, мотивов, потребностей и установок, нравственных чувств, навыков, привычек общественно ценного поведения».
И.Ф. Мулько отмечает, что нравственное воспитание детей дошкольного возраста «эффективно осуществляется только как целостный процесс, соответствующий нормам общечеловеческой морали и учету возрастных и индивидуальных особенностей детей». Обобщая все выше приведенные определения, можно выделить основные составляющие, входящие в состав нравственного воспитания дошкольников. Это нравственные представления, нравственные чувства и нравственное поведение. О.С. Богданова и Л.И. Катаева считают, что формирование первоначальных нравственных представлений дошкольников— это психолого-педагогическая доминанта развития личности ребенка. Эти авторы формулируют педагогическое правило: «нравственные представления формируются в его сознании ребенка на основе определенной последовательности поступков, умело направленных взрослыми». Эта последовательность выражена цепочкой следующих действий: выдвижение образца нравственного поведения действие ребенка по образцу повторение образца выработка стереотипа, при котором ребенок ощущает социальную значимость нравственного поступка возникновение у ребенка потребности опираться на данный стереотип в сходных ситуациях». Х. Штольц и Р. Рудольф указывают, что овладение нравственными представлениями— это длительный и сложный процесс. «Расширение жизненного опыта ребенка приводит, с одной стороны, к углублению и дифференцировке нравственных представлений, с другой — к их обобщению, приближению к элементарным нравственным понятиям (о дружбе, об уважении к старшим, о любви к родине и т. п.). Формирующиеся нравственные представления начинают играть регулирующую функцию в поведении детей, их взаимоотношениях к окружающими людьми». По мнению И.Ф. Свадковского, нравственные чувства— это «эмоциональные ощущения, переживания, возникающие у ребенка в процессе реальных нравственных отношений и взаимодействий. Эти чувства формируются у ребенка дошкольного возраста в результате развития представлений о плохом и хорошем, о должном и не должном, осознания нравственной основы социальных норм».
Воспитание нравственного поведения дошкольников, по мнению О.С. Богдановой и Л.И. Катаевой,— это формирование «механизма перевода нравственных поступков в нравственные привычки, в результате чего ребенок усваивает нравственные ценности и нормы поведения и у него вырабатывается потребность производить усвоенные действия и пользоваться усвоенными способами поведения». Знание этих трех составляющих нравственного воспитания помогает определиться в том, что именно необходимо воспитывать в ребенке, чтобы он стал по-настоящему нравственным человеком. Все составляющие нравственного воспитания взаимосвязаны между собой. Они же дают возможность сформулировать цель нравственного воспитания детей дошкольного возраста, которая состоит в том, чтобы сформировать у каждого ребенка нравственные представления, чувства и поведение.
Н.А. Ветлугиной, И.Ф. Мулько, И.Ф. Свадковским определены следующие принципы (т.е. основополагающие положения, идеи) нравственного воспитания дошкольников: воспитание в детском коллективе; уважение к личности воспитанника; учет возрастных и индивидуальных психологических особенностей каждого ребенка; целостность, непрерывность и преемственность процесса формирования нравственной направленности личности. Главное направление нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста — общение со взрослыми и сверстниками, которое направлено на «развитие нравственного опыта в коллективной жизни, в общении, в совместной деятельности». Второе направление - «формирование у ребенка нравственных потребностей в общении, в труде, в освоении культурных ценностей и т. д.». Третье направление — формирование нравственных чувств. Для этого необходимо включать дошкольника в «ситуации, которые требуют от ребенка соучастия, сопереживания и обогащают чувства ребенка нравственным содержанием». Четвертое направление — «соподчинение мотивов поведения, ориентированное на развитие у ребенка осознанного умения руководствоваться в своем поведении моральными мотивами, что приводит к становлению основ нравственной направленности личности». Умение сознательно управлять своими чувствами представляет для дошкольников достаточную трудность, поэтому поведение детей требует постоянного внимания воспитателей, педагогов, родителей.
И сегодня вопросы нравственного воспитания привлекают внимание педагогов и психологов. По данным исследований О.С. Богдановой, Л.Р. Болотиной, М.А. Бесовой, Л.И. Романовой, эффективность нравственного воспитания в значительной степени зависит от грамотной организации коллективной деятельности детей, от правильного синтеза ее с методами убеждения, от накопления положительного индивидуального морального опыта. Ученые неоднократно подчеркивают важность и значимость воспитания нравственных чувств и качеств ребенка, развития нравственных отношений в коллективе.